Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет политологии. Политика во все времена оказывала огромное влияние на судьбы народов, на развитие всей мировой цивилизации




Лекция 1.

Политика во все времена оказывала огромное влияние на судьбы народов, на развитие всей мировой цивилизации, так как человек не может жить вне политики. Она в природе самого человека, как биологического существа, которое не может жить без общения. Индивид способен полноценно функционировать лишь в коллективе, в обществе; он обречен взаимодействовать, как с другими людьми, так и с государством самой природой. Эта мысль известного философа античности, основоположника политической науки Аристотеля (IVв. до н.э).

В современном обществе политические знания и политическая культура тем более необходимы любому человеку независимо от его профессиональной принадлежности. Они необходимы для осознанного участия в политической жизни общества, чтобы не стать объектом манипулирования со стороны тех или иных политических сил и партий. Без эффективной политики управления невозможно создать развитую экономику. Государство не может быть равноправным партнером в системе мировых рыночных отноношений.

 

 

1.О формировании политической науки и предмете ее исследования.

Политическая наука – результат, итог развития всей мировой политической мысли, история которой насчитывает более двух с половиной тысячелетий. А как самостоятельная и автономная наука политология сформировалась только в конце XIX века. Рассмотрим факторы, которые способствовали этому процессу.

Общий прогресс философских, правовых и социологических знаний в Европе, который достигает своего апогея в XVII- XIX века:

политические и правовые учения философов Англии (Т. Гоббс, Д. Локк) - XVIIв.;

теоретические выводы французских просветителей, идеологов Великой Французской буржуазно- демократической революции 1789 - 1794г. (Вольтер, Монтескье, Руссо и др.)- XVIIIв.;

социалистические утопические учения (Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн) - к. XVIII - н. XIXв.;

философские и правовые учения Германии (И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель) - кон. XVIII – нач. XIXв.;

политические и правовые учения идеологов, лидеров и участников Американской буржуазно-демократической революции (1775-1783) (Т. Джефферсон, А. Гамильтон - отцы американской демократии);

философско- социологическое учение марксизма- с XIXв.;

политические, правовые и философские учения в России (Н.М. Карамзин, М.М, Сперанский, В.Н. Чичерин, В.С. Соловьев)- XVII- XIXв.

 

Другим фактором было появление и широкое распространение новых методов исследования политической жизни общества:

в Европе - социологический метод исследования (с 19в.);

в США - бихевиористский (к. 19в.).

Формированию автономной политической науки способствовало и усиление общественной потребности в научном познании политической жизни в ходе европейских буржуазных революции XVII- XVIII века. Нарастающие социально- политические процессы в странах Европы требовали теоретического осмысления происходящего. И в этом плане велика роль конституций(1791, 1793), принятых в ходе Французской буржуазно- демократической революции (1789- 1794), которые оказали влияние на развитие всей социально- политической мысли. Но надо отметить, что народ Франции не был готов к пониманию указанных демократических документов. Неготовность народа к восприятию демократии способствовала поражению революции и приходу к власти Наполеона Бонапарта. По мнению Карамзина Н.М. – российского историка, он не был “похитителем власти, он был носителем истинной монархии”.

Усиление потребности в научном познании политических процессов было связано и с возрастанием роли государства и формированием правового государства. Дело в том, что с развитием государственности активно развивается конституционное право, которое способствует развитию многих политических идей и теорий. Таковы основные факторы, которые способствовали формированию автономной политической науки в к 19 века.

А родиной политической науки принято считать США. Почему? Именно в США создаются первые самостоятельные кафедры политической науки, первые политологические школы, разного рода политические образования и ассоциации. Так, в 1857 году Фрэнсисом Либером в штате Колумбия (в США) в одном из его колледжей сначала создается кафедра истории и политической науки. В 1880 году в этом же колледже организуется первая школа политической науки. Данные образования активно способствовали превращению политологии в самостоятельную научную и учебную дисциплину. Подобный процесс естественно происходит и в Европе, но идет очень медленно, консервативно. На протяжение многих веков политические идеи развивались в Европе в рамках других общественных наук: философии, этики, социологии, правоведения и других. Но в конце 19 столетия и в Европе политическая наука становится самостоятельной.

Сегодня функционирует ряд региональных и, разумеется, множество национальных центров по исследованию происходящих политических процессов и прогнозированию их последствий. Ныне существует и международная, межгосударственная координация политических исследований. Ею занимается "Международная ассоциация политических наук" (МАП), созданная в 1949 году по инициативе “Юнеско”. Что касается современной России, то здесь сначала 90-х годов ХХ века также создаются и функционируют центры стратегических политических исследований, сегодня работают более сотни социологических и политологических центров. Число политологов превышает 50 тысяч.

 

 

А до начала 90-х годов в советском обществе не было ни политологии в высшей школе, ни политической науки. После Октябрьской революции 1917 г. были уничтожены и забыты все традиции российской политологической школы. Этому способствовало монопольное господство единой марксистско-ленинской идеологии в советском обществе, которая признавалась единственно верной и самой научной наукой о развитии общества. Вопросы политики естественно изучались только в рамках марксизма-ленинизма.

Кроме того, политология в советском обществе долгое время оценивалась как буржуазная наука, а следовательно, как лженаука. Почему? В политической науке принцип плюрализма является определяющим. А марксизм (несмотря на многие свои приоритеты) отрицает принцип плюрализма взглядов, подходов, концепций по вопросам не только политики но и во всех остальных сферах жизни общества. Более того, этот принцип не только не одобрялся в советском обществе, но и преследовался.

Другая причина обвинения в псевдонаучности - отсутствие принципа классовости. В политической науке, в её политических доктринах находят выражение, прежде всего, общечеловеческие ценности: идеи справедливости, общего блага, свободы личности, человеческие нормы нравственности, толерантность(терпимость, взаимоуважение).

Разность позиций в отношении к проблеме государственности была следующим аргументом непризнания политической науки в советском обществе. Марксизм- ленинизм в теории государственности в перспективе, т.е в условиях коммунистического общества (его высшей фазы), ориентирует общество на отмирание государства, т.е политики и политических отношении. Следовательно, марксизм отрицает сам объект изучения политической науки- политику и государство.

Чем же предлагается заменить политику и государство? Марксисты утверждают, что на место политики и свойственных ей методов и средств решения социальных проблем и регулирования человеческого поведения в будущем придут нравственные нормы, обычаи и традиции и общественное самоуправление. Но для этого необходима высочайшая культура, высокое политическое и правовое сознание, одним словом- другая цивилизация. Итак, господство марксистско- ленинской идеологии в советском обществе и альтернативность позиций по основным вопросам препятствовали развитию политической науки в советском обществе.

И потому только в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века возрождается политическая наука в России. Это определяется тем, что в России, в условиях её модернизации активизировалась её политическая жизнь, все её политические процессы. А следовательно, возросла потребность в научном осмыслении многих политических явлений таких, как проблемы парламентаризма и формы правления государством; институт президентства; проблемы свободы личности, разделения властей, правого государства (в марксизме такого понятия нет); формирование многопартийности; проблемы плюрализма идеологий в обществе; пути создания эффективного управления обществом. Таковы основные факторы возрождения политической науки в России (в 90-е годы ХХ века) и её формирования в мире.

 

О предмете исследования политической науки.

Функционирование политической жизни современного общества исследуется множеством политических наук. Каждая из них имеет свой ракурс исследования, но они связаны между собой и дополняют друг друга. Из всего круга политических наук выделим следующие: политическая философия, политическая социология, политическая география, политическая история, биополитика. Чем же отличаются названные науки от собственно политической науки?

Политическая философия - исторически первая форма существования политической науки. Достаточно сказать, что первые политические учения (Платон, Аристотель, Конфуций) носили философскую, философско-этическую направленность. Политическая философия выявляет универсальные (неспецифические) законы взаимоотношений Человека – Общества – Власти. Политическая философия стремится ответить на такие вопросы, как, почему и зачем существуют те или иные политические явления? Какими они должны быть в идеале? Политическая философия разрабатывает идеалы и нормативные принципы политического устройства общества. Она разрабатывает общие критерии в оценке политики. Политика здесь изучается как компонент человеческой цивилизации.

Политическая социология изучает воздействие социальной среды на политическую жизнь общества: влияние религии, морали, культуры, искусства, семьи, спорта на политику, на политическую систему общества, в частности. Изучается механизм их взаимодействия. К примеру, социологи, исследуя роль семьи в функционировании тоталитарного политического режима, утверждают: сила, прочность данного типа режима, в значительной мере, объясняются спецификой семейного воспитания. Достаточно сказать, что, в большинстве семей советского общества дети воспитывались в духе преданности, приверженности советской власти.

Политическая психология изучает чувственные, эмоциональные представления людей о политических явлениях, политических процессах, политических лидерах. К примеру, политическая психология исследует роль эмоционального фактора в формировании политического сознания и политическом поведении людей в условиях различных политических режимов, демократических и недемократических. Так, психологи едины в том, что сила тоталитарного режима покоится на глубокой вере человека в реальность его идеалов. Например, большинство граждан в СССР были уверены, что в условиях высшей фазы коммунизма можно достичь полного социального равенства путём полного удовлетворения растущих потребностей всех граждан в обществе. И лишь немногие задумывались об утопичности этого идеала, о невозможности достижения полного социального равенства в обществе.

Биополитика изучает биологические мотивы политического поведения личности. Она исходит из признания общихсвойств человека и живой природы, из признания ведущей роли генетических качеств индивида в его социально-политической деятельности.

Политическая география (геополитика) изучает взаимосвязь политических процессов, политических институтов с природными факторами: территориальными, экономико-географическими, климатическими и другими.

 

 

Например, геополитики пришли к выводу, что рельеф местности влияет на формирование государственности. Горный рельеф тормозит формирование государственности, т.к. выполняет функции естественных границ. Равнинный рельеф местности ускоряет формирование государственности. Географические условия определяют характер законодательства через тип ремесла, язык, культуру, политическое сознание и менталитет. В конечном счёте, менталитет народа определяет характер законодательства. Итак, каждая политическая наука имеет свой аспект в изучении политической жизни общества.

Собственно политическая наука (условно – политология) в отличии от других политических наук изучает политику как целостный объект; изучает специфические законы политических отношений между Человеком – Обществом и Властью (государственной и неформальной):

исследуются законы формирования власти и механизм её функционирования;

изучается весь комплекс политических процессов, нормы политических отношений, складывающихся по вопросу власти;

законы политического правления; принципы сотрудничества разных политических сил;

проблемы лидерства; политического элитизма; механизм решения политических конфликтов.

При этом основным предметом изучения собственно политической науки является политическая система общества, все её структурные компоненты, весь комплекс политических институтов, и прежде всего, государство. Разумеется, изучается вся система взаимосвязей как внутри политической системы, так и за её пределами, с другими сферами жизни общества. К примеру, исследуется влияние культуры на эффективность политической системы.

 

 

2.Основные функции политической науки.

Их анализ позволяет ещё глубже раскрыть содержание и основное назначение политической науки. Наиболее важными и основными функциями политической науки являются: познавательная, управленческая, тесно связанная с ней функция прогнозирования и воспитательная.

Познавательная функция (гносеологическая, теоретическая). В чём она выражается? В познании основных тенденций политического развития общества, политических явлений, политических процессов, событий; в выяснении причин их возникновения и их роли в развитии общества, а следовательно, в исследовании, изучении законов политической жизни; как результат - создание и развитие теории политики.

Управленческая функция. Мы отметили, что политическая наука исследует основные тенденции политического развития общества, законы его развития. Тем самым она даёт конкретную информацию и естественно рекомендации для более эффективного политического руководства и управления общественными процессами в целом. Рассмотрим конкретнее. Для принятия правильного политического решения всегда необходим всесторонний анализ проблемной

 

 

ситуации, т. е. нужно оценить соотношение сил, силу влияния участников политических событий и, конечно, противостояние оппозиционных сил; оценить политический риск, предвидеть последствия. Необходимо разработать стратегию неуязвимости, технологию относительно безболезненного решения социально-политических конфликтов. И самое главное, должна быть разработана такая программа политических и социальных действий, которая бы не допускала новых конфликтов в обществе. И, наконец, управленческая функция требует не только научных знаний и рекомендаций, но и искусства политического руководства (политическое чутьё, интуиция, организаторские способности, политический опыт и актёрское мастерство).

Воспитательная функция. Ее основное назначение: формирование, развитие политической культуры личности и её политическая социализация. Эти два направления тесно взаимосвязаны между собой.

Главная цель политической культуры – формирование кодекса политического поведения личности, который обуславливается правовыми нормами (законами), накопленными политическими ценностями и политическими традициями общества. Политическая культура граждан и политическая деятельность обеспечивают воспроизводство политической жизни общества. Мы уже говорили о том, что существует прямая связь между уровнем политической культуры и эффективностью политической системы общества и формой правления государства. К этому выводу пришли американские политологи в середине 20 столетия Г.Алмонд и С. Верба. А первым саму идею предложил Аристотель.

Второе направление воспитательной функции – политическая социализация личности. В чем ее суть? Политическая социализация – это постоянный, последовательный процесс усвоения человеком политической культуры общества, т.е. сложившихся политических правовых и общественных ценностей (традиций), норм политического поведения. Все это способствует формированию политического сознания индивида, политической культуры личности, а, следовательно, осознанному её участию в политической жизни общества. В ходе политической социализации вырабатываются качества и свойства, необходимые гражданину для адаптации к данной политической системе и выполнению определенных политических функций и ролей в жизни общества. Какие же качества? Формируются индивидуальные политические суждения, собственные позиции, способность противостоять давлению коллективного мнения. В этом сущность политической социализации личности. Таковы основные функции политической науки.

 

 

3.Методы исследования политической науки.

Назовем методы познания политической жизни, рассмотрим лишь некоторые из них, основные: функциональный (начало 16 века) – Н.Макиавелли; социологический (середина 19 века) – К.Маркс; бихевиористский (конец 19 века) – В.Вильсон; структурно-функциональный (середина 20 века) – Т.Парсонс;

 

системный (середина 20 века) – Т.Парсонс, Д.Истон; психологический (5-4 ввека до.н.э.) – Платон; сравнительный (4 век до н.э.) – Аристотель; исторический (середина 16 века) – Н.Макиавелли.

 

Функциональный метод исследования.

Одним из первых этот метод предложил использовать представитель ренессанса в политике Никколо Макиавелли (1469-1527). Он впервые отказался при изучении политики от религиозных догм и от приоритета этических ценностей в обосновании политических процессов. До него, в течение более десяти столетий, политическая мысль развивалась в русле религиозной христианской идеологии. Суть функционального метода в анализе реальной жизни во всех ее противоречивости и во всех ее проявлениях. “Политическая наука должна постигать истинное положение вещей, т.е. она должна исходить из истории, из опыта, а не рассматривать идеальные, воображаемые ситуации”, - считал Макиавелли. В работе “Государь” (1513г) Макиавелли называет политику “истинной наукой”, которая разъясняет прошлое, руководит настоящим, способна прогнозировать будущее.

Надо подчеркнуть, что Н.Макиавелли всецело подчинял политику и деятельность политического лидера (государя) главной цели – создание светского единого централизованного государства и его сохранение. “Только во имя этой цели, - считал Н.Макиавели, - можно нарушить и религию, и мораль”. Это был вызов эпохе феодализма и католической церкви.

Но Макиавелли не проповедует политическую безнравственность и насилие, а всего лишь допускает проявление аморализма в политике. Объясняет это явление следующими причинами. Аморализм продиктован самой природой власти, за овладение властью всегда происходит борьба. Политика - это отражение самой жизни, реальности, которая функционирует на соотношении двух противоположных начал: добра и зла в нравственности и в соотношении позитивного и негативного во всех других сферах общества. Следовательно, политика и мораль тоже относительны.

Макиавелли разработал технологию политического лидерства, основанную тоже на принципе относительности. Макиавелли полагал, что в основе политического поведения лидера, даже если оно подчинено интересам государства, лежит выгода и сила. Существуют два способа достижения политической цели: путь закона и путь насилия. Первый способ – человеческий, второй – диких животных. Но государи должны уметь пользоваться обоими способами.

“Лидер, которого боятся, управляет также легко, как и тот, кого любят. Но страх прочнее, чем любовь, следовательно, делает вывод Макиавелли, - народ полезнее держать в страхе. Но зло надо творить сразу, а добро постепенно. Зло причиняет людям боль, которая забывается, а добро – приедается. А потому, и зло и добро ведут к одинаковому результату”. Существует понятие “макиавеллизм” – искаженное, одностороннее понимание системы взглядов Н.Макиавелли. Макиавеллизм – политика, основанная на культе грубой силы, на пренебрежении к нормам морали. Макиавеллизм используется в условиях тоталитарного и авторитарного режимов.

 

 

В 18 столетии функциональный метод исследования дополнил французский мыслитель Шарль Луи Монтескье (1689-1759). “О духе законов” (1748) – основная его работа. Социально-историческую обусловленность политических процессов Макиавелли, Монтескье дополнил геополитическим детерминизмом.

 

Социологический метод исследования.

Суть марксистского метода - в социально-экономическом детерминизме политических процессов. В данном случае учитываются только социально-экономические факторы при изучении политических явлений: влияние экономики, производственных отношений, социальной структуры общества на политику; при этом, недостаточно учитываются влияние культуры, духовной жизни, геополитических условий и психологических факторов, определяющих политическое поведение человека. Политика в данном случае рассматривается как надстройка над экономическим базисом. Но, несмотря на определенную односторонность, появление данного метода было крупным шагом в углублении научности исследований политической жизни. В настоящее время он широко используется в практике политических исследований.

 

Бихевиористский метод исследования.

Этот метод родился в конце 19 столетия в США. Автором его является Вудро Вильсон. Он претендует на максимальную научность в политических исследованиях; качественно обогащает и развивает функциональный подход в изучении политических явлений и процессов. Назовем основные особенности этого метода.

Политика имеет “личностное измерение”. Главным объектом политического исследования выступает личность, а не группа или народ. Мерой политики является личность, индивид. Сторонники этого метода исходят из того, что коллективные групповые действия людей, так или иначе, восходят к поведению отдельных личностей. А потому изучается её поведение как представителя электората (в избирательной компании); как члена определенной политической партии; как представителя определенной социальной группы, изучается поведение индивида при принятии политического решения.

Используются достижения других наук и, прежде всего, биологии – учитывается генетический фактор (наследственность) в политических действиях личности.

Доминирующим мотивом в оценке политического поведения личности выступает психологический фактор.

Политические явления стали измеряться не только качественно, но и количественно. Это стало возможным в результате использования опросов, анкетирования, статистики, и конечно, компьютерной техники. Итак, можно сказать, использование бихевиористского метода было настоящей революцией в политологии.

 

Психологический метод исследования.

В данном случае при исследовании политического поведения личности исследуется, прежде всего, состояние психики конкретной личности, которая определяет ее индивидуальные качества, характер человека. При этом изучаются и социальное положение, особенности воспитания и индивидуального развития личности.

Психологический метод зарождается в глубокой древности: Др.Греция, Др.Китай (6-5 в.в. до н.э.) Так, Конфуций рекомендовал правителям учитывать в своем управлении психологическую реакцию подданных на его приказы для обеспечения их доверия и послушания. Значителен вклад Н.Макиавелли в развитии психологического метода исследования. В своей работе “Государь” он пишет: “Государь должен быть львом, чтобы устрашать своих противников. Но он должен быть и лисой, чтобы самому не попасть в западню!” Самоуверенность, смелость, гибкость,- считал Макиавелли, - основа успешной политики.

Особое место в развитии психологического метода исследования принадлежит Зигмунду Фрейду (20-30 годы 20 века). Он автор метода психоанализа. В чем его суть? В центре исследования в данном случае бессознательные психические процессы и мотивации политического поведения личности. Что это означает? Политическое поведение оценивается, как совокупность действий, обусловленных подсознательно накопленными, скрытно политизированными чувствами. Фрейдисты исходят из того, что острые переживания человека, особенно перенесенные в детстве, не исчезают бесследно из психики человека. Они вытесняются в сферу бессознательного, а в будущем – активно воздействуют на политическое поведение человека.

Итак, политическая деятельность в данном случае трактуется как своеобразная форма компенсации психической патологии личности, являющейся следствием накопленных эмоциональных (чувственных) травм, особенно в детстве.

В ряде случаев, считают фрейдисты, политическая деятельность есть результат комплекса неполноценности личности в том или ином проявлении, а иногда как компенсация сексуальной неполноценности. Довольно часто оба эти фактора совмещаются в своём воздействии на политическую деятельность того или иного индивида.

Надо сказать, что предметом особого внимания у Фрейда был авторитарный тип личности. Для такой личности характерна природная, естественная предопределенность, тяготение к власти. Следовательно, политическое поведение личности в данном случае предопределяется, прежде всего, врожденными (генетическими) качествами, а с другой стороны, перенесенными в детстве психологическими переживаниями и стрессами. Такая личность с помощью власти стремится преодолеть чувство собственной неполноценности, различного рода комплексы, а также внутреннее напряжение, в котором постоянно находится эта личность.

 

Сравнительный метод исследования.

Очень древний метод исследования политической жизни, широко использовался древними греками (Аристотель). Он представляет собой сопоставление однотипных политических явлений с целью выявления наиболее эффективных форм политических структур общества: политических, партийных систем; для поиска эффективных способов реализации одних и тех же функций, а также для определения оптимальных путей решения тех или иных политических задач. Следовательно, применение сравнительного метода способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.