КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 12. Мировой политический процесс и современные Социально-политические течения
12.1. Понятие и субъекты международного политического процесса.
Категория «политический процесс» характеризует совокупность видов политической деятельности и отношений не только в рамках политических систем, но также и в мировом сообществе. Внутренние и международные процессы взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Понятие международный политический процесс обозначает совокупность действий и взаимоотношений субъектов мирового сообщества по реализации своих и общих интересов. Эти интересы осознаются прежде всего в форме идеологии, хотя есть и другие формы - религия, искусство, наука и др. Идеологическое отражение действительности наиболее непосредственно связано с политикой. От политического сознания общества зависит содержание и характер политического процесса. Термин «идеология» был введен в научный оборот в XVIII веке французскими ученым де Граси. Он стремился найти в мировосприятии логические и психологические основы политики.В дальнейшем в науке сложились разные взгляды на это духовное явление. Большинство ученых определяют идеологию как систематизированную совокупность идей, выражающих интересы, цели и намерения больших социальных групп - классов, наций, партий и пр. Любая идеология носит политический характер, но понятие политическая идеология употребляется в специфическом смысле - как совокупность взглядов социальных групп на политическое устройство общества, на место политики в общественной жизни. Политическая идеология обосновывает притязания общественных групп на власть или ее использование и потому предусматривает определенную стратегию действий. Она конкретизируется в программных документах партий, в заявлениях различных политических сил, обретая четкость, направленность на конкретные ситуации и властные механизмы. - легитимация власти правящих сил или права на власть оппозиции; - мобилизация и интеграция граждан. Стимулирование целенаправленных действий с их стороны; - компенсация социальной неудовлетворенности надеждой на благополучное изменение социального бытия. Поскольку политическая идеология предназначена для целевой и идейной ориентации политического поведения, различаются следующие уровни ее функционирования. Первый - теоретико-концептуальный. На нем формулируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы класса, слоя, нации, государства. Второй - программно-политический. Здесь социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования. Третий - актуализированный. Он характеризует степень усвоения гражданами целей и принципов данной идеологии и их воплощения в тех или иных формах политического участия. В обществе происходит непрерывное взаимодействие идеологических ценностей, обмен оценками и суждениями. Этот процесс способствует рождению и распаду идеологий, синтезу идеологических течений, постоянному усложнению мотиваций политического поведения. Соперничество идеологий всегда было непосредственным выражением борьбы классов, слоев, групп.
12.2. Основные идейно-политические течения.
Мировая практика выработала множество идеологических систем. Основные разновидности современной политической идеологии - либерализм, консерватизм, коммунизм (марксизм-ленинизм), социал-демократизм и фашизм. Каждая из них имеет свои истоки, социальную базу, теоретико-методологические принципы и отстаиваемые социально-политические идеи. - автономия индивидуальной воли; - существование неотчуждаемых прав человека (на жизнь, свободу, собственность); - договорный характер отношений между государством и индивидом; - верховенство закона как инструмента социального контроля; - ограничение объема и сфер деятельности государства; - защищенность - прежде всего от государственного вмешательства - частной жизни человека и свобода его действий (в рамках закона) во всех сферах общественной жизни. Либерализм эволюционировал с развитием западного общества, вбирал в себя новые идеи. Новый облик либерализма еще не сложился. Его становление идет по различным, во многом отрицающим друг друга курсам. С одной стороны, возрождаются традиции, суть которых - в отрицании вмешательства государства в сферу экономики. С другой стороны, заметен акцент на проблемах равенства и справедливости. Неолибералы видят ошибку старого либерализма в недооценке материальных аспектов обеспечения свободы. Они подчеркивают, что в нормально функционирующем обществе должны быть преодолены наиболее вопиющие виды неравенства, препятствующие свободному развитию каждого индивида и дестабилизирующие общество. Государство только в том случае является социальным и правовым, если обеспечивает экономические средства для достижения разумных целей. Таким образом, основное различие неолиберализма и классического либерализма состоит в разном понимании общественной роли государства. Если классический либерализм выступал против вмешательства государства в экономическую жизнь, современные либералы отводят ему значительную роль в решении социально-экономических проблем В семидесятые-восьмидесятые годы доминирующим идеологическим течением в странах Запада был неоконсерватизм. Фундаментальные идеи консерватизма были сформулированы англичанином Эдмундом Берком в книге «Размышления о революции во Франции» (1790). Основателями этого идейного течения были также французы Жозеф де Местр и Луи Бональд. Их система воззрений базировалась на приоритете преемственности над инновациями, на признании незыблемости исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, воплощенных в нации, религии, морали, семье, собственности. Эти принципы отрицали либеральный дух индивидуальной свободы, который, по мнению консерваторов, разрушал целостность человеческого сообщества. Неоконсерватизм отразил такие глубинные общественные процессы, как потребность экономики в ослаблении государственного регулирования и поощрении предпринимательской инициативы, в расширении сферы действия конкурентных рыночных начал. Как идеология и, особенно, как политика он синтезировал принципы либерализма (рынок, конкуренция, свободное предпринимательство и др.) с традиционными ценностями консерватизма (семья, культура, мораль, порядок и пр.). Под воздействием неоконсерватизма сформировалась динамичная модель общественного развития, которая основывается на саморегуляции и весьма устойчива к социальным катаклизмам. Социальную базу неоконсерватизма составляет «новый средний класс», заинтересованный во внедрении в экономику достижений научно-технической революции, и группировки так называемого «молодого капитала», сформировавшиеся в современных отраслях экономики - электронной, аэрокосмической, авиационной и др. В связи с возрастанием в современном обществе роли знаний, информации неоконсерватизм ориентируется главным образом на проблемы образования, культуры и качества жизни. Культура и духовность раасматриваются как базовые ценности для освоения новых технологий, сохранения природы. Прогресс западных демократий и падение тоталитарных режимов в СССР и Восточной Европе привели к резкому сужению авторитета и роли «левых» идеологий. Прежде всего это коснулось коммунизма и его идейной основы - марксизма. В современном обществознании господствует стремление к синтезирующему взгляду на историю, который получил название цивилизованного подхода. Этот подход более содержателен и плодотворен, чем формационный, поскольку не ограничивает все многообразие жизни общества прокрустовым ложем классовой борьбы. Объект его внимания – совокупность всех форм жизнедеятельности общества – материальных, духовных, нравственных и прочих в их единстве и неразрывности. Он открыт для изучения вновь возникающих тенденций, способен охватить всю сложность и многогранность мирового развития. Мировое развитие выявило историческую ограниченность тезисов марксизма о классовой борьбе как главном содержании всемирной истории и революционном насилии как радикальном способе ликвидации эксплуатации человека человеком. Социалистическая революция, в которой марксизм видит путь к созданию новой цивилизации, свободной от эксплуатации, на практике приводит к появлению нежизнеспособной общественной системы, с трудом поддающейся трансформации в систему демократическую и гуманную. На идейной почве марксизма в конце XIX - начале XX века кроме революционного течения, возглавленного В. И. Лениным, возникло реформистское, социал-демократическое, обоснованное в работах Эдуарда Бернштайна, Карла Каутского, Отто Бауэра, Л. Мартова (Юлий Осипович Цедербаум), Георгия Валентиновича Плеханова и др. Социал-демократическая идеология отказалась от принципиальных положений марксизма - о классовой борьбе, революции, диктатуре пролетариата и др. Она исходила из возможности эволюции капитализма в социально справедливое общество, сохранения мира между классами и государствами. Постепенное реформирование буржуазного общества связывалось с разрешением противоречий между буржуазией и рабочим классом на основе компромиссов, усилением социальной защищенности трудящихся, поощрением рабочего самоуправления и кооперации, использованием парламентской демократии. Основными принципами социал-демократизма являются: - признание самоценности человеческой личности и необходимости защиты ее прав и свобод от государственных институтов; - стремление соединить социальную справедливость с эффективной рыночной экономикой. В то же время ряд факторов серьезно подорвали влияние социал-демократии как идеологического течения. Оказались неосуществленными концепции «демократического социализма» и «государства всеобщего благосостояния». В начавшуюся эру «постиндустриализма» обнаружилась неприменимость традиционного подхода к содержанию общественного прогресса. Это проявилось в неспособности социал-демократов дать адекватную интерпретацию современной роли средних слоев, социальных последствий технологического рывка в развитых индустриальных странах. Основные политико-идеологические постулаты фашизма состоят в следующем: - вершина властной иерархии - вождь, наделенный сверхъестественными качествами, выразитель «духа нации» и ее «исторической судьбы». Основные разновидности фашистской идеологии имели свои особенности. Итальянский фашизм базировался на элитарных идеях Платона и Гегеля, на концепции «органистского государства», оправдывающей агрессивные действия власти во имя блага преданного ему населения. Германский национал-социализм опирался на идеи расового превосходства. Особую роль в обосновании принципа фюреризма сыграла ницшеанская идея «сверхчеловека», который в интересах своей расы имеет право преступать нормы общественной морали, якобы созданной для того, чтобы слабые могли господствовать над сильными. Неофашистская идеология, воспринявшая основные постулаты классического фашизма, отвергается массовым сознанием и не оказывает существенного влияния на духовную атмосферу демократических государств. Вместе с тем существует опасность фашистского перерождения национальных, коммунистических, религиозных и иных идеологий, ориентирующихся на обеспечение привилегированного общественного статуса для некоторых социальных групп («коренное население», «авангард общественного прогресса») и предлагающих радикальные средства достижения этой цели.
