КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дисциплина: Правовое обеспечение информационных технологий
Методы воспитания учащихся профильных ФМК классов Направления деятельности КР физико-математического класса Главным (стратегическим) направлением деятельности КР является формирование ФМК (команды или сообщества учащихся) и поддержание его жизнедеятельности на всех стадиях развития. В своей жизнедеятельности ФМК проходит несколько стадий. 1) Стадия узнавания и формирования – длится 0,5 года – 1-е полугодие 10 класса – узнавание друг друга, распределение обязанностей среди 2) Стадия устойчивости – длится 1 год – 2-е полугодие 10 класса и 1-е полугодие 11-го класса. Стадию характеризуют стабильность, сплочённость и успешное решение образовательных и воспитательных задач в соответствии с планами и программами, профессионально-ориентированное обучение, приобретение начальных профессиональных знаний, умений, компетентностей. 3) Завершающая стадия – стадия прощания, подведения итогов, результативности длится последние полгода – 2-е полугодие 11-го класса. Четкое разделение класса на группы по специальностям и факультетам, на которые они хотят поступать. Проверка уровня подготовки учащихся (тестирования, олимпиады, пробные экзамены). КР готовит воспитанников к выпуску из школы. Подготовка к жизненно важным мероприятиям: последнему звонку, выпускному вечеру, вступительным экзаменам. Подведение итогов по реализации ожиданий, решению поставленных задач. 4) Стадия студенческая (постшкольная). Сообщество сохраняется. «Класс» продолжает существовать формально – 50-70% выпускников ФМК учатся на одном физическом/физико-техническом факультете и образуют «ядра» студенческих учебных групп. Постоянное общение друг с другом, с «классным руководителем» в школе (или на факультете, если он – преподаватель вуза). Саратовский медицинский институт формирует особую группу из выпускников профильного химико-биологического («медицинского») класса гимназии №1 г. Саратова. Наличие четвёртой стадии отличает профильные классы при факультетах вузов с ППДОФ от «обычных» профильных классов школ (гимназий), откуда поступает в вузы только часть (20-60%) выпускников, причём в разные вузы. Классному руководителю ФМК в процессе деятельности приходится выполнять функции управленца, преподавателя, профориентатора, воспитателя и духовного наставника, психолога, хозяйственника (рис. 2.25).. Формы профессионально направленной деятельности в процессе ПОВ: 1. Профессионально ориентированная исследовательская деятельность школьников с выходом на публикацию результатов исследований учащихся, обеспечивающая формирование основ исследовательской культуры. 2. Профессионально ориентированные внеурочные классные мероприятия:
Рис. 2.25. Функции и содержание деятельности классного руководителя физико-математического класса
научно-практические конференции; выставки научно-технического творчества; практика в лабораториях физико-технического факультета; клуб сумасшедших идей и интересных встреч; а также викторины, юморины, КВН,классные «Огоньки», Последний звонок, выпускной вечер [104, 105, 111].
К общим, не связанным со специализацией, относятся методы: – общие коммуникативные методы воспитания: беседа, убеждение, дискуссия, лекция, поощрение, наказание; – суггестопедический метод (через эмоциональное внушение в активном состоянии посредством авторитета КР [76, 104, 241]); – воспитание личным примером учителя-предметника и КР; – воспитание через приобщение к мировой культуре в процессе освоения содержания общеобразовательных гуманитарных дисциплин. –создание классным руководителем любых ситуаций успеха для каждого ученика ФМК (успешность в учёбе, победа в конкурсах различного профиля – физических, технических, художественных, спортивных и т.д..; поощ- рение любого успеха. Ситуация успеха – средство борьбы с негативными установками – страхом поражения, боязнью неудачи, которые могут привести к развитию синдрома «выученной беспомощности». Специфические методы воспитания осуществляются в процессе освоения содержания образовательного процесса ППДОФ: 1)через освоение содержания физики, астрономии, космологии – формирование научного мировоззрения, «космического» мышления; 2) через освоение новых информационных технологий – воспитание элементов информационной культуры; развитие творческой активности; 3) через выполнение творческих проектов, исследовательских лабораторных, участие в творческих конкурсах (конференциях, технических выставках, олимпиадах),– воспитание основ исследовательской культуры, научного мировоззрения; креативных качеств личности; 4) через освоение спецкурсов по решению конкурсных задач повышенной трудности, специальных элективных курсов - воспитание когнитивного стиля мышления; воспитание культуры репрезентации научного знания. Средствами ПОВ являются общие и специфические. К общим воспитательным средствам относятся: 1) вербальные (словесные убеждения КР, литература, периодические издания, Internet и др); 2) суггестопедические (авторитет); 3) наглядные (примеры учителей, КР, одноклассников для подражания); 4) средства новых информационных технологий.К специфическим средствам относятся вышеназванные с поправкой на специфику в области физики, а также профессионально ориентированный методический комплекс КР-учителя физики, включающий в себя блоки: 1) Методический – учебно-методические пособия и рекомендации по методам, формам, средствам воспитания будущих специалистов-физиков [104], описание методов психолого-педагогической диагностики и др.. 2) Операциональный: а) комплект методических разработок, сценариев, обеспечивающий проведение профессионально ориентированных внеклассных мероприятий; б) комплект психолого-педагогических тестов, анкет, обеспечивающий проведение психолого-педагогических исследований контингента ФМК. 3) Нормативный блок или документация, отражающая: работу с родителями, протоколы классных и родительских собраний; журналы учета результатов деятельности учащихся и их родителей и др.; документация, отражающая работу со школьной администрацией, с учащимися: 4) Архивный: мониторинговые результаты анкетирования; продукция учащихся ФМК; фотоальбомы; материалы, отражающие историю класса. Таким образом, профессиональная направленность воспитания в процессе ППДОФ является важнейшим условием реализации программы развития учащихся ФМК, готовящихся к профессиональной деятельности в области физики. Реализация предложенной модели воспитательного процесса позволяет существенно повысить эффективность ППДОФ, формирует систему убеждений и комплекс общечеловеческих, гражданских и профессиональных качеств личности, основы профессиональной культуры будущего специалиста-физика.
Направление подготовки: 220700.62 Автоматизация технологических процессов и производств Профиль: Автоматизация технологических процессов и производств (в нефтяной и газовой промышленности)
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |