КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фриц и Фрейд
(В горячем стуле сидит Барбара – молодая женщина, лет тридцати восьми, очень неуверенная в себе. По профессии она – социальный работник; она работала с Фрицем раньше). Барбара: Я хотела быть хорошей девочкой, и у меня был для тебя великолепный сон со множеством вкусностей. Я не устраивала этого специально, но что-то произошло, и может быть это тоже хорошо. Прошлой ночью в постели со мной произошло вот что – со мной иногда, хоть и не часто, такое бывает – я оказалась совершенно парализованной; я вообще не могла пошевелиться. Я не могла пошевелить пальцем, не могла открыть глаза, – ничего не могла сделать. Я была совершенно парализована. Я очень испугалась, но потом это прошло. Казалось, что это длилось очень долго, но я думаю, что на самом деле прошло несколько минут, а может быть даже и меньше. Но это было похоже на состояние, когда я ничего не могу сделать, и это заставило меня подумать о, м-м, моей неспособности обходиться с собой, когда я пугаюсь или сержусь. (Делает длинную затяжку сигаретой). Я становлюсь совершенно неподвижной – так что я такая наяву, какой была во сне, я по-прежнему парализована. Фриц: Хорошо. Не можешь ли ты пересказать всю историю снова, представляя себе, что ты отвечаешь за все, что происходит. Например: "Я парализую себя." Барбара: М-м, хорошо. М-м, я парализую... я парализую себя... Я делаю себя неподвижной. Я не разрешаю себе ничего чувствовать или вести себя каким-либо образом, если только я не уверена, что это хорошо и так принято. Я не даю себе убежать, когда я испугана; я не говорю людям, что боюсь; я не позволяю себе, м-м, защищаться, если я сердита или обижена. Я даже не даю людям узнать, что у меня есть дурные чувства. (Начинает плакать). Я не позволяю им увидеть, что иногда я их ненавижу, или что я испугана до смерти и м-м... Иногда я привожу себя, в наказание, в состояние паники, когда я боюсь делать что бы то ни было. Я боюсь даже дышать, и тогда я мучаю себя всеми теми дурными вещами, которые могут со мной случиться. Это все, что я могу придумать прямо сейчас. (Шмыгает носом). Фриц, я не хочу плакать, потому что мне кажется, что это очень плохо для меня. Я думаю, что я прячусь за свои слезы. Но я не знаю, что я... прячу. (Барбара ударяет себя по бедру рукой в то время как говорит). Фриц: Не можешь ли ты сделать это снова? Правой рукой. Поговори с Барбарой. Барбара (шлепая правой рукой по бедру и смеясь) Барбара, тебя нужно нашлепать! Фриц: Нашлепай ее. Барбара (продолжая шлепать): Ты плохая девочка, потому что ты фальшивая и нечестная! Ты лжешь себе и всем остальным, и я устала от этого, потому что это не работает! Фриц: И что отвечает Барбара? Барбара (более высоким голосом) Она отвечает, что ее никогда не учили делать что-либо еще. Фриц: Скажи это в прямой речи. Барбара: Я никогда не училась делать что-либо еще. Я знаю, что можно вести себя иначе. Я знаю, что можно делать что-то другое, но я не знаю, как это делать. Фриц: Скажи это еще раз. Барбара: Я не знаю, как это делать. Я могу делать что-то другое только когда чувствую, что меня защищают и поддерживают. Тогда я могу это до некоторой степени. Но если я во внешней, холодной ситуации, сама по себе – я слишком боюсь. И я попадаю в неприятности. Я устраиваю себе неприятности. Фриц: Да. Барбара: И тогда я прихожу в бешенство от себя, после того, как я устроила себе неприятности, и тогда я наказываю себя, и наказываю, и наказываю. (Снова шлепает себя по бедру). И этому кажется нет конца, я никогда не буду удовлетворена. (Начинает плакать). Фриц: Скажи это Барбаре: "Я никогда не буду довольна тобой. Что бы ты ни делала, я буду недовольна." Барбара: Барбара, я никогда не буду довольна тобой. Что бы ты ни делала, это никогда не может быть достаточно хорошо! Фриц: Не можешь ли ты сказать то же самое матери или отцу? Барбара: Мама, неважно, что я делаю или сделала, это никогда не будет достаточно хорошо. Фриц: Не можешь ли ты также сказать это и ей? "Мама, что бы ты ни делала, это недостаточно хорошо!" Барбара: М-м, хм. Мама, что бы ты ни делала, это недостаточно хорошо. Фриц: Скажи ей, что она должна делать. Барбара: Мама, ты должна постараться узнать меня. Ты не знаешь меня. Я другая, а ты заставляешь меня притворяться... ты знаешь, у меня есть целая личность, специально для тебя. И это не для меня. Я совершенно не тот человек, каким ты меня видишь. Фриц: Что она ответит? Барбара: Разумеется я понимаю тебя, ты же моя дочь. Я понимаю все про тебя. И я знаю, что для тебя хорошо! Фриц: Ответь ей. Барбара: Мама, ты не знаешь, что хорошо для меня! Твой способ жизни мне не годятся. Он мне не нравятся, я не уважаю твое отношение к жизни. Я не считаю его полезным. Я вижу, что твой способ жизни делает тебя одинокой, ты никогда не сходишься с людьми близко. Ты всегда слишком неодобрительна. Ты никого не любишь. Я не хочу быть таким человеком... Фриц: Скажи ей больше о том, что она должна делать. Каким человеком она должна быть. Барбара: Ты должна постараться понять, каково другим людям. Они переживают жизнь иначе, чем ты. Неужели ты не можешь хоть разок попробовать узнать, что значит быть кем-нибудь другим? Фриц. Да. Я хочу, чтобы ты сделала еще один шаг. Поговори с ней в форме императива: "Будь более понимающей," – и т.п. Барбара: Будь более понимающей... Фриц: Все императивы. Барбара: Будь более эмпатичной! Будь более чувствительной! Не защищай себя до такой степени, тебе это не нужно! Не будь такой подозрительной, такой паранойяльной! Не верь в магию, это сумасшествие – верить в магию! Не будь всегда в двойной связке (double bind), когда ты пытаешься (термин Грегори Бейтсона) быть такой хорошей, чуть ли не святой, этаким общественным образцом, матриархом – и каждую минуту это ненавидишь. Не делай этого. Фриц: Теперь поговори таким образом с Барбарой. Только императивы. Барбара: Барбара, не будь беспомощной! Это сумасшествие... м-м... не бойся своих чувств! Ты должна выражать свои дурные чувства. Ты должна стоять за себя! Ты должна быть настоящей! Не играй в прятки, это дрянная игра! (Начинает плакать). Не путайся и не играй в игры, заставляя других жалеть тебя или чувствовать себя виноватыми. Им будет неудобно и они уйдут, а это не то, чего ты хочешь. Фриц: Теперь больше подробностей. Возьми свои императивы и каждый раз давай Барбаре предписания – что нужно делать, чтобы это выполнить. Барбара: М-м,... не будь подражалой, хамелеоном! Фриц: Скажи ей, как ей этого достичь – не быть хамелеоном. Барбара: Выясни, кто ты такая, и кем ты хочешь быть, и что ты хочешь делать. Не пытайся найти, кому бы подражать все время. Ты подражала тысячам людей, и куда тебя это привело? Ты по-прежнему ощущаешь себя пустой скорлупой. Тебе нужно решить, кто ты, и что ты хочешь делать! Фриц: Скажи ей, как она может это сделать. Барбара (сварливым голосом): Ты знаешь свои собственные вкусы, интересы и ценности. Ты давно уже это знаешь. Они никогда... Фриц: Расскажи ей в подробностях, каковы ее интересы. Барбара: М-м, тебя интересуют тысячи вещей... Фриц: Например? Барбара: Например... ты любишь работать с людьми, тебе хорошо, когда ты чувствуешь, что ты полезна, что ты даешь использовать себя продуктивным образом на пути других людей. Занимайся этим! И выясни, как это делать, чтобы ты чувствовала себя успешной и полезной. Фриц: Продолжай, начни это выяснять. Барбара: Ну, ты должна развить в себе... ты должна делать две вещи. Ты должна делать реальные усилия, чтобы учиться у других людей, которые опытнее и искуснее тебя, и в то же время ты должна быть собой. Ты не можешь подражать Фрицу или Вирджинии Сатир, или д-ру Делчампу, или другим консультантам с последнего семинара, на котором ты побывала. Не делай этого, это плохо! Потому что ты – не они, и ты не можешь делать точно такие же движения, как они, и говорить то, что они говорят, и быть полезной кому-нибудь. Они почувствуют, что ты фальшивишь. Фриц: Ты упомянула мое имя. Скажи, что я такое? Что моего ты копируешь? Барбара: Фриц, ты – человек, который работает с людьми и дает им использовать себя. Ты даешь людям использовать себя, чтобы расти. Фриц: Гм. Барбара: Я тоже хочу это делать, и я думаю, что то, что ты делаешь, действительно работает... но я не могу изображать Фрица. Это не будет работать, потому что я – не ты, и это было бы просто подражанием. Фриц: Дай мне посмотреть, как ты подражаешь мне. Сыграй Фрица. Барбара (смеется) Хорошо. Я буду работать с тобой? Фриц: Да. Барбара: Хорошо (смеется). (Длинная пауза) Ты хочешь работать? Фриц: Да. Барбара: Ты хочешь, чтобы я работала? С тобой? Фриц: Да. Барбара: Я не могу, Фриц. Я не могу работать с тобой. Фриц: Конечно же, ты можешь. Барбара: Нет. Фриц (с огоньком в глазах) Ты – Фриц, ты знаешь все. (Смех) Ты так мудр. Барбара: Это неправда. Я не знаю всего, и я не так мудра. Работу нужно делать тебе. Фриц: Хорошо. Я очень стараюсь. Я бы хотел работать, но я не могу. У меня появился блок (бурное веселье при каждом ответе Фрица). Барбара: Побудь своим блоком. Фриц: Но я не вижу моего блока. Барбара: Ты меня не слушаешь. Фриц: Да-да, я слушаю очень внимательно, я как раз услышал, как ты сказала: "Ты меня не слушаешь." Барбара: Хорошо, давай попробуем что-нибудь еще. Притворись, что ты где-то там. Фриц: Там? Барбара: М-м. Гм. Фриц: Где? Здесь, здесь или здесь, или здесь? (Указывает на разные места в комнате) Барбара: Выбери, что хочешь. Фриц: Выбери за меня. Барбара, Мне кажется, что ты смеешься надо мной. Может быть ты пытаешься... Фриц: Я? Смеюсь над тобой? Как бы я посмел! Ты так знаменит, я таю от почтения. Я бы не посмел смеяться над тобой. Как можно? Барбара: Давай тогда попробуем что-нибудь. Можешь ли ты станцевать свое почтение ко мне? Фриц: О да. (Смех) Но я пока не могу. Ты должна дать мне музыку. Барбара: М-м, попробуй услышать музыку у себя в голове. Фриц: Но, видишь ли, я немузыкален. Барбара: Мы все музыкальны. Фриц: Тебе это удалось! (смех) Барбара: Я заметила, что бы ни происходило, дело возвращается ко мне. Что бы я ни предложила, ты говоришь: "Нет, сделай это за меня, я не знаю, как это делать." Фриц: Конечно. Если бы я не был таким неспособным, я бы не был здесь. Это моя болезнь, разве ты не видишь? Барбара: Поговори со своей болезнью. Фриц: Но моей болезни здесь нет. Как я могу говорить со своей болезнью? И даже если бы я мог ей что-то сказать, болезнь не стала бы меня слушать, потому что в этом и состоит болезнь. Барбара: Я буду слушать. Получил ли ты свою болезнь от кого-то? Фриц (медленно) Да. Барбара: От кого? Фриц: От Зигмунда Фрейда. (В этот момент в группе слышно много смеха). Барбара: Мне кажется, что Зигмунда здесь нет, он... Фриц: Но за семь лет я заразился. Барбара (хихикая): О, у меня на три года больше, потому что я провела с аналитиком десять лет. Не говори мне, как это плохо! Можешь ли ты поговорить с Зигмундом? Фриц: О нет, не могу. Он мертв. Барбара: Ты изменился. Впервые ты ускользаешь. Что ты сознаешь сейчас? Фриц (сдержанно): Большую печаль, что Фрейд умер, прежде чем я действительно мог поговорить с ним как человек с человеком. Барбара (мягко): Я полагаю, ты все же можешь поговорить с ним. Не хочешь ли ты это сделать? Фриц: Угу. Барбара: Хорошо. (Пауза) Я бы хотела послушать. Фриц: Теперь я завяз. Мне хотелось бы сделать это. Мне бы хотелось быть твоим пациентом в этой ситуации, и... (говоря очень медленно). Профессор Фрейд... великий человек... но очень больной... вы не можете никому позволить к себе прикоснуться. Вы получили возможность говорить, как обстоит дело, и каждое ваше слово – святое писание. Я хотел бы, чтобы вы меня послушали. В определенном смысле я знаю больше, чем вы. Вы разрешили вопрос о неврозе. И вот теперь я здесь... простой гражданин... милостью Божией обнаруживший простой секрет, что то, что есть – есть. Даже не я это открыл. Это открыла Гертруда Стайн. Я только копирую ее. Нет, "копирую" – это неправильно. Я обрел тот же способ жизни, думания, как она. Не как интеллектуал, но как человек-растение, человек-животное. Именно здесь вы были слепы. Вы морализировали и защищали секс, вырывая его из контекста жизни. И вы упустили жизнь. (В комнате несколько мгновений стоит тишина. Затем Фриц поворачивается к Барбаре) Твоя копия Фрица была недурна (Целует Барбару). Ты нечто для меня сделала. Барбара: Спасибо, Фриц.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |