Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Либеральные экономические теории

Институционализм

Монетаризм

Денежная теория. Считали, что экономикой можно управлять через денежную сферу. Основной идеолог – Ирвинг Фишер, а после Второй Мировой – Милтон Фридман. Он как раз сформулировал, что количество денег должно быть равно количеству товаров в экономике.

Занимается изучением экономических правил поведения. Делится:

1. Социально-психологическое направление (Торстейн Веблен)

2. Социально-юридическое (Комманс).
Цена – договорные отношения. Какая цена прописана в контракте, та и уплачена.

3. Экономика конъюнктурная (статистическое) (Уесли Митчел)
Соединил эмпирические исследования (статистические) с макроэкономическим аппаратом экономической теории.

Немецкое направление (Людвик Эрхард)

Французское направление (Француа Пэру)

Шведское направление (распр. На Норвегию, Финляндию) (Гуннер Мюрдель). Активная защита населения.

Тема 3. Рыночный механизм.

- Теория спроса

- Теория предложения

- Взаимодействие спроса и предложения

Рыночный спрос и его факторы.

Спрос определяет количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течении определенного периода времени.

Потребность безгранична.

Кривая спроса – описывает картину спроса на данном товарном рынке, т.е. зависимость между:

- Ценой товара

- Объемами его покупок, возможными при различных уровнях цен

Линейная функция спроса.

 

P (цена)

 

D (спрос)

 

Q – количество продаж

 

Закон спроса отображает обратную зависимость между ценой и величиной спроса:

С увеличением цены спрос на товар падает и наоборот, снижение цены приводит к росту спроса на товар.

 

Закон спроса не действует:

- при ажиотажном спросе

- в отношении редких и дорогостоящих товаров

- в отношении «престижных» товаров

- в отношении товаров первой необходимости (товары Гиффена)

Обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него объясняется действием:

- эффекта дохода

- эффект замещения

- эффект убывающей предельной полезности

Таким образом кривая спроса – это модель рыночной ситуации. Она описывает все варианты величины спроса, которые возможны на рынке в данный момент времени.

Неценовые детерминанты спроса.

- изменение предпочтений потребителей (вкуса и моды) (Z)

- Изменение дохода (I)

- Цены других товаров (Psub, Pcom)

- Количество покупателей на рынке (N)

- Ожидания покупателей в отношении изменения цен (W)

- Прочие факторы (B)

Qd = F (I, z, w, Psub, pcom, n, b)

Эластичность спроса.

Степень изменения спроса под воздействием влияющих на него факторов:

-Ценовая эластичность спроса

-Перекрестная эластичность спроса

- Эластичность спроса по доходу

Характеризует степень измерения спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичность (Ed):

Способы расчётов эластичности

- Точечная эластичность

- Дуговая эластичность

Виды ценовой эластичности спроса.

Совершенно неэластичный спрос: цена изменяется, спрос постоянный, Ed = 0, выручка уменьшается

Неэластичный спрос: цена изменяется больше, чем спрос, Ed<1, выручка уменьшается

Единичная: цена и спрос изменяется одинаково, Ed=1,выручка не изменяется

Эластичный спрос цена изменяется меньше чем спрос Ed>1, увеличивается

Совершенно эластичный спрос, спрос изменяется, цена постоянна, Ed = бесконечность, выручка увеличивается

Факторы, влияющие на степень ценовой эластичности спроса

- Количество заменителей данного товара

- Удельный вес данного товара в доходе потребителя

- Значимость товара (является ли товар предметом первой необходимости или предметом роскоши)

- Время, имеющееся в распоряжении покупателя

Перекрёстная эластичность спроса.

- Характеризует степень изменения спроса на товар «X» при изменении цены на товар «Y» на 1%

Эластичность спроса по доходу.

Характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода, измеряется коэффициентом эластичности спроса по доходу

Рыночное предложение и его факторы

Предложение – количество товара, которое производители (продавцы) готовы продать (могут предложить) в единицу времени при данных условиях.

Объём предложения – это такое количество товара. Которое желает и имеет возможность продать на рынке продавец при определённых условиях.

Кривая предложения (S) – это графическое представление зависимости объёма предложения (Q) от цены товара (P)

Закон предложения отражает прямую связь между ценой и количеством предлагаемого продукта.

Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Линейная функция предложения.

Нелинейная функция предложения.

Неценовые факторы (детерминанты) предложения

- Величина издержек (затрат) производства товара

- Налоги и субсидии

- Количество продавцов на рынке

- Цены других товаров

- Ожидания в отношении изменения цен

Сдвиг линии предложения под влиянием неценовых детерминантов.

Эластичность предложения характеризует степень изменения предложения под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности предложения (Es)

Рыночное равновесие спроса и предложения.

Рыночное равновесие – состояние рынка, при котором спрос на товар соответствует его предложению и ни один хозяйствующий субъект не заинтересован в изменении этого состояния.

 

Восстановление нарушенного равновесия рынка товара при цене выше равновесного уровня.

 

 

Изменение спроса при неизменном предложении.

Задание: определить формулы по нахождению излишка потребителя, излишка производителя

 

Тема 6: Теория потребительского поведения и политика распределения доходов.

Потребление – процесс использования произведённых благ. Различают конечное и промышленное потребление.

Ограничение теории:

  1. свобода и суверенитет потребителя
  2. рациональное поведение
  3. предпочтения
  4. бюджетное ограничение
  5. ценовое ограничение

Кардинализм. (Util – полезность) MU –предельная полезность, прирост общей полезности при потреблении дополнительной единицы блага.

MU / P - взвешенная предельная полезность. Правило максимилизации полезности.

Кардиналисты считали, что полезность можно измерить абсолютно, в ютилях. Каждая последующая единица товара приносит меньшую пользу при потреблении, следовательно потребитель должен соотнести полезности всех групп товаров.

Ординализм. Представители направления полагают, что полезность можно измерить только относительно, с использованием двух наборов благ.

BL показывает возможное доступное кол-во товаров при существующих рыночных ценах и располагаемых доходах. От BL к BL 2 увеличился доход или снизились цены. BL 3 – повысились цены на пищу.

Точка Е это оптимальный выбор потребителя, в которой предельные нормы замещения Q пищи и одежды равны.

Как и теория кардинализма ординализм обладает существенными недостатками.

Недостатки: наше потребление не ограничивается только двумя наборами благ. (мы потребляем 45 наборов).

Теория не усматривает физиологических характеристик среднестатистического потребителя. В каждой стране существует свой индивидуализированный набор минимальных благ.

Кривая Лоренса и коэффициент Джини. Эти две зависимости показывают фактическое распределение доходов в экономике.

ОС – абсолютное равенство.

CD – абсолютное неравенство

Интерпретация мальтузианской теории.

Кривые доходов и расходов Эрнста Энгеля

 

Структура потребительского бюджета.

Доходы:

  1. Заработная плата (у нас 90%)
  2. Пенсия, стипендия, пособие, дотация
  3. Доходы от личного подсобного хозяйства
  4. Доходы из других источников (Доходы от инвестирования)

Расходная часть:

  1. расходы на продовольствие
  2. непродовольственные товары
  3. культурно – бытовые услуги
  4. налоги, сборы, платежи
  5. сбережения

Минимальный прожиточный минимум 5887 рублей:

  1. мука и крупы (182,5 кг в год)
  2. картофель (120 кг в год)
  3. овощи (82 кг в год)
  4. свежие яблоки (19 кг в год)
  5. сахар и кондитерские изделия (21 кг в год)
  6. мясопродукты (36 кг в год)
  7. рыбопродукты (15 кг в год)
  8. молокопродукты (189 кг в год)
  9. яйца (180 штук в год)
  10. масло растительное и маргарин (13 кг в год)
  11. чай, специи (5 кг в год)
  12. верхняя одежда (3 изделия на 8 лет)
  13. костюмно-платьевое группа (8 изделий на 4 года)
  14. бельё (9 штук на 2 года)
  15. чулочно-носочные изделия (7 пар на 1,5 года)
  16. обувь (6 пар на 3 года)
  17. товары бытового назначения (19 наименований на 11 лет)
  18. предметы первой необходимости, санитария и предметы гигиены (10% от МРОТ, 588 рублей в месяц)
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кейнсианство | Лекция. Моя дом – моя крепость, или как защитить свой дом
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.