Рекомендуемая литература: Андреев С.С. Политическая система и политическая организация общества // Социально-политические науки. 1992, №1. Андреев С.С. Политика как социальное явление // Социально-политические науки. 1991, №7. Беляев А.А. Политика и ее роль в развитии общества // Социально-политические науки. 1991, №9. Белов Г.А. Политология Учебное пособие для высших учебных заведений; - М.; Наука, 1994. Борисенков А.М. Политическая жизнь общества // Социально-политические науки. 1991, №7. Боднар А. Наука о политике. - М.; Наука, 1990. Гайда А.В., Китаев В.В. Власть и человек. - Свердловск: Изд-во Уральского ун-та. 1991. Головаха Е.И. Демократизация общества и развитие личности. От тоталитаризма к демократии. - К.; Наукова думка, 1992. Грушевський М. Очерк истории украинского народа. - К.; Либідь, 1990. Дзюбко І.С., Циганков П.А. До питання про премет політології // Укр. іст. журн. 1991, №7. Дорошенко Д. Нариси історії України. - Львів.; Світ, 1991. Житенев В.А. Политическая культура: опыт формирования и проблемы. - М.; Ника 1990. Замалеев А.Ф., Зоц В.А. Мыслители Киевской Руси. - К.; Наукова думка, 1987. Кухта Б.Л. Історія української думки. (Курс лекцій). - Львів.; Світ, 1991, ч.1. Лекции по политологии. - Таллин.; Паннор-пресс,1990. Нерсесьянц В.С. Политические учения Древней Греции. - М.; Наука, 1979. Основы политической науки: Учебное пособие для вузов. В 2 ч. МГУ им. Ломоносова // (Под ред. Пугачева В.Н.). - М.; Знание, 1993. Основы теории политической системы. - М.; Терра, 1995. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. - М.; Наука, 1981. Політологія: історія та методологія/ Андрущенко В.П., Антоненко В.Г., Ануфрієв Л.О. та ін.; За ред. Ф.М.Кирилюка. – К.: Здоров”я, 2000. Політологія (під заг. ред. Семківа О.І.). - Львів.; Світ, 1993. Політологія. Курс лекцій / Для вищ. навч. Закладів/. - К.; Вища школа, 1993. Политология. Тексты лекций, К.; УМКВО, 1991, Панарин А.С. Философия политики. (Учебное пособие для политологических факультетов и гуманитарных вузов). - М.; Терра, 1994. Потульницький В.А. Теорія української політології. Курс лекцій. - К.; Либідь, 1993. Политические институты и обновление общества. - М.; Наука, 1989. Политические институты США: история и современность. - М.; Наука, 1988. Пугачев В.П. Введение в политологию (учебное пособие для студентов высших учебных заведений). - М.; Ника 1995. Пугачев В.П. Основы политики: личность, элита, лидерство. - М.; Мнель, 1989. Скуленко М.И. История политической пропоганды. - К.;Либідь, 1990. Современный конституционализм. - М.;Наука, 1990. Слюсаренко А.Г., Томенко М.В. Нові політичні партії України: Довідник. К., Либідь, 1994. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.,Наука, 1992. Субъекты и объекты политики. Основы политологии: Тексты лекций. Вып.2; - М.; Терра, 1992. Сучасна західна політологія. Короткий нарис історії і теорії. - К.; НМК ВО, 1991. Україна ХХ століття: культура, ідеологія, політика. Зб. ст. /Ін-т історії України А.Н. України/. - К.;Либідь, 1993. Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима: ІІІ-І вв. до н. э. - М.; Мысль, 1987. Фарукшин М.Х. Политическая культура общества // Социально-политические науки. 1991, №4. Філософія Відродження на Україні. - К.; Наукова думка, 1990. Французское Просвещение и революция. - М.;Мир, 1991. Шляхтун П.П. Політологія (теорія та історія політичної думки): Підручник. – К.: Либідь, 2002. Шмачкова Т.В. Мир политических партий // Полис, 1991, №1-2. Яворницький Д.І. Історія запорізьких козаків. - К.;Наукова думка 1990, Т. 1-2. Якушик В.М. Социал-реформизм в современном мире. - М.; Наука, 1991. Ястрежембовский С.В. Социал-демократия в современном мире. - М.;Планета, 1991.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |