КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Из Северо-Атлантического договора, 4 апреля 1949 г
Практические задания Теоретические вопросы 1.История как наука. Основные концепции исторического процесса. 2.Ускорение научно-технического развития и его последствия (предпосылки формирования информационного общества). 3.Основные черты информационного общества. 4.Ключевые тенденции развития стран Западной Европы во второй половине XX – нач. XXI вв. 5.Особенности развития стран Западной Европы во второй половине XX – нач. XXI вв. (на примере Англии, Франции, Италии, Западной Германии, Швеции). 6. США во второй половине XX – нач. XXI вв. 7.Страны Восточной Европы во второй половине XX – нач. XXI вв. 8. Пути модернизации стран Азии во второй половине XX – нач. XXI вв. 9.Страны Латинской Америки во второй половине XX – нач. XXI вв. 10. Страны Африки во второй половине XX – нач. XXI вв. 11. Итоги Второй мировой войны. 12. Политика «холодной войны»: причины, этапы, проявления. 13. Причины и сущность локальных, межгосударственных, региональных конфликтов во второй половине XX – нач. XXI вв. 14.Глобализация общественного развития на рубеже XX – XXI вв. 15. Образование и основные направления деятельности ООН. 16.Образование и основные направления деятельности международных военно-политических организаций и блоков во второй половине XX – нач. XXI вв. 17. Выдающиеся политические деятели второй половины XX – нач. XXI вв. 18. Политическое развитие России в 80-90-е гг. XX в. 19. Экономическое развитие России в 80-90-е гг. XX в. 20. Региональные конфликты в России в конце XX – XXI вв. 21. Россия в условиях становления информационного общества. 22. Роль России в мировом сообществе на современном этапе. 23. Система международной защиты прав человека. 24. Декларация ООН о правах человека. 25. Конвенция о защите прав ребёнка. 26.Этапы конституционного строительства в России. 27.Основы конституционного строя РФ. 28. Конституция РФ о правах и обязанностях граждан РФ. 29. Глобализация общественного развития в сфере культуры на рубеже XX – XXI вв.. 30. Субъекты культуры как основы социальной коммуникации. 1.Прочтите текст документа. Определите, на какие особенности развития современного общества указывает автор. Из книги П. Кеннеди «Вступая в двадцать первый век». М., 1997. С. 396, 397, 398: «Факторы, определяющие перемены в мире, действуют настолько долговременно, взаимозависимо и согласованно, что требуют ни много ни мало как переучивания человечества <...> Возрастание роли образования включает в себя множество факторов, как философских, так и практических. Например, в силу того что новые технологии создают новые виды деятельности, уничтожая прежние, промышленно развитые страны, не обладающие национальной системой подготовки и переподготовки кадров <...> окажутся в более уязвимом, чем в настоящее время, положении <...>Образование — это не только техническое переучивание рабочей силы, воспитание профессиональных кадров или даже поощрение производственной культуры в школах и колледжах с целью сохранения производственной базы. Оно включает в себя глубокое понимание причин изменения нашего мира, отношения других народов и культур к этим переменам, общности того, что нас объединяет, и того, что разделяет культуры, классы, нации». 2.Прочтите текст документа. Определите, на какие особенности развития современного общества указывает автор. Из книги Д. Нэсбитта, П. Эбурдин «Что нас ждет в 90-е гг. Мегатенденции. Год 2000». М., 1992. С. 353: «Ростки нового золотого века, когда каждая личность созидательно трудится, зарабатывая человечеству хлеб насущный, а не надрывается, как вьючное животное, уже существуют в современном развитом мире, который вступает в период глобального экономического подъема 90-х гг. В высокооплачиваемой информационной экономике людям оплачивается то, что особенно важно для них, — их интеллект и творчество, а не их коллективная мускульная сила». 3. Прочтите текст документа. Определите, на какие особенности развития современного общества указывает автор. Из книги П.Ф. Друкера «Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении». М., 1994. С. 249-250: «Социальный центр тяжести передвинулся на работника интеллектуального труда. Все развитые страны превращаются в постделовые, интеллектуальные общества. Возможность получить хорошую работу и сделать карьеру в развитых странах сегодня все больше зависит от наличия университетского диплома <...> Буквально единицы среди <...> выдающихся деятелей бизнеса XIX века вообще когда-либо переступали порог высшего учебного заведения, не говоря уже о том, чтобы его закончить <...> Переход к знаниям и образованию в качестве пропуска к хорошей работе и возможности сделать карьеру прежде всего означает переход от общества, в котором главной дорогой к успеху был бизнес, к обществу, в котором бизнес является лишь одной из возможностей, причем не самой лучшей. По сути, это означает переход к постделовому обществу. Дальше всего этот сдвиг зашел в Соединенных Штатах Америки и в Японии, но та же тенденция наблюдается и в Западной Европе». 4.Прочтите текст документа. Укажите, о каких проявлениях процесса глобализации идёт речь. Назовите известные вам составляющие процесса глобализации современного общества. Из книги П.Ф. Друкера «Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении». М., 1994. С. 167—168: «Экономическая теория все еще продолжает утверждать, что суверенное национальное государство является единственной или, во всяком случае, доминирующей единицей, способной проводить эффективную экономическую политику. На самом деле в транснациональной экономике четыре такие единицы. Эти единицы представляют собой то, что математики называют частично зависимыми переменными: они связаны между собой и взаимозависимы, но ни одна не держит под контролем другую. Одной из таких единиц является национальное государство; отдельные страны — особенно крупные, развитые <...