КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 1. Тема « основные понятия и категорий о государстве и праве. » понятие, сущность, признаки государства
ТЕМА «Основные понятия и категорий о государстве и праве.»
Количество признаков государства может быть различно, однако выделим наиболее важные. Во-первых, государство выступает как единая территориальная организация населения в масштабах всей страны, как официальный представитель общества во взаимоотношениях с другими странами. Во-вторых, государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным аппаратом управления и принуждения, системой ведомств и учреждений, которые целенаправленно воздействуют на общественные отношения с целью их упорядочения и планомерного развития. В-третьих, государство представляет собой суверенную организацию власти. Верховенство государственной власти проявляется: а) в общеобязательности ее решений для населения; б) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций; в) в обладании рядом исключительных прав, например правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер; г) в наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия). В-четвертых, государство обладает монополией на легальное и легитимное применение силы, физическое принуждение. Формы государства. Форма государства - это структурная организация общества, выраженная в форме правления, в форме государственного устройства и в форме политического (государственного) режима. Форма правления — это состав, порядок образования и соотношение полномочий высших органов государственной власти. Формы правления различаются в зависимости от того, как осуществляется верховная власть в стране: единолично или коллегиально. Исходя из такой позиции, основными видами правления являются монархия и республика. Монархия - это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит одному лицу - монарху, занимающему пост обычно по наследству, или иногда избираемому пожизненно. В зависимости от: а) степени концентрации верховной власти в руках главы государства; б) режима взаимодействия различных органов высшей государственной власти; в) того, кому принадлежит право на формирование правительства и перед кем оно ответственно, монархии подразделяют на два основных вида: абсолютную монархию и конституционную монархию, которая, в свою очередь, подразделяется на два подвида — дуалистическую и парламентарную монархию. Абсолютная монархия характеризуется рядом признаков: а) монополия на власть со стороны монарха; б) концентрация в его руках всех ветвей государственной власти; в) отсутствие каких-либо представительных учреждений, ограничивающих власть монарха; г) правительство и министров назначает сам монарх и они ответственны и подотчетны только перед ним. При конституционной монархии власть монарха ограничена представительным органом - Парламентом. Ограничение власти монарха закреплено в Конституции, которую принимал Парламент и монарх не вправе ее изменить. Конституционная монархия имеет две разновидности: дуалистическую и парламентарную. Дуалистическая монархия отличается следующими признаками: а) по Конституции, верховная власть разделена между монархом и Парламентом. Парламенту принадлежит законодательная власть, а монарху - исполнительная; б) поскольку разделение властей является не завершенным, король обладает правом вето на решения Парламента и издания декретов-законов, равных по юридической силе законам Парламента; в) монарх сам назначает Правительство и министров и с помощью их управляет страной и государством, они подотчетны монарху; в) правом на роспуск Парламента монархом; монарх назначает руководителей местного управления и самоуправления, которые ответственны перед ним. При парламентской монархии: а) власть монарха передается по наследству и считается пожизненной; б) будучи главой государства, монарх выполняет представительную функцию, является символом государства. Формально обладает властными полномочиями. Поэтому говорят, что монарх царствует, но не правит; в) Правительство формируется Парламентом и ответственно перед ним. Победившая на выборах партия образует Правительство из числа депутатов своей фракции, а монарх формально закрепляет. Республикой называется такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти формируются населением на определенный срок путем свободных выборов. От монархии республика отличается: а) выборностью высших органов государственной власти населением, включая и главу государства на определенный срок; б) власть принадлежит народу, от имени которого делегируют органы государственной власти; в) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; г) взаимной ответственностью государства и личности перед правом. Все разновидности современных республик можно классифицировать на два основных вида: президентскую и парламентскую и производную от них — смешанную форму республики. В качестве критериев для такого разделения выступают следующие признаки: а) парламентский и внепарламентский способы избрания главы государства; б) порядок взаимодействия законодательной и исполнительной власти; в) способ формирования и порядок ответственности Правительства. В конечном счете, многообразие разновидностей республик связано с поиском баланса между законодательной и исполнительной власти. В истории человечества впервые президентская форма правления была введена по Конституции 1787 г. в США. До сих пор она остается одной из эффективных форм управления государством. Отличительными чертами президентской формы правления являются: а) глава государства Президент избирается способом всеобщего голосования населения или через коллегию выборщиков; б) глава государства Президент является главой исполнительной власти; в) четкое разделение законодательной, исполнительной и судебной власти; г) наличие механизма сдерживания и противовесов, не позволяющее смешение ветвей власти; д) Правительство формируется Президентом с согласия Парламента. В отличие от президентской, парламентская республика обладает следующими признаками: а) глава государства Президент избирается не народом, а Парламентом и формально обладает правом назначать главу Правительства; б) Правительство ответственно перед Парламентом; в) Премьер-министр обладает более широкими полномочиями, чем в президентской республике. Президентско-парламентская (смешанная) республика. Основными признаками смешанной республики являются: а) двойная ответственность Правительства перед Президентом и Парламентом; б) внепарламентский способ избрания главы государства; в) Президент является главой государства и главой исполнительной власти; г) сосредоточение значительных властных полномочий в руках Президента, стоящего над органами законодательной, исполнительной и судебной власти; д) ограниченные полномочия Парламента; е) широкие полномочия Правительства, включая сферу законотворчества. Формы государственного устройства. Существуют три формы государственного устройства: унитаризм, федерализм и конфедерализм. Наиболее простой и распространенной формой является унитарное устройство государства. Унитарное государство — это такая форма территориально-политического устройства, при которой существует единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих ни политической, ни юридической самостоятельностью. К таким государствам относятся Болгария, Великобритания, Испания, Италия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Монголия, Польша, Франция, Япония, Южная Корея, Северная Корея и др. Основными признаками унитарного государства являются: а) наличие по всей стране общего, единого законодательного, исполнительного и судебного органов власти, которые распространяют свою власть на всю территорию и полномочия которых не ограничиваются местными властями; б) функционирование единой правовой и денежной систем, а также существование единой судебной системы, осуществляющей правосудие на всей территории страны на основе одних и тех же правовых норм; в) единое гражданство; г) наличие единой конституции и других законов. В отличие от унитарного, федеративное государство — это единое союзное государство, состоящее из относительно самостоятельных государственных образований, взаимоотношения которых с центром основаны на разделении предметов ведения и полномочий, закрепленных в Конституции. Каждый субъект федерации имеет собственное административно-территориальное деление, высшие органы государственной власти и управления, судебные, правоохранительные, фискальные и иные органы, располагает своей конституцией и действующим законодательством, собственным гражданством. К федеративному государству относятся Аргентина, Бразилия, Россия, США, Германия и т. д. В современном мире конфедерация редко встречается. По сути, конфедерация не является в строгом смысле слова государством. Конфедерация -это союз нескольких независимых государств, которые объединились для проведения совместной политики в определенных целях. Основными признаками конфедерации являются: а) наличие наднациональных органов управления, создаваемьгх для осуществления согласованной политики государств конфедерации; б) решение этих высших органов не имеет прямого действия, а вступает в силу лишь после утверждения их центральными органами власти соответствующих государств-участников конфедерации; в) отсутствие единого высшего законодательного органа; г) отсутствие единого гражданства; д) страны-участницы конфедерации в полном объеме самостоятельно осуществляют международную деятельность; е) верховенство национального законодательства над законодательством конфедерации; ж) право свободного выхода государств из состава конфедерации. Третьим, наиболее важным элементом формы государства является политический режим. Политический режим — это приемы и методы осуществления государственной власти. В зависимости от совокупности применяемых методов и приемов различают два вида политического режима - демократический и антидемократический. Основные признаки демократии: 1) народ в управлении государством принимает непосредственное (путем выборов и референдума) и опосредованное (когда выбирает своего представителя во властные органы) участие; 2) решение принимается большинством с учетом интересов меньшинства; 3) выборность и сменяемость всех должностей органов государственной власти и их подотчетность перед избирателями; 4) преобладание методов управления: убеждения, согласования, компромисса; равенство всех граждан и органов власти перед законом; 5) реальное разделение властей. Антидемократический режим имеет несколько разновидностей: тиранический, деспотический, диктаторский, фашистский, тоталитарный, авторитарный. Антидемократический политический режим обладает следующими признаками: 1) господство одной политической партии; 2) наличие одной официальной идеологии; 3) преобладание государственной формы собственности; 4) относительная ограниченность политических прав и свобод граждан; 5) доминирование карательных мер и принуждение в управлении обществом. Механизм государства — это система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства. В таком широком понимании механизм государства состоит из государственного аппарата, государственных учреждений, государственных предприятий и финансово-денежного ресурса. Центральное место в механизме государства занимает государственный аппарат, пред- ставляющий собой систему взаимосвязанных органов государства, наделенных властными полномочиями, и занятых в них государственных служащих, которые практически осуществляют государственную власть. Наряду с государственным аппаратом в механизме государства присутствуют государственные учреждения, деятельность которых направлена на управление конкретной сферой деятельности и выполнение функций государства в этой сфере. Государственные предприятия организуются для осуществления хозяйственной и иной деятельности, направленной на производство товаров первой необходимости, оказание различных услуг населению. Структура механизма государства состоит из: 1) органов государства. Иерархически взаимосвязанные государственные органы, выполняющие одну и ту же функцию, составляют подсистему государственного механизма. Среди них выделяются следующие подсистемы: законодательная, исполнительная, судебная, контрольная; 2) принципов, определяющих порядок деятельности и функционирование органов государства; 3) полномочий, осуществляемых государственными органами, особым слоем людей, профессионально занятых в сфере управления - бюрократией. Функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых выражаются его сущность и назначение. Функции государства представляют собой различные формы активности государства, направленные по отношению к обществу, окружающей среде, социальным группам, индивиду, другим государствам. В правовом плане можно назвать три функции государства: правотворческую, правоприменительную и правоохранительную.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |