Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 12. Теория макроэкономического равновесия




 

12.1. Совокупный спрос (AD). Совокупное предложение (AS). Модель AD-AS.

12.2.Различие классической и кейнсианской модели макроэкономического равновесия.

12.3. Кейнсианский крест.

 

12.1. Совокупный спрос (AD). Совокупное предложение (AS). Модель AD-AS.

Под макроэкономическим равновесием понимается ситуация, арии которой одновременно достигается равновесие на всех частичных рынках, к которым относят:

- рынки готовой продукции;

- рынки факторов производства;

- денежный рынок.

При анализе макроэкономического равновесия используются агрегированные величины: совокупный спрос и совокупное предложение.

Совокупный спрос AD представляет собой сумму расходов на конечные товары и услуги при различных уровнях цен. Это суммарный спрос всех макроэкономических агентов. В структуре AD можно выделить четыре компонента:

- спрос на потребительские товары С (субъектами расходов являются потребители, сектор домохозяйств);

- инвестиционные расходы I (субъект- предпринимательский сектор);

- государственные закупки G (субъект- государство);

- чистый экспорт XN (субъект- заграница).

Одни компоненты совокупного спроса относительно стабильны (например, С), другие - подвижны и оказывают сильное влияние на ход экономических циклов (например I).

Формула совокупного спроса имеет вид:

AD=C+I+G+ XN

Похожая на формулу ВНП по расходам, она отличается от нее тем, что представляет собой не сумму фактических расходов макросубъектов, а расходы, которые намерены сделать данные субъекты. Величины этих расходов зависят прежде всего от уровня цен Р, поэтому AD рассматривают как связь между объемом ВНП, который хотят и могут купить макросубъекты и уровнем цен в экономике.

Иллюстрацией этой связи служит кривая AD (рис.43), где на оси абцисс указывается реальный объем производства (реальный ВНП) У в денежном выражении, а на оси ординат уровень цен Р в относительных величинах. Оговариваем допущение: кривая AD строится при условии фиксированных предложении денег и скорости их обращения.

 

Р

 
 

 


Рисунок 43 –. Кривая AD: графическая зависимость величины совокупного спроса от уровня цен

Кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон, который принято связывать с тремя важнейшими эффектами рыночного хозяйства¹:

- эффектом процентной ставки;

- эффектом реального богатства;

- эффектом импортных закупок.

Эффект процентной ставки, называемый еще эффектом Кейнса, состоит в следующем: если уровень цен повышается, то возрастает номинальный спрос на деньги. При нашем допущении о неизменности денежной массы это ведет к росту процентной ставки, а следовательно, к снижению объема AD, во-первых, из-за уменьшения величины инвестиционного спроса (обратная связь объема I и процентной ставки рассмотрена в теме «Рынки факторов производства: формирование цен на ресурсы»); во-вторых, из-за сокращения расходов домохозяйств, особенно на покупку товаров длительного пользования (рост процентной ставки уменьшает потребительский кредит).

Эффект реального богатства (эффект Пигу) можно понять, если учесть, что богатство домохозяйств в значительной мере представлено в виде финансовых активов: денег и неденежных финансовых активов с фиксированной номинальной стоимостью (облигации, срочные депозиты и т.п.). В случае повышения или понижения уровня цен дешевеют или дорожают финансовые активы (достаточно вспомнить, от чего зависит курс ценных бумаг), то есть меняется реальное богатство, что приводит к обратному, чем уровень цен, изменению потребительских расходов как элемента AD.

Эффект импортных закупок связан с тем, что рост уровня цен внутри страны приводит, с одной стороны, к снижению экспорта (товары становятся дороже для заграницы), в тоже время импортные товары для населения данной страны становятся относительно более дешевыми. Поэтому расходы на импорт увеличиваются, а в целом чистый экспорт XN сокращается, уменьшая и объем совокупного спроса. Снижение уровня цен повышает XN, а значит и величину AD.

Следовательно, зависимость между уровнем цен и величиной AD обратная, поэтому кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон.

По сути дела – это потребленный ВВП.

Неценовые (экзогенные) факторы изменяют совокупный спрос. Важнейшие из них:

- ожидания макросубъектов (ожидание изменения доходов, налогов, ожидание инфляции и т.п.);

- макроэкономическая политика государства (изменения налогов, государственных расходов, денежной массы и т.п.);

- изменения внешней среды (рост или снижение мировых цен на зерно, нефть и т.п.).

Графически изменение совокупного спроса показывают с помощью сдвига кривой AD. На рис.44 приведена иллюстрация роста совокупного спроса, например, из-за увеличения Центральным банком предложения денег (инструменты такой политики мы будем изучать позже). Рост денежного предложения приведет к падению процентной ставки и будет стимулировать рост инвестиций и потребительских расходов при каждом заданном уровне цен и кривая AD0 сдвинется вправо в положение AD1.

 

Р

 

AD1

 

AD0

 

У

Рисунок 44 – Изменение совокупного спроса

 

Модель совокупного спроса выглядит простой и понятной, но следует иметь в виду, что непосредственное воздействие неценовых факторов, изменяющих AD, ведет к сложным результатам. Например, увеличение правительством госзакупок приведет к росту совокупного спроса, но если эти расходы финансировались за счет продажи государственных ценных бумаг, то нужен дополнительный анализ для оценки итогового эффекта (могут сократиться инвестиции и потребительские расходы, так как вырастет процентная ставка).

Совокупное предложение AS – это реальный национальный продукт ВВП, который предлагают к продаже все производители (предпринимательский и государственный секторы) при всех уровнях цен. Зависимость между объемом ВВП, который намерены произвести в национальной экономике, и уровнем цен описывают с помощью кривой AS.(произведенный ВВП).

Кривая AS показывает изменение реального объема выпуска, обусловленное изменением уровня цен, но наклон кривой AS у классиков, неоклассиков и Дж.Кейнса различный, так как это иллюстрация разного подхода к трактовке степени гибкости цен и способности рынка к восстановлению равновесия у представителей разных школ, во-первых; и учет различий кратко- и долгосрочного периодов на макроэкономическом уровне, во-вторых.

Основы классической модели AS заложены еще в работах экономистов XVIII-XIXвв А.Смита, Ж.Б.Сэя, Д.Рикардо и др. Эта модель описывает поведение субъектов исходя из следующих условий:

В общем виде кривая AS представлена на рис.45.

Кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков:

а) горизонтального или кейнсианского отрезков, когда национальное производство изменяется, а уровень цен остается постоянным.

б) Вертикального или классического, когда национальный продукт остается постоянным на уровне «полной занятости», а уровень цен может меняться.

в) Промежуточного отрезка, когда меняются и реальный объем национального производства и уровень цен.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.