Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система и виды налогов в РК.

Бюджетное право РК.

Основные понятия финансового права.

ЛЕКЦИЯ 7

ТЕМА «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

Основные понятия финансового права. Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные от­ношения, возникающие в процессе финансовой деятельности госу­дарства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый конкретный период его развития. Формой сущест­вования финансового права выступает финансовое законода­тельство.

Финансовое право использует два метода правового регулирова­ния: императивный и диспозитивный.

Система финансового права состоит из Общей и Особенной час­тей. Общая часть финансового права представлена следующими ин­ститутами: финансовое устройство, правовые основы денежной сис­темы, управление в области финансов, финансовое планирование, фи­нансовый контроль, финансово-правовая ответственность. Особен­ная часть финансового права изучает строение финансовой системы государстваФинансово-правовые нормы ха­рактеризуются следующими признаками: выражают государственно-властное веление; приняты уполномоченным органом государства, например, принятие акта, устанавливающего налог, может быть осу­ществлено только Парламентом; содержат общеобязательные пра­вила поведения, рассчитаны на неоднократное применение и адресо­ваны неопределенному количеству субъектов; финансово-правовые нормы устанавливаются актом определенной юридической формы, например, налог может быть введен только таким юридическим ак­том, который имеет форму закона; исполнение финансово-правовых норм обеспечивается принудительной силой государства, включая принудительное исполнение финансового обязательства перед госу­дарством и привлечение лиц, нарушивших финансовое законодательство, к установленной финансово-правовой, административной и уго­ловной ответственности.

Финансово-правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные.

Обязательным субъектом финансового правоотношения высту­пает государство (в целом или в лице уполномоченного органа). Ма­териальные финансовые правоотношения опосредуют непосредствен­ное движение денежных средств (объект, деньги или денежные обяза­тельства). Организационные финансовые правоотношения опосредуют формирование денежной системы государства, его финансовые струк­туры, системы органов управления в области финансов, организации и планирования процессов формирования и распределения государ­ственных денежных фондов и организацию их использования, вклю­чая контроль.

Под денежной системой понимаются сложившиеся исторически и закрепленные национальным законодательством организационные формы функционирования денег в стране. Денежная система вклю­чает в себя следующие элементы: официальная денежная единица, виды денежных знаков; порядок эмиссии денег; режим валютного об­ращения; организация денежного обращения.

Финансовое устройство государства включает в себя: финансовую систему государства как совокупность государственных денежных фондов, систему финансовых органов государства и финансовое ре­гулирование. В итоге финансовое устройство состоит из таких звень­ев как бюджетное устройство, банковское устройство, устройство децентрализованных финансов, устройство целевых внебюджетных фондов.

Финансовое планирование —это процесс составления, рассмотре­ния, утверждения и организации исполнения финансовых планов. Объектом финансового планирования всегда выступает денежный фонд. Любой финансовый план представляет собой смету доходов и расходов соответствующего денежного фонда. Процесс финансового планирования распадается не несколько стадий: составление проекта финансового плана; рассмотрение финансового плана; утверждение финансового плана; организация исполнения финансового плана и контроль за этим исполнением; подведение итогов выполнения фи­нансового плана.

Юридическими формами осуществления финансового планиро­вания являются планово-финансовые акты в форме законов, поста­новлений, решений, приказов и т. д. Юридической особенностью пла­ново-финансовых актов является то обстоятельство, что они облада­ло

ют признаками как нормативных, так и индивидуальных юридичес­ких актов.

финансовый контроль представляет собой довольно сложную организационную систему и состоит из следующих элементов: субъект, объект, предмет, цели и методы контроля. Субъектами фи­нансового контроля выступают органы государства, наделенные со­ответствующими властными полномочиями для осуществления конт­роля, либо негосударственные субъекты, действующие от имени и по поручению государства, чьи властные полномочия возникают на ос­нове данного поручения. Орган или лицо, производящий проверку по отношению проверяемого объекта, выступает субъектом.

Объектами государственного финансового контроля являются государственные юридические лица, негосударственные юридичес­кие лица и граждане.

Предметом государственного финансового контроля выступает поведение объектов этого контроля с точки зрения соблюдения ими своих обязанностей как субъектов финансовых правоотношений. Целью финансового контроля являются: выявление фактов наруше­ния финансового законодательства или некачественного исполнения участником финансового правоотношения своих обязанностей; вы­явление виновных и привлечение их к установленной законодатель­ством ответственности; устранение нарушений финансовой дисцип­лины и ликвидация последствий этих нарушений.

Финансовый контроль - это всегда проверка или наблюдение с це­лью проверки. Осуществление контроля состоит из трех стадий: 1) сбор информации; 2) оценка собранной информации; 3) реагирова­ние на собранную и проанализированную информацию.

Под методами финансового контроля понимаются конкретные приемы и способы его осуществления: проверка расчетов финансо­вых планов (как уже утвержденных, так и проектов); анализ и счет­ная проверка отчетной финансовой документации (например, стати­стических отчетов, бухгалтерских балансов); проверка первичных де­нежных документов (платежных поручений, товаротранспортньгх на­кладных, коносаментов, приходно-расходных ордеров и т. п.); инвен­таризация денежных средств и товарно-материальных ценностей; за­слушивание и изучение докладов и других сообщений; анализ и об­общение информации поступающей от правоохранительных органов и судов; анализ и обобщение выступлений средств массовой инфор­мации и обращений граждан; получение письменных и устных объяс­нении от должностных лиц, связанных с производством финансовых операций; официальные запросы в банковские и другие учреждения; ревизия.Одним из основных и наиболее эффективных методов финансово­го контроля является ревизия. Ревизия — это проверка финансово-хозяйственной деятельности, основанная на изучении первичных до­кументов и бухгалтерских записей. Обычно ревизия проводится в сочетании с другими методами финансового контроля.

По полноте охвата ревизии бывают: а) полные, когда проводится' сплошная проверка комплексного характера; б) частичные, когда про­водится выборочная проверка по определенной тематике (например, проверяется расходование валютных средств).

По объекту проверки ревизии подразделяются на: а) документаль ные, когда проверяется лишь документация; б) фактические, когда в дополнение исследования документов проводится инвентаризация (просчитываются в натуре товарно-материальных ценностей, прове­ряется наличие денег и ценных бумаг, проводятся контрольные заме­ры в строительстве и т. п.).

По организационному признаку ревизии делятся на: а) плановые, то есть те, которые проводятся по заранее утвержденному плану; б) внеплановые. Как плановые, так и неплановые ревизии для проверя­емого обычно носят характер внезапной проверки. К числу внепла­новых ревизий относятся ревизии, проводимые по требованию судебно-следственных органов, в случае поступления внушающих доверие жалоб и заявлений граждан, а также получения других сигналов о злоупотреблениях и грубых нарушениях финансовой дис­циплины, требующих немедленной проверки и прекращения наруше­ния финансового законодательства. Результаты ревизии оформля­ются актом ревизии.

В процессе финансовой деятельности государства, финансового права, возникают две группы финансовых отношений: материальные и организационные.

Материальные финансовые отношения опосредуют движение денеж­ных средств, выражая процессы формирования или распределения государственных денежных фондов..

Организационные финансовые отношения возникают в связи с форми­рованием денежной системы страны, финансовой системы государст­ва (определение видов государственных денежных фондов и их назна­чение), системы управления в области государственных финансов определение государственных органов, на которые возлагается осу­ществление финансовой деятельности государства, установление их компетенции и порядка функционирования), организацией финансо­вого пл.

. Бюджетное право РК. Бюджетное право — это раздел Особен­ной части финансового права Республики Казахстан, регулирующий отношения, возникающие в процессе организации бюджетного устройства, а также в связи с формированием, распределением и органи­зацией использования центрального и местных бюджетов.

Предметом бюджетного права выступают общественные отноше­ния, возникающие в процессе бюджетной деятельности государства, т. е. организационные и материальные бюджетные отношения.

Бюджетное право использует два метода правового регулирова­ния: императивный и диспозитивный. Императивный метод наиболее отчетливо проявляет себя при реализации таких способов бюджет­ной деятельности, как добывание государством денежных средств посредством их односторонне-принудительного их изъятия. Диспо­зитивный метод применяется для правового регулирования тех бюд­жетных отношений, которые по своей экономической природе явля­ются кредитными (отношения государственного заимствования и отношения бюджетного кредитования).

В системе бюджетного права выделяются две части: Общая и Осо­бенная. Общая часть

Для бюджетных правоотношений характерны следующие призна­ки: 1) они возникают в процессе бюджетной деятельности государства, т. е. деятельности по формированию бюджетного устройства, а также в связи с формированием, распределением и организацией ис­пользования центрального и местных бюджетов; 2) являются продуктом правового регулирования государства общественных (эконо­мических и организационных) бюджетных отношений; 3) материаль­ным объектом бюджетных правоотношений выступают деньги или денежные обязательства, являющиеся средством либо формирования бюджета, либо его расходования в форме распределения; 4) обяза­тельным субъектом материального бюджетного правоотношения вы­ступает либо государство в целом (если речь вдет о республиканском бюджете), либо соответствующая административно-территориальная единица, представленные соответствующим государственным орга­ном или иным лицом. Государственные органы могут выступать в ка­честве самостоятельного субъекта организационных бюджетных пра­воотношений; 5) бюджетные правоотношения (как материальные, так и организационные) носят государственно-властный характер.

В практике бюджетного планирования встречаются два понятия: «бюджетный год» (или «финансовый год») и «бюджетный период» (или «бюджетный цикл»). Бюджетный год означает отрезок времени, в те­чение которого исполняется бюджет — основной финансовый план государства. В большинстве стран, к числу которых относится и Ка­захстан, бюджетный год совпадает с календарным годом, т. е. длится с 1 января по 31 декабря включительно. Бюджетный период — отрезок времени, охватывающий все стадии бюджетного планирования. На­чинается бюджетный период с момента начала работы по составле­нию проекта бюджета и завершается утверждением отчета о его ис­полнении.

Процесс бюджетного планирования распадается на несколько ста­дий, а именно: а) составление проекта бюджета; б) рассмотрение про­екта бюджета; в) утверждение бюджета; г) организация исполнения бюджета и контроль за этим исполнением; д) заключение бюджета, что включает в себя составление и утверждение отчета о его исполне­нии.

Как одно из направлений бюджетной деятельности, бюджетный контроль представляет собой деятельность уполномоченных на то государственных органов (органов бюджетного контроля) по провер­ке соблюдения порядка формирования и распределения бюджетов, а также законности и целесообразности использования бюджетных средств их получателями.

В зависимости от осуществляющих его органов бюджетный конт­роль можно подразделить на три вида: 1) бюджетный контроль, осуществляемый представительными органами; 2) бюджетный конт­роль, осуществляемый исполнительными органами общей компетен­ции; 3) контроль, осуществляемый специализированными органами бюджетного контроля. Основными методами бюджетного контроля являются: 1) рассмотрение проекта бюджета и проверка обоснован­ности заложенных в него показателей; 2) установление системы от­четности об исполнении бюджетов и рассмотрении этих отчетов; 3) проверка использования выделенных бюджетных средств на пред­мет законности бюджета, соблюдение целевой направленности, эф­фективности и рациональности; 4) проверка хода исполнения бюджета; 5) рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов как осуществление стадий бюджетного планирования.

В целях осуществления контроля за исполнением бюджета уста­новлена целая система государственной отчетности. Получатели бюд­жетных средств представляют отчеты об их использовании в соответ­ствующие финансовые органы, а также в вышестоящие органы уп­равления.

В зависимости от времени своего осуществления бюджетный конт­роль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

В материальном смысле бюджет—это государственный денежный фонд.

Бюджетную систему РК составляют совокупность бюджетов и Национального фонда РК, а также бюджетных процесса и отноше­ний. Бюджетный процесс- это регламентированная бюджетным за­конодательством РК деятельность по планированию, рассмотрению, утверждению, исполнению, уточнению, корректировке, ведению бюд­жетного учета и отчетности, государственному финансовому конт­ролю, а также по планированию и использованию связанных грантов. Бюджетные отношения — это отношения, возникающие в бюджет­ном процессе.

Существуют государственный и местный бюджет. Государствен­ный бюджет - сводный бюджет, объединяющий республиканский и местные бюджеты без учета взаимопогашаемых операций между ними, используемый в качестве аналитической информации и не подлежа­щий утверждению. Бюджет государства состоит из бюджетных средств, т.е. это деньги и иные активы государства, поступление в государственную собственность и расходование которых отражают­ся в бюджете в денежной форме. Местный бюджет — областной бюджета бюджет города республиканского значения, столицы, бюджет района (города областного значения).

В зависимости от процедуры поправки бюджет бывает скорректи­рованный, утвержденный и уточненный. Скорректированный бюджет _ утвержденный или уточненный бюджет с учетом изменений и дополнений, внесенных Правительством РК или местными исполни­тельными органами, без уточнения соответственно в Парламенте РК или маслихате.

Утвержденный бюджет — бюджет на соответствующий финансо­вый год, утвержденный Парламентом РК или соответствующим маслихатом;

Уточненный бюджет — утвержденный бюджет на соответствую­щий финансовый год с учетом изменений и дополнений, принятых Парламентом РК или соответствующим маслихатом в ходе его испол­нения.

В Республике Казахстан существуют следующие уровни бюдже­та: 1) республиканский бюджет; 2) областной бюджет, бюджет горо­да республиканского значения, столицы; 3) бюджет района (города областного значения) и 4) в случаях, установленных БК РК, может разрабатываться, утверждаться и исполняться чрезвычайный государст­венный бюджет.

Структура бюджета состоит из следующих разделов: 1) доходы: налоговые поступления; неналоговые поступления; поступления от продажи основного капитала; поступления официальных трансфертов; 2) затраты; 3) операционное сальдо; 4) чистое бюджетное креди­тование: бюджетные кредиты; погашение бюджетных кредитов; 5) сальдо по операциям с финансовыми активами: приобретение фи­нансовых активов; поступления от продажи финансовых активов го­сударства; 6) дефицит (профицит) бюджета; 7) финансирование де­фицита (использование профицита) бюджета: поступление займов; погашение займов; движение остатков бюджетных средств.

3. Система и виды налогов в РК. Налог - обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Налоги -один из главных источников дохода государственного бюджета. Ос­новная функция налогов фискальная, т.к. с их помощью создаются материальные условия действия государства. Регулирующая функ­ция: налоги стимулируют или сдерживают темпы развития экономи­ки. Согласно п. 17 ст. 10 Налогового кодекса РК налоги - это законо­дательно установленные государством в одностороннем порядке обя­зательные денежные платежи в бюджет, производимые в определен­ных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер.

Виды налогов. Налоги можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от носителя налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными. Прямой налог - это налог, где его субъект выступает фактическим носителем налогового бремени, т. е. уплата налога приводит к реальному уменьшению его имущества. Примером таких налогов выступает подоходный налог, в результате уплаты которого налогоплательщик лишается части своего дохода.

Косвенный налог — это налог, где его субъект перекладывает его бремя на другое лицо, выступающее фактическим его плательщиком (носителем налога). Примером такого налога выступают налог на до­бавленную стоимость (НДС) и акцизы. Хотя юридическим платель­щиком этих налогов выступает продавец товара, в конечном итоге они оплачиваются покупателем товара, поскольку суммы налога включаются в цену этого товара, оплачиваемого покупателем. Иначе говоря сумма налога переносится налогоплательщиком на другое лицо.

В соответствии с НК РК налоги, действующие на территории Ка­захстана, подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным нало­гам относятся НДС и акцизы. Другие относятся к прямым.

Согласно ст. 60 НК РК установлены следующие виды налогов: 1) корпоративный подоходный налог; 2) индивидуальный подоходный налог; 3) налог на добавленную стоимость; 4) акцизы; 5) налоги и специальные платежи недропользователей; 6) социальный налог; 7) земельный налог; 8) налог на транспортные средства; 9) налог на имущество.

Кроме того, в ст. 61 НК РК установлены следующие виды сборов: 1) сбор за государственную регистрацию юридических лиц; 2) сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей; 3) сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое иму­щество и сделок с ним, и др.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Индивидуальный трудовой договор | ЛЕКЦИЯ 8. Экологическое правоэто самостоятельная отрасль казахстанского право, которое призвано изучать направление деятельности государства в области правого
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.