> безусловно имеют значение. Однако принятие решений все больше переходит ко второй единице — региону, такому, например, как Европейское экономическое сообщество, Северная Америка, а в скором будущем, возможно, и Дальний Восток, объединившийся вокруг Японии. Третьей единицей является подлинная и почти автономная мировая экономика денег, кредита и потоков капиталовложений. Она существует благодаря информации, которая сегодня не знает национальных границ. И, наконец, четвертая единица — транснациональное предприятие, которое, между прочим, вовсе не обязательно представляет собой крупный бизнес; с его точки зрения, весь развитый мир является единым рынком, единым пространством как для производства, так и для реализации товаров и услуг». 5. Прочтите текст документа. Определите, на какие особенности развития современного общества указывает автор. Из книги Д. Белла «Грядет постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования». Нью-Йорк, 1973. С. 361-362: «В современном американском обществе существует три типа власти и социального влияния, что смущает изучающих социальные отношения, стремящихся понять различные источники классовых привилегий. Исторически, собственность выступала основой богатства и власти, доступ к ней обеспечивался, главным образом, путем наследования. Сейчас технические знания становятся основой власти и социального статуса, путем их приобретения выступает соответствующее образование. И, наконец, политическое положение является основой власти, путь к его приобретению — поддержка политической организации или структуры. Сложность анализа власти в современном западном обществе в том, что три эти системы сосуществуют, взаимодополняют друг друга и пересекаются <...>Возвышение новых элит, опирающихся на знания, вытекает из того простого факта, что знание и планирование — военное, экономическое, социальное — стало основной предпосылкой любой деятельности в современном обществе. Члены новой технократической элиты, владеющие новыми технологиями принятия решений (системный анализ, линейное программирование, планирование бюджета и т.д.), стали важным элементом определения и анализа решений, на основе которых определяется политика, если не осуществляется власть. В широком смысле слова можно сказать, что рост значения образования, науки и управления создал новую общность — профессиональных технократов-интеллектуалов». 6. Прочтите текст документа. Определите ведущие принципы современной международной политики в области национальных отношений. Укажите международно-правовые документы, в которых они зафиксированы. Из Конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств. В сб. «Право Совета Европы и Россия». Краснодар, 1996. С. 275-277: Статья 1. Защита национальных меньшинств и прав и свобод лиц, принадлежащих к этим меньшинствам, является неотъемлемой частью международной защиты прав человека и в качестве таковой является областью международного сотрудничества <...> Статья 4. 1. Стороны обязуются гарантировать любым лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, право на равенство перед законом и на равную защиту закона. В связи с этим любая дискриминация, основанная на принадлежности к национальному меньшинству, запрещается. 2. Стороны обязуются принимать в необходимых случаях надлежащие меры, с тем чтобы поощрять во всех областях экономической, социальной, политической и культурной жизни полное и действительное равенство между лицами, принадлежащими к национальному меньшинству, и лицами, принадлежащими к основной группе населения. Статья 5. 1. Стороны обязуются содействовать созданию условий, необходимых для обеспечения лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, возможности поддерживать и развивать свою культуру, а также сохранять основные элементы их самобытности, а именно' религию, язык, традиции и культурное наследие. Статья 6.1. Стороны поощряют дух терпимости и диалог между культурами, а также принимают эффективные меры по содействию взаимному уважению, взаимопониманию и сотрудничеству между всеми лицами, проживающими на их территории, независимо от их этнической, культурной или религиозной принадлежности, особенно в области образования, культуры и средств информации. 7. Прочтите текст документа. Укажите, с началом какого процесса связывают известную речь бывшего премьер-министра Великобритании У. Черчилля, которую он произнёс 5 марта 1946г. в г.Фултоне (США). Какой из ведущих принципов данного процесса нашёл отражение в речи. Из речи У. Черчилля, г. Фултон, 5 марта 1946 г.: «От Штеттина на Балтике до Бреста на Адриатике железная завеса спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы, Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София — все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы. Германию <...> Коммунистические партии, которые были очень незначительны во всех этих восточных государствах Европы, достигли исключительной силы, намного превосходящей их численность, и стремятся всюду установить тоталитарный контроль. Полицейские правительства превалируют почти во всех этих странах, и до настоящего времени <...> в них не существует никакой подлинной демократии. <...> Русские больше всего восхищаются силой, и нет ничего такого, к чему бы они питали меньшее уважение, чем военная слабость. По этой причине наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил». 8. Прочтите текст документа. К какому этапу холодной войны относят указанные события. Определите, в чём проявились «политическое мужество и выдержка» Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущёва. Из воспоминаний посла СССР в США в 1962—1986 гг. А. Добрынина «Сугубо доверительно». М., 1997. С. 77—78: «Чтобы понять всю опасность военного конфликта вокруг Кубы, достаточно напомнить, что советские ракеты тактического и среднего действия имели десятки ядерных зарядов, целями которых могли стать крупнейшие города Америки, включая Нью-Йорк, Вашингтон, Чикаго. Оценивая в целом Карибский кризис, хотел бы отметить его значение для последующего развития советско-американских отношений. Он убедительно показал опасность прямого военного столкновения двух великих держав, которая была предотвращена — на грани войны — лишь быстрым и мучительным осознанием обеими сторонами катастрофических последствий такого столкновения. Именно в силу этого упор был сделан на политическое решение конфликта <...> Стало ясно, что третьей мировой войны можно избежать. Кубинский кризис имел важные долговременные последствия. Оба правительства, оба лидера, Хрущев и Кеннеди, вольно или невольно стали осознавать опасность возможности повторения такого кризиса, в котором они прямо противостоят друг другу. Более того, они осознали необходимость ослабления напряженности после урегулирования кризиса». 9. Прочтите текст документа. Какие новые принципы международной политики нашли отражение в данной декларации. Определите значение данных положений для мирового сообщества. Из Делийской декларации о принципах свободного от ядерного оружия и ненасильственного мира от 27 ноября 1986 г., подписанной руководителями СССР и Индии: «Сегодня человечество находится на решающем поворотном этапе своей истории. Ядерное оружие грозит уничтожить не только все, что было создано человеком на протяжении веков, но и самого человека и даже жизнь на Земле. В ядерную эпоху человечество должно выработать новое политическое мышление, новую концепцию мира, дающую надежные гарантии выживания человечества. Люди хотят жить в более безопасном и более справедливом мире. Человечество достойно лучшей участи, чем быть заложником ядерного ужаса и отчаяния. Необходимо изменить сложившуюся мировую ситуацию и построить мир, свободный от ядерного оружия, свободный от насилия и ненависти, страха и подозрительности. Мир, доставшийся нам в наследство, принадлежит нынешнему и грядущим поколениям. И это требует, чтобы приоритет отдавался общечеловеческим ценностям. Должно признаваться право каждого народа и каждого человека на жизнь, свободу, мир и стремление к счастью. Необходимо отказаться от применения силы и угрозы применения силы. Должно уважаться право каждого народа на собственный выбор — социальный, политический, идеологический. Должна быть отвергнута политика, рассчитанная на превосходство одних над другими. Наращивание ядерных арсеналов, разработка космических вооружений подрывают общепризнанное убеждение, что ядерная война никогда не должна быть развязана и в ней не может быть победителей...» 10. Прочтите текст документа. Сопоставьте содержание фрагментов двух договоров — о создании Северо-Атлантического и Варшавского союзов. Какие общие и различающиеся положения вы можете отметить? Сделайте вывод относительно целей этих блоков. «Стороны в настоящем договоре подтверждают свою веру в цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций и свое желание жить в мире со всеми народами и правительствами Они полны решимости обеспечить свободу, общее наследие и цивилизацию своих народов, основанную на принципах демократии, свободы личности и господства права <...>Стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение против одной или нескольких сторон в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение против всех их; и, как следствие этого, они соглашаются, что, если такое вооруженное нападение произойдет, каждая из них в порядке осуществления права индивидуальной или коллективной самообороны, признанного статьей 51-й Устава Организации Объединенных Наций, будет помогать стороне или сторонам, подвергшимся такому нападению, путем немедленного принятия, индивидуального и по соглашению с другими сторонами, такого действия, какое ей представляется необходимым, включая применение вооруженной силы, чтобы восстановить и поддерживать безопасность района в северной части Атлантического океана <...>.» (Антология мировой политической мысли. М., 1997. Т 5. С. 422-424.) Из Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, Варшава, 14 мая 1955 г.: «Договаривающиеся стороны: вновь подтверждая свое стремление к созданию системы коллективной безопасности в Европе, основанной на участии в ней всех европейских государств, независимо от их общественного и государственного строя, что позволило бы объединить их усилия в интересах обеспечения мира в Европе, учитывая вместе с тем положение, которое создалось в Европе в результате ратификации парижских соглашений, предусматривающих образование новой военной группировки в виде «западноевропейского союза» с участием ремилитаризуемой Западной Германии и с включением ее в Североатлантический блок, что усиливает опасность новой войны и создает угрозу национальной безопасности миролюбивых государств, <...>решили заключить настоящий Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи <..>В случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств-участников договора со стороны какого-либо государства или группы государств, каждое государство-участник договора в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, окажет государству или государствам, подвергшимся такому нападению, немедленную помощь, индивидуально и по соглашению с другими государствами-участниками договора, всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы». 11.Проанализируйте текст Манифеста Рассела — Эйнштейна и выделите наиболее важную мысль, требование Манифеста. Приведите доводы; авторов, убеждающие в недопустимости новой мировой войны. Из Манифеста Рассела—Эйнштейна, декабрь 1954 г.: «Война с применением водородных бомб весьма вероятно может покончить и с человеческой расой <...> Если будет применено множество водородных бомб, то наступит всеобщая смерть — мгновенная лишь для меньшинства и медленная, мучительная по причине заболеваний и разложения — для большинства <...> В связи с тем что в любой будущей мировой войне будет непременно использоваться ядерное оружие и поскольку это оружие угрожает существованию человечества, мы настаиваем, чтобы правительства всех стран поняли и публично признали, что споры между государствами не могут быть разрешены в результате развязывания мировой войны. Мы требуем, чтобы они находили мирные средства решения всех спорных вопросов». (Антология мировой политической мысли. М.,1997. С. 437-438.) 12.Прочтите текст документа. Определите взгляды неоконсерватора И. Кристола. Перечислите характерные черты экономической политики неоконсерватизма. Из работы И. Кристола «Признания подлинного неоконсерватора», в сборнике: «США: консервативная волна». М., 1984. С. 89-90: «Неоконсерватизм является течением мысли, возникшим в академической интеллектуальной среде и вызванным разочарованием в современном либерализме <...>Хотя неоконсерваторы с уважением относятся к рынку как экономическому механизму, они не являются либертаристами типа Милтона Фридмэна и Фридриха фон Хайека. Неоконсервативным концепциям полностью соответствует консервативное государство всеобщего благоденствия, удачно названное государством социального страхования. Такое государство берет на себя известную долю ответственности, перестраивая отношения, которые складываются между людьми на свободном рынке, с тем чтобы придать им более гуманную окраску <...> Неоконсерваторы считают семью и религию незаменимыми столпами здорового общества. Они отводят особую роль этим связующим институтам свободного общества, которые примиряют требования жизни и общества со стремлением к свободе. Большинство неоконсерваторов верит в то, что последней надеждой человечества является интеллектуально и морально обновленный либеральный капитализм». 13. Прочтите текст. Сопоставьте позиции авторов в оценке этнических проблем и подходов к их решению. Сформулируйте и обоснуйте собственную позицию. Из книги А.Г. Здравомыслова «Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве». М., 1997. С. 162: «Очевидно, что вопрос о равенстве наций должен получить цивилизованное решение <...> а именно: необходимо рассматривать представителей разных национальностей в качестве лиц, обладающих равными правами в юридическом плане, дабы граждане государства не дискриминировались по национально-этническим признакам. В принятии этой нормы и проведении ее в жизнь состоит одна из наиболее существенных характеристик демократического общества». Из книги А. Смита «Национализм в двадцатом веке». Нью-Йорк, 1979.С.151: «Во-первых, существует классическая проблема, с которой сталкивается каждая демократия, а именно — как реагировать на требования меньшинств или внесистемных групп. Правительство большинства вынуждено сталкиваться с острейшей проблемой социального несогласия, если в обществе существуют меньшинства, не разделяющие основные принципы и ценности, лежащие в основе политической системы. Во-вторых, в самих странах Запада ныне наблюдается подъем национализма, который часто приобретает социал-демократический оттенок и получает большую поддержку интеллигенции. Этот национализм является движением меньшинства. Он представляет собой протест против существующего положения, против институтов большинства во имя свободы и права иметь отличия. Соответственно, этот протест не укладывается в рамки привычного противостояния левых и правых сил политического спектра<...> Я утверждаю, что нынешний подъем национализма на Западе необходимо рассматривать как протест этнических меньшинств против неготовности устоявшихся государств, многие из которых являются либерально-демократическими, признать их самобытность и их права. Это протест против отсроченных, невыполненных, неудачных решений». 14. Прочтите текст. Определите аргументы, которые привёл И.В. Сталин обосновывающие рост влияния Советского Союза в Восточной Европе. Какую роль сыграл данный процесс в формировании после Второй мировой войны двух военно-политических блоков. Из интервью И.В. Сталина корреспонденту газеты «Правда» относительно речи У. Черчилля, 14 марта 1946 г.: «По сути дела, г-н Черчилль стоит теперь на позиции поджигателя войны <...> Возможно, что кое-где склонны предать забвению <...> колоссальные жертвы советского народа, обеспечивающие освобождение Европы от гитлеровского ига. Спрашивается, что же может быть удивительного в том, что Советский Союз, желая обезопасить себя на будущее время, старается добиться того, чтобы в этих странах существовали правительства, лояльно относящиеся к Советскому Союзу? <...> Рост влияния коммунистов нельзя считать случайным. Он представляет вполне закономерное явление. Влияние коммунистов выросло потому, что в тяжелые годы господства фашизма коммунисты оказались надежными, смелыми борцами против фашистского режима, за свободу народов <...> Я не знаю, удастся ли г-ну Черчиллю и его друзьям организовать после второй мировой войны новый военный поход против Восточной Европы. Но если им это удастся, что мало вероятно, ибо миллионы простых людей стоят на страже дела мира, то можно с уверенностью сказать, что они будут биты». 15. Проанализируйте выдержку из Договора о создании ЕЭС, выявите главные цели создания ЕЭС, основные средства их достижения, определенные в Договоре. Какие сферы развития участвующих стран они затрагивали? Из Договора шести европейских государств о создании Европейского экономического сообщества. Подписан в Риме 25 марта 1957 г.: «Сообщество имеет целью путем установления общего рынка и последовательного сближения экономической политики государств-членов содействовать гармоничному развитию экономической деятельности в рамках всего Сообщества, непрерывному и равномерному росту, большей стабильности, ускоренному повышению уровня жизни и более тесным отношениям между государствами, которые оно объединяет <...>Для достижения целей, провозглашенных в предшествующей статье, Сообщество действует сообразно условиям и темпам, предусмотренным настоящим Договором, в: а) отмене между государствами-членами таможенного права и количественных ограничений ввоза и вывоза товаров, равно как всех других мер, вызывающих аналогичные последствия; б) установлении общего таможенного тарифа и общей торговой политики в отношении третьих государств; в) устранении между государствами-членами препятствий для свободного перемещения лиц, услуг и капиталов; г) введении общей политики в области сельского хозяйства; д) введении общей политики в области транспорта; е) установлении режима, обеспечивающего недопустимость извращенной конкуренции в общем рынке; ж) применении процедур, позволяющих координировать экономическую политику государств-членов и предотвращать нарушение равновесия платежных балансов; з) сближения национальных законодательств в той мере, какая необходима для функционирования общего рынка; и) учреждении европейского социального фонда, имея в виду улучшение возможностей найма трудящихся и повышения их жизненного уровня; к) учреждении европейского инвестиционного банка, призванного обеспечить экономический рост Сообщества посредством формирования новых ресурсов; (Антология мировой политической мысли. М.,1997. Т 5. С. 454-455.) 16. Проанализируйте текст. Определите, о каких процессах в восточной Европе во второй половине XXв. идёт речь. Установите взаимосвязь между процессом развертывания демократических революций в странах Восточной Европы в 80—90-е гг. XXв. и преобразованиями в СССР. Из воспоминаний 3. Млынаржа, члена ЦК КПЧ, «Мороз ударил из Кремля». М., 1992. С. 130: «Годы сталинизма в Чехословакии лишь укрепили в национальном сознании те идеалы, которые власть всячески пыталась искоренить. Диктатура наглядно показала, к чему приводит их забвение, и это подтолкнуло на путь реформ даже «идейно убежденных» сталинистов. В сознании народов ценности демократии и гуманизма были реабилитированы задолго до 1968 года <...> Жить в страхе, действуя по указке, а не так, как в глубине души считаешь правильным, достойным, тяжкое бремя и для отдельного человека, и для социальной группы, и для всего народа. Поэтому избавление от такого страха приветствуется как воскрешение». 17. Прочтите текст документа. Определите значение деятельности М.С. Горбачева в демократических преобразованиях в нашей стране, в создании благоприятных условий для развития международного сотрудничества. М.С. Горбачев (р. в 1931 г.) — последний руководитель КПСС, первый и последний Президент СССР.: <...>Первые шаги М.С. Горбачева по пути реформ соответствовали мерам его предшественников: призывы к ускорению развития, введение контроля качества продукции, проводящаяся административными мерами кампания борьбы с алкоголизмом, которые не дали сколько-нибудь заметных результатов. Главный итог деятельности М.С. Горбачева состоял в том, что ему удалось вывести реформы за рамки частичных, косметических мер, способных лишь продлить агонию старой системы. Гласность, открытие в прессе правдивых фактов о прошлом, о внешнем мире, разложении властных структур в СССР, появление возможности легальной или полулегальной деятельности оппозиции, акцент на гуманистических ценностях, лишение партийных структур рычагов экономической власти изменили общество. Отказа от социалистического идеала не произошло, но его понимание приблизилось к реальной модели равенства, созданной социал-демократией Европы. Основной просчет М.С. Горбачева состоял в утрате темпа преобразований, когда общество подошло к рубежу, где требовались решительные, по сути дела революционные методы обновления политической системы, экономических отношений. <...> Итогом стала утрата инициативы в постановке вопроса о реформировании Союза, в проведении экономической реформы. <...> Не отрицая серьезности просчетов, допущенных в ходе перестройки, необходимо все же учитывать, что большая часть проблем, возникших после распада СССР, была порождена действиями политических оппонентов М.С. Горбачева. Позитивная, созидательная часть его программы не успела найти воплощения. Главная же его заслуга — мирный, ненасильственный демонтаж зашедшей в тупик, не способной ни к развитию, ни к обновлению тоталитарной, административно-командной системы власти и управления, прекращение опасной для всего мира «холодной войны» широко признаются в мировом сообществе. 18. Прочтите текст документа. Определите роль и значение деятельности Б.Н. Ельцина как политического лидера, главы Российского государства. Ельцин Б.Н. (Биографическое приложение): Способности Б.Н. Ельцина как сильного лидера, склонного к радикальным, решительным действиям, оказались востребованы на том этапе, когда политика М.С. Горбачева стала не поспевать за ходом им же инициированных событий. В то же время радикализм и решительность, способность чувствовать настроения людей в условиях, когда России необходимо было решить сложнейшие задачи перехода к демократическому обществу с социально ориентированной рыночной экономикой, оказали Б.Н. Ельцину не очень хорошую услугу. Желая, как и большинство россиян, скорее увидеть результаты преобразований, президент России поддержал сторонников наиболее радикальных действий, пригласив к руководству правительством группу молодых ученых-экономистов, возглавленную Е.Т. Гайдаром. Однако примененные ими методы преобразований, рецепты которых были почерпнуты из опыта стран с совершенно иными условиями, теоретических работ зарубежных экономистов, привели к контрпродуктивным результатам. Ухудшение экономического положения, падение уровня жизни большинства населения вызвали в обществе политический конфликт между президентом и Верховным Советом. Силовое решение конфликта, учреждение в России президентской республики укрепили политические предпосылки реформ. Однако политическая воля, готовность президента к решительным действиям не могли компенсировать слабости экономической базы преобразований, отсутствия продуманной стратегии реформ. Условия борьбы различных групп давления и интересов за влияние на принятие решений, конфликты между субъектами Российской Федерации и центром, между ветвями власти создавали ситуацию, в которой сильные стороны Б.Н. Ельцина как лидера не могли проявиться в полной мере. Это привело к падению популярности президента, росту влияния оппозиционных ему сил. 19. Проанализируйте текст. Определите основные особенности индустриального общества, на которые обращает внимание автор. Из работы К. Ясперса «Смысл и назначение истории»: «В настоящее время мы все осознаем, что находимся на рубеже истории, живем в период, который уже сто лет назад сравнивали с закатом античного мира, а затем все глубже стали ощущать его громадное значение не только для Европы и западной культуры, но и для всего мира. Это век техники со всеми ее последствиями, которые, по-видимому, не оставят ничего из всего того, что на протяжении тысячелетий человек обрел в области труда, жизни, мышления, в области символики <...>Техника радикально изменила повседневную жизнь человека в окружающей его среде, насильственно переместила трудовой процесс и общество в иную сферу, в сферу массового производства, превратила все существование в действие некоего технического механизма, всю планету — в единую фабрику. Тем самым произошел — и происходит по сей день — полный отрыв человека от его почвы. Он становится жителем Земли без родины, теряет преемственность традиций. Дух сводится к способности обучаться и совершать полезные функции. Поэтому человек живет либо в состоянии глубокой неудовлетворенности собой, либо отказывается от самого себя, чтобы превратиться в функционирующую деталь машины, не размышляя предаться своему витальному существованию, теряя свою индивидуальность, перспективу прошлого и будущего, и ограничиваться узкой полоской настоящего, чтобы, изменяя самому себе, стать легко заменяемым и пригодным для любой поставленной перед ним цели, пребывать в плену раз и навсегда данных, непроверенных, неподвижных, недиалектических, легко сменяющих друг друга иллюзорных достоверностей. Тот же, кто таит в себе недовольство, проявляющееся в вечном беспокойстве, постоянно ощущает внутренний разлад. Он вынужден всегда носить маску, менять эти маски в зависимости от ситуации и от людей, с которыми он общается. Он говорит все время «будто бы» и перестает постигать самого себя, так как, нося постоянно маску, он в конце концов сам уже не знает, кто он. Если человек лишен почвы, отзвука своего подлинного бытия, если он не пользуется больше уважением <...> если люди не возвышают мне душу скрытым в их существовании, взывающим ко мне требованием из глубин внутреннего бытия, тогда беспокойство превращается в отчаяние...» 20. Проанализируйте текст. Выделите основные идеи Декларации. Какие требования к колониальным державам в ней предъявляются? Из Декларации Генеральной ассамблеи ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам, 14 декабря 1960 г.: «1. Подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются отрицанием основных прав человека, противоречат Уставу ООН и препятствуют развитию сотрудничества и установлению мира во всем мире 2. Все народы имеют право на самоопределение в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют экономическое, социальное и культурное развитие 3. Недостаточная политическая, экономическая и социальная подготовленность или подготовленность в области образования никогда не должна использоваться как предлог для задержки в предоставлении независимости. 4. Любые вооруженные действия или репрессивные меры какого бы то ни было характера, направленные против зависимых народов, должны быть прекращены с тем, чтобы предоставить им возможность осуществить в условиях мира и свободы свое право на полную независимость, а территориальная целостность их национальных территорий должна уважаться. 5. В подопечных и несамоуправляющихся территориях, а также во всех других территориях, еще не получивших независимости, должны быть незамедлительно приняты меры для передачи всей власти народам этих территорий в соответствии со свободно выраженной ими волей и желанием, без каких бы то ни было условий или оговорок и независимо от расы, религии или цвета кожи с тем, чтобы предоставить им возможность пользоваться полной независимостью и свободой» (Антология мировой политической мысли М., 1997. Т. 5 С. 488) 21. Проанализируйте текст. В чем НАТО видит основной источник угрозы миру и безопасности на пороге XXI века? Согласны ли вы с этой оценкой? Ответ обоснуйте. Из «Стратегической концепции», одобренной главами государств и правительств стран НАТО 24 апреля 1999 г.: «Безопасность союза по-прежнему подвергается широкому спектру военных и невоенных угроз, которые исходят с разных сторон и часто являются труднопредсказуемыми. Эти угрозы включают в себя неопределенности и нестабильности внутри евроатлантического пространства и за его пределами, возможности возникновения быстроразвивающихся региональных кризисов на периферии союза. Ряд государств, расположенных внутри евроатлантического региона и за его пределами, сталкиваются с серьезными экономическими, социальными и политическими трудностями. Этническое и религиозное соперничество, территориальные споры, неадекватные или безуспешные попытки реформ, нарушения прав человека и дезинтеграция государств могут привести к нестабильности локального и даже регионального характера. Возникшие в результате этого напряженности могут вызывать кризисы, затрагивающие евроатлантическую стабильность, страдания людей и вооруженные конфликты. Такие конфликты могут затрагивать безопасность союза, распространяясь на соседние государства, включая страны НАТО, или любым другим путем, а также затрагивать безопасность других государств». 22. Сравните два приведенных документа НАТО. Как изменились акценты «Стратегической концепции» НАТО 1999 г., принятой после начала операции против Югославии, по сравнению с документом, обосновывающим «Партнерство ради мира»?В чем НАТО видит основной источник угрозы миру и безопасности на пороге XXI века? Согласны ли вы с этой оценкой? Из документа «Партнерство ради мира», принятого странами НАТО 10 января 1994г.: «Это партнерство создается как выражение совместной убежденности в том, что стабильность и безопасность в Североатлантическом регионе может быть достигнута только путем сотрудничества и совместных действий. Составляющими основу партнерства совместными ценностями являются обеспечение и продвижение основных свобод и прав человека, защита свободы, справедливости и мира демократическим путем. Присоединяясь к «Партнерству», государства — члены Североатлантического альянса и другие государства, подписывающие этот документ, напоминают, что они привержены сохранению демократических обществ, свободе от принуждения и запугивания, а также поддержанию принципов международного права. Они подтверждают свою приверженность добросовестному выполнению обязательств по Уставу ООН и принципов Всеобщей декларации прав человека, в частности воздержания от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости любого государства, уважения существующих границ и урегулирования споров мирными средствами». {Сб. «От Хельсинки до Будапешта. История СБСЕ/ОБСЕ в документах и материалах, 1973—1994». Т. 3. М., 1997. С. 458.) Из «Стратегической концепции», одобренной главами государств и правительств стран НАТО 24 апреля 1999 г.: «Безопасность союза по-прежнему подвергается широкому спектру военных и невоенных угроз, которые исходят с разных сторон и часто являются труднопредсказуемыми. Эти угрозы включают в себя неопределенности и нестабильности внутри евроатлантического пространства и за его пределами, возможности возникновения быстроразвивающихся региональных кризисов на периферии союза. Ряд государств, расположенных внутри евроатлантического региона и за его пределами, сталкиваются с серьезными экономическими, социальными и политическими трудностями. Этническое и религиозное соперничество, территориальные споры, неадекватные или безуспешные попытки реформ, нарушения прав человека и дезинтеграция государств могут привести к нестабильности локального и даже регионального характера. Возникшие в результате этого напряженности могут вызывать кризисы, затрагивающие евроатлантическую стабильность, страдания людей и вооруженные конфликты. Такие конфликты могут затрагивать безопасность союза, распространяясь на соседние государства, включая страны НАТО, или любым другим путем, а также затрагивать безопасность других государств». 23. Проанализируйте текст. Выделите основную мысль автора. Как вы думаете, чем вызван подъем национальных, самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры? Из книги Д. Нэсбитта, П. Эбурдин «Что нас ждет в 90—е гг.? Мегатенденции. Год 2000». М., 1992. С. 174: «Чем больше человечество видит себя живущим на единой планете, тем больше необходимость для каждой культуры земного шара иметь свое уникальное наследие. Есть желание пробовать кухню друг друга, приятно одеваться в джинсы, наслаждаться иногда одинаковыми представлениями. Но если другой процесс начинает разрушать сферу более глубоких культурных ценностей, то люди вернутся к демонстрации своих различий, и это будет чем-то вроде культурного протеста. История каждой нации, ее язык и традиции уникальны. Поэтому парадоксально то, что, чем более похожими мы становимся, тем больше мы будем подчеркивать свою уникальность». 24. Проанализируйте текст. Определите основную мысль автора. Как вы думаете, ведет ли ликвидация двухполюсного мира к установлению однополюсности в мире? Свой ответ аргументируйте. Из книги бывшего государственного секретаря США Г. Киссенджера «Дипломатия». М., 1997. С. 740—741: «Как ни могущественна Америка, ни одна из стран не обладает возможностью навязать все свои представления остальному человечеству, необходимо установить приоритеты < > Геополитически Америка представляет собой остров между берегами гигантской Евразии, чьи ресурсы и население в огромной степени превосходят имеющиеся у Соединенных Штатов Господство какой-либо одной державы над любым из составляющих Евразию континентов Европой или Азией — все еще остается критерием стратегической опасности для Америки независимо от наличия или отсутствия «холодной войны». Ибо такого рода перегруппировка стран способна превзойти Америку в экономическом, а в конечном счете и в военном отношении Опасности этой придется противодействовать, даже если господствующая держава будет по отношению к Америке настроена благожелательно, ибо стоит ее намерениям перемениться, как Америка окажется лишенной значительной части возможностей, обеспечивающих эффективное сопротивление, и во все большей степени будет утрачивать возможность оказывать решающее воздействие на события» 25. Проанализируйте текст. Определите основную мысль автора. Как вы думаете, ведет ли ликвидация двухполюсного мира к установлению однополюсности в мире? Свой ответ аргументируйте. Из работы бывшего помощника президента США по национальной безопасности 3. Бжезинского «Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы». М., 1998. С.249, 252—253: «Опросы общественного мнения показывают, что только малая часть (13%) американцев выступает за то, что «как единственная оставшаяся сверхдержава США должны оставаться единственным мировым лидером в решении международных проблем» Подавляющее большинство (74%) предпочитают, «чтобы США в равной мере с другими государствами решали международные проблемы» < > С учетом реальности американской демократии эффективные действия неизбежно потребуют понимания общественностью важной роли американского государства в формировании все более широкой системы стабильного геополитического сотрудничества, которые будут одновременно предотвращать возможность глобальной анархии и успешно препятствовать возникновению новой угрозы со стороны какой-либо из стран. Эти две цели — предотвращение анархии и появления державы-соперницы — неотделимы от определения более долгосрочной цели глобальной деятельности Америки, создания прочной сети международного геополитического сотрудничества». 26. Проанализируйте текст. Определите позицию Советского Союза по отношению к странам социалистического содружества. Из речи Л.И. Брежнева на V съезде ПОРП (Польской Объединённой рабочей партии)(12 ноября 1968г.): «КПСС всегда способствовала тому, чтобы каждая социалистическая страна сама определяла конкретные формы своего развития на пути к социализму с учётом национальных особенностей. Но когда внутренние и внешние силы, враждебные социализму, пытаются управлять развитием социалистической страны и толкают её к восстановлению капиталистического строя, когда возникает серьёзная угроза безопасности всего социалистического содружества, тогда это становится не только проблемой для народа данной страны, но и общей проблемой, предметом беспокойства всех социалистических стран». 27. Прочтите текст документа. На основе приведенного фрагмента Устава ООН определите цели и принципы деятельности этой организации. Из устава Организации Объединённых Наций: «МЫ, НАРОДЫ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ, ПРЕИСПОЛНЕННЫЕ РЕШИМОСТИ избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невообразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и жен-' щин и в равенство прав больших и малых наций, и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, И В ЭТИХ ЦЕЛЯХ проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединить наши силы для поддержания международного мира и безопасности, и обеспечить принятием принципов и установлением методов, чтобы вооруженные силы применялись не иначе, как в общих интересах, и использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов, РЕШИЛИ ОБЪЕДИНИТЬ НАШИ УСИЛИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭТИХ ЦЕЛЕЙ». (Антология мировой политической мысли. Т. 5, М.,1997. С. 343.) 28. Проанализируйте текст. Определите основную идею документа. Как вы думаете, что в документе подразумевается под правом на защиту и под упреждающими действиями? Стратегия национально безопасности США. Из выступления Дж. Буша (20 сентября 2002г.): « Обеспечивая оборону США, американского народа и наших интересов внутри страны и за рубежом посредством выявления угрозы ещё до того. Как она достигнет наших границ, США постоянно прилагают усилия, чтобы заручиться поддержкой международного сообщества, но в случае необходимости мы, используя право на самозащиту, без колебаний будем действовать в одиночку и с упреждением <…> С учётом целей стран – «изгоев» и террористов США больше не могут продолжать, как прежде, по отношению к ним политику ответного реагирования <…> Мы не можем позволить нашим врагам нанести первый удар <…> США всегда сохраняли за собой возможность упреждающих действий при наличии достаточно серьёзной угрозы национальной безопасности. Риск бездействия тем выше, чем выше степень угрозы, и с тем большей неизбежностью и волнением приходится делать выбор в пользу самозащиты – даже если не вполне ясно, откуда и когда нужно ожидать вражеского удара. В интересах исключения и предотвращения такого удара противника США будут применять, если это необходимо, упреждающее действие». 29. Прочтите текст документа. Какую «силу» имел в виду американский дипломат Дж. Кеннан в своей телеграмме в Государственный департамент США? Как вы думаете, почему подобные суждения не высказывались в годы второй мировой войны? Из телеграммы поверенного в делах США в Москве Дж. Кеннана в Государственный департамент США от 22 февраля 1946 г.: «Мы можем сказать, что имеем дело с политической силой, фанатически верящей в невозможность постоянного модус вивенди с Соединенными Штатами, считающей желательным и необходимым разрушение внутренней гармонии нашего общества, подрыв нашего традиционного образа жизни, развала международного авторитета нашего государства во имя обеспечения советской власти. Эта политическая сила полностью контролирует энергию одного из величайших народов мира и ресурсы богатейшей национальной территории, и ее влекут глубокие и мощные течения русского национализма. Кроме того, она обладает искусным и обширным аппаратом, исключительно искусным и ловким, руководимым людьми, чей опыт и умение в подпольных методах, по-видимому, не имеют ничего равного в истории Наконец, эта сила в своей исходной реакции не подвержена реалистическим соображениям <...> Вопрос о том, как противодействовать этой силе, представляет самую большую задачу, с какой сталкивалась когда-либо наша демократия» (Антология мировой политической мысли. М., 1997. Т. 5. С. 393.) 30. Прочтите текст документа. Определите основную идею автора. Укажите, насколько данная идея соответствует исторической действительности. Ответ обоснуйте. Из книги Э. Тоффлера «Шок будущего», М. 2002, с.50: «Жители Земли разделены не только по расовому, религиозному или идеологическому признаку, но также в каком-то смысле и во времени. Изучая нынешнее население земного шара, мы обнаруживаем группу людей, которые ещё живут охотой и собирательством, как тысячи лет назад. Другие, их большинство, полагаются <...> на сельское хозяйство. <...> Эти две группы вместе составляют около 70% жителей Земли. Это люди прошлого. Более 25% населения Земли живут в промышленно развитых странах. Они живут современной жизнью. <...> Они – люди настоящего. <...> Оставшиеся 2-3% населения планеты нельзя назвать ни людьми прошлого, ни людьми настоящего. Ибо в главных центрах технологических и культурных перемен <...> о миллионах мужчин и женщин можно уже сказать, что они живут в будущем. <...> И хотя сегодня они составляют только несколько процентов населения земного шара, они уже формируют международную нацию будущего. Они разведчики человечества, самые первые граждане мирового рождающегося в муках супериндустриального общества».
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |