КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Термины
Выводы Вопросы для самопроверки 1. Что понимается под рынком труда и каковы его основные элементы? 2. По каким показателям можно судить о степени развитости рынка труда? 3. Каков механизм согласования интересов субъектов рынка труда? 4. В чем состоят особенности формирования российского рынка труда? 5. Какие факторы определяют обесценение труда в России и формируют его предложение? 6. Охарактеризуйте новые сферы занятости, возникшие в России в связи с переходом к рынку, а также факторы, определяющие распределение работников по сферам приложения труда. Глава 17. Политика занятости и самозанятости, безработица. Влияние их динамики на доходы 17.1. Эволюция форм и методов политики занятости Модели государственной политики Опыт стран с развитой рыночной экономикой доказывает, что без участия государства невозможно смягчение социально-экономических последствий безработицы. Этот вывод подтверждают многочисленные факты, показывающие, что предприниматели заинтересованы в сохранении значительных масштабов безработицы, использовании ее для давления на заработную плату, интенсификации труда занятых. Вмешательство государства связано с невозможностью на основе только рыночного механизма уменьшить структурные несоответствия рабочих мест и предложения рабочей силы. История государственной политики занятости населения в рыночной экономике насчитывает не одно десятилетие. До начала Второй мировой войны она не носила систематического характера, применяемые меры диктовались, как правило, чрезвычайными обстоятельствами. В послевоенный период меры государства в сфере занятости базировались на сочетании кейнсианского и неоклассического подхода. Примерно до начала экономического кризиса 1974—1975 гг. в странах с развитой рыночной экономикой преобладали кейнсианские и неокейнсианские подходы, направленные на обеспечение полной занятости путем воздействия на совокупный спрос. После смены моделей государственного регулирования в начале 80-х гг. в качестве теоретической основы новой модели утвердилась неоклассическая концепция, выдвигающая на первое место борьбу с инфляцией. Главным средством уменьшения безработицы, как утверждают сторонники этой концепции, является общее оздоровление экономики вследствие оживления конкурентно-рыночных сил, создания благоприятного инвестиционного климата и сведения к минимуму непосредственного вмешательства государства в экономику, в том числе в сферу занятости. Изменение приоритетов в политике занятости, активное стимулирование мелкого и среднего предпринимательства (менее капиталоемкого и более трудоемкого, чем крупный бизнес, и потому создающего больше рабочих мест) тесно увязаны с другими мерами, например с ослаблением регламентации найма, увольнений, условий труда. Все это, с точки зрения предпринимателей и неконсервативных теоретиков, обязательные атрибуты «гибкого рынка труда». По оценкам же профсоюзов, эти меры подрывают социальную защищенность трудящихся. Массовая безработица, формирование ее особой структуры и другие связанные с ней негативные тенденции в социальной сфере, которыми сопровождались реформы, заставили внести существенные коррективы в программные установки. Монетаристские методы регулирования были дополнены активными формами государственного вмешательства. Меры политики занятости Осуществляемые при проведении политики занятости меры можно сгруппировать по разным признакам, хотя на практике эти меры тесно взаимосвязаны. Например, по направлениям регулирования выделяются меры социальные и экономические, с точки зрения способа воздействия — меры прямого и косвенного влияния. К первым относятся различные программы создания рабочих мест, программы образования, профессиональной подготовки и переподготовки, мероприятия региональной политики, изменения в трудовом законодательстве и т.д. К косвенным мерам воздействия принадлежат налоговая, кредитная и денежная политика, субсидирование предпринимателей для трудоустройства безработных и организации производственного обучения и переподготовки и другие меры общеэкономического характера. Если анализировать деятельность государства, избрав критерием объект регулирования, то можно разграничить существующие меры по их влиянию на спрос на рабочую силу или на ее предложение, в том числе и путем воздействия на заработную плату. При выработке концепции политики занятости и ее реализации в условиях социально-экономических преобразований в России были учтены основные особенности российского рынка труда и тенденции регулирования в странах с развитой рыночной экономикой. 17.2. Вторичная занятость Масштабы и структура вторичной занятости Одной из характерных особенностей российского рынка труда к началу 90-х гг. стало развитие вторичной занятости, юридически подкрепленное снятием ряда запретов и ограничений на совместительство. Весьма затруднительно дать точную оценку масштабов вторичной занятости, так как официальная статистика, располагающая данными о работающих по совместительству и по контрактам, не учитывает многочисленную категорию населения, имеющую дополнительную работу вне формальных организаций и не связанную с какой-либо регистрацией. По оценкам ВЦИОМ, в середине 90-х гг. в России в дополнительную трудовую деятельность было вовлечено как минимум 10-15 млн человек, или 15-20% занятого населения. По-видимому, и эта величина занижена, поскольку у многих работников дополнительные доходы связаны с теневым сектором экономики. Кроме того, некоторые государственные программы (в частности, программы общественных работ), адресованные безработным, на практике выступают как источник дополнительных, хотя и небольших, доходов для имеющих работу. По некоторым оценкам, фактически различными видами вторичной занятости охвачено до 30% работающих. Усложнение форм хозяйственной деятельности расширило возможности дополнительного приложения труда. Например, по официальным данным, число вторично занятых в сфере малого бизнеса в середине 90-х гг. составляло 7,7 млн человек, т.е. почти половину от общего числа занятых в этом секторе. В сфере же НИОКР в малом бизнесе число работающих на условиях вторичной занятости в тот же период в 2—3 раза превышало число основных работников. По данным опроса, проведенного в 1995 г., среди лиц, имевших дополнительное занятие, свыше одной четверти были заняты на предприятиях с числом работников не более 10, около половины — с числом работников не более 20, почти 80% — на предприятиях, где занято не более 100 человек, и только несколько более 7% — на средних и крупных предприятиях. Разумеется, снятие запретов увеличило возможности работать по совместительству и по контрактам. Поданным опроса, проведенного в мае 1995 г., больше всего совместителей было среди работников социальной сферы (51%) и в промышленности (37,7%). Работавших по совместительству было больше среди занятых в государственном секторе, чем в частном. Возросли также возможности иметь дополнительные занятия как внутри предприятий и организации, так и вне их, но по их заказам, контрактам с ними (таким образом обеспечивали себе дополнительный доход 6—8% всех работающих по совместительству). Широкое использование на промышленных предприятиях в последние годы неполной занятости увеличивает возможности выполнения второй работы. Согласно данным опроса, проведенного Институтом сравнительных исследований трудовых отношений в 1997 г., несколько чаще вовлечены в сферу вторичной занятости опрошенные, имевшие отпуска без сохранения заработной платы на основной работе. Указали на наличие у них дополнительной работы в 1996 г. 33% опрошенных «отпускников» и 17% работников, не имевших вынужденных отпусков. Более всего расширилась сфера неформальной вторичной занятости, преимущественно за счет разного вида обслуживания (45—50% численности вторично занятых). Эта сфера включает уличную торговлю, ремонтные и строительные работы, шитье одежды, уборку помещений и т.д., а также такие услуги, как посредничество. В гораздо меньшей степени она охватывает производство товаров — 4—8% всех имеющих дополнительную работу. Возросшая потребность во вторичной занятости удовлетворяется далеко не в полной мере. По данным социологических исследований, проведенных центром «Трудмониторинг», удельный вес нуждающихся в дополнительных заработках, но не нашедших их источников, составлял в промышленности строительных материалов у неквалифицированных работников 87,3%, а у специалистов — 85,7%, в машиностроении и металлообработке — соответственно 79,6 и 86,9%. Возможности получения второй работы зависят от социального статуса работника: чем он выше, тем они больше. Как видно из исследований, наихудшие возможности — у сельскохозяйственных работников и продавцов, наилучшие — у руководителей и специалистов. Кроме того, имеют значение и половозрастные характеристики. Во вторичную занятость чаще вовлечены представители наиболее конкурентоспособных групп на рынке труда: мужчины, люди молодого и среднего возраста, имеющие образование не ниже среднего, руководители и специалисты, жители больших городов, работники массовых профессий. Если же рассматривать приработки, имеющие случайный или временный характер, то здесь впереди военнослужащие и неквалифицированные работники. Именно они, а также специалисты более всего вовлечены во вторичную занятость. Мотивы вторичной занятости Подавляющее большинство (80-90% опрошенных в середине 90-х гг.) стремились к дополнительной работе с целью повышения дохода. По данным Института сравнительных исследований трудовых отношений, доля доходов от дополнительной работы в семейном бюджете составляет около 20%. При этом почти 45% опрошенных не исключали возможности перехода в будущем на вторую работу как на основную. Среди них преобладали занятые в частном секторе (47%), молодежь до 30 лет (36%), руководители (34%), жители Москвы и Санкт-Петербурга (соответственно 34 и 19%). Именно в этих группах больше всего тех, для кого вторичная занятость — источник не только дополнительных доходов, но и новых возможностей, в частности, изменить свой трудовой и социальный статус. На такой мотив указали почти 20% опрошенных. В то же время большинство опрошенных вторая работа, нередко обеспечивающая больше доходов, чем основная, удерживала на основном рабочем месте. Такой своеобразный эффект замещения, заставляющий больше трудиться на дополнительной работе, сохраняя основную, характерен для различных категорий населения, например для пожилых людей, для лиц с образованием ниже среднего и для специалистов, для жителей больших и малых городов. По-видимому, особенно отчетливо этот эффект проявляется для тех работников, которые, не имея возможности материально обеспечить себя и свою семью на основной работе, все же не желают отказаться от своей специальности. Деквалификация в большинстве случаев ожидала бы их в случае перехода к дополнительному занятию как к основному. Из опросов видно, что лишь 1/3 вторично занятых трудится по той же профессии и специальности, что и на основной работе; 2/5 опрошенных указали, что дополнительная работа вообще не требует профессиональной подготовки, 1/4 из них была вынуждена прирабатывать по другой профессии, чем на основной работе. Характер вторичной занятости К наиболее распространенным профессиям в сфере вторичной занятости в 1996 г. относились (в порядке убывания): уборщицы, охранники, прислуга в гостиницах; продавцы в магазинах; преподаватели, учителя, репетиторы; торговые посредники; продавцы в киосках, торговых палатках; менеджеры в магазинах, торговых фирмах; плотники и столяры; бухгалтеры; парикмахеры, массажисты, косметологи; врачи. Таким образом, эта профессиональная структура отражает ранее отмеченную тенденцию к наиболее широкому распространению дополнительных занятии среди тех работников, которые связаны с оказанием услуг (включая торговлю) в большей степени, чем на основной работе. Таким образом, с одной стороны, значительная часть рабочих мест вторичной занятости характеризуется низким качеством, не требует высокой квалификации и развитых профессиональных навыков. С другой стороны, высокий квалификационный уровень, приобретенный чаще всего по месту основной работы, расширяет возможности для вторичной занятости. В общем же можно прийти к выводу, что занятость на дополнительной работе связана для значительной части вторично занятых со снижением профессионального и квалификационного уровня. В первую очередь это относится к женщинам. Так, согласно результатам исследования, вторичная занятость женщин в 63% случаев — работа по профессии, не требующей обучения. У мужчин такие подработки встречаются в 2 раза реже. Во многом аналогичная ситуация складывается у специалистов и квалифицированных работников, у которых вторичная занятость нередко связана с выполнением работ низкой квалификации. Исключение составляет группа руководителей, которые чаще других (в 60-70% случаев) имеют вторую работу той же квалификации и по той же профессии, что и основная. Вторичная занятость в этой группе обычно является своеобразным продолжением выполнения их функций по основному месту работы (например, консультирование фирм, связанных с деятельностью предприятий и организаций, которые они возглавляют). Функции вторичной занятости Как видно из изложенного, вторичная занятость выполняет несколько важных для рынка труда функций: • для работников она является источником значительной части доходов, позволяющим продолжать работу на основном месте даже при относительно низких размерах заработной платы; • для руководителей предприятий вторичная занятость работников — способ сохранения основного ядра коллектива; • для государства вторичная занятость — своеобразный амортизатор социальной напряженности. 17.3. Проблемы развития самозанятости Понятие самостоятельной занятости Приоритетным направлением политики занятости в России, как следует из нормативных и методических материалов Министерства труда и социального развития РФ, является развитие быстрыми темпами самостоятельной занятости населения до уровня развитых стран. Этот аспект социальной политики находится на пересечении разных ее направлений. В состав занятых в статистике западных стран включаются лица, работающие по найму, самостоятельно обеспечивающие себя работой и помогающие члены семьи (военнослужащие также входят в состав занятых). К самостоятельно обеспечивающим себя работой относятся лица, которые, являясь собственниками или арендаторами, ведут собственное дело в промышленности или сельском хозяйстве, а также лица свободной профессии. В состав занятых, работающих не по найму, входят, кроме того, помогающие члены семьи,* т.е. те, кто помогает в семейном бизнесе, не получая заработной платы и не платя взносов в систему социального обеспечения.**
* В российском законодательстве эта категория занятых отсутствует. ** В ряде статистических материалов «самостоятельно обеспечивающие себя работой» и «помогающие члены семьи» объединяются в одну группу.
