Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контроль и ответственность в процессуальном праве




Основные понятия гражданского процессуального права.

Участники уголовного процесса.

Процессуальное право. Правоохранительные органы.

1. Процессуальное право. Правоохранительные органы. В юриди­ческой науке существует деление норм права на материальные и про­цессуальные. Материальные нормы права призваны регулировать содержание правоотношений и процессуальные нормы, регламенти­рующие порядок охраны материально-правовых норм от нарушений. Нормы процессуального права регламентируют юрисдикционный, т.е. правоохранительный процесс, который осуществляется в правопри­менительной форме специально управомоченными органами (судом, прокуратурой, полицией и др.) в случаях совершения преступлений и других правонарушений или в разногласиях, т.е. когда субъекты пра­воотношения не могут прийти к соглашению по поводу своих прав и обязанностей и обращаются в суд

процессуальное право можно определить как сово­купность (систему) правовых норм, регламентирующих порядок, форму юрисдикционной правоприменительной деятельности компе­тентных государственных органов о должностных лицах, направлен­ной на реализацию норм различных отраслей материального права.

Правоприменительная деятельность в процессуальном праве осу­ществляется с помощью правоохранительных органов. Деятельность государства и его органов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни. Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, за­щите прав и свобод человека, охране прав и законных интересов госу­дарственных и негосударственных организаций, трудовых коллекти­вов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями Обеспечением правопорядка и законности специально занимает­ся значительно меньший круг органов, те, которые существуют толь­ко или главным образом для выполнения такой роли. Их принято именовать органами охраны правопорядка, т.е. органами, которые призваны охранять установленный Конституцией РК, другими зако­нодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятель­ности государства и общества в целом. К числу таких направлений (функций) следовало бы относить: конституционный контроль; пра­восудие; организационное обеспечение судов; прокурорский надзор выявление и расследование преступлений; оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.

В сфере правоохранительной деятельности важное место занима­ют суды. При отправлении правосудия или принимая решение, выно­ся приговор, суд осуществляет применение права, реализует свои властные полномочия, вторгается в сферу прав и обязанностей граж­данина или юридических лиц.

Судебная власть - это применяемые в сфере уголовного, граж­данского и иных установленных законом формах судопроизводства властные полномочия суда, направленные на рассмотрение и разре­шение всех дел и споров о нарушенном праве. Судебная власть в Рес­публике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом. Правосудие в РК осуществляется только судом. Судебная власть осу­ществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначе­нием защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организа­ций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных норма­тивных правовых актов, международных договоров Республики. Су­дебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовно­го и иных установленных законом форм судопроизводства. Судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются только Консти­туции и закону. Не допускается принятие законов или иных норма­тивных правовых актов, умаляющих статус и независимость судей. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению пра­восудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конк­ретным делам судьи не подотчетны.

Судебные решения и требования судей при осуществлении ими полномочий обязательны для исполнения всеми государственными органами и их должностными лицами, физическими и юридическими лицами. Неисполнение судебных решений и требований судьи влечет установленную законом ответственность.

В соответствии с принципом разделения властей, назначение су­дебной власти — это защита прав, свобод и законных интересов граж­дан, государственных органов, организаций, обеспечение исполне­ния Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, меж­дународных договоров РК.

Специфические признаки судебной власти состоят в том, что она осуществляется только специальными государственными органа­ми - судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях граж­данских, уголовных и иных дел в установленном законом процессу­альном порядке.

Основной функцией судов является функция правосудия. Право­судие - вид государственной деятельности, осуществляемый судом по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел в по­рядке, обеспечивающим законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений. Судебная власть и право­судие основываются на демократических принципах, которые пред­ставляют собой закрепленные в Конституции и законодательстве о судах и статусе судей основные положения, руководящие идеи, опре­деляющие сущность и содержание организации и порядка деятельнос­ти судов при осуществлении правосудия.

Организационные связи регулируются законодательством, Кон­ституционным законом РК «О судебной системе и статусе судей Рес­публики Казахстан» от 25 декабря 2000 г., а функциональные - зако­нодательством о судопроизводстве (уголовным и гражданским про­цессуальным правом). Суды всех уровней образуются, реорганизу­ются и упраздняются Президентом Республики по представлению уполномоченных на это органов. Судебная система Республики состоит из трех звеньев и четырех инстанций. Звеном судебной системы называется совокупность судов с равными полномочиями. В судебную систему РК входят Верховный Суд РК, областные и приравненные к ним суды, районные (город­ские), а также военные суды.

Инстанция — понятие судопроизводства, она определяет этапы рассмотрения дел. В Казахстане функционирует четырехинстанционная судебная система: 1) суды первой инстанции; 2) апелляцион­ной; 3) кассационной; 4) надзорной инстанций.

Органы прокуратуры. В соответствии со ст. 83 Конституции РК и Законом РК «О Прокуратуре» от 21 декабря 1995 г. № 2709 «Прокура­тура РК - подотчетный Президенту РК государственный орган, осу­ществляющий высший надзор за точным и единообразным примене­нием законов, указов Президента РК и иных нормативных правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыск­ной деятельности, дознания и следствия, административного и ис­полнительного производства» (п. 1 ст. 1 Закона). Далее в п. 2 ст. 2 Зако­на определяется, что «прокуратура РК осуществляет свою деятель­ность независимо от других государственных органов и должностных лиц, политических партий и других общественных объединений».

Генеральную прокуратуру РК возглавляет Генеральный проку­рор, который, согласно ст. 10 Закона, назначается на должность Пре­зидентом РК с согласия Сената Парламента сроком на пять лет. Ге-

неральный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, на­значаемых по его представлению Президентом РК.

Прокуратура осуществляет высший надзор за точным и единооб­разным применением законов, указов Президента РК и иных норма­тивных правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, админист­ративного и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и установлению любых нарушений законности, а также опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам РК. Прокуратура представляет интересы го­сударства в суде, а также в случаях, порядке и в пределах, установ­ленных законом, осуществляет уголовное преследование (ст.83 Кон­ституции РК).

Целью прокурорской деятельности является обеспечение верхо­венства закона, единства и укрепления законности социально-эконо­мических, политических и иных прав и свобод граждан, суверенных прав РК, местных представительных и исполнительных органов, пред­приятий, учреждений и организаций, общественных и политических организаций и движений.

Органы внутренних дел Республики Казахстан. Согласно ст. 1 Указа Президента РК, имеющего силу Закона, «Об органах внутрен­них дел РК» от 21 декабря 1995 г., органы внутренних дел РК являют­ся специальными государственными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством РК дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, а также исполни­тельные и распорядительные функции по охране общественного по­рядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и госу­дарства.

Единую систему органов внутренних дел, согласно ст. 4 Указа, образуют Министерство внутренних дел РК, входящие в его состав департаменты и иные структурные подразделения, подчиненные ему управления внутренних дел областей, города республиканского зна­чения и столицы Республики, на транспорте, городские, районные, районные в городах, поселковых, линейные органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы, внутренние войска, учебные заведения, учреждения и иные организации.

В составе органов внутренних дел образуются: криминальная по­лиция, административная полиция и иные службы полиции, а также военно-следственные органы и военная полиция МВД, имеющие ста­тус воинского формирования.

Основными задачами криминальной полиции являются: выявле­ние, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование пре­ступлений, производство дознания по делам о преступлениях, отно­сящихся к ведению органов внутренних дел, организация и осуществ­ление розыска лиц, скрывавшихся от следствия, дознания и суда, ук­лоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропав­ших и в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Криминальную полицию образуют оперативно-розыскные, следст­венные, научно-технические и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач, непосредственно подчиненные МВД.

Задачами административной полиции являются: охрана обществен­ного порядка, обеспечение общественной безопасности, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных пра­вонарушений, раскрытие преступлений, осуществление дознания и административного производства в пределах компетенции, установ­ленных законодательством Республики Казахстан, обеспечение пра­вопорядка в местах содержания задержанных и арестованных лиц, в том числе лиц без определенного местожительства, документов, вы­явление и пресечение безнадзорности и правонарушений среди несо­вершеннолетних и иных задач, возложенных на органы внутренних дел. Административную полицию образуют службы участковых ин­спекторов полиции и участковых инспекторов полиции по делам не­совершеннолетних, подразделения патрульной службы, лицензион­ной и разрешительной системы, природоохранной и ветеринарной полиции, специальные учреждения органов внутренних дел и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед админист­ративной полицией задач.

Министр внутренних дел Республики Казахстан назначает на долж­ность и освобождает от должностей начальников департаментов МВД, начальников управлений внутренних дел областей, города республи­канского значения и столицы Республики, на транспорте учрежде­ний уголовно-исполнительной системы, учебных заведений.

Коллегия адвокатов и ее органы. Ст. 13 Конституции РК закрепляет право гражданина на судебную защиту своих прав и свобод, на полу­чение квалифицированной юридической помощи. Реализует данное право Закон РК «Об адвокатской деятельности», принятый 5 декабря 1997 г. Согласно ст. 2 Закона адвокатура организует деятельность адвокатов по защите по уголовным делам, представительству по гражданским, административным, уголовным и другим делам, а также по оказанию иных видов юридической помощи в целях защиты и содейст­вия в реализации прав, свобод и законных интересов юридических лиц.

Юридическая помощь, оказываемая адвокатами в рамках осущест­вляемой ими адвокатской деятельности, не является предпринима­тельской деятельностью. Коллегия адвокатов является некоммерчес­кой, независимой, профессиональной, самоуправляемой и самофи­нансируемой организацией адвокатов, создаваемой для оказания ква­лифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам, для выражения и защиты прав и законных интересов адвока­тов, выполнения иных функций, установленных законом.

Нотариат. Правовой основой деятельности нотариата в РК явля­ется Закон РК «О нотариате» от 14 июля 1997 г. Согласно Закону нотариат в РК - это законодательно закрепленная система защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц путем со­вершения нотариальных действий, направленных на удостоверение прав и фактов, а также на осуществление иных задач, предусмотрен­ных законом (ст. 1 Закона).

Нотариус совершает следующие нотариальные действия (ст. 343 Закона): 1) удостоверяет сделки; 2) удостоверяет учредительные до­кументы хозяйственных товариществ; 3) принимает меры к охране наследственного имущества; 4) выдает свидетельства о праве на на­следство; 5) выдает свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов и иных лиц, имеющих имущество на праве общей совместной собственности; 6) налагает и снимает запрещения отчуждения имущества; 7) свидетельствует верность копий докумен­тов и выписки из них; 8) свидетельствует подлинность подписи на документах; 9) свидетельствует верность перевода документов с од­ного языка на другой; 10) удостоверяет факт нахождения гражданина в живых: 11) удостоверяет факт нахождения гражданина в определен­ном месте; 12) удостоверяет время предъявления документов; 13) пе­редает заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицами; 14) принимает в депозит денежные суммы и ценные бумаги; 15) совершает исполнительные надписи; 16) соверша­ет протесты векселей; 17) принимает на хранение документы; 18) со­вершает морские протесты; 19) обеспечивает доказательства.

Министерство юстиции Республики Казахстан. Центральным орга­ном исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государст­венной политики в сфере юстиции, является Министерство юстиции РК. В ст. 1 Закона РК «Об органах юстиции» от 18 марта 2002 г. отмечается, что «органы юстиции РК (в дальнейшем — органы юстиции) являются органами исполнительной власти, в пределах своей компе­тенции осуществляющими правовое обеспечение деятельности госу­дарства, поддерживающими режим законности в работе государствен­ных органов, организаций, должностных лиц и граждан, обеспечива­ющими защиту прав и законных интересов граждан и организаций». Основными задачами Министерства юстиции РК являются содейст­вие закреплению правовых основ политической, экономической и социальной жизни, научное и практическое обеспечение законопро­ектных работ, обеспечение правовой и криминалистической экспер­тизы, проектов правовых законов, а также прогнозирование эффек­тивности принимаемых законов.

Органы налоговой и таможенной службы Республики Казахстан. В соответствии с Указом Президента РК «О мерах по совершенство­ванию правоохранительной деятельности в РК» от 22 января 2001 г. образовано Агентство финансовой полиции как центральный испол­нительный орган, не входящий в состав Правительства, с передачей ему функций и полномочий по управлению имуществом и делами уп­раздненного Комитета налоговой полиции Министерства государст­венных доходов РК. На вышеуказанное агентство возложено выпол­нение задач по предупреждению, выявлению и пресечению правона­рушений в сфере экономической и финансовой деятельности.

Финансовая полиция Республики Казахстан. Согласно указанному постановлению Департамент финансовой полиции является ведомст­вом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, дозна­ние, предварительное следствие и вытекающие из них иные функции. Департамент является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет свою символику, печать с изображением госу­дарственного герба РК и своим наименованием на государственном языке, а также соответствующие расчетные, валютные и иные счета в банковских учреждениях. Указом Президента РК от 23 декабря 2003 г. № 1255 финансовая полиция переименована в Агентство РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансо­вая полиция). Агентству переданы функции и полномочия из девято­го управления МВД РК, по выявлению и расследованию экономичес­ких и коррупционных преступлений. Постановлением Правительства РК от 29 января 2004 г. № 100 утверждено Положение об Агентстве РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (фи­нансовая полиция). Положением определены основные задачи, функ­ции и права Агентства. Функционирование финансовой полиции регулируется Законом РК «Об органах финансовой полиции РК» от 4 июля 2002 г.

Основными задачами Департамента являются: предупреждение, выявление и расследование преступлений, связанных с неуплатой налогов или неисполнением других финансовых обязательств перед государством; борьба с иными экономическими преступлениями и правонарушениями, повлекшими причинение убытков государству; участие в разработке и реализации государственной политики в об­ласти борьбы с экономической преступностью; международное со­трудничество в сфере борьбы с экономической преступностью.

Функции Департамента: 1) в пределах своей компетенции анализ и прогнозирование криминогенной оперативной обстановки, изуче­ние обстоятельств, способствующих совершению налоговых и иных экономических преступлений, и выработка эффективных мер по их устранению; 2) определение приоритетных направлений деятельнос­ти органов налоговой полиции, разработка правового, организацион­ного, экономического механизмов их реализации; 3) организация и контроль за осуществлением оперативно-служебной деятельности органов Департамента, оказание им практической и медицинской по­мощи; 4) расследование наиболее сложных налоговых и иных эконо­мических преступлений и преступлений, вызвавших общественный резонанс, а также производство оперативно-розыскных мероприя­тий; 5) ведение централизованного оперативно-розыскного, инфор­мационно-справочного и кадрового учета; планирование и координа­ция оперативно-служебной деятельности территориальных органов налоговой полиции; 6) подбор и расстановка кадров органов налого­вой полиции и организация их обучения; 7) обеспечение безопаснос­ти системы налоговых, таможенных и финансовых органов и др.

Таможенные органы. Таможенное дело в РК образуют порядок и условия перемещения через таможенную границу Республики това­ров и транспортных средств, взимание таможенных платежей и нало­гов, таможенное оформление, таможенный контроль и другие сред­ства осуществления таможенной политики. Таможенное дело регу­лируется Таможенным кодексом РК от 5 апреля 2003 г. № 401.

Комитет национальной безопасности Республики Каза хстан. Закон РК «Об органах национальной безопасности Республики Казахстан» от 21 декабря 1995 г. № 2710 в ст. 1 определяет назначение органов национальной безопасности РК: «Органы национальной безопаснос­ти Республики, непосредственно подчиненные и подотчетные Прези­денту Республики, - специальные государственные органы, являю­щиеся составной частью системы обеспечения безопасности РК и предназначенные в пределах предоставленных им полномочий обес­печивать безопасность личности и общества, защиту конституцион­ного строя, государственного суверенитета, территориальной целост­ности, экономического, научно-технического и оборонного потен­циала страны».

Задачами органов национальной безопасности являются: 1) учас­тие в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; 2) до­бывание разведывательной информации в интересах РК; 3) выявле­ние, предупреждение и пресечение терроризма и иной деятельности, направленной на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности РК; 4) выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступлений, отнесенных законодательством к ведению органов национальной безопасности; 5) выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной направленной на нанесение ущерба безопасности РК деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц; 6) обеспечение государственных органов, организа­ций и воинских формирований страны шифрованной и кодированной связью (ст. 2 Указа).

Территориальные органы КНБ по областям, городу республикан­ского значения и столице Республики и подчиненные им городские и районные управления (отделы, отделения) создаются для реализа­ции возложенных на органы национальной безопасности задач на со­ответствующей территории.

Территориальные органы КНБ по областям, городу республикан­ского значения и столице Республики являются юридическими ли­цами, имеют действительные и условные наименования, печати и штам­пы, счета в банках, основные фонды, объекты социально- культурно­го и медицинского назначения.

На службу в органы национальной безопасности могут поступить граждане РК, добровольно изъявившие желание служить в органах национальной безопасности, способные по своим деловым и мораль­ным качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья вы­полнять возложенные на них обязанности.

Органы национальный безопасности осуществляют свою деятель­ность во взаимодействии с государственными органами и организаци­ями РК. Должностные лица государственных органов, а также орга­низаций, командование воинских формирований обязаны оказывать содействие органам национальной безопасности в решении возложен­ных на них задач. Сотрудничество органов национальной безопасноста со специальными службами иностранных государств, международ­ными правоохранительными организациями осуществляется на ос­нове международных договоров РК.

2. Участники уголовного процесса. Задачами уголовного процесса являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, спра­ведливое судебное разбирательство и правильное применение уго­ловного закона. Внутренней формой уголовно-процессуальной дея­тельности являются уголовно-процессуальные отношения. Внешней формой уголовного процесса служит уголовно-процессуальный по­рядок. Основные формы уголовного процесса - обвинительный, ро­зыскной, смешанный, состязательный.

Принципы уголовного процесса: законность, осуществление пра­восудия только судом, судебная защита прав и свобод человека и граж­данина, уважение чести и достоинства личности, неприкосновенность личности, охрана прав и свобод граждан при производстве по уголов­ным делам, неприкосновенность частной жизни, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, неприкосновенность собственности, презумпция невиновности, недопустимость повторного осуждения и уголовного преследования, осуществление правосудия на началах равенства перед законом и судом, независимость судьи, осуществле­ние судопроизводства на основе состязательности и равноправия сто­рон, всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела, оценка доказательств по внутреннему убеждению, обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту, освобождение от обязанности давать свидетельские показания, обеспечение права на квалифицированную юридическую помощь, гласность, язык уголов­ного судопроизводства, свобода обжалования процессуальных дей­ствий и решений.

К органам, осуществляющим уголовное преследование, относят­ся прокурор, следователь, орган дознания. Уголовное преследование осуществляется в публичном, в частно-публичном, в частном поряд­ках.

В уголовно-процессуальной деятельности участвуют различные органы и лица: суд, прокурор, органы расследования, обвиняемый, подозреваемый, защитник, свидетель, эксперт и т. д. Все они выпол­няют свойственные им функции и задачи, а также в соответствии с их статусом имеют определенные права и несут обязанности.

Участники уголовного процесса — все юридические и физические лица, имеющие то или иное отношение к уголовному делу, которые имеют права и несут обязанности, предусмотренные УПК РК.

Закон подразделяет участников уголовного процесса на следую­щие группы: 1) суд; 2) государственные органы и должностные лица, осуществляющие функции уголовного преследования (прокурор, следователь, дознаватель); 3) участники процесса, защищающие свои или представляемые интересы и права (подозреваемый, обвиняемый, защитник, частный обвинитель, гражданский истец, ответчик, потер­певший и т. д.); 4) иные лица, участвующие в уголовном процессе (свидетели, эксперты, понятые, переводчики, специалисты, секре­тарь судебного заседания).

Суд, прокурор, следователь, дознаватель действуют в уголовном процессе как представители государства и, следовательно, в интере­сах государства, деятельность органов уголовного судопроизводства направлена на защиту прав граждан, государственного строя, госу­дарственной и частной собственности, общественного порядка от преступных посягательств.

Суд. Суд, являясь органом судебной власти, осуществляет право­судие по уголовным делам. Всякое уголовное дело может быть рас­смотрено только законным, независимым, компетентным и бесприст­растным составом суда. Полномочия суда как носителя судебной вла­сти определяются законом. Только суд правомочен: 1) признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание; 2) применить к лицу принудительные меры медицинского характера либо принудительные меры воспитательного воздействия; 3) отме­нить или изменить решение, принятое нижестоящим судом.

Прокурор - должностное лицо, осуществляющее в пределах сво­ей компетенции надзор за законностью оперативно-розыскной дея­тельности, дознания, следствия и судебных решений, а также уголов­ное преследование на всех стадиях уголовного процесса. Прокурор, участвующий в рассмотрении уголовного дела судом, представляет интересы государства путем поддержания обвинения и является го­сударственным обвинителем. При осуществлении своих процессуаль­ных полномочий прокурор независим и подчиняется только закону.

Следователь —должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу в пределах своей ком­петенции: следователь органов внутренних дел, следователь органов национальной безопасности и следователь органов финансовой по­лиции. Следователь вправе возбуждать уголовное дело, производить по нему предварительное следствие и выполнять все следственные действия, предусмотренные УПК РК. Все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь прини-' мает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом пре­дусмотрено получение санкции прокурора или решения суда, и несет полную ответственность за их законное и своевременное исполнение. Незаконное вмешательство в деятельность следователя влечет уго­ловную ответственность.

Дознаватель —должностное лицо, уполномоченное осуществлять досудебное производство по уголовному делу в пределах своей ком­петенции. По уголовным делам, по которым производство предвари­тельного следствия обязательно, дознаватель уполномочен по пору­чению начальника органа дознания возбуждать уголовное дело в слу­чаях, не терпящих отлагательства, а также проводить неотложные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, о чем не позднее двадцати четырех часов обязан уведомить прокурора и орган предварительного следствия.

Подозреваемы й. Подозреваемым признается лицо, в отношении ко­торого на основаниях и в порядке, установленных УПК РК, возбуж­дено уголовное дело в связи с подозрением его в совершении преступ­ления, о чем ему объявлено следователем, дознавателем, либо осу­ществлено задержание, либо применена мера пресечения до предъяв­ления обвинения. В случае задержания подозреваемого или примене­ния к нему меры пресечения до предъявления обвинения он должен быть допрошен не позднее двадцати четырех часов с момента задер­жания или применения меры пресечения при обеспечении права на свидание наедине и конфиденциально до первого допроса с избран­ным им или назначенным защитником. Задержанный подозреваемый вправе немедленно сообщить по телефону или иным способом по мес­ту своего жительства или работы о своем задержании и месте содер­жания. Орган уголовного преследования не вправе удерживать в по­ложении подозреваемого: 1) задержанного - свыше семидесяти двух часов; 2) лицо, к которому применена мера пресечения, - свыше де­сяти суток с момента объявления подозреваемому постановления об избрании меры пресечения.

Обвиняемый. Обвиняемым признается лицо, в отношении которо­го вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого, либо лицо, в отношении которого в суде возбуждено уголовное дело частного обвинения, а также лицо, в отношении которого составлен и утвержден начальником органа дознания протокол обвинения. Об­виняемый, по делу которого назначено главное судебное разбира­тельство, именуется подсудимым; обвиняемый, в отношении которо­го вынесен обвинительный приговор, — осужденным; обвиняемый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор, — оправдан­ным.

Защитник - лицо, осуществляющее в установленном законом по­рядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и ока­зывающее им юридическую помощь. В качестве защитников допус­каются адвокаты, супруг (супруга), близкие родственники или за­конные представители обвиняемого, представители профсоюзов и других общественных объединений по делам членов этих объедине­ний. Иностранные адвокаты допускаются к участию в деле в качестве защитников, если это предусмотрено международным договором РК с соответствующим государством на взаимной основе, в порядке, оп­ределяемом законодательством. Защитник допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения либо признания лица в соот­ветствии с УПК РК подозреваемым. Адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты подозреваемого или обвиняемого.

Потерпевший. Потерпевшим в уголовном процессе признается лицо, в отношении которого есть основание полагать, что ему непос­редственно преступлением причинен моральный, физический или иму­щественный вред.

В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано и допрошено любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для дела. Не подлежат допросу в качестве свидетеля: 1) судья — об обстоятельствах уголовного дела, которые ему стали известны в связи с участием в производстве по уголовному делу, а также в ходе обсуждения в совещательной комна­те вопросов, возникших при вынесении судебного решения; 2) защит­ник подозреваемого, обвиняемого, а равно представитель потерпев­шего, гражданского истца и гражданского ответчика - об обстоя­тельствах, которые стали ему известны в связи с выполнением своих обязанностей по уголовному делу; 3) священнослужитель - об об­стоятельствах, известных ему из исповеди; 4) лицо, которое в силу своего малолетнего возраста либо психических или физических недос­татков неспособно правильно воспринимать обстоятельства, имею­щие значение для дела, и давать о них показания.

В качестве эксперта может быть вызвано не заинтересованное в деле лицо, обладающее специальными научными знаниями.

Специалист. В качестве специалиста для участия в следственных и судебных действиях может быть вызвано не заинтересованное в деле лицо, обладающее специальными знаниями, необходимыми для ока­зания содействия в собирании, исследовании и оценке доказательств, а также в применении технических средств. Специалистами являются также педагог, участвующий в следственных и иных процессуальных действиях с участием несовершеннолетнего, а равно врач, участвующий в следственных и иных процессуальных действиях, за исключе­нием случаев назначения его экспертом.

Переводчик. В качестве переводчика вызывается не заинтересо­ванное в деле лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода, и привлеченное для участия в следственных и судебных действиях в случаях, когда подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники либо потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик или их представители, а также свидетели и иные участники процесса не владеют языком, на котором ведется производство по делу, а равно для перевода письменных документов.

Понятой. Понятым является лицо, привлеченное органом уголов­ного преследования для удостоверения факта производства следствен­ного действия, его хода и результатов в случаях, предусмотренных УПК РК. Понятыми могут быть только незаинтересованные в деле и независимые от органов уголовного преследования совершеннолет­ние граждане, способные полно и правильно воспринимать происхо­дящие в их присутствии действия. В производстве следственных дей­ствий участвуют не менее двух понятых.

Секретарь судебного заседания. Секретарем судебного заседания является не заинтересованный в уголовном деле государственный служащий, который ведет протокол заседания суда.

Судебный пристав. Судебным приставом является должностное лицо, выполняющее возложенные на него законом задачи по обеспе­чению установленного порядка деятельности судов и исполнения су­дебных решений. Судебный пристав обеспечивает контроль за испол­нением наказаний, не связанных с лишением свободы, оказывает со­действие судебным исполнителям в принудительном исполнении ис­полнительных документов, поддерживает порядок в зале во время судебного разбирательства, выполняет распоряжения председательст­вующего и осуществляет в судах охрану судей, свидетелей и других участников процесса, ограждает их от постороннего воздействия, содействует проведению судом процессуальных действий, осуществ­ляет привод лиц, уклоняющихся от явки в суд, осуществляет другие полномочия, возложенные на него законом.

Источники доказательств. Доказательства это законно полу­ченные фактические данные, на основе которых в определенном за­коном порядке дознаватель, следователь, прокурор, суд устанавли­вают наличие или отсутствие запрещенного уголовным законом дея­ния, совершение или несовершение этого деяния обвиняемым, ви­новность или невиновность обвиняемого, а также иные обстоятельст­ва, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Виды источников доказательств в уголовном процессе. Уголовно-процессуальный закон источники доказательств делит на следующие виды: 1) показания подозреваемого, обвиняемого; показания потер­певшего, свидетеля; 2) заключение эксперта; 3) вещественные дока­зательства; 4) протоколы процессуальных действий; 5) документы. Процессуальные документы можно разделить на четыре группы: ре­шения, которые принимаются компетентными органами и связаны с направлением процесса; документы, исходящие из других участни­ков процесса и порождающие права и обязанности государственных органов; документы, фиксирующие результаты отдельных процессу­альных действий; документы, носящие технико-информационный ха­рактер.

Судебные доказательства классифицируют: по способу образо­вания; по характеру вывода; по источнику получения. По способу образования доказательства подразделяют на первоначальные и про­изводные. Первоначальными являются доказательства-первоисточни­ки. Производными называют доказательства, которые воспроизводят содержание другого доказательства. Это доказательства «второй руки».

По характеру вывода доказательства делят на прямые и косвен­ные. Прямые это доказательства, которые, даже будучи взятыми в отдельности, дают возможность сделать лишь один определенный вывод об искомом факте. Косвенные доказательства это доказа­тельства, взятые в отдельности, дающие основание не для одного определенного, а для нескольких предположительных выводов, нескольких версий относительно искомого факта.

Доказательства по источнику делят на: личные и вещественные в зависимости от источника получения сведений (люди или вещи). К личным доказательствам относят: объяснения сторон и третьих лиц; показания свидетелей; заключения экспертов; к вещественным— раз­личного рода вещи.

Меры процессуального принуждения — это предусмотренные уголов­но-процессуальным законом средства принудительного характера, применяемые уполномоченными органами к подозреваемому, обви­няемому и другим участникам уголовного процесса.

Квалификация мер процессуального принуждения: задержание подозреваемого; меры пресечения; иные меры процессуального при­нуждения.

Стадии уголовного процесса: возбуждение уголовного дела; предва­рительное расследование; придание суду; предварительное слушание дела; главное судебное разбирательство; апелляционное производство; исполнение судебных решений; производства в порядке над­зора; возобновление производства по делу ввиду вновь открывшихся обстоятельств.

3. Основные понятия гражданского процессуального права. Граж­данское процессуальное законодательство РК регулирует обществен­ные отношения, возникающие при отправлении судами правосудия при рассмотрении и разрешении исковых и иных дел, отнесенных к их компетенции, посредством императивно-диспозитивного метода.

Гражданское процессуальное право состоит из 2 частей: Общей и Особенной.

Нормы Общей части гражданского процесса содержат общие прави­ла судопроизводства. Данные нормы имеют значение в определении порядка всего гражданского судопроизводства. К ним относятся: граж­данское процессуальное законодательство; задачи и принципы граж­данского судопроизводства; подведомственность гражданских дел; подсудность гражданских дел; состав суда и отводы (самоотводы); лица, участвующие в деле; представительство в суде; доказательства и доказывание; судебные расходы; меры принуждения; процессуаль­ные сроки; судебные извещения и вызовы; досудебное урегулирова­ние имущественных споров.

Нормы Особенной части имеют значение для отдельной стадии граж­данского процесса. Данные нормы регулируют: производство в суде первой инстанции; производство по пересмотру судебных постанов­лений; нормы, регулирующие порядок восстановления утраченного производства и судопроизводства с участием субъектов иностранно­го права; нормы об исполнении судебных актов.

Действующий ГПК РК предусматривает три вида гражданского судопроизводства: исковое; особое исковое; особое приказное.

По объекту правового регулирования принципы гражданского процессуального права подразделяют на организационно-функцио­нальные и функциональные. Гражданские процессуальные правоот­ношения подразделяются на главные, дополнительные и служебно-вспомогательные.

Стадия процесса часть (этап) судопроизводства, объединяющая определенный круг процессуальных действий, направленных на дос­тижение самостоятельной (окончательной) цели. Главное для опре­деления самостоятельной стадии процесса—ее завершенность. Граж­данский процесс делится на следующие стадии: производство в суде первой инстанции: возбуждение дела, подготовка дела к судебному разбирательству, рассмотрение и разрешение дела в судебном засе­дании — судебное разбирательство, завершающееся вынесением и оглашением решения (заочного решения) или заключительного оп­ределения; производство в суде апелляционной инстанции (пересмотр не вступивших в законную силу судебных актов и вторичное рассмот­рение дела по существу вышестоящей инстанцией в результате реа­лизации права на апелляционное обжалование и опротестование; про­изводство в суде кассационной инстанции (проверка законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, в результате реализации права на кассационное обжалование и опро­тестование; производство в порядке судебного надзора (пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу, специально созданны­ми судебно-надзорными органами); производство по пересмотру всту­пивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся об­стоятельствам; исполнительное производство (исполнение в прину­дительном порядке судебных и иных актов органами исполнительно­го производства).

Для возникновения гражданских процессуальных правоотноше­ний необходимы следующие три предпосылки: нормы гражданского процессуального права; правосубъектность участников процессуаль­ных правоотношений; юридический состав.

Содержание гражданских процессуальных правоотношений состав­ляют субъективные права и процессуальные обязанности субъектов гражданских процессуальных правоотношений.

Субъектный состав гражданских процессуальных правоотноше­ний составляют:

1) главные правоотношения — это отношения, воз­никающие между судом и истцом; судом и ответчиком; судом и заяви­телем по делам особого производства; судом и лицом, возбуждаю­щим дело в защиту прав и законных интересов других лиц в соответст­вии со статьями 55 и 56 ГПК РК;

2) дополнительные правоотноше­ния — это отношения четырех типов: а) суд—третье лицо, заявляю­щее самостоятельные требования на предмет спора о праве; б) суд -третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований; в) суд — прокурор, вступивший в начатое дело; г) суд - государственный орган либо орган местного самоуправления, вступающие в процесс с целью дачи заключения по делу;

3) служебно-вспомогательные правоотно­шения — это отношения, участниками которых, с одной стороны, выступает суд, а с другой—свидетель, эксперт, специалист, перевод­чик и др.

Стадии гражданского процесса. В основе критерия по стадиям гражданского процесса обычно выделяют отношения следующих ти­пов: суд первой инстанции—участники процесса; суд апелляционной инстанции — участники процесса; суд кассационной инстанции —

участники процесса; суд надзорной инстанции — участники процес­са; нижестоящий суд — вышестоящие суды.

Субъект гражданского процессуального права — понятие абст­рактное. Субъект гражданских процессуальных правоотношений — понятие реальное. Субъектов гражданских процессуальных правоот­ношений делят на четыре группы:

1) лица, осуществляющие правосу­дие — суды (первой, апелляционной, кассационной и надзорной ин­станции; судьи, должностные лица суда (председательствующий в судебном заседании, председатель суда, председатель соответствую­щей коллегии суда, судебный исполнитель, судебный пристав, секре­тарь судебного заседания, секретарь суда);

2) лица, участвующие в деле и заявляющие самостоятельные требования на предмет спора; третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора - прокурор; государственные органы, органы местного само­управления, организации или отдельные граждане, вступающие в про­цесс по основаниям, предусмотренным статьями 56 и 57 ГПК РК;

3) заявители и иные заинтересованные лица по делам, рассматривае­мым судом в порядке особого производства (ст. 289 ГПК РК);

4) су­дебные представители — лица, содействующие осуществлению пра­восудия.

Понятие стороны в процессе предопределяется понятием субъек­тов материальных правоотношений. Стороны — это действительные или предполагаемые субъекты материального правоотношения. Сто­роны отвечают признакам, присущим лицам, участвующим в деле, а именно: имеют юридическую заинтересованность в исходе дела; вы­ступают в процессе от своего имени и в защиту собственных интере­сов; обладают правом на совершение распорядительных действий, под­падают под воздействие законной силы судебного решения и (или) определения о прекращении производства по делу; имеют установ­ленный законом объем процессуальных прав и обязанностей.

Существенным среди названных признаков является наличие юри­дической заинтересованности. Специфика юридического интереса сторон как участников спорного материального правоотношения в том, что стороны имеют материально-правовую и процессуальную заинтересованность в исходе дела. Материально-правовая заинтере­сованность заключается в получении или сохранении того блага, по поводу которого суд вынесет решение.

Под процессуальным интересом следует понимать тот процессуаль­ный результат рассмотрения и разрешения дела, наступление кото­рого ожидает и добивается участник судопроизводства, вступая в процесс. Для обеих сторон процессуальный интерес связан с получением от суда решения, которым спор между сторонами будет разрешен.

Юридические интересы сторон являются взаимоисключающими и противоположными, поскольку стороны находятся в состоянии спора о материальном праве и законном интересе.

Спор о праве (спорное материальное правоотношение), субъекты которого и есть стороны в деле, является предметом судебного раз­бирательства. Суд, разрешая спор о праве между сторонами, выносит судебное решение либо процесс завершается вынесением определе­ния о прекращении производства по делу в соответствии с волеизъяв­лением сторон (в связи с принятием отказа истца от иска либо с ут­верждением мирового соглашения). Таким образом, путем вынесе­ния судебных актов определяется поведение (субъективные права и обязанности) бывших субъектов гражданско-правового спора. По­этому только на стороны распространяются в полном объеме последст­вия вступившего в законную силу судебного решения.

Стороны это лица, по поводу субъективных прав и обязаннос­тей которых осуществляется судебная деятельность, поэтому зако­ном на них возлагается бремя судебных расходов (за исключением случаев освобождения от несения таких расходов). Вышесказанное позволяет выделить следующие специфические признаки, характе­ризующие стороны (истца и ответчика) в процессе: наличие противо­положных материально-правовых и процессуальных интересов; рас­пространение в полном объеме последствий судебного решения, всту­пившего в законную силу; несение судебных расходов по делу.

Спор о праве между сторонами является предметом судебного разбирательства не только в связи с возбуждением дел искового про­изводства. Наличие спора о праве—один из существенных признаков и особого искового производства. На наш взгляд, действующее граж­данское процессуальное законодательство РК дает основание пола­гать, что субъектов, чей спор о праве разрешается в порядке особого искового производства, можно именовать сторонами в процессе. Сто­роны — это основные лица не только искового, но особого искового производства.

Согласно ст. 48 ГПК РК сторонами в гражданском процессе явля­ются истец и ответчик. Истцами являются граждане и юридические лица, предъявившие иск в своих интересах или в интересах которых предъявлен иск (ч. 1 ст. 48 ГПК РК ). Истец — это та из сторон в процессе, по поводу прав и законных интересов которой возник раз­решаемый судом спор о праве, т.е. предполагаемый (или действитель­ный) субъект спорного права и законного интереса.

Истцом не всегда является лицо, предъявившее в суде иск. Граж­данские дела могут возбуждаться на основании исков, предъявлен­ных государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, гражданами либо прокурором в целях зашиты прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, общественных и государственных интересов (чч. 1 и 2 ст. 8, ч. 3 ст. 55, ч. 1 ст. 56 ГПК РК).

Предъявление иска не является признаком, определяющим истца. При определении истца по делу следует исходить из того, чьи права и законные интересы защищаются судом, кто заинтересован в получе­нии материального блага и ожидает благоприятного для себя судеб­ного решения, подлежащего принудительному исполнению.

Ответчик — гражданин или юридическое лицо, к которому предъявлено исковое требование (ч. 1 ст. 48 ГПК РК). Ответчик—это другая сторона спора о праве, которая, по мнению истца, нарушила или оспаривает его право по спору и законный интерес. Сторонами в процессе могут выступать не только граждане и юридические лица Республики Казахстан, но и субъекты иностранного права (иност­ранцы, лица без гражданства, иностранные юридические лица, меж­дународные организации), если спор о праве с их участием подлежит рассмотрению в судах РК.

Стороной в гражданском процессе может быть государство (ч. 4 ст. 48 ГПК РК). Республика Казахстан выступает в отношениях, ре­гулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений (п. 1 ст. 111 ГК РК). Являясь субъектом гражданских правоотношений, Республика в случае воз­никновения из этих отношений спора, может занять положение сто­роны в процессе. От ее имени в суде выступают государственные орга­ны в рамках своих компетенций (например, Президент РК, Парла­мент РК, Правительство РК, республиканские исполнительные органы и др.). В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, по специальному поручению Республики от ее имени могут высту­пать иные государственные органы, юридические лица и граждане (п. 2 ст. 111ГКРК).

Стороны обладают правами и выполняют обязанности, которые предоставлены всем лицам, участвующим в деле (ст. 47 ГПК РК). Но стороны, как субъекты гражданско-правового спора, имеют принад­лежащие только им процессуальные права и обязанности, позволяю­щие осуществлять функцию иска и его оспаривания, а также распо­ряжаться объектом спора о праве (ч. 1 ст. 49 ГПК РК).

Процессуальные права сторон делятся на следующие три группы: 1) права, реализация которых влияет на развитие и движение процес­са: право истца на изменение предмета или основания иска, увеличе­ние или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска; пра­во ответчика на признание иска; право сторон на заключение миро­вого соглашения; право на подачу апелляционной, кассационной жа­лобы и др; 2) права на участие в разбирательстве дела: на личное участие в судебном разбирательстве; на судебное представительство; на участие в судебных прениях; на участие в исследовании доказа­тельств и др; 3) права, обеспечивающие сторонам судебную защиту в широком смысле: право на отвод; право на принесение замечаний на протокол судебного заседания и др.

Стороны должны добросовестно пользоваться всеми принадле­жащими им процессуальными правами (ч. 1 ст. 47 ГПК РК). Со сторо­ны, недобросовестно заявившей заведомо неосновательный иск или спор против иска либо систематически противодействовавшей пра­вильному и быстрому рассмотрению и разрешению дела, суд может взыскать в пользу другой стороны компенсацию за фактическую по­терю времени (ст. 112 ГПК РК). Каждая сторона обязана: доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений; выполнять запрос суда об истребовании доказательства; нести судебные расходы; явиться в суд, если суд при­знает их участие в судебном заседании обязательным, исходя из об­стоятельств дела. Стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности, что вытекает из принципа равноправия сторон в гражданском судопроизводстве.

Гражданский процессуальный закон не допускает совмещения процессуальных статусов: участник процесса должен обладать лишь одним статусом. Однако имеются два исключения, когда возможен двойной процессуальный статус: если ответчик предъявит к истцу встречный иск и суд примет его к производству, то по данному осно­ванию ответчик занимает положения истца, а истец в таком случае будет одновременно являться ответчиком в этом процессе; если со­участники поручат ведение дела одному из них, то данное уполномо­ченное лицо в этом процессе будет одновременно являться и сторо­ной в деле, и судебным представителем.

Третьи лица входят в состав лиц, участвующих в деле. Поэтому третьим лицам присущи признаки, характеризующие лиц, участвую­щих в деле, а именно они: имеют юридическую заинтересованность в исходе дела; выступают в процессе от своего имени; совершают дейст­вия, влияющие на возникновение, изменение и прекращение процесса; подпадают под непосредственное воздействие законной силы су­дебного решения или определения о прекращении производства по делу, вступившего в законную силу.

Под третьими лицами в гражданском процессе понимаются такие участвующие в деле лица, которые вступают (либо привлекаются) в уже возбужденное в суде дело для защиты их собственных прав, сво­бод и законных интересов. Различный характер заинтересованности послужил основанием для закрепления в гражданском процессуаль­ном законе двух форм или двух видов участия третьих лиц в граждан­ском процессе: третьи лица, заявляющие самостоятельные требова­ния на предмет спора (ст. 52 ГПК РК); третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора (ст. 53 ГПК РК).

Гражданское процессуальное правоотношение имеет два объек­та: общий и специальный.

Общий объект гражданских процессуальных правоотношений — само гражданское дело (спор о праве, законный интерес — требова­ние установления факта, имеющего юридическое значение, или иных обстоятельств по делам особого производства). В этом случае объек­том гражданских процессуальных правоотношений выступает сам предмет судебного рассмотрения и разрешения, находящийся за пре­делами процессуальных (вне этих отношений) правоотношений.

Специальный объект гражданских процессуальных правоотноше­ний — это то, на что направлено конкретное (элементарное) правоот­ношение — законный интерес, отдельные правовые действия участ­ников процесса и т.д. Объектом правоотношения, возникшего, на­пример, между судом и истцом или ответчиком, является материаль­ный интерес, между судом и экспертом — сведения о фактах по делу и т.д.

В гражданском процессуальном законодательстве указываются два вида представительства в суде: по поручению и законное представи­тельство.

Представительство в суде по поручению, в зависимости от основа­ний возникновения процессуальных отношений между доверителем и представляемым лицом, можно классифицировать на следующие подвиды: договорное представительство, общественное и уставное. Договорное представительство возникает на основании договора, зак­люченного между представляемым лицом и представителем (напри­мер, договора поручения или трудового договора). Общественное представительство возникает на основании факта членства гражда­нина в том или ином общественном объединении. Представительство осуществляется по просьбе представляемого лица либо с его согла­сия. Оказание юридической помощи уполномоченными профессио­нальных союзов или других общественных объединений осуществля­ется на безвозмездной основе. Права и интересы организаций (юри­дических лиц) могут защищаться представителями не только на дого­ворной основе. Ведение дел организаций (юридических лиц) в суде возлагается законом, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами на органы организаций (юридических лиц), действующих в пределах их полномочий.

Законное представительство является обязательным, поскольку оно направлено на защиту прав и законных интересов лиц, не облада­ющих в полном объеме гражданской процессуальной дееспособнос­тью либо недееспособных, а также признанных судом безвестно от­сутствующими. Законное представительство возникает на основании факта родства, административного акта—акта органа опеки и попе­чительства о назначении опекуна или попечителя, судебного акта— решения суда об усыновлении (удочерении) и определения суда о назначении официального адвоката-представителя.

В гражданском процессуальном праве принято делить процессу­альные сроки на два вида: сроки, установленные законом; сроки, на­значаемые судом.

Сроки первого вида носят императивный характер, они не могут быть изменены по соглашению сторон или судом. Эти сроки устанав­ливаются для совершения действий судом (судьей), секретарем су­дебного заседания, судебным исполнителем, а также лицами, участ­вующими в процессе и не привлеченными к участию в деле. Пропу­щенные по уважительным причинам сроки, установленные законом, могут быть восстановлены судом.

Сроки второго вида при необходимости могут быть изменены или продлены в случае их истечения самим судом. Эти сроки могут быть назначены судом для действий лиц, участвующих в деле, а также лиц, не являющихся участниками процесса.

Право на совершение процессуальных действий погашается с ис­течением срока установленного законом или назначенного судом сро­ка. Жалобы и документы, поданные по истечении процессуальных сроков, если не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенно­го срока, не рассматриваются судом и возвращаются лицу, которым они были поданы. Истечение процессуального срока не освобождает от выполнения процессуальной обязанности.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издер­жек, связанных с производством по делу Мерами принуждения в гражданском процессе признаются: при­вод и удаление из зала судебного заседания.

Подведомственность — это разделение труда между различными юрисдикционными органами. В зависимости от органов, к ведению которых отнесено рассмотрение и разрешение гражданско-правовых споров выделяют следующие виды подведомственности: судебную; административную; общественную. В зависимости от характера пра­вил, регулирующих подведомственность дел, выделяют: исключитель­ную и множественную. Множественная подведомственность подраз­деляется на следующие подвиды: альтернативную; договорную; им­перативную и смешанную.

Подсудность — это предметное полномочие конкретного суда пер­вой инстанции по рассмотрению и разрешению гражданских дел, под­ведомственных судам. Выделяют родовую подсудность и территори­альную подсудность.

Содержанием гражданского процессуального правового иска яв­ляются следующие элементы: предмет, основание и способ защиты права или законного интереса.

В зависимости от способа защиты права все иски делятся на три вида: о присуждении (исполнительные); о признании (установительные); о прекращении или изменении правоотношений (преобразова­тельные).

Иск в гражданском процессе. Иском в гражданском процессе на­зывается обращение в суд заинтересованного лица с требованием о защите нарушенного или оспариваемого субъективного права или охраняемого законом интереса путем разрешения спора о праве. В иске следует различать три составные части (элементы иска): содер­жание; предмет; основание.

Содержание иска — это действие суда, совершение которого про­сит истец, обращаясь в суд за защитой нарушенного или оспаривае­мого права.

Предмет иска это указанное истцом субъективного права, о ко­тором он просит суд вынести решение одним из указанных способов. Основание иска составляют указываемые истцом обстоятельства, с которыми истец, как с юридическими фактами, связывает свое мате­риально-правовое требование или правоотношения в целом, состав­ляющие предмет иска. Существуют две системы классификации ис­ков:

а) процессуально-правовая классификация, основанная на про­цессуально-правовом признаке;

б) материально-правовая классифи­кация, основанная на материально-правовом признаке. Процессуаль­но-правовая классификация исков построена по содержанию иска,т. е. по виду требуемой истцом судебной защиты.

Иски по этой клас­сификации делятся на три вида:

а) иски о присуждении;

б) иски о признании;

в) преобразовательные иски (иски об изменении или пре­кращении правоотношений).

Иском о присуждении или исполнительным иском называется иск, направленный на принудительное исполнение подтвержденной судом обязанности ответчика. Истец требует не только признания за ним определенного субъективного права, но и присуждения ответчика к совершению конкретных действий в свою пользу.

Иском о признании является требование, направленное на под­тверждение судом существования или отсутствия определенного пра­воотношения. Поскольку решением суда по этим искам констатиру­ется, т. е. устанавливается существование или отсутствие спорного правоотношения, эти иски называют также «установительными ис­ками».

Содержанием преобразовательного иска является требование к суду вынести решение о прекращении или изменении правоотноше­ния (о расторжении брака, разделе общего имущества).

Классификация исков по материально-правовому признаку делит­ся на: семейные, земельные, алиментные, трудовые, жилищные, из железнодорожных перевозок, из причинения вреда, из договора хра­нения и др.

Судебное разбирательство гражданских дел. Подведомственность— это относимость круга гражданских дел, разрешение которых зако­ном отнесено к компетенции определенного государственного органа или общественной организации. В соответствии с этим различают виды подведомственности: судебную; административную (комитеты, ко­миссии, органы местного самоуправления); подведомственность дел общественным организациям (третейскому суду, садовому товари­ществу и др.). Каждый из этих органов действует в пределах предо­ставленных ему законом (положением) полномочий, не вторгаясь в компетенцию других органов. Критериями, лежащими в основе раз­граничения подведомственности, являются: материально-правовая природа спорного правоотношения, из которого возник спор; субъек­тивный состав спорного правоотношения. Например, третейский суд не может рассматривать споры, вытекающие из трудовых и семейных отношений. Субъектами спора в третейском суде могут быть только граждане.

Суд общей юрисдикции не может рассматривать вопросы, отне­сенные законом на рассмотрение садовых товариществ, гаражных кооперативов. Судебная подведомственность гражданских дел—это относимость круга гражданских дел к разрешению суда. Согласно ст. 24 ГПК РК суды рассматривают следующие категории граждан­ских дел: о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и ох­раняемых законом интересов, вытекающих из гражданских, семей­ных, трудовых, жилищных, административных, финансовых, хозяй­ственных, земельных правоотношений, отношений по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды; об оспаривании акта, принятого государственным органом или его должностным ли­цом, ущемляющим права и свободы граждан, или наложение на граж­данина какой-либо обязанности или привлечение его к ответствен­ности; дела особого производства, круг которых точно определен за­коном (гл. гл. 30-39 ГПК РК).

По субъектному составу судам подведомственны дела, где заинте­ресованными лицами в деле являются: граждане и юридические лица; лица без гражданства; иностранные лица (граждане и организации), организации с иностранным участием; международные организации.

Дела с участием международных организаций суд рассматривает в случае, если иное не предусмотрено международным договором или соглашением сторон. Судам могут быть подведомственны и другие дела, отнесенные законом к их компетенции.

При затруднительности определения подведомственности необ­ходимо обратиться к закону, регулирующему эту сферу обществен­ных отношений. Каждый из принимаемых законов указывает на спо­собы разрешения споров при его применении.

Гражданское судопроизводство становится основным и всеобъ­емлющим способом защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и их объединений практически в любых конфликтных ситуа­циях, когда в результате действий каких-либо лиц, организаций, го­сударственных органов, органов местного самоуправления ущемля­ются гарантированные Конституцией и другими законами права и свободы граждан, либо создаются помехи в их осуществлении. При определении подведомственности общих судов в области разрешения гражданских дел в настоящее время не имеет значения, из каких пра­воотношений возник спор, поскольку любое право и свобода гражда­нина подлежат судебной защите, если иной порядок прямо не уста­новлен законом (ч. 2 ст. 13 Конституции РК).

4. Контроль и ответ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.209 сек.