Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблематика биоэтики в сфере моральной регуляции




Сформулируем вопрос: «Почему необходимо обратиться к проблемному полю биоэтики, анализируя феномен «ценности человеческой жизни»? Поскольку именно в рамках биоэтики многие традиционные для этики проблемы получили новое освещение. Биоэтика послужила толчком к возникновению и развитию всей прикладной этики. Более того, ее проблематика и варианты решения ключевых проблем оказались важными не только в сугубо прикладном, практическом смысле, но и в общетеоретическом, философском. Они позволили по-новому взглянуть на многие антропологические представления: о природе человека, о смысле жизни, о смерти и умирании, праве на жизнь и смерть. Биоэтика возникла как своеобразная «этическая реакция» на возможность всяческих злоупотреблений в той важной сфере жизни, которая связана с биологической природой человека, с его выживанием на грани жизни и смерти, в условиях болезни, страдания и наказания. Более того, проблемы абортов, суррогатного материнства, эвтаназии, трансплантации органов, генной инженерии, клонирования имеют ярко выраженный этический аспект. Общество крайне неоднозначно относится к указанным явлениям.

Прежде всего, мы будем исходить из того, что биоэтика – это, в первую очередь, этика. Этика составляет корень этого слова, а био – приставка к нему. Начав с биоэтики, затем, пройдя через многие другие аспекты прикладных исследований, этика должна будет рано или поздно найти «новые» (отвечающий актуальному времени) ответы на вопросы о том, в чем состоит «ценность жизни», что такое смерть и имеет ли человек право на жизнь и смерть? Как утверждает Том Ригэн во введении к сборнику статей «Вопросы жизни и смерти», для современной западной культуры характерна «поверхностная риторика» в отношении этических проблем. Общество приспособлено к тому, чтобы говорить о моральном плюрализме вполне благодушно, не осознавая границ данного явления. Но понятие «плюрализм» равным образом применимо как к упорядоченному диалогу пересекающихся взглядов, так и к дисгармоничной «путанице» плохо подобранных аргументов. Возникает подозрение, что сегодня мы имеем дело именно с последней ситуацией. При переходе от разнообразия контекстов, в которых те или иные этические концепции были уместны, к нашей современной культуре такие понятия как «ценность жизни», «добродетель», «справедливость», «благочестие», «долг» стали иными по сравнению с тем, какими они были ранее. Как же представить историю этих изменений?

Именно при попытке ответить на этот вопроса А. Макинтайр приходит к выводу, что этическая проблематика не может рассматриваться вне социокультурного контекста. Одним из препятствий на пути преодоления «беспорядка в этических концепциях» является постоянное отсутствие исторической трактовки проблем моральной философии. Как считает автор, мы склонны видеть в моральных философах тех людей, которые ведут один и тот же спор по поводу неизменного предмета, и считать Платона, Юма и Милля современниками не только по отношению друг к другу, но и к нам. Этих погрешностей не лишены и рассматриваемые статьи по темам эвтаназии, смертной казни, суицида и эвтаназии и др.

В итоге, можно сформулировать следующий вывод: современные моральные разногласия (например, по поводу допустимости/ недопустимости смертной казни, эвтаназии и аборта) не могут прийти к завершению, потому что никакие моральные разногласия подобного рода не завершались не в прошлом, не завершаются в настоящем и не завершатся в будущем. То, что с определенной точки зрения представляется в качестве случайного фактора современной культуры, нуждающегося в некотором историческом объяснении, является необходимым фактором всех культур. В этом состоит отличие, по мнению А. Макинтайра, этических дискуссий о ценности жизни и праве человека на жизнь и смерть. Иначе эта проблематика представлена в правовой области (в чем мы убедимся на примере рассмотрения дилемм эвтаназии и смертной казни).

Том Ригэн связывает этическое (в прикладном аспекте) осмысление проблемы жизни и смерти с проблемой эвтаназии. В статье под одноименным названием исследователь задается вопросами: «Что такое эвтаназия: милосердие или убийство? Имеет ли человек право на смерть?» Многочисленные примеры, которые рассматривает автор, убеждают в том, что однозначные ответы на эти вопросы невозможны.

Обращаясь к оксфордскому словарю, автор приводит три возможных значения слова «эвтаназия»:

1. – «спокойная и легкая смерть»;

2. – «средства для этого»;

3. – «действия по ее осуществлению».

Понимание эвтаназии в данной работе связывается с такими ценностями, как благо личности и ее моральная автономия, а в качестве основополагающих используются категории справедливости и милосердия.

Об эвтаназии можно говорить лишь в том случае, по мысли автора, когда будет доказано, что смерть являлась благом для умирающего и им же самим удостоверялась в этом качестве. Тем самым, начиная с исходных характеристик, Т. Ригэн задает своему рассуждению строгие этические рамки, оставляющие за бортом такие с моральной точки зрения неприемлемые аргументы в оправдание эвтаназии, как «польза общества», «дороговизна лечения» и т.д.

Теологи, социологи, философы и юристы долго обсуждали моральные аспекты эвтаназии: является она милосердием или убийством? Само слово «эвтаназия» зачастую неправильно понимается и, возможно, поэтому вызывает страх. С греческого языка слово «эвтаназия» переводится как «хорошая» или «легкая» смерть. Автор отмечает, что при нацистском режиме его значение искажалось и связывалось с геноцидом и оправданием массовых убийств.

В современной биоэтике это слово приобрело следующий смысл: безболезненное приведение безнадежно больного к смерти. Предполагается, что в особых случаях необратимой и мучительной болезни смерть может считаться благом для умирающего. По крайней мере, смерть не является для него злом. Речь идет о ситуациях, когда развитие медицинских технологий позволяет достаточно долго поддерживать жизнь больного, находящегося в необратимо бессознательном состоянии. Но стоит ли продлевать жизнь смертельно больного и мучительно страдающего пациента? Трудность ситуации состоит в том, что обычно бессознательные состояния и невыносимые боли бывают кратковременными; они или быстро проходят, или заканчиваются летальным исходом. Современные фармацевтические средства и биомедицинские технологии позволяют растягивать такие состояния на долгие годы и десятилетия.

Возникает проблема: поддерживать ли жизнь, если она возможна только на вегетативном уровне или при невыносимых страданиях? Поддерживать ли ее на стадии комы?

Особо следует подчеркнуть: эвтаназия как этическая проблема состоит не в том, каким наиболее благоприятным для безнадежно больного образом «предать его смерти», а в принятии решения о проведении эвтаназии.

В этическом аспекте, проблема эвтаназии приводит к следующим вопросам: что такое жизнь человека, является ли жизнь высшей ценностью, или высшей ценностью является отсутствие страданий?

3. Смертная казнь: морально-нравственный аспект.

Во все времена проблема» смертной казни» властно притягивала к себе всеобщее внимание тем, что связана с основополагающими ценностями бытия (жизнью как нравственной ценностью), затрагивает наиболее волнующую и сумрачную из тем — тему смерти. И почти всегда обозначенная дилемма смертной казни поляризовала, разводила в противоположные стороны мнения о ее справедливости, целесообразности и правомерности. О смертной казни можно судить с разных сторон. Однозначный ответ здесь так и не найден. Существуют различные аспекты этого вопроса: этический, социальный, правовой,религиозный, исторический, антропологический и другие.

Этический аспект: Исходя из принципа гуманизма, можно утверждать, что жизнь священна, это то неприкосновенное богатство, которое есть у каждого из нас. Так одна из заповедей гласит: «Не убий». Поэтому как общество должно ценить жизнь каждого индивида, так и каждый индивид должен ценить свою жизнь.

С точки зрения личности, которая ожидает этой смертной казни, это подобно катастрофе – само ожидание, особенно, если человек еще молод или если преступление не настолько тяжкое, не стоящее столь серьезного наказания. Общество уничтожает таких людей, так как противопоставляет себя ему. В качестве примера страданий человека, приговоренного к смертной казни, можно привести литературные персонажи: Жюльен Сорель («Красное и Черное» Стендаля) и Клайд Гриффитс (из «Американской трагедии» Драйзера). Оба молодых человека сильно страдают, прощаясь с жизнью перед смертной казнью. Здесь они уходят из жизни в самом ее начале, хотя их нельзя рассматривать как окончательно потерянных для общества, и применение смертной казни для них выглядит отчасти как убийство их обществом, спровоцированное политическими интересами отдельных представителей. Поэтому в случае применения обществом смертной казни должны существовать жесткие критерии и контроль за ее применением во избежание манипулирования этим инструментом.

Социальный аспект: Смертная казнь необходима обществу для охраны устоев этого общества и для охраны граждан. Поэтому на разных этапах развития того или иного общества, разные по тяжести поступки и преступления служат причиной для вынесения смертного приговора. В настоящее время самыми страшными преступлениями против личности являются убийства, насильственные действия против детей, насилия против женщин. В разряд преступников, к которым применяется смертная казнь, могут попадать люди, совершившие перечисленные преступления против личности. Наиболее резонным выглядит применение смертной казни против маньяков, унесших множество жизней. Избавление общества от этих преступников оправданно, так как эти люди уже потеряли человеческий облик и к членам человеческого общества уже не могут принадлежать.

На основе потребностей конкретного общества разрабатываются правовые нормы по применению смертной казни, строгое соблюдение которых является прерогативой органов юстиции и поддержания правопорядка. Все общество в целом, включая СМИ, внимательно следит за соблюдением процессуальных норм, и зачастую общественное мнение служит дополнительным критерием в вопросах правомерности применения смертной казни. Иногда под давлением общественного мнения верховные власти вынуждены вмешиваться в процессуальную процедуру и отменять уже вынесенный судом смертный приговор. Так, например, нескольким болгарским медикам в Ливии вынесли смертный приговор за то, что они якобы заразили несколько сотен детей СПИДом. Но под воздействием общественного мнения в это действие вмешались власти Болгарии, и власти Ливии были вынуждены отпустить этих медиков на родину.

В рамках правовой этики, дилемма смертной казни получает свое выражение в полемике между ее противниками и сторонниками.

1.Является ли смертная казнь справедливым возмездием и эквивалентным воздаянием за совершенное преступление?

· Аргумент несправедливости и неэквивалентности смертной казни. Допустим, что было бы справедливо и необходимо компенсировать убийство жертвы смертью убийцы. Но смертная казнь – не просто смерть. Она добавляет к смерти регламент, публичную преднамеренность, известную будущей жертве, наконец, организацию, которая сама по себе является источником моральных страданий. То есть здесь нет эквивалентности и адекватности, и смертная казнь приравнивается в данном аргументе к самому преднамеренному из убийств.

· Аргумент справедливости смертной казни. То, что она несправедлива – ложное мнение. Этот упрек основывается на мысли го возможности и необходимости выстроить точное соответствие между злом, которое причинило правонарушение. И страданием, проистекающим из кары. У правосудия не должно быть притязаний на точность этого соответствия. Смертная казнь рассматривается как своего рода потолок, выше которого подняться невозможно. Разумные требования сводятся к тому, чтобы ее применяли только к тем, кто совершил достаточно тяжкое преступление, чтобы она оказалась заслуженным наказанием.

2.Обладает ли смертная казнь устрашающим воздействием, упреждающим и предотвращающим новые преступления?

· Аргумент бессилия страха смерти. Нельзя отрицать, что люди боятся смерти. Лишение жизни – безусловно, высшая мера наказания. Законодатель вправе полагать, что его закон воздействует на одну из самых мощных «пружин» человеческой природы. Однако, история свидетельствует, что страх смерти редко побеждал другие человеческие страсти. Поэтому, в лучшем случае, смертная казнь может устрашить только слабых и робких людей, не склонных к преступлению, и, напротив, она не оказывает должного воздействия на людей с сильным характером.

· Аргумент устрашающего воздействия смертной казни. Число тех, кто испытывает страх перед смертной казнью, выше, чем тех, кого это наказание не устрашило. Важно напомнить, что смертная казнь отменялась, как правило, в эпохи снижения уровня преступности, и чаще всего под влиянием политических, экономических и социальных условий. С точки зрения устрашения преступника она более действенна, нежели все другие виды наказаний.

3.Не является ли смертная казнь более гуманной мерой наказания, чем, например, пожизненное заключение?

· Аргумент абсолютной жестокости и непоправимости смертной казни. Смертная казнь сторонниками этого аргумента рассматривается как наиболее жестокий вид мести. Человеку не дается никакой возможности искупить свою вину, поэтому смертная казнь рассматривается как незаконная узурпация естественного права на жизнь, которым неотъемлемо обладает каждый, даже самый плохой человек.

· Аргумент сравнительной гуманности смертной казни. Нет никакой уверенности в том, что пожизненное заключение – менее варварское наказание, чем смертная казнь, и что лучше причинять страдания. Не причиняя смерти, нежели причинять смерть, не причиняя страданий. По большей части. Как считают сторонники этого аргумента, отторжение, вызываемое смертной казнью, связано со способом ее осуществления. Отсюда большой интерес к поиску более гуманного метода смертной казни, приносящей как можно меньше страданий.

Таким образом, к экзистенциальным категориям этики относятся: смысл жизни, смерть, любовь, свобода, ответственность, морально-нравственный выбор и др.Прикладной характер исследований феноменов жизни и смерти приводит к необходимости выделения этического аспектов в указанной проблематике.Осмысление этической проблемы ценности жизни носит открытый характер и не может быть исчерпано до конца. Этические проблемы «эвтаназии» и «смертной казни» существует только для тех, кто признает принцип безусловной ценности человеческой личности, право каждого человека на жизнь, смерть и личный выбор.

ТЕМА 8. ДЕЛОВАЯ ЭТИКА: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.