Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Этнонациональные отношения как объект политики. Проблемы региональной политики в Украине




 

9.1.Нации и принципы их политического самоопределения

 

Нацию определяют как исторически сложившуюся на этапе развития буржуазных отношений общность людей, имеющих одну территорию, язык, экономику, культуру и психологию. Некоторые политологи рассматривают нацию как государственно-правовое образование, т.е. как макрогруппу, что проживает на определенной территории, имеет общее правительство и другие политические институты. В данном случае определяющим элементом наций является наличие или отсутствие определенной государственной организации. Исходя из этого, некоторым народам отказывается в праве даже называться нацией, если они по каким-либо причинам (иностранное порабощение, насильственная ассимиляция) не имеют своего государственного образования.

Вся история человечества характеризуется борьбой разных народов за свое самоутверждение. Одни считали своим правом доминировать над другими народами, безраздельно пользоваться их территорией, ресурсами, другие - считали своим неотъемлемым правом освободиться и самостоятельно решать свою судьбу. Одни народы в условиях своих национальных государств совершенствовали свою экономику и культуру, другие - на протяжении многих столетий мечтали о своей государственности. И лишь в ХХ в. право наций на самоопределение и выбор формы своего обустройства стал нормой взаимоотношений демократических государств, закрепленной Организацией Объединенных Наций.

Право на самоопределение - одно из важнейших прав, которым обладают все народы независимо от своей численности, уровня развития, места расселения и других характеристик. Самоопределение означает право любого народа самостоятельно решать свою судьбу, удовлетворять все свои потребности (этнические, национальные), определять форму своей государственности, частично или полностью ее менять, входить в состав любого государства (унитарного или федеративного), отделяться и создавать собственное государство, объединяться с другими государствами в конфедерацию, содружество и т.д.

Политическая самостоятельность является гарантом суверенитета и равноправия народов, их добровольности в выборе пути развития. Национальная государственность выступает и важнейшим инструментом экономической, территориальной, культурной общности народа, его духовной ценности и преемственности поколений. Она служит и фактором внутринациональной консолидации народа и его связей с окружающим миром.

Опыт показывает, что чем малочисленнее народ, тем нужнее ему государственность как способ защиты от ассимиляционных процессов, сохранения своей культуры, языка, традиций этнических норм. История свидетельствует о том, что многие народы, до недавно населяющие нашу планету и не имеющие своей государственности, прекратили свое этническое существование. Ассимиляционные процессы проходили и на территории бывшего СССР, где некоторые малочисленные народы азиатской части и севера страны растворились в более крупных этнических образованиях.

Таким образом, сущность права наций на самоопределение состоит в том, что свою судьбу народ решает сам, а не какой-то другой, более многочисленный, не какое-то другое, чужое государство. Именно его решение по поводу своей судьбы (достигнутое в процессе голосования, опроса) является важнейшим, единственным и окончательным.

 

9.2.Украинская национальная идея и основные аспекты ее реализации.

 

Национальная идея возникает тогда, когда народ замечает свое единство, внутреннюю взаимосвязь, свой исторический характер, свои традиции, свою судьбу и предназначение, делает их предметом своего сознания и мотивирования своей воли. Идея не исчезает и вновь не появляется в зависимости от определенных естественных или социальных изменений в жизни народа. Ей свойственно лишь обновление и развитие в зависимости от тех или иных исторических обстоятельств. Украинская национальная идея существует столько, сколько существует сам украинский народ.

В украинской национальной идее доминирующее положение занимало стремление к обретению государственной независимости и суверенитета. Первостепенное значение занимал и вопрос о соборности, т.е. объединении всех украинских земель, которые по различным причинам оказывались в ту или иную эпоху в составе разных государств, в единую державу. Со времен казацкой республики украинской идее свойственно стремление к демократическому устройству общества, в котором преобладают такие ценности, как человечность, цивилизованность, гуманизм, государственный патриотизм. В украинской национальной идее отчетливо прослеживается естественная доброта, порядочность, гостеприимство, опрятность, покладистый характер, трудолюбие, храбрость.

Конкретное видение национальной идеи зависит от исторической ситуации и субъективного восприятия цели народа и средств ее достижения. Так, например, Т.Шевченко вселял надежду народа на неотвратимое революционное освобождение от социального и национального гнета, а также напоминал народу о традициях и ценностях прошлого, пробуждал национальное сознание и национальное достоинство. М.Грушевский считал сердцевиной украинской национальной идеи признание права украинского народа на самоопределение, а также поиск оптимальных форм его организации.

В условиях, когда Украина и ее народ на протяжении многих веков существовали в составе других государств, имеющих свою национальную идеологию и политику, украинская национальная идеология не поощрялась, а часто и подвергалась репрессиям. В годы тоталитаризма украинская национальная идея официально была признана реакционной, отождествлялась с национализмом, который был антиподом официальной идеологии интернационализма..

Волей судьбы и исторической обусловленности украинский народ, получил независимость и приступил к строительству своего государства. В этих условиях важнейшим является стимулирование политической активности украинского народа, содействие духовному обновлению общества, осуществление глубинных преобразований экономики, утверждение и распространение в обществе государственной идеологии, разработка целостной системы ценностных ориентаций общества, концептуальным ядром которой должна быть собственно государственная национальная идея.

Украина, как и подавляющее большинство стран мира, - государство с многонациональным населением. По данным переписи населения 1989 г. на территории Украины проживали 72,7 % украинцев, 22,1 % русских, 0,9 % евреев, 0,8 % белорусов, 0,6 % молдаван, 0,4 % болгар, 0,4 % поляков, 1 % гагаузов и 2,8 % представителей других национальностей.

Этнациональная политика демократического государства должна учитывать национальный состав населения, предоставлять равные права и свободы всем своим гражданам независимо от национальной принадлежности. Одним из первых законов независимой Украины был Закон о национальных меньшинствах. В нем продекларированы равные права и свободы представителям различных национальностей, предусмотрены меры для удовлетворения культурных потребностей национальных меньшинств.

В сложной ситуации оказался и сам украинский народ, давший название государству. В результате пребывания на протяжении столетий в составе других государств, он в значительной степени утратил свою идентичность, понес потери в культурном развитии. С обретением государственности унаследованы большие экономические, социальные и экологические проблемы. Поэтому с самого начала своей независимости встал вопрос о национальном возрождении украинского народа.

Сущность национального возрождения состоит в осознании этносом себя как нации, как действующего лица истории и современного мира. Национальный ренессанс не является простым возобновлением всего исторического прошлого. Даже если речь идет о возрождении национального духа, то и этот процесс нельзя понимать как возвращение к старым формам культуры. Не может быть и возвращения к архаичным формам хозяйственного уклада, политических и других структур, идейно-политических доктрин, адекватных прошлому.

Национальное возрождение - это не реставрация нации и уж тем более не реанимация всего, что было в ее истории. Возрождение - это модернизация нации, ее обновление в системе реальностей современной жизни. Речь идет о многогранном процессе усвоения на основе критического переосмысления традиций народа и одновременно создание современных хозяйственных, социокультурных и политических структур, институтов и ценностей, благодаря которым нация становится сувереном своей судьбы.

 

9.3. Региональная политика в Украине

Для стабильного развития общества и эффективного развития государства необходимо обеспечить баланс общегосударственных интересов с интересами регионов и территориальных общин, основываясь на принципах унитарности государства и целостности его территории. Должно быть достигнуто оптимальное соотношение децентрализации и централизации власти, обеспечена сбалансированность социально-экономического развития регионов, учтены их исторические, экономические, экологические, географические и демографические особенности, этнические и культурные традиции.

Что же такое региональная политика? Региональная политика – это совокупность региональных решений и действий, относящихся к какому-либо экономико-географическому району страны. Она предусматривает создание эффективно действующей системы власти и управления в центре и в регионах, ее финансово-экономическое и нормативно-правовое обеспечение на основе оптимального сочетания общегосударственных, региональных и местных интересов.

В настоящее время задачи региональной политики предусматривают следующее: во-первых, введение механизма стимулирования социального и экономического развития депрессивных территорий; во-вторых, расширение прав регионов в решении задач рыночных преобразований, социальной политики, повышении уровня отчислений из государственного бюджета местным бюджетом, расширении прав регионов в управлении государственной собственностью; в третьих, введение единых социальных стандартов и действенных механизмов социальной защиты населения независимо от экономических возможностей населения, и др.

Преодоление существенных различий в уровне социально-экономического развития регионов предполагает:

- децентрализацию функций исполнительной власти, делегирование регионам значительной их части;

- сбалансирование полномочий между центральными и местными органами исполнительной власти и органами местного управления, разработка эффективного механизма контроля над исполнением ими делегированных полномочий;

- укрепление местных финансов, окончание процесса формирования собственности территориальных обществ, стимулирование развития регионального международного сотрудничества;

- введение механизмов предоставления депрессивным регионам государственной поддержки и стимулирования социально-экономического развития.

В целом государственная региональная политика Украины должна базироваться на таких основных принципах: приоритет общенациональных интересов, учет особенностей регионов, обеспечение всем регионам одинаковых условий развития, обеспечение законности и стабильности в распределении полномочий между центром и регионами, ресурсное обеспечение проведения государственной региональной политики, создание системы регионального управления, которая отвечает государственной региональной политике. Каждый регион проводит политику по достижению собственных региональных целей относительно делегированной ему власти.

 

9.4. Государственная администрация и ее место в системе органов исполнительной власти

Ответственность за выполнение этих задач несут местные государственные администрации, деятельность которых регламентируется Законом Украины «О местной государственной администрации» от 9 апреля 1999 г. Согласно Закону администрация, в границах своих полномочий, осуществляет исполнительную власть на соответственной административно-территориальной единице, а также реализует полномочия, делегированные ей советом. Осуществление исполнительной власти в городах Киеве и Севастополе определяются отдельными Законами Украины.

Местные государственные администрации в границах соответствующей административно-территориальной единицы обеспечивают:

- соблюдение Конституции, Законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, других органов исполнительной власти высшего уровня,

- законность и правопорядок, соблюдение прав и свобод граждан,

- выполнение государственных и региональных программ, а в местах компактного проживания коренных народов и национальных меньшинств - программ их национально-культурного развития,

- подготовку и выполнение бюджетов,

- отчет о выполнении бюджетов и программ,

- взаимодействие с органами местного самоуправления,

- реализацию других предоставленных государством, а также делегированных соответствующими советами полномочий.

Местные государственные администрации возглавляют руководители, которые назначаются на должность Президентом Украины по представлению Кабинета Министров Украины на срок полномочий Президента Украины. Кандидатуры на должность руководителей районных государственных администраций выдвигаются руководителями соответствующих областных государственных администраций.

Полномочия местных государственных администраций распространяются на сферы социально-экономического развития, бюджета и финансов, управления имуществом, приватизации и предпринимательства, градостроительства, коммунального хозяйства, бытового и торгового обслуживания, транспорта и связи, использования и охрана земель, природных ресурсов, а также отрасли науки, образования, охраны здоровья, культуры, физкультуры и спорта, материнства и семьи, молодежи, социального обеспечения и социальной защиты населения, занятости населения, труда и зарплаты, обеспечение законности, правопорядка, прав и свобод граждан, международных и внешнеэкономических отношений.

Для реализации данных полномочий они имеют право:

- проверять соблюдение Конституции Украины законов Украины, других актов Законодательства местного самоуправления и их должностными лицами,

- получать соответствующую статистическую информацию и другие данные от государственных органов и органов самоуправления,

- давать в соответствии с действующим законодательством обязательные для выполнения распоряжения руководителям предприятий, организаций, их филиалов и отделений независимо от форм собственности.

Местные государственные администрации и их председатели в своей деятельности ответственны перед Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины. Они взаимодействуют с другими соответствующими центральными органами исполнительной власти, содействуют им в исполнении возложенных на эти органы заданий.

Председатели областных государственных администраций имеют право отменять распоряжения районных государственных администраций, а при наличии оснований, предусмотренных законодательством, могут поднимать вопросы перед Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины о привлечении их к дисциплинарной ответственности. Должностные лица местных государственных администраций несут ответственность в соответствии с существующим законодательством. Их распоряжения и акты могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с законом.

Местное самоуправление и территориальное управление имеют объектом своей деятельности одну и ту же территорию. Но если первое направлено на реализацию интересов населения, которое проживает на этой территории, то другое – на защиту общегосударственных интересов. Цели, которые стоят перед местными органами управления, обозначают их основные функции, которые условно можно разделить на такие группы: управленческие, хозяйственно-экономические, социально-демографические и социально-культурные.

Одна из важнейших функций – обеспечение комплексного развития местного хозяйства в первую очередь через систему коммунальных служб, которые удовлетворяют потребности населения. Речь идет о таких обязательных службах, как водоснабжение, энергоснабжение, санитарно-эпидемиологическая служба, коммунальный транспорт, службы регистрации актов гражданского состояния, похоронные услуги, архивы, а также об объектах, которые входят в местные социальные инфраструктуры (музеи, театры, школы).

Представительный орган местного самоуправления - выборный орган, который состоит из депутатов. Соответственно к закону он имеет право представлять интересы территориальной общины и принимать от ее имени решения. Важными качествами какого-либо органа местного самоуправления является его правовая, организационная и финансовая автономия к другим органам местного самоуправления, а также государственных органов.

Материальной и финансовой основой местного самоуправления являются движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, денежные средства, земля, природные ресурсы, которые есть в собственности территориальных общин, сел, городов, районов в городах, а также объекты их общей собственности, которые находятся в управлении районных и областных советов, т. е. материально-финансовой основой местного самоуправления является коммунальная собственность, которая принадлежит территориальной общине.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.