Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая мысль Средневековья




 

В средние века политическая мысль носила сильную религиозную окраску. Весь мир, в том числе и сфера политики, объяснялся как следствие проявления божественной воли. Достаточно ярко это отражено во взглядах таких средневековых мыслителей как Аврелий Августин и Фома Аквинский.

Аврелий Августин (354-430 гг.)создал учение, изложенное в книге «О граде божием», о разделении власти на духовную и светскую и их взаимодействии, учение о двух градах – божьем и земном. «Град божий» представлен на земле церковью, «град земной» – это созданное людьми государство. Августин отстаивал идею верховенства церковной власти, но признавал самостоятельность и земной власти. Он призывал к взаимодействию двух видов властей, выдвигая доктрину «двух мечей», обосновывающую единство двух властей при приоритете власти церкви. Земное государство, согласно Августину, призвано служить церкви и приближать мир земной к небесному, поддерживая в нем порядок. Учению о формах правления Августин не придавал значения.

Фома Аквинский (1225-1274)считал власть государя обусловленной божественной волей. Светской власти, по его мнению, подчиняется только тело людей, а не их дух. Поэтому верховная власть принадлежит церкви. Фома Аквинский считал возможным сопротивление государственной власти вплоть до восстания, если она носит богопротивный характер. Рассматривая формы правления, он, следуя за Аристотелем, делил их на справедливые и несправедливые. Его симпатии принадлежали монархии, как наилучшей форме правления, т.к. «одни управляют лучше, чем многие, потому что они только приближаются к тому, чтобы стать единым целым» («О правлении государей»).

 

3. Политические концепции ХV – XIX вв.

 

Отказ от религиозной догматики и возврат к рационализму античности связан с эпохой Возрождения.

Основателем новой науки о политике явился итальянский политический мыслитель Никколо Макиавелли (1469-1527). Его главный труд «Государь», где он рассматривает государственную власть с чисто земных позиций. Он полагал, что сфера политического развивается по своим законам, не совпадающим с законами других сфер – экономики и нравственности. Так он доказывал, что полезное для власти может противоречить нормам морали. Макиавелли обосновывал принцип: «цель оправдывает средства». Подобные воззрения и практику часто и в настоящее время называют макиавеллизмом. Однако следует отметить, что Макиавелли имел в виду под целью, которая оправдывает средства, не любую цель, а общее дело, интересы отечества.

Заметный вклад в историю политической мысли внес французский ученый и юрист Жан Бодэн (1530-1596). В трактате «Шесть книг о государстве» он разрабатывает концепцию государственного суверенитета, актуальную и в наши дни. По его мнению, суверенитет – это постоянная, независимая, единая, неделимая, неограниченная власть над подданными. Выше этой власти нет никакой другой власти, эта власть не может быть поделена, ее законы обязательны для исполнения всеми. Концепция государственного суверенитета служила в то время теоретическим обоснованием абсолютной монархии, способствовала преодолению феодальной раздробленности.

Достижением Нового времени и эпохи Просвещения, как одного из периодов Нового времени, явилась концепция «общественного договора», согласно которой происхождение государства связано не с божественной волей, а является следствием свободного волеизъявления людей, стремящихся упорядочить свои взаимоотношения. Ее родоначальником считается голландский ученый и государственный деятель Гуго Гроций (1583-1645).

Эту концепцию также разрабатывали английские философы Гоббс и Локк.Так, Томас Гоббс (1588-1674) в своей книге «Левиафан» (Левиафан – это библейское чудовище, с которым Гоббс отождествляет государство) видит в государстве результат общественного согласия, передачи отдельными людьми части личных прав и свобод единому органу ради обеспечения собственной безопасности. По его мнению, задачей государства является прекращение естественного состояния общества – «войны всех против всех».

Джон Локк (1632-1701) высказал идею о естественных правах человека – праве на жизнь, свободу, собственность. Он считал политическую свободу гарантией свободы экономической. Локк в числе первых заговорил о необходимости разделения власти. Им предлагалось разделение государственной власти на законодательную и исполнительную, включающую в себя судебную власть.

Французский мыслитель Жан Жак Руссо (1712-1778),исходя из концепции общественного договора, обосновал принцип народного суверенитета как власти, направляемой общей волей. Руссо и другие приверженцы концепции общественного договора считали возможным свержение власти, если она перестает служить интересам общества.

Интересные идеи были высказаны другим французским политическим мыслителем Шарлем Луи Монтескье (1689-1755). Его основной труд «О духе законов». Вслед за Локком он также говорил о необходимости разделения власти, говоря уже о трех ветвях власти – законодательной, исполнительной и судебной. Эти ветви власти, по его мнению, должны быть независимы друг от друга и удерживать друг друга от произвола и злоупотреблений. Выделяя три основные формы правления: республику, монархию и деспотию, он отдавал предпочтение конституционной монархии. Он писал также о влиянии климата на форму правления, говоря, например, о том, что жаркий климат порождает вялость людей, а отсюда и возможность деспотической формы правления. Но с развитием общества, полагал Монтескье, эта зависимость форм правления от климата уменьшается, и «мораль побеждает