Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая социализация в современном российском обществе

 

В странах со стабильной экономикой и устойчивыми структурами власти процесс политической социализации опирается на продуманную и последовательную систему приобщения личности к социокультурным нормам. Каждый из институтов социализации (семья, школа, политические партии, государство и т. д.) взаимодополняют друг друга, обеспечивая решение общей задачи – формирования самостоятельного и ответственного субъекта политики, личности с развитым гражданским сознанием. Хотя и в этих странах процесс политической социализации отнюдь не обходится без проблем или неудач.

Иной характер процесс вхождения личности в политическую жизнь имеет в переходных обществах, которые отличаются размытостью политических норм и ценностей, то есть аномией. До 80-х годов XX века в советской России доминировал гегемонистский тип политической социализации, связанный с противопоставлением ценностей коммунизма и капитализма. Была создана система политической социализации, позволявшая контролировать процесс трансляции политических целей КПСС во внутреннюю структуру личности, начиная с семьи и заканчивая взрослой жизнью. Все институты социализации: семья, дошкольные учреждения, школы, вузы, детские и молодежные организации, КПСС представляли собой механизмы единой системы политического воспитания. Однако, несмотря на возможности всеобщего контроля за процессом социализации, приобретение черт политической субъективности определёнными социальными группами осуществлялось на отличных от коммунизма либеральных ценностях. К таким группам можно отнести часть творческой интеллигенции, достаточно многочисленные группы работников внутренней и внешней торговли, дипломатов и т. д.

Крушение политической монополии КПСС и коммунистической идеологии в начале 90-х годов привело к ликвидации прежней системы политической социализации. Российское общество находится в состоянии, когда старая система ценностей дискредитирована (хотя на неё ещё ориентируются значительные группы населения), а либеральные политические ценности пока не востребованы широкими слоями общества.

В каждой стране роль, значение и направленность действия конкретных институтов политической социализации может коренным образом различаться. В частности, в России начальная стадия становления многопартийной системы делает партийные ассоциации малоэффективными звеньями процесса передачи политического опыта и обучения навыкам политических действий для большей части населения страны. Также есть основания сомневаться в эффективности политического влияния такого института как семья. В то же время повышенная конфликтность нынешнего политического процесса даёт основания отметить решающую роль в политической социализации населения различных политических событий, конкретных социальных акций, сказывающихся на общественном положении групп, наций, слоёв. Заметна и большая роль средств массовой информации, выступающих, по сути, важнейшим фактором, инициирующим потребность граждан в политическом участии.

Таким образом, прежние агенты политической социализации теперь исповедуют различные политические предпочтения, причем часть – конъюнктурные и эгоистичные. Например, институт семьи является сегодня слишком неустойчивым образованием, а его члены политически наивны и больше заняты иными проблемами, нежели влияние на формирование политических предпочтений ребёнка. Детские, юношеские и молодёжные организации сами переживают экономический и идеологический кризис и не имеют возможности серьёзно заниматься политическим воспитанием. В обществе ещё не достигнуто согласие относительно целей воспитания. Неразвитость гражданского общества в России делает пока малоэффективной в качестве института социализации зарождающуюся многопартийную систему. Партии заняты больше обслуживанием групповых интересов руководства, нежели серьёзной политико-воспитательной работой в массах.

Невысока степень влияния на процесс политической социализации и институтов публичной власти, что связано со снижением роли законодательных органов в политической жизни и неэффективностью экономической политики исполнительных органов. На этой основе растёт политическая апатия, вызванная распадом прежних социальных связей и отчуждением населения от политики. По опросам общественного мнения, проведенном в 1996 году, свыше 50 % взрослого населения не доверяют ни одному из общественных институтов современной России, поскольку ни один из них не выражает их интересов.

Наибольшие возможности формирования политических предпочтений индивидов концентрируются в руках средств массовой информации. Однако в условиях рынка СМИ заинтересованы больше не в предоставлении объективной информации, а в выполнении социального и политического заказа финансовых спонсоров.

Отсутствие целостной системы политической социализации приводит к тому, что политические позиции индивидов обуславливаются не влиянием лидеров, газет, журналов, телевидения, партий, а их экономическим положением. Не случайно наиболее мощным фактором политической социализации в условиях аномии оказываются конкретные экономические (например, колебания курса доллара) и политические события, изменяющие положение индивида.

Следовательно, российское общество, переходящее от тоталитаризма к демократии, характеризуется противоречивым переплетением двух тенденций в процессе политической социализации. С одной стороны, демократизация общественной жизни расширяет возможности политического участия личности, включения в политику ранее политически пассивных групп населения, повышает информированность граждан о деятельности властных структур. Но, с другой стороны, нарастают политическая апатия, отчуждение, недоверие как реакция переживающего психологическую перестройку индивидуального и массового сознания на падение жизненного уровня, крушение идеалов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Факторы политической социализации | Политическое сознание как объект политики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.