Понятия «самостоятельно обеспечивающих себя работой» в развитых странах и «самостоятельно занятых» в российском законодательстве различны. Если первое охватывает весьма широкий круг лиц — от крупных предпринимателей до кустарей-ремесленников, то второе сводится в основном к мелкому или, точнее, мельчайшему бизнесу в его европейской трактовке. В российских программах занятости речь идет о возможной самостоятельной занятости в индивидуальном пошиве одежды, обуви, изготовлении мебели, авторемонтных мастерских и т.п. Таким образом, наше понятие «самозанятые» примерно совпадает с понятием «мелкое предпринимательство» в промышленно развитых странах. Самозанятость как альтернатива безработице В зарубежной литературе можно встретить и еще одно значение понятия самозанятости — в узком смысле слова. Это альтернатива безработице. Для регионов с высокой концентрацией застойной безработицы в ряде стран, например во Франции, перспективным, хотя и дорогостоящим путем борьбы с безработицей считается замена для желающих пособия по безработице субсидиями на создание предприятий. В Германии разновидностью понимаемой таким образом самостоятельной занятости являются группы самопомощи, пользующиеся поддержкой местных органов власти и неправительственных организаций. В значительной степени альтернативные методы борьбы с безработицей ориентированы на группы риска, причем учитывается специфика разных групп — безработной молодежи, длительно безработных, домохозяек и т.д. В российских условиях такая альтернатива безработице оказалась слишком дорогой, и поэтому службы занятости прибегают к ней очень редко. Очень трудно дать точную оценку масштабов самозанятости в мелком предпринимательстве, а также самозанятости в узком смысле. 17.4. Безработица. Ее формы, динамика, влияние на доходы Формы безработицы Массовая безработица* остается одной из наиболее острых социально-экономических проблем в странах с развитой рыночной экономикой. По данным официальной статистики, в 80-е гг. в 24 ведущих промышленно развитых странах Запада (членах Организации экономического сотрудничества и развития) она достигла небывалых для послевоенной истории размеров. Если в 1960 г. численность зарегистрированных безработных составляла около 8 млн человек, то в первой половине 80-х гг. она перевалила за 30-миллионную отметку, удерживаясь на ней в последующем. Такой важный наряду с продолжительностью показатель безработицы, как ее уровень (выраженная в процентах доля официально зарегистрированных безработных в составе рабочей силы), даже в весьма «благополучной» ФРГ в отдельные годы превышал 9%.
* Статус безработного в развитых странах, согласно основным законодательным нормам, могут получить только те, кто, не имея работы, активно ищет ее с помощью служб занятости.
Подходы ученых разных школ к объяснению причин безработицы различны. Например, К. Маркс выделял общую объективную основу относительного перенаселения. Дж. М. Кейнс также указывал основную причину вынужденной незанятости — недостаток эффективного спроса. В современной западной экономической теории выдвигается ряд причин безработицы в соответствии с большим количеством форм, характеризующих ее динамику, конкретные причины потери работы, затруднения в поиске работы, трудоустройстве. К основным формам безработицы относят структурную, т.е. связанную с несоответствием структуры спроса на рабочую силу структуре ее предложения, циклическую, связанную со спадом производства, фрикционную, связанную с текучестью рабочей силы. Используется и более детальная разбивка: структурной — на структурную и технологическую, фрикционной — на психологическую, сезонную и т.п. При анализе причин безработицы в долговременном периоде выделяют две формы: фрикционную (в нее включают и структурную безработицу), связанную с поиском работы, и безработицу ожидания, вызываемую жесткостью реальной заработной платы (т. е. действием законов о минимальной заработной плате, коллективных договоров, применением стимулирующих систем заработной платы). Правомерна и другая классификация форм безработицы, использованная К. Марксом. Именно она важна для оценки влияния безработицы на уровень доходов. В ее основе — способность безработных к новому включению в трудовую жизнь, связанная с продолжительностью безработицы. Согласно этому критерию выделяются текучая, скрытая и застойная формы. Причем для «попадания» в последнюю имеет значение не только продолжительность вынужденной незанятости (обычно берется срок более полугода), но и нерегулярность занятий, частота безработицы. Можно по-разному относиться к росту скрытой безработицы, но нельзя не признать, что она является менее разрушительной для качества рабочей силы и для личности в целом формой, чем другие, прежде всего застойная. А именно она реально угрожала бы тем, кто может быть высвобожден в процессе сокращения избыточной численности занятых. При отсутствии эффективной структурно-инвестиционной политики такой процесс мог бы также усугубить социальную напряженность в обществе. Среди многочисленных форм, выделяемых на основе различных критериев, застойная безработица является объектом повышенного внимания в политике занятости. Во-первых, это связано с ее разрушительными последствиями как для качества рабочей силы, так и для личности безработных, а следовательно, с угрозой нарушения социальной стабильности. Во-вторых, первоочередная ориентация на предупреждение застойной безработицы или смягчение ее последствий определяется особой структурой безработицы, которая сформировалась в промышленно развитых странах за последние два десятилетия. Речь идет о преобладании среди безработных социально уязвимых групп — молодежи, пожилых людей, женщин (в первую очередь молодых матерей), иностранцев, лиц, имеющих слабое здоровье и ограниченную трудоспособность, длительно безработных и т.д. Причем численность длительно безработных, как правило, и пополняется из перечисленных групп риска. Безработица в России Возникновение российской безработицы не вполне соответствует теории перехода к рыночным отношениям, согласно которой безработица в период реформирования экономики должна расти в результате демонополизации, приватизации, развития конкуренции, повышения эффективности производства, перехода скрытой безработицы в открытую. В России перечисленные процессы проявляются слабо и не оказывают существенного влияния на рынок труда. Численность безработных в августе 1999 г. составила 12,4% экономически активного населения, или 9,13 млн человек. Ситуация на российском рынке труда характеризуется ощутимым увеличением числа продолжительное время не имеющих работы и их доли в общей численности безработных. Если на 1 января 1993 г. удельный вес безработных более 8 мес. составлял 7%, то к началу 1999 г. он вырос почти до 35%, т.е. почти в 5 раз, а их число за тот же период времени возросло почти в 17 раз (для сравнения: общее число зарегистрированных безработных увеличилось примерно в 3 раза — с 600 тыс. до 2 млн). Средняя продолжительность безработицы на конец 1998 г. составила 7,5 мес. При этом нужно учесть, что принятый в нашей стране критерий отнесения к длительно безработным (продолжительность незанятости более 8 мес.) искусственно занижает подлинные масштабы этой формы безработицы. Ведь разрушительные последствия застойной безработицы связаны не только с прекращением выплаты пособия и ощущаются раньше, чем истечет установленный законом срок, по крайней мере уже через полгода. Оценка масштабов длительной безработицы Трудности в определении численности и доли длительно безработных, т.е. тех, кто не имеет работы более 8 мес., связаны с тем, что официальные статистические данные не дают полного представления о подлинных масштабах этой формы безработицы. Официальная статистика, на которую ориентируются службы занятости, не учитывает многочисленные группы длительно безработных или нерегулярно занятых, которые не ищут работу или при ее поиске не обращаются к помощи биржи труда. Часть из них при определенных условиях может предъявить спрос на рабочие места и пополнить ряды «официальных» длительно безработных. Это относится, например, к инвалидам III группы, к домохозяйкам. Многочисленную категорию незарегистрированных длительно безработных образуют беженцы и вынужденные мигранты. Особая группа — не имеющие легальной работы нелегальные мигранты, которые не предъявляют спроса на рабочие места. Вместе с тем эта группа незанятых создает острейшие проблемы для общества, образуя криминогенную среду. Важной характеристикой длительной безработицы, как официальной, так и неофициальной, является ее концентрация в определенных регионах. К таким регионам, например, еще при всеобщей занятости относился Северный Кавказ. «Группы риска», из которых пополняются длительно безработные, сосредоточены в Москве. Таким образом, масштабы и острота проблемы длительной безработицы в разных регионах России неодинаковы. Факторы увеличения продолжительности незанятости и изменения численности длительно безработных При рассмотрении действия факторов роста безработицы, в первую очередь длительной, целесообразно обратиться к тем тенденциям, которые сложились на рынке труда в промышленно развитых странах в период смены моделей государственного регулирования, учитывая, что социальная цена экономических реформ в России значительно выше. Выбор для сопоставления именно этих стран неслучаен, так как в основу программ перехода к рынку в России были положены монетаристские модели экономической политики, и их влияние на социальную сферу в ближайшем будущем будет ощущаться даже при возможных значительных корректировках экономических реформ. Анализ хода экономических реформ в развитых странах и, в частности, последствий стратегии «гибкого рынка труда», с переходом к которой неразрывно связаны эти реформы, показывает, что основным фактором социального риска при проведении неоконсервативной экономической политики стала массовая безработица с ее особой структурой (высоким удельным весом социально уязвимых категорий, включая длительно безработных) и связанная с ней тенденция к маргинализации общества. Можно предложить следующую классификацию причин роста безработицы в промышленно развитых странах начиная с середины 70-х гг.: • факторы, влияющие на общие условия роста безработицы; • факторы, оказывающие влияние преимущественно на динамику безработицы в группах, в которых безработица растет особенно быстро; • факторы, специфические для этих групп, в том числе конкретно-исторического характера. Используем этот подход при определении возможных тенденций на рынке труда в России, учитывая, что особый интерес представляет динамика длительной безработицы. К первой группе могут быть отнесены прежде всего процессы, связанные со структурными сдвигами в экономике, развитием новых хозяйственных форм, приватизацией; на общий уровень и динамику безработицы влияют и социальные факторы, скажем, утверждение принципа добровольности труда. Во вторую группу входят факторы, замедляющие вовлечение рабочей силы в производство и сферу услуг и затрагивающие различные ее категории, но прежде всего вступающих в трудовую жизнь (входящих в «группы риска» юношей и девушек; женщин, желающих вернуться к трудовой деятельности после рождения и воспитания детей или отказаться от положения домохозяйки из-за материальных трудностей; иммигрантов). На Западе главными из таких факторов были уровень военных расходов, замедление темпов экономического роста в последние два десятилетия, перебазирование предприятий ряда отраслей за границу, повышение конкурентоспособности товаров новых индустриальных стран.*
* В последнее время увеличение импорта, в том числе из развивающихся стран, где размещены предприятия ТНК, привело к свертыванию производства в ряде отраслей развитых стран, широко использующих труд молодежи и женщин, — текстильной, обувной, швейной промышленности и др.
Действие перечисленных факторов, за исключением перевода предприятий за границу, оказывается гораздо более ощутимым в России. В первую очередь это относится к продолжающемуся спаду производства. Дополнительным источником напряженности является дифференциация спада по отраслям и регионам. Направленность структурных сдвигов противоположна ожидаемой переориентации экономики на производство продукции для населения, т.е. речь идет о сокращении рабочих мест прежде всего для «групп риска». Спад производства затронул и наиболее прогрессивные высокоэффективные промышленные виды продукции, причем зачастую он превышал среднеотраслевые темпы падения. Таким образом, традиционное понятие «групп риска» рынка труда в российских условиях становится более широким. Наиболее сложное положение с занятостью складывается в тяжелой промышленности, добывающих отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Особенно сильное влияние на занятость и безработицу определенных категорий населения в России оказывают региональные диспропорции. Наиболее острые формы структурный кризис принял в районах концентрации предприятий тяжелой промышленности и добывающих отраслей. К их числу относятся Урал и Восточная Сибирь, часть регионов Западной Сибири и Дальнего Востока, отдельные регионы европейской части (Карелия, Тульская, Ростовская области, Удмуртия, зона КМА и др.). Экстремальные ситуации на рынке труда, связанные в первую очередь с долговременной безработицей, проявились в малых и средних городах, сориентированных на один-два крупных предприятия оборонного комплекса, подлежащих конверсии, а также на предприятия легкой и текстильной промышленности. Народно-хозяйственный эффект конверсии для системы занятости в ближайшее время может оказаться отрицательным, скорее увеличивающим безработицу, и лишь в перспективе можно ожидать создания новых рабочих мест. В ВПК уже произошло сокращение занятости на более 2 млн человек, занять которых во многих регионах просто невозможно. Весьма сильное воздействие на «группы риска», прежде всего молодежь и женщин, может нанести и банкротство неконкурентоспособных предприятий в условиях растущей открытости экономики и отсутствия действенных мер защиты национального предпринимательства. На ситуацию с занятостью в России влияют и факторы, связанные со спецификой особых групп рынка труда. Эту третью группу составляют демографические факторы (сдвиги в половозрастной структуре рабочей силы, возможное увеличение экономической активности женщин, иммиграция), увеличение продолжительности образования, социально-психологические и политические факторы. Одним из главных источников напряжения является женская сверхзанятость (82%) и тенденция к преимущественному высвобождению женщин в ходе сокращений персонала. В ближайшей перспективе на занятость в России может значительно повлиять и поток переселенцев из бывших республик СССР, а также нелегальная миграция из дальнего зарубежья. Неоднозначное воздействие на масштабы использования труда одной из главных «групп риска» — молодежи, а следовательно, и на размеры ее безработицы оказывает такой специфический, зависящий от конкретно-исторических условий фактор, как способ получения и продолжительность образования. С этим фактором тесно связаны социально-психологические причины роста молодежной безработицы. Указанный фактор действует по двум направлениям. С одной стороны, спрос на квалифицированные кадры диктует необходимость высокой, приближающейся к полному курсу средней школы общеобразовательной подготовки и профессионального образования и в связи с этим удлинения сроков обучения. Это ведет к повышению возрастной границы молодежи, начинающей трудовую жизнь, к значительно меньшему, чем прежде, использованию в производстве молодежи до 25 лет. За послевоенный период средний возраст оканчивающих учебу и поступающих на работу в промышленно развитых странах увеличился на два года. В России же за последнее время начало трудовой жизни отодвинулось на год — с 18 до 19 лет. С другой стороны, для вступающих в трудовую жизнь даже при высокой общеобразовательной подготовке существуют объективные ограничения возможностей применения их труда в определенных отраслях и сферах профессиональной деятельности, в большей степени подверженных безработице. Молодежь — наиболее эмоциональная и мобильная группа в составе рабочей силы — с особой остротой воспринимает эти ограничения. Отсутствие возможностей для творчества и инициативы, перспектив профессионального роста молодежи порождает стремление к перемене труда, поиску альтернативных занятий и тем самым приводит к повышению текучести, увеличивающей опасность стать безработным. Нередкое явление на рынке труда — дискриминация при найме по возрасту, полу и состоянию здоровья. Согласно проведенным в разных странах исследованиям предприниматели отдают предпочтение лицам в возрасте от 30 до 40 лет, а ограничения при найме работников в возрасте от 16 до 24 лет почти так же распространены, как и в возрасте старше 55 лет. Наиболее широко ограничения по возрасту применяются в розничной торговле и к работникам умственного труда. Исследования показывают, что усиление влияния демографических, политических, социально-психологических и других социальных факторов проявляется не только в росте безработицы «групп риска». Оно сказывается также на способности принадлежащих к этим группам возвратиться в трудовую жизнь, предопределяет рост продолжительности безработицы. Воздействие безработицы на маргинализацию Как указывалось, спад производства в России не вызывает адекватного сокращения занятости и увеличения безработицы. Тенденции в этой сфере во многом будут определяться выбором направления социально-экономической политики. Однако существуют достаточно серьезные основания считать, что основным фактором социального риска при проведении реформ может стать массовая безработица с ее специфической структурой — высоким удельным весом социально уязвимых категорий, включая длительно безработных, — и связанные с ней процессы маргинализации, обнищания значительных слоев населения. Угроза массовой безработицы для представителей всех социально-профессиональных групп приводит не только к снижению качества рабочей силы, но и к распространению бедности, а следовательно, и подрыву социальной стабильности. В соответствии с российским законодательством максимальное пособие по безработице не должно превышать среднего заработка по региону и выплачивается в течение 12 мес. исходя из величины среднемесячного заработка, исчисленного за три последних месяца на последней работе в размере: за три первых месяца — 75%, четыре месяца — 60% и последние пять месяцев — 45% от прежней средней заработной платы. Впервые же ищущим работу и имеющим перерыв в работе более одного года, а также не имеющим 26 календарных недель оплачиваемой работы в течение 12 мес., предшествовавших началу безработицы, пособие выплачивается в размере минимальной оплаты труда — социальная помощь. Увеличение численности охваченных наиболее острыми, застойными формами безработицы означает расширение круга получателей социальной помощи, т.е. тех, кто не имеет права на получение пособия по безработице или уже утратил его. В связи с этим дополнительные нагрузки ложатся на семью как своеобразную «первичную социальную сеть» (термин, используемый немецкими социологами). В России масштабы скрытой безработицы весьма значительны. Она распространяется на лиц, которые, не имея работы и статуса безработного, реально могут предъявить спрос на рабочие места (например, домохозяек, неработающих инвалидов III группы, жителей аграрных регионов), а также формально занятых, но фактически не получающих заработной платы или получающих заниженную заработную плату — находящихся в вынужденных отпусках без оплаты, работающих неполное рабочее время и т.д. По официальным данным, скрытая безработица в конце 1998 г. составляла 4,5 млн человек (это число занятых неполное время). Реальную же ее оценку дать затруднительно. Минтруд России оценивает ее в 7—8 млн человек, социологи — значительно большей величиной. По некоторым данным, лишь в науке скрытая безработица составляет до 50%. Одновременно с ростом застойной и скрытой безработицы увеличивается категория «новых бедных» — трудоспособных мужчин и женщин. Наряду с жителями «сельской глубинки», работниками легкой промышленности, машиностроения, оборонных отраслей к беднейшим слоям населения можно отнести высококвалифицированных работников науки, образования, здравоохранения и культуры, а также членов их семей. Многочисленная группа специалистов, находившихся ранее в относительно благоприятном положении, превращается в маргиналов не только по уровню доходов, но и по другим показателям уровня жизни. В частности, в новых условиях отсутствует прямая связь между образованием и устойчивостью положения работника. Среднее специальное и высшее образование и высокая квалификация не являются основой социальной защищенности, не страхуют от безработицы во всех ее формах, включая скрытую и застойную. Наоборот, в ряде случаев они являются своего рода фактором риска. Высокая доля специалистов в общей численности безработных — специфическая черта вынужденной незанятости в России. Это обстоятельство препятствует формированию традиционного для социальной структуры рыночного типа среднего класса, включающего большинство интеллигенции, менеджеров среднего и низшего звена, высококвалифицированных рабочих. 17.5. Неформальная занятость Виды неформальной занятости Неформальная занятость существовала в СССР в дореформенный период. В условиях перехода к рынку ее роль возросла, появились новые виды неформальной занятости. К неформальной занятости в России относится официально незарегистрированная экономическая деятельность, занятые которой не платят налогов. Международная организация труда (МОТ) рассматривает неформальную занятость как деятельность мелких хозяйственных единиц, производящих и распределяющих товары и услуги и состоящих главным образом из независимых, самостоятельно занятых производителей. В них используется труд членов семьи и наемных работников. В России сфера неформальной занятости шире. Существует много разновидностей неформальной занятости. Основными из них являются: • отраслевые — в сфере образования, медицины, оказания различных услуг (пошив одежды, ремонт, строительство, торговля, например «челночный» бизнес); • организационные — индивидуально занятые, работники и владельцы мелких незарегистрированных производственных единиц; официально не оформленные работники в зарегистрированных организациях, официально оформленные работники, осуществляющие неучтенную деятельность на своем рабочем месте; • разновидности, различаемые по роли неформальной занятости в доходах. К этим группам относятся лица, получающие только неформальные доходы; лица, для которых неформальные доходы основные; лица, совмещающие работу в «формальном» и «неформальном» секторах (неформальная занятость дает неосновную часть доходов). Все виды неформальной занятости имеют общую черту — нестабильность, связанную с ограничением доступа к рынку капитала, учреждениям профессиональной подготовки, системе социального обеспечения, лишением правовой защитой. В развитых и развивающихся странах имеются различные формы незарегистрированного труда. Неформальная занятость присутствует в развитых странах в значительно меньших масштабах и в иных формах, чем в развивающихся. В развитых странах доля «неформального» сектора составляет 5—10% валового внутреннего продукта, а в развивающихся — до 35%. В России она достигает 40%. Многие совмещают работу в «формальном» и «неформальном» секторах. Это в основном работающие неполную рабочую неделю по инициативе администрации или находящиеся в вынужденном отпуске. Получающие низкую заработную плату, имеющие относительно свободный режим работы или возможность подрабатывать на рабочем месте также склонны к неформальной занятости. Масштабы и роль неформальной занятости в России Доля неформальной занятости в России выше, чем в большинстве развитых стран, за исключением Италии, где, по некоторым оценкам, до 30% валового внутреннего продукта производится в «неформальном» секторе. В России уровень неформальной занятости сопоставим с развивающимися странами, но в отличие от них в России неформально занятые могут получать высокие доходы. В «неформальном» секторе России также существует бедность, однако в значительно меньших размерах, чем в развивающихся странах. Неформальная занятость в России в значительной степени связана не столько с необходимостью выживания, сколько с желанием избежать уплаты налогов и бюрократических процедур. Однако в первую очередь это вынужденная реакция населения на экономический кризис, падение реальных доходов. По оценкам социологов, численность неформально занятых в России составляет 25 млн человек (более 30% экономически активного населения). Многие из них имеют официальное место работы. Высокий уровень вторичной неформальной занятости среди лиц, имеющих работу в «формальном» секторе, связан с нестабильностью и низкой заработной платой, что вынуждает этих лиц искать дополнительную работу, а также со сложностью поиска постоянной работы в условиях растущей безработицы. Роль неформальной занятости в России неоднозначна. Она в значительной степени сдерживает резкое падение уровня жизни населения и рост безработицы, лица, занятые в «неформальном» секторе, производят дешевые товары и услуги, имеют возможность выбрать удобный для себя режим работы. Развитие неформальной занятости является одним из элементов рыночного саморегулирования экономики. Однако неформальная занятость порождает ряд социальных проблем. Она создает условия для криминализации общества. В «неформальном» секторе отсутствуют социальные гарантии, контроль за условиями труда, качеством товаров и услуг, неформально занятые нередко утрачивают квалификацию, профессиональные навыки. Государство не получает значительную часть средств в результате укрытия доходов от налогообложения. Полностью устранить неформальную занятость, а вместе с ней и укрытие части налогов от налогообложения невозможно. Масштабы получения неформальных доходов могут сократиться в результате создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, что будет способствовать регистрации неформальных производственных единиц. 1. Разработка и реализация принципиальных подходов к политике занятости с учетом возможной динамики наиболее острых и разрушительных форм безработицы предполагают использование самых разнообразных инструментов воздействия. 2. Спад производства в России не вызвал адекватного сокращения занятости и увеличения безработицы. Но при этом происходит сдвиг в структуре безработных — увеличение социально уязвимых групп и, как следствие этого, лиц, длительное время не имеющих работы. 3. В составе длительно безработных помимо наиболее уязвимых категорий трудящихся присутствуют и «новые маргиналы» — высококвалифицированные работники, специалисты. Это свидетельствует об отсутствии прямой связи между образованием и устойчивостью положения работника. Среднее и высшее профессиональное образование и высокая квалификация не являются базисом социальной защищенности. 4. Масштабы неформальной занятости в России выше, чем в большинстве развитых стран. Это связано, с одной стороны, со стремлением избежать налогообложения доходов и бюрократических процедур, а с другой стороны, с низким уровнем заработной платы по официальному месту работы и с систематическими задержками ее выплаты. Безработица Занятость населения Эффект замещения Уровень безработицы Структурная безработица Фрикционная безработица Циклическая безработица Безработица ожидания Скрытая безработица Застойная безработица Неформальная занятость Вторичная занятость Самозанятость
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |