Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И предмет политической социологии

 

Политика, о чем уже было сказано ранее, - это вид социальной деятельности человека. Ее главная отличительная особенность в том, что она связана с властью как средством управления обществом. Как и всякая человеческая деятельность политика – это деятельность существ, наделенных сознанием и волей. Как таковая она имеет целенаправленный характер, то есть, опосредована (если не принимать во внимание патологические случаи) сознанием человека, сформировавшимся под влиянием его коренных политических и иных интересов. Тем самым сознание, в данном случае политическое, играет весомую роль в политической деятельности, политике. Им представлена одна из двух дополняющих друг друга и образующих в своем единстве политическую жизнь общества сторон – субъективность политического процесса. Вторую сторону этого процесса образуют объективные условия политической деятельности индивидов, их групп и социальных институтов.

Хотя субъективная сторона политики является как бы вторичной по отношению к объективным ее основаниям, тем не менее, в функциональном плане она, вне всякого сомнения, играет большую, более того, нередко, решающую роль в политической жизни общества. В силу этого политическое сознание является (и всегда являлось) специфическим объектом интереса самой политики, - какой бы уровень ее проявления мы не взяли. Субъекты власти (государство, политические элиты, лидеры, социальные группы, политические партии и т.д.) Всегда проявляли повышенный интерес к сознанию и настроениям масс, к их чувствам и предпочтениям. Массы, граждане, различные социальные группы, в свою очередь, проявляют не поддельный интерес к политическому сознанию тех, кто ими управляет, принимает политические решения. Им не безразлично что думают их руководители, как они мыслят, каким ценностям отдают предпочтения.

Адекватное представление о сознании и настроениях масс всегда было, есть и будет залогом легитимного и тем самым успешного отправления властных функций, эффективной реализации принимаемых политическими центрами решений. Это во-первых. Во-вторых, субъекты власти для более успешного осуществления своей воли (особенно тогда, когда она не совпадает с волей населения) стремятся целенаправленно воздействовать на сознание масс, различных социальных групп, отдельных индивидов, подчиняя его, это сознание, своим интересам и целям. Ранее уже говорилось, что одним из китов, на которых покоится успешное властвование, выступает идеологическая легитимация власти, то есть ее обоснование или, точнее, - оправдание в глазах народа. А легитимация это и есть не что иное как идеологическое воздействие обеспечивающих власть специальных структур на сознание граждан с целью убедить их в разумности, законности и оправданности данной власти.

Политическое сознание представляет собой троякий интерес для политики и для политиков.

(1) Оно обязательно должно (если, разумеется, говорить об эффективной политике) учитываться субъектами власти, центрами принятия политических решений. Политические решения должны быть адекватными представлениям граждан о ценностях, которые затрагиваются этими политическими решениями; соответствовать способностям населения выполнить, данные решения что, как уже говорилось, во многом зависит от состояния сознания граждан, уровня его развития, содержания ориентаций. В противном случае политические решения окажутся непонятыми и тем самым отвергнутыми; в лучшем случае массы останутся равнодушными к этим решениям.

Кстати, представляется, что одной из главных причин медленного и неэффективного осуществления реформ в россии сегодня является как раз то, что целый ряд ее составляющих сторон остались для россиян не понятыми, а многие из них, затрагивающие утверждение в обществе новых ценностей, вообще расходится с ориентациями наших граждан, с их ожиданиями и интересами. В центрах принятия политических решений не всегда верно оценивают, что представляет собой политическое сознание граждан россии, каким ценностям они отдают предпочтение; политические решения нередко имеют тем самым нереалистичный характер; многие из них сегодня попросту игнорируются населением.

(2) политическое сознание выступает также своего рода объектом влияния субъектов власти и находящихся в подчинении различных специализированных на этом виде деятельности структур. Данное влияние необходимо для того, чтобы привести сознание людей, их ориентации, предпочтения в соответствие с принимаемыми в политических центрах решениями. В данном случае не политические решения кореллируются с политическим сознанием населения, а именно политическое сознание подгоняется под политические решения. При этом речь идет даже не о сложности политических решений и тем самым их нестыковке с политическим сознанием, а о том, что нередко политические решения не совпадают, не стыкуются, расходятся с интересами, ожиданиями и ориентациями масс. И чтобы снять это расхождение субъекты власти намеренно влияют на политическое сознание людей, изменяя его в выгодном для себя направлении.

Это влияние может быть как временным, так и постоянным. Временное влияние субъектов власти на политическое сознание граждан имеет своей целью, скажем, побудить этих последних на выполнение тех или иных политических решений на каком-то определенном этапе, достичь тех или иных конкретных целей в данный момент. Например, победить на выборах или добиться одобрения своей политики на референдуме. Постоянное влияние связано с формированием политического сознания, отвечающего общему курсу правящей политической элиты, реализуемым ею политическим и иным ценностям. Его результатом является осуществление долгосрочных политических программ, обеспечение легитимности властвующих структур как можно на более длительный срок.

(3) и, наконец, чтобы достаточно эффективно использовать политическое сознание, более того влиять на него, соответствующим образом необходимо его изучить. Достаточно адекватное же представление о политическом сознании может быть выработано, разумеется, лишь наукой.

При этом изучение политического сознания имеет несколько аспектов. Во-первых, оно должно изучаться как таковое, то есть с точки зрения того, что оно собой представляет вообще; в чем его сущность, какова его природа, из чего оно складывается, какие функции оно выполняет и как функционирует, какую роль играет в политической жизни общества. Во-вторых, политическое сознание необходимо изучать и с точки зрения его характерных черт, особенностей в каждом конкретном случае – какой-то стране, на каком-то определенном этапе развития общества, страны; политическое сознание определенной социальной группы, региона и так далее. Ведь политическое сознание всегда имеет конкретно-исторический характер, то есть является сознанием того или иного общества, социальной группы, той или иной исторической эпохи. Изучение политического сознания в таком отношении имеет преимущественно практическое, прикладное значение. Оно направленно на придание политическим решениям такой формы, которая была бы принята массами и реализована. Именно такое значение имеет изучение, скажем, политического сознания россиян на современном этапе, включая различные их социальные, национальные, демографические группы. Политическое сознание является предметом междисциплинарного изучения. Дело в том, что оно представляет собой многоплановое, сложное явление. Оно изучается политической философией, политической психологией и разумеется политической социологией. Эти последние, на что уже обращалось внимание, являются ведущими дисциплинами наряду с собственно политической теорией при изучении политического сознания. Комплексный, междисциплинарный подход к политическому сознанию дает возможность всесторонне охватить его изучение, по возможности полнее учесть в политической практике, и тем самым эффективнее влиять на него.

Политическая философия изучает политическое сознание с точки зрения на него как на составную часть, форму общественного сознания, сотношения его с политическим бытием, то есть с точки зрения на политическое сознание как отражение политического бытия. В.в. мшвениерадзе отмечает, что политическая философия изучает политическое сознание в двух основных его срезах – теоретическом и государственно-бюрократическом (уровень принятия политических решений). Политическая психология специализируется на изучении политического сознания, как характеристики личности, на механизмах его формирования, в частности под влиянием и общественного сознания и в связи с возрастными этапами становления личности.

политическая социология же, по мнению е.б. шестопал, изучает политическое сознание с точки зрения его содержательных характеристик, разного рода типов – консервативного, реформистского, революционного и так далее. Значительное место она отводит изучению, кроме того, массового политического сознания как выработанного не только представителями специализированных видов духовно-познавательной деятельности, но и всей массой членов данного общества.

Общим для всех этих трех дисциплин при изучении политического сознания является то, что в качестве специального подхода здесь берется политический анализ, рассмотрение не просто сознания или политического сознания, а именно политического сознания. При дальнейшем освещении вопросов темы будет использован именно этот подход, то есть целостный интегративный подход к исследованию политического сознания как объекта политики и предмета научного анализа.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политическое сознание как объект политики | Особенности, структура и функции политического сознания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.