Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальное, групповое и массовое политическое сознание. Общественное мнение и его роль в политике




 

При характеристике политического сознания, его особенностей и многообразия следует учитывать, что его внутренняя дифференциация на различные виды обусловливается не только тем, что в нем есть обыденный и теоретический компоненты, что оно проявляется на психологическом и идеологическом уровне, но и тем, кто является его субъектом, то есть носителем. В контексте проблемы субъекта (объект политической рефлексии всегда один и тот же – политическая жизнь общества, политика) политическое сознание подразделяется на три следующих вида: индивидуальное, групповое и массовое.

Индивидуальное политическое сознание в общем виде было уже представлено там, где речь шла о политическом сознании как таковом. Поэтому здесь будут отмечены лишь некоторые из моментов, характеризующих этот вид политической рефлексии, чтобы всего лишь лучше оттенить особенности двух других видов ее – группового и массового политического сознания. Тем более что пока еще отсутствуют какие-либо серьезные исследования в рамках отечественной науки этих двух видов сознания.

Индивидуальное политическое сознание – это отражение политического бытия в представлениях, взглядах, чувствах и настроениях, ориентациях и установках, оценках и языке одного конкретного индивида как субъекта политики и политических отношений. В этом и заключается его особенность. Дело в том, что любой из двух других видов политического сознания – групповое и массовое сознание - воплощается и функционирует (если исключить знаковые, языковые, символические формы) в головах отдельных конкретных людей, чтобы они не фиксировали в сфере политики – общее или групповое, массовое или единичное. Ни группа, ни масса не имеют какого-то своего особого субстрата политического сознания. Таким субстратом сознания, в том числе и политического, является не что иное, как мозг человека. У общественной группы и массы нет каких-то «своих» чувств, эмоций, настроений, поскольку у них нет порождающих эти психические явления аппаратов. Чувства, эмоции, настроения группы, массы – это чувства, эмоции, настроения конкретных людей, индивидов, образующих в своей совокупности в одном случае общественную группу, в другом – массу.

Особенностью индивидуального политического сознания является также то, что оно формируется на базе жизненных условий и жизненного опыта конкретного человека, индивида, включенного в существующую в данном обществе систему политических отношений. На политическое сознание индивида оказывают влияние все без исключения обстоятельства его политической социализации. Политическое сознание – это отражение политической жизни, ее реальностей и ценностей нормативного порядка через призму жизненного опыта, особенности характера, полученного воспитания, потребностей, личных интересов присущих отдельному конкретному человеку. В силу этого, сохраняя общую структуру (элементы из которых оно складывается и их взаимоотношения) индивидуальное политическое сознание (сознание конкретного индивида) может быть весьма своеобразным, отличным от политического сознания других индивидов, даже живущих в одинаковых условиях.

Групповое политическое сознание представляет собой качественно иной вид политической рефлексии. Его субъектом или носителем является общественная группа, относящаяся к типу классических общностей, в отличие от неклассической общности – массы. Классический тип общности – это такие общественные группы как классы (рабочий класс, буржуазия, средний класс, земельная аристократия, крестьяне и другие), профессиональные группы (интеллигенция, служащие, военные и другие), региональные и этнические, а также профессиональные общности. Таким образом, групповое политическое сознание – это политическая рефлексия, субъектом которой является коллективный (групповой) носитель. Его особенность в том, что оно не имеет какого-то своего, отличного от того, что имеется у индивида, субстрата. В качестве этого последнего выступает все тот же субстрат - мозг конкретных индивидов, объединенных в группу.

Групповое политическое сознание возникает на основе самоидентификации группы, осмысления ее членами характерного для них всех общего интереса. Оно складывается сначала стихийно, а затем формируется целенаправленно под воздействием идеологической деятельности лидеров группы. Кстати, идеологический компонент – это важнейшая составная часть групповой политической рефлексии. В идеологии фиксируется (отражается) общий групповой интерес; она- то «вещество», которое «цементирует», придает целостность, единство групповому политическому сознанию.

Таким образом, групповое политическое сознание представляет собой отражение того общего интереса, который характерен для всех членов группы. Оно представляет собой скорректированное на общий интерес группы индивидуальное сознание входящих в нее индивидов. В континууме «индивидуальное» и «групповое» индивидуальное политическое сознание отодвинуто как бы на задний план; общее же, групповое находится на первом месте. Это общее обусловливается общими, сходными условиями жизни людей. Именно эти условия жизни и порождают общий (групповой) интерес, а тем самым и общий взгляд на политику, ее ценности, нормы, к которым следует стремиться согласно идеологической доктрине данной общественной группы; общие ориентации и установки; сходные чувства и настроения.

И, наконец, массовое политическое сознание. Его субьектом является так называемая неклассическая общность людей, или, попросту говоря, масса. Это – тоже вид политической рефлексии, но существенно отличающийся от группового политического сознания. Дело в том, что масса как субъект политического сознания принципиально отличается от классической общности – общественной группы. Ее характеризуют аморфность, расплывчатость исходных признаков, усеченность гомогенности. Она по своей природе или происхождению ситуативна, вероятностна, неустойчива в отличии от классической общности.

Массовое политическое сознание складывается, как правило, стихийно, хотя нередко на его формирование сильно влияют средства массовой информации. По сути, оно является своего рода усредненным результатом пропущенного через ту или иную конкретную ситуацию индивидуального сознания образующих массу людей.

Благодаря этому массовое политическое сознание характеризуется следующими чертами: аморфность (рыхлость, фрагментарность), маргинальность (образуется на стыках, границах политического сознания различных общественных групп и отдельных индивидов); иррациональность (противоречивость, алогичность, близость к подсознанию); для него важна не истинность, а общепринятость; отсутствие разделенности на обыденное и теоретическое сознание, хотя оно и испытывает влияние при своем формировании теоретического сознания (теории). Здесь теория, истина отодвигаются на задний план; на передний план выдвигается, с одной стороны, ситуативное, а с другой, - чувственное, в смысле иррациональное (подражание, внушение, заражение и другое).

Массовое политическое сознание является объектом постоянного интереса политиков. Умело влияя на него, манипулируя им, политикам порой удается решать, используя массы, важные для них и общества проблемы.

 

4. Уровни политической рефлексии.

Обыденное и теоретическое политическое сознание.

 

В политической рефлексии можно выделить два относительно самостоятельных уровня – обыденное и теоретическое политическое сознание. Разумеется, они тесно взаимосвязаны между собой и все же между ними существует различия, не учитывать которые нельзя говоря о политическом сознании.

Обыденное и теоретическое политическое сознание различаются между собой по трем основаниям.

во-первых, по способам освоения политической действительности. Обыденное сознание, представлено прежде всего «здравым смыслом», «практическим рассудком», «народной мудростью» и связано с непрофессиональным способом освоения политической действительности. Оно основывается на непосредственном опыте практической, повседневной жизни (деятельности) людей. Теоретическое же политическое сознание, представленное политической наукой и идеологией, связано с профессиональными, специализированными способами освоения политического бытия. Его инструментом являются логико-теоретические методы отражения политической действительности. Оно, в отличие от обыденного политического сознания, формируется целенаправленно специально занимающимися этим делом людьми – профессионалами.

Во вторых, обыденное и теоретическое политическое сознание различаются между собой по характеру внутренней организации, упорядоченности; по уровню систематизированности. Первое - довольно аморфно, не систематизировано, структурно не оформлено; второе отличается как раз тем, что представляет собой систематизированное, особым образом упорядоченное (организованное) политическое знание. Это последнее отличается большой последовательностью и имеет вид научной теории. Даже такая его форма как идеология, при всей ее частичности (выражения интересов не всего общества, а лишь какой-либо группы людей (или групп)), поскольку разрабатывается целенаправленно, профессионалами, является высоко систематизированным представлением той или иной общественной группы о политической жизни общества, выступая в виде разного рода политических доктрин.

В-третьих, обыденное и теоретическое политическое сознание различаются по степени адекватности отражения политического бытия. Теоретическое политическое сознание в той его форме, которую принято называть наукой, является по сути своей объективным отражением политической действительности. Если, разумеется, речь идет о подлинной политической науке. По-иному обстоит дело, конечно, с политической идеологией, о чем еще будет говориться особо.

Обыденное политическое сознание – это как бы низший, первый (первичный) уровень политической рефлексии. Как уже отмечалось, он образуется в процессе повседневной практической жизни человека и представляет собой отражение политики в разного рода несистематизированных знаниях о политической жизни, ориентациях, установках на те или иные политические ценности, оценках разного рода политических деяний; включает оно в себя и нормативную часть – момент долженствования в отношении конкретного человека; признание или отрицание тех или иных правил политической игры.

Представляя собой относительно самостоятельные сферы, а точнее уровни политического сознания, обыденное и теоретическое сознание, тем не менее, взаимосвязаны между собой. Более того, они находятся во взаимодействии друг с другом.

Обыденное политическое сознание является своего рода первичным материалом, на котором затем формируется теория и идеология (политическая). Оно является и генетически и функционально первым этапом, стадией в развитии и функционировании политического сознания. Как таковое обыденное сознание стремиться проникнуть в политическую науку и политическую идеологию. Или в качестве элементов, характерных для ученого-политолога или политического идеолога, их обыденных представлений, чувств, эмоций, или в качестве тех требований, которые предъявляют политике различные общественные группы как ее субъекты.

когда обыденное сознание проникает в политическую науку, возникает такой феномен как «вульгарная политическая наука», упрощенно, поверхностно, лишь на уровне здравого смысла отражающая суть политического (политики), властных отношений, назначения политических институтов, правил политического поведения, политического процесса в целом. Воздействует обыденное политическое сознание и на идеологию. Благодаря этому воздействию, политическая идеология еще дальше отходит от науки и хотя наполняется таким позитивным моментом как «здравый смысл», отражение общественных ценностей становится еще более партикулярной, частичной сферой политической рефлексии. Хотя, несомненно, что влияние обыденного политического сознания на теоретическое имеет важное позитивное значение, не давая этому последнему превратиться в сугубо теоретические, понятийные спекуляции, оторванные от интересов повседневной жизни людей.

Однако не только обыденное сознание влияет на теоретическое, но и наоборот, - теоретическое влияет на обыденное. В результате этого воздействия обыденное сознание частично наполняется элементами научного знания. Соотношение этих двух компонентов в политическом сознании может серьезным образом изменяться в пользу его научности (объективности). Идеологический компонент политического сознания, воздействуя на обыденное сознание, делает это последнее более ярко выраженным классовым, групповым сознанием, способствует осознанию индивидом своего группового интереса.

Продуктом взаимодействия элементов самого теоретического сознания – политической науки и политической идеологии – является, с одной стороны (при воздействии науки на идеологию), так называемая научная идеология, а с другой (при воздействии идеологии на науку), - идеологизированная политическая наука. Примером довольно сильного взаимопроникновения (а когда мы говорим о взаимовлиянии, взаимодействии, то мы имеем в виду здесь именно взаимопроникновение) теории науки и идеологии явился в свое время – в лучшее свое время, (время расцвета) – марксизм, а затем и марксизм-ленинизм. Это взаимопроникновение было настолько существенно, что в данной политической доктрине часто трудно различить, где наука, а где идеология. Иное дело, что чрезмерное влияние идеологии на науку приносит вред науке, как правило вредит науке, и работает лишь на идеологию, придавая ей по крайней мере наукообразный вид, что подкупает обывателя, заставляя его принимать идеологию за объективную истину, за науку. В идеологизированной науке получает обоснование лишь классовый, частный интерес, а не общечеловеческий, что, с одной стороны, вполне возможно, а с другой, - придает науке однобокий, усеченный характер.

Таким образом, обыденное и теоретическое политическое сознание влияют друг на друга; оказывают влияние друг на друга также политическая наука (теория) и политическая идеология. От этого взаимовлияния образуется как польза, так и вред. Соотношение этих двух последних будет рациональным, если будет соблюдена мера и означенное выше взаимовлияние, взаимопроникновение будет разумным, управляемым и не будет доводиться до абсурда.

По крайней мере, принимая то или иное политическое решение, необходимо учитывать массовое политическое сознание. Ибо от того как это решение будет оценено гражданами, образующими в зависимости от той или иной ситуации различного рода массы, во многом будет зависеть и его выполнение. Рациональные политики всегда, вырабатывая решения, принимают во внимание общественное сознание, настроение и ожидания масс.

 

 

5. Виды политической рефлексии.

Политическая психология и политическая идеология.

 

В качестве особых, относительно самостоятельных видов политического сознания принято выделять политическую психологию и политическую идеологию. Первую идентифицируют главным образом с чувствами, эмоциями, настроениями, а также более глубоко, - с мотивами и установками политического поведения; вторую – с тем, что можно было бы определить как веру – веру в те или иные идеалы (идеи) и цели каких-либо отдельных групп людей. Вместе взятые политическая психология и политическая идеология, если принять во внимание еще и такой компонент политического сознания как политические знания, среди которых ведущее место занимает политическая теория, и образуют то, что принято называть политическим сознанием.

Если сравнивать эти два вида политического сознания то обнаруживается у них как общее, так и специфическое, особенное. Общее у них то, что и первый и второй из них есть не что иное, как отражение политического бытия политики. Что же касается специфического, особенного, то оно представляется более богатыми и сложными характеристиками нежели общее.

Теперь отдельно о политической психологии и политической идеологии, и их особенностях.

К тому, что уже сказано о политической психологии следует добавить хотя бы несколько слов о составных частях (элементах) данного вида рефлексии. Речь идет здесь о структуре политической психологии. Среди элементов политической психологии - здравый смысл, психический склад этноса, нравы, традиции (первый уровень); переживания, эмоции, чувства и так далее (второй уровень). Первый из них достаточно устойчив и изменяется медленно и весьма незначительно; второй – более динамичен, подвижен, изменчив.

Однако, представленную таким образом структуру политической психологии необходимо дополнить характеристикой таких ее мотивационных элементов как политическая установка и потребности.

Установка – это такое состояние субъекта, которое, по мнению е.б. шестопал, характеризует его готовность к совершению действия, направленного на удовлетворение той или иной потребности. Это начальный этап деятельности или, точнее, настрой на деятельность. Установка в контексте политического сознания связана с позитивным или негативным отношением к власти, государству, политической системе и так далее (смотри: шестопал е.б. очерки политической психологии., м., 1990., стр. 50). Именно политическая установка как элемент политического сознания играет опосредующую роль между этим последним в целом и политическим действием. Правда сама установка опосредуется теми или иными потребностями политического человека. Она складывается из трех элементов: когнитивного (знание), эмоционального (чувства), поведенческого (непосредственная готовность к действию).

Данный вид политической рефлексии является специфическим предметом научного анализа, который развернут как своего рода комплекс исследований (отрасль науки), получивший название «политическая психология» – название одноименное с названием самого этого вида политического сознания. Политическая психология – это одна из отраслей политической науки. В рамках этой последней сегодня существует целый ряд направлений, среди которых, скажем, «коллективистское» направление (д. Адельсон, ж. Пиаже), «гуманистическое» направление (р. Инглхарт), политический психоанализ (з. Фрейд, г. Ласвелл, р. Уайт) и другие.

Теперь, что касается политической идеологии.

Идеология, как уже было показано в теме 9, является фактором, опосредующим политику. От того, какие идеологические (идейные) ценности господствуют в обществе, во многом зависит характер политической власти, форма правления, политический режим, тип государственного устройства. Не без оснований профессор у.матц (фрг) считает, что идеология – это учение (теория), вызывающее к жизни определенную политическую практику (полис, 1992., №1-2., стр.134).

«под идеологией общества я разумею, - пишет п.сорокин, - совокупность представлений, понятий, суждений, комплексы их: убеждения, верования, теории, «мировоззрение», свойственные членам агрегата. Причем мной в понятие идеологии включаются как убеждения, теории, верования и только переживаемые и мыслимые про себя, так и проявленные вовне: словами, письменными знаками, рисунками, жестами и другими способами. На объективном языке совокупность таких явлений можно назвать терминами: субвокальных и речевых рефлексов человека». (п. Сорокин «голод и идеология общества»// квинтэссенции: философский альманах/сост.: в.и. усманов., м., 1990, стр. 376).

Существуют и другие определения идеологии. В частности рассматривающие данную форму политической рефлексии как систему ценностей данного общества (т. Парсонс); систему ценностей, которая легитимирует существующий в данном обществе порядок господства (марксистская традиция – по к. Ленк); систему ценностей,выступающих в качестве политического мировоззрения, имеющего силу веры; обладающие большим ориентационным потенциалом и потому способные обуздывать связанные с кризисом процессы социальной аномии (э. Шилз). (смотри: полис, 1992, №1-2, стр. 130-131). То есть,система взглядов, представлений, идей, в которых (1) отражаются – осознаются и оцениваются социальные проблемы и конфликты, отношение людей и действительности друг к другу; (2) формулируются и обосновываются цели социальной деятельности людей, направленной на сохранение или изменение существующего в обществе социального строя. Полагаю, однако, что в идеологию следовало бы включить лишь идеи (оформленные в теорию или систематизированные) и исключить из нее такие явления как убеждения, что скорее относится не к идеологии, а к психологии.

По мнению у. Матца, идеология создает повсюду отношения «свой -чужой», систему координат тотального контроля. Не будет преувеличением сказать, что центральное, ведущее место в комплексе идеологизированного сознания людей занимает политическая идеология – комплекс представлений, идей и верований, касающихся прежде всего политической жизни человека. Хотя следует иметь в виду, что любая идеология, в силу того уже что она идеология (отражает любым образом корпоративный, частный интерес) является политизированным сознанием.

политическая идеология имеет два аспекта: гносеологический, то есть познавательный, и прагматический. Соответственно этому она выполняет две разные функции. Соответственно описание и объяснение политической системы и ориентация политического действия в определенном направлении – прогрессивном, консервативном или реакционном.

Политическая идеология имеет две формы своего проявления – языковую и поведенческую. Сама языковая, в свою очередь, имеет два плана – явный и скрытый.

В заключении обратим внимание на то, что до сих пор речь шла главным образом о частичной (партикулярной) политической идеологии, как идеологии, выражающей групповые интересы. Существует, однако, не только частичная или корпоративная, но и общая, тотальная идеология, выражающая интересы и цели, скажем, нации в целом. К этой последней можно отнести доктрину нового политического мышления, в которой приоритеты отданы общечеловеческим интересам. Кстати, такая идеология также является частичной, урезанной. Урезанной в том смысле, что она, по преимуществу, пока еще является нормативной, ибо основывается, главным образом на принципе долженствования, а не существующих сегодня в мировой политике реальностях.

 

Литература

 

1. Бирюков Н.И., Сергеев В.М. «Соборность» как парадигма политического сознания // Полис. – 1997. – № 3.

2. Вардомоцкий А.П. Некоторые особенности постсоветского общественного мнения // Социс. – 1998. – № 9.

3. Гавра Д.П., Соколов Н.В. Исследование политических ориентаций // Социс. – 1999. – № 1.

4. Георгица Я.П. Потребности и интересы как детерминирующие факторы политических действий // элементы теории политики / под ред. В.П. Макаренко. – Ростов н/д, 1991. – с. 259–277.

5. Замятин Д.Н. Политико-географические образцы и геополитические картины мира (представление географических знаний в моделях политического мышления) // Полис. – 1998. – № 6.

6. Ильин М.В. Умножение идеологий, или проблема «переводимости» политического сознания // Полис. – 1997. – № 4.

7. Клямкин И.М., Лапкин В.В. Дифференциация ориентаций в российском обществе: факторы влияния // Полис. – 1994. – № 6.

8. Лапкин В.В., Пантин В.И. Политические ориентации и политические институты в современной России: проблемы коэволюции // Полис. – 1999. – № 6.

9. Машут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания: особенности и тенденции / отв. ред. В.Н. Иванов. – М., 1991.

10. Митев П.Э., Иванова В.А., Шуткин В.Н. Катастрофическое сознание в Болгарии и России // Социс. – 1998. – № 10.

11. Мостовая И.В., Скарик А.П. Архетипы и ориентиры российской ментальности // Полис. – 1995. – № 4.

12. Нестерова С.В., Сибирко В.Г. Восприятие политических лидеров и отношение к демократии: некоторые особенности сознания россиян // Полис. – 1997. – № 6.

13. Олыпанский Д.В. Массовые настроения в политике. – М., 1995.

14. Сикевич З.В. «Образ» прошлого и настоящего в символическом сознании россиян // Социс. – 1999. – № 1.

15. Хевеши М.А. Анархизм и нигилизм как умонастроение // Социс. – 1998. – № 2.

16. Шестопал Е.Б. Очерк политической психологии. – М., 1990.

 

Лекция 15. Политическое поведение




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 7448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.