Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обеспечение пожарной безопасности в здании школы

Организация работы по охране труда в образовательных учреждениях

Искусственное освещение

 

В учебных помещениях обеспечиваются нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению.

В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания (при этом нормы освещенности снижаются на 2 ступени шкалы освещенности).

Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания. Использование новых типов ламп и светильников согласовывается с территориальными центрами Госсанэпиднадзора.

В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Для общего освещения учебных помещений и учебно-производственных мастерских следует применять люминесцентные светильники следующих типов: ЛС002-2х40, ЛП028-2х40, ЛП0022х40, ЛП034-4х36, ЦСП-5-2х40. Могут использоваться и другие светильники по типу приведенных с аналогичными светотехническими характеристиками и конструктивным исполнением.

 

 

Организация работы по охране труда слагается из целого ряда взаимосвязанных видов работы: разработка и установление обязанностей администрации, преподавателей, студентов, школьников в области охраны труда; организация службы безопасности труда и определение ее задач; создание противопожарного режима; составление; местных инструкций по технике безопасности; обучение, аттестация работающих, инструктаж обучающихся; планирование и финансирование мероприятий по охране труда; организация медицинского обслуживания студентов) и школьников; пропаганда охраны труда и т. д.

В своей деятельности по созданию и обеспечению здоровых и безопасных условий труда и проведению учебных занятий учреждения системы образования руководствуются действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Выполнение правил и норм по охране труда и ответственность за общее состояние охраны труда в учреждениях системы образования возлагается на их руководителей: директора школы, учителя, который считается ответственным за организацию и проведение его процесса в соответствии с действующими норнами и правилами по технике безопасности и производственной и иной санитарии:

- обеспечивает учреждение инструкциями и другими нормативными документами по технике безопасности;

-осуществляет выполнение приказов, правил, инструкций, предписаний и решений технической, пожарной и санитарной инспекций по вопросам охраны труда и техники безопасности;

- обеспечивает своевременное рассмотрение и принятие решений по внедрению предложений трудового коллектива, направленных на дальнейшее улучшение условий труда, и проведения учебных занятий;

- занимается оформлением разрешений на эксплуатацию учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, учебных цехов;

- организует расследование несчастных случаев, связанных с учебным процессом и производством в соответствии с действующим законодательством.

- заслушивает отчеты ответственных лиц за состояние охраны труда и принимает необходимые меры к устранению имеющихся недостатков;

- ставит на обсуждение педагогического совета вопросы организации работы по охране труда и обеспечивает создание безопасных и здоровых условий для учебы и труда;

- организует семинары по обучению и повышению квалификации сотрудников в области охраны труда и действующего трудового законодательства;

- проводит (на рабочем месте) инструктаж персонала по технике безопасности, а также инструктирует каждого вновь поступившего работника с оформлением проведенного инструктажа в журнале;

- оформляет на работу лиц, подлежащих предварительному освидетельствованию, только при получении положительного заключения медицинского учреждения;

- организует проведение регулярных анализов воздушной среды в помещениях на содержание пыли и вредных газов, а также проведение дезинфекции и дезинсекции;

- организует ежегодные проверки состояния защитного заземления и периодические проверки состояния изоляции электрических сетей согласно Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей;

- своевременно организует осмотры и ремонт зданий учреждения (потолков, полов, лестниц, вентиляционных установок, электроарматуры, санитарно-технических установок в туалетных и др.);

- осуществляет систематический контроль за исправностью водопровода, газопровода, канализации;

- обеспечивает сотрудников, а в необходимых случаях и учащихся спецобувью, предохранительными приспособлениями согласно действующим нормам и инструкциям;

- организует учет, хранение, сушку, стирку, дезинфекцию и ремонт спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений в соответствии с инструкцией о порядке выдачи, хранения и пользования спецодеждой, спецобувью и предохранительными приспособлениями.

- организует безопасное хранение на складах и хранилищах топлива, горюче-смазочных материалов, оборудования и сырья.

Заведующий кабинетом, лабораторией, мастерской, руководитель кружка:

- принимает необходимые меры для создания здоровых и безопасных условий проведения занятий;

- обеспечивает выполнение действующих правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии;

- проводит занятия и работы при наличии соответствующего оборудования и других условий, предусмотренных правилами и нормами по охране труда;

- обеспечивает безопасное состояние рабочих мест, оборудования, приборов, инструментов и санитарное состояние помещений;

- проводит инструктаж учащихся по технике безопас­ности с соответствующим оформлением инструктажа в журнале;

- разрабатывает мероприятия по технике безопасности для включения их в план и соглашение по охране труда;

- не допускает учащихся к проведению работы или занятиям без предусмотренной спецодежды и защитных приспособлений;

- приостанавливает проведение работы или занятий, coпряженных с опасностью для жизни, и докладывает обэтом руководителю учреждения;

- немедленно извещает руководителя учреждения о каждом несчастном случае;

- отвечает за несчастные случаи, происшедшие в результате невыполнения должностных обязанностей;

Учителя, воспитатели:

- несут ответственность за несоблюдение санитарно-гигиенического режима и безопасных условий учебы и работы;

- обеспечивают надзор за безопасным состоянием и эксплуатацией оборудования, приборов, инструментов и санитарным состоянием помещений;

- проводят (на рабочем месте) инструктаж по технике безопасности каждого учащегося при проведении работ в учебных мастерских или лабораториях и т. д. с оформлением проведенного инструктажа в журнале;

- разрабатывают мероприятия для включения в план и соглашение на проведение номенклатурных мероприятий по охране труда;

- извещают руководителя учреждения о невыполнении к сроку намеченных мероприятий, обеспечивающих безопасные условия учебы и труда;

- ставят в известность руководителя учреждения о происшедшем несчастном случае, связанном с проведением занятий и работой.

Заместитель директора школы по хозяйственной части осуществляет непосредственное руководство производственно-хозяйственными подразделениями по созданию и обеспечению здоровых и безопасных условий труда и проведению учебных занятий, выполнению ими мероприятии по охране труда; обеспечивает учебные помещения оборудованием и инвентарем; организует работы по эксплуатации и содержанию зданий, территории школы и несет ответственность за пожарную безопасность их; организует обучение административно-хозяйственного персонала по охране труда.

Заместитель директора школы по производственному обучению отвечает за организацию производственного обучения в соответствии с нормами, правила, инструкциями и законодательством по охране труда.

Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной лицо, ответственное за безопасную организацию общественно полезного труда учащихся.

Педагогический персонал и администрация учреждения в пределах своей компетенции организует работу и осуществляет контроль за своевременным и качественным проведением паспортизации - технического состояния условий труда в учебных заведениях и учреждениях (цеха, участки, лаборатории и т.п.) в соответствии с действующими ГОСТами, правилами и нормами по охране труда.

В высших учебных заведениях значительную работу по охране труда осуществляет инженер по охране труда, который подчиняется непосредственно руководителю учреждения.

На него возложена методическая и организационная работа по улучшению условий труда и учебы. Он составляет проекты перспективных и годовых планов по улучшению условий охраны труда, контролирует соблюдение охраны труда, участвует в расследовании аварий, несчастных случаев, ведет их учет, проводит вводные инструктажи по охране труда всех поступающих на работу, следит за своевременным финансированием мероприятий но охране труда.

Со всеми студентами, школьниками, преподавателями, обслуживающим персоналом в соответствии с действующим законодательством проводят инструктаж по охране труда и технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.

При изучении учащимися тем разных учебных дисциплин должен проводиться повседневный инструктаж, содержание которого определяется программой по предмету. Повседневный инструктаж должен быть конкретным, кратким, сопровождаться в необходимых случаях показом учителем правильных и безопасных приемов выполнения работы (например) лабораторной. Этот инструктаж не фиксируют в журнале инструктажей, но содержание его желательно поместить в методических указаниях по выполнению данной практической работы. Если инструктируемый что-то не понял, он обязательно должен обратиться к преподавателю.

Административно - технический персонал несет ответственность за невыполнение указаний и правил проведения всех видов инструктажей.

Для лиц, связанных с облуживанием сложной техники (паровых котлов, аппаратов под давлением, электрических установок и т.п.), проводят специальное курсовое обучение (аттестацию) по технике безопасности.

Цель пропаганды требований охраны труда – внедрение и учебно-воспитательный процесс современных средств техники безопасности, создание на каждом рабочем месте условий для производительного и безопасного труда. Для этого разрабатывают инструкции и памятки по пне труда и технике безопасности, используют различные плакаты, предупредительные надписи, создают уголки по охране труда. Эффективность этой работы во многом зависит от знаний и инициативы учителя.

В школьных мастерских, учебных цехах, в коридорах учебного заведения широко используют различные предупредительные надписи и знаки безопасности. Различают несколько групп таких надписей: предупреждающие («Осторожно!», «Электрический ток!»); запрещающие («Не курить!»); предписывающие («Работать в очках!»); указательные («Вход на склад», «Огнетушитель»).

Тексты надписей должны быть предельно краткими и убедительными, читаться издалека. Если условия работы изменились или опасность миновала, надписи надо заменить или снять.


 

В здании школы учащиеся должны обеспечивать необходимый противопожарный порядок. Особое внимание надо обращать на правильное содержание путей эвакуации. Запасные выходы должны быть свободными и иметь надпись «Запасной выход». Если двери закрыты на ключ, то на дверях необходимо выполнить надпись о месте хранения ключа. Категорически запрещается забивать наглухо гвоздями двери запасных выходов. Лестницы – важнейший путь эвакуации. Вот почему нельзя под лестничными маршами устраивать кладовые, фотолаборатории, склады наглядных пособий, музыкальных инструментов, хранить инвентарь уборщиц. Нельзя также загромождать коридоры столами, стульями, партами и др.

Каждое школьное здание должно иметь не менее двух выходов: в случае если один из них отрезан огнем, для спасения учащихся используется другой. Двери этих выходов, а также из коридоров на лестничные клетки должны открываться по ходу эвакуации и оборудоваться легкооткрывающимися запорами. Лестничные клетки, используемые для эвакуации, должны иметь боковое естественное освещение через окна в наружных стенах. Размещаемые на лестничных клетках приборы отопления, внутренние пожарные краны не должны сокращать ширины маршей и площадок, для этого они устраиваются в нишах. Запрещается отделывать пути эвакуации и учебные помещения школ деревом, пластиком и другими горючими материалами. Такая «красота» интерьера чревата серьезными последствиями. При загорании этих материалов выделяются отравляющие продукты горения. Через несколько минут, образуется зона задымления и эвакуация становится невозможной, а трагедия – неизбежной.

В школах, имеющих деревянные чердачные помещения, необходима периодическая обработка деревянных конструкций огнезащитным составом. Двери, ведущие с лестничных клеток на чердак, должны быть закрыты на замки. Чердачные помещения запрещается засорять сгораемыми материалами, а также устраивать кладовые, мастерские и т.д. К содержанию чердаков предъявляются строгие требования, так как чердак перекрывает все помещения, возникающий пожар мгновенно распространяется над всем зданием и справиться с огнем очень трудно.

Нельзя устанавливать металлические решетки и жалюзи на окнах помещений, где находятся школьники: при необходимости и окна могут быть использованы как дополнительные пути эвакуации.

Из всех школьных помещений наибольшую опасность представляют химические лаборатории, физические кабинеты и учебные мастерские. Обычно здесь применяют горючие материалы и вещества, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, газовые горелки, спиртовки, электроприборы и другое оборудование. Чтобы не допустить несчастных случаев в вышеупомянутых помещениях, работы разрешается проводить только в присутствии преподавателя или лаборанта.

Существуют общие правила пожарной безопасности в химических лабораториях.

В лабораториях нельзя работать при плохом самочувствии, при сильной усталости, тем более в болезненном состоянии, так как при обращении с огнеопасными веществами требуется концентрация внимания, поэтому даже простая сонливость может обернуться бедой.

Перед началом работы с любыми огнеопасными материалами необходимо убедиться в наличии и исправности средств пожаротушения. При проведении опытов с сильными окислителями, легковоспламеняющимися (ЛВЖ) и горючими жидкостями (ГЖ) подходящие средства пожаротушения должны находиться наготове в непосредственной близости от рабочего места.

В химических лабораториях запрещается проводить какие-либо работы, не связанные непосредственно с выполнением порученных заданий, произвольно смешивать реактивы. Для любых опытов следует брать минимально необходимое количество вещества. Пробные опыты, за редким исключением, проводят не в колбах, а в пробирках. При работе с несколькими миллилитрами жидкости и с граммами твердых реактивов выделение тепла, вспенивание массы и даже вспышки не влекут за собой серьезных последствий.

В химических лабораториях запрещается работать одному. Это связано с тем, что в случае аварии или возникновения пожара экспериментатору должна быть оказана немедленная помощь.

Запрещается оставлять без присмотра включенные электронагревательные приборы, газовые горелки, установки, в которых происходят химические процессы.

После каждого опыта сразу необходимо мыть посуду. Перед уходом из лаборатории следует убедиться, что на рабочем столе и в вытяжном шкафу отключены электроприборы, выключена вода, перекрыты газовые линии. Склянки с реактивами должны быть убраны в постоянные места хранения.

Отработанные реактивы, особенно ЛВЖ и ГЖ, запрещается сливать в канализацию. Для этого должны быть сосуды для отходов. ЛВЖ и ГЖ (бензин, бензол, эфир, ацетон, толуол, нитролаки, нефть, керосин, спирт и др.) разрешается хранить в количестве не более трех килограммов в специальном металлическом ящике вдали от нагревательных приборов и выходов.

Реактивы и другие материалы, контакт которых может вызвать выделение тепла или служить импульсом для самовозгорания, должны храниться раздельно с соблюдением необходимых условий в несгораемых ящиках. Сильные окислители, такие как бертолетова соль, хлорновато-кислый натрий, азотнокислый натрий, калий, кальций, барий, аммиачная селитра, должны храниться в стеклянных банках с притертой или завинчивающейся пробкой на отдельной полке.

Хранение концентрированных минеральных кислот может быть допущено в стеклянных банках с притертой пробкой в количестве, не превышающем трех килограммов. Бром и хромовый ангидрид размещают в вытяжном шкафу. Перекись натрия и бария разрешается хранить в стеклянных банках с притертой пробкой, которые устанавливаются в металлические резервуары и размещаются в шкафу с реактивами на той же полке, где находятся окислители. Ставить на эту полку какие-либо другие предметы нельзя.

Красный фосфор хранят в стеклянной или металлической банке с плотно закрывающейся пробкой или крышкой, а перекись водорода – в темной стеклянной посуде с корковой пробкой, которая устанавливается в металлический контейнер. Красный фосфор и перекись водорода можно размещать совместно с нейтральными солями (углекислыми, сернокислыми) вдали от полок с окислителями, металлическими порошками и щелочными металлами.

В условиях школьных физических и химических кабинетов причинами возникновения пожаров может быть неисправная электроаппаратура и проводка к ней, неосторожное обращение с огнем и электронагревательными приборами, самовозгорание горючих веществ, разряды статического электричества.

Демонстрации, предусмотренные программой, в большинстве своем безопасны, но некоторые из них требуют выполнения правил обращения с огнем. В мастерских используют не только твердые горючие материалы, но и нередко ЛВЖ.

Все изделия, требующие внешнего покрытия, красят только на открытом воздухе. После окончания занятий в помещениях трудового обучения нужно выключать все электромеханические и электронагревательные устройства. Пожароопасные вещества и материалы следует выносить из помещения в специально отведенное для этого место, где их хранят в несгораемых шкафах или ящиках.

Мусор и отходы нужно убирать после каждого урока. Промасленные тряпки и обтирочный материал надо выносить после урока в безопасное место. Запас сырья и материалов в учебно-производственных помещениях не должен превышать количества, необходимого для проведения урока в течение дня.

Если рабочие комнаты и школьные мастерские используются для работы кружков технического творчества, то в этих помещениях нельзя заправлять авто- и авиамодели, ракеты горючими жидкостями и пиротехническими препаратами. Эту работу следует проводить на открытом воздухе под непосредственным наблюдением руководителя кружка. Пользоваться клеями, лаками и другими материалами, которые разбавляются легковоспламеняющимися растворителями, следует осторожно, в ограниченных количествах. После завершения работы их необходимо вынести из помещения и не допускать накопления.

В условиях школы электронагревательными приборами можно пользоваться только в помещениях с соответственно оборудованными местами и под наблюдением взрослых. После окончания работы в мастерских и рабочих комнатах электронагревательные приборы нужно отключать общим рубильником.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Естественное освещение | Пожарная безопасность при проведении школьных праздников
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.