КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Природа философских проблем. Функции и предмет философии
Философия – это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философия буквально означает любовь к мудрости и является систематическим критическим исследованием способа наших суждений, оценок и действий, имеющим целью сделать нас более мудрыми, лучше познать самих себя. Философия возникла около 2500 лет назад в странах Древнего мира – Индии, Китае, Египте. Своей классической формы достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые выделил другой древнегреческий мыслитель – Платон. В начале развития общества философия объединяла всю совокупность знаний, накопленных человечеством на ранних стадиях его развития, и была призвана дать человеку систему общих знаний о мире, обществе и о нем самом. Затем в ходе развития общества научные знания приобретают самостоятельное существование и образуются такие науки, как математика, физика, химия, биология и т.п. В философии основными понятиями являются: «истина», «мир», «человек», «справедливость» и т.д. Сама философия также дифференцируется. Формируются ее относительно самостоятельные разделы: онтология – учение о бытии; гносеология – учение о познании; логика – учение о законах и формах мышления; эстетика – учение о прекрасном; социальная философия – учение об обществе; история философии – изучает развитие философского знания; этика – учение о нравственности, морали. В процессе развития философии менялся круг ее проблем. Для начального периода древней философии был характерен космоцентризм – стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность. Позднее внимание перемещается на человека, общественное устройство, философия периода античности становится антропоцентричной. В Средние века в философии на первое место выходит теоцентризм, согласно которому природа и человек рассматриваются как творение Бога. В Новое время получает развитие рациоцентризм – изучаются возможности человеческого разума познать окружающий мир. В настоящее время главенствующими являются проблемы разработки научных методов познания, форм общественного устройства, человека и его места в мире и т.п. Функции философии: мировоззренческая –призвана дать человеку целостную картину мира; методологическая – способствует разработке всеобщих, общенаучных и частных методов познания; интеграционная – обобщает выводы частных наук и на их основе создает всеобщие методы познания; аксиологическая – выражает определенные ценности той или иной философской системы, на основании которой формируется определенный общественный идеал; критическая – пересматривает ранее выдвинутые теоретические положения и практические рекомендации и приводит их в соответствие с изменяющейся действительностью. Предметом философии являются всеобщие свойства и связи действительности – природы, общества и человека – отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления. 55 ЦЕНТРАЛЬНАЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ. Центральная мировоззренческая проблема – отношение человека к миру – конкретизируется в философии как отношение мышления к бытию, духа к природе. Эта проблема является основным вопросом философии, так как через отношение человека, его мышление, сознание, всю его духовную деятельность в окружающем мире осознается место человека в мире, его предназначение, смысл его существования. Основной вопрос философии имеет две стороны: что первично – материя или сознание и познаваем ли мир. Решение первой стороны делит философов на материалистов, признающих первичным элементом материю, существующую вне и независимо от сознания, а сознание – вторичным, производным от материи; дуалистов, которые признают независимое и равноценное сосуществование материи и сознания, и идеалистов, считающих, что дух (сознание) предшествует материи и творит ее. Следует подчеркнуть, что идеализм имеет две разновидности – объективный и субъективный идеализм. Сторонники объективного идеализма исходят из признания основой всего существующего объективное, независимое от человека духовное начало – мировой дух, внечеловеческий разум, мировую волю. Представителями объективного идеализма являются Платон, Г.В.Ф. Гегель и др. Субъективные идеалисты считают первичным сознание человека, субъекта, а окружающий мир оказывается результатом его духовного творчества. Представителями субъективного идеализма выступают Беркли, Юм и др. Философский материализм, основными историческими формами которого являются стихийный материализм древних, метафизический материализм XVII–XVIII вв. и диалектический материализм, тесно связан с наукой, опирается на ее положения и выводы. Кроме того, существуют дуалистические философские системы, признающие материальное и духовное как два независимых начала: учения, признающие существование материального мира, но не отрицающие его Божественного творения и теории, материалистически объясняющие природу и идеалистически-общественные явления. Вторая сторона основного вопроса философии – познаваем ли мир? Большинство философов утвердительно отвечают на этот вопрос. В истории философской мысли такую позицию отстаивали эмпиристы, рационалисты, диалектические материалисты. Часть философов (агностики) отстаивает идеи об ограниченности познавательных возможностей человека, а рациональному познанию противопоставляется познание сверхразумное – инстинкт, мистическая интуиция, Божественное откровение и т.п. Такие течения включают различные школы иррациональной философии, а некоторые из них смыкаются с оккультизмом и мистикой.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |