КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дефицит государственного бюджета и государственный долг
Доходы ≥ Расходам – это идеальное исполнение государственного бюджета, т.е. полное покрытие всех расходов и образование остатка денежных средств. Доходы < Расходов – это означает образование бюджетного дефицита, который покрывается внешними и внутренними государственными займами, дополнительной эмиссией денег. (Эмиссия – выпуск в обращение денег и ценных бумаг, осуществляемых центральным банком). К дополнительной эмиссии прибегают в критических ситуациях. Её последствия: неконтролируемая инфляция, рост заработной платы, обесценивание сбережений населения, воспроизводство бюджетного дефицита, подрыв стимулов для долгосрочных инвестиций. Последствия государственных займов менее опасны, чем эмиссия: 1) государственные ценные бумаги могут быть размещены принудительно, и следовательно, могут нарушить рыночную мотивацию частных финансовых институтов; 2) государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита частными фирмами. Поэтому частные фирмы имеют меньше возможностей для развития; 3) государственные займы на рынке ссудных капиталов способствуют удорожанию кредита – росту учетной ставки. Накапливание бюджетных дефицитов, приводит к образованию государственного долга. Превышение государственного долга в 2,5 раза над ВВП – опасно для стабильности экономики и для устойчивого денежного обращения. Государственный долг может быть: 1. внутренний или внешний (внутренний – перед своими гражданами и предприятиями, внешний – перед зарубежными странами и организациями), 2. краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (1-5 лет), долгосрочный (более 5 лет). Краткосрочный долг наиболее опасен, т.к. его можно пролонгировать, а это начисление процента на процент. Государственный долг требует специализированной системы управления, которая включает: 1) изучение конъюнктуры на рынке ссудных капиталов; 2) – выпуск новых займов и выработка их условий; 3) выплата процентов по ранее выпущенным займам; 4) проведение конверсии– превращение внешнего долга в долгосрочные иностранные инвестиции (например, в счет долга может быть приобретена недвижимость, ценные бумаги). При этом, финансовые средства в страну не поступает, а доля иностранного капитала увеличивается; 5) консолидация внешнего долга– выплачиваются только проценты, а погашение долга откладывается, такое возможно только с согласия кредитора Если внешний долг составляет 20-30 % поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно (требуются залоги, особые поручительства, более высокие проценты).
16.2 Концепции бюджетной политики и бюджетного дефицита. Налогово-бюджетная политика Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее часто используемой выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: 1. бюджет должен быть сбалансирован ежегодно. Независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объема производства, то эта мера приведет к еще более глубокому спаду. И, наоборот, если в экономике бум, т.е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший перегрев экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна. 2.. бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума (наиболее высокой деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии (минимальной деловой активности), когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток. Дело в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, как правило, не совпадают, поэтому сбалансированный бюджет обеспечить не удается. 3. должна быть сбалансирована экономика, а не государственный бюджет – концепция функциональных финансов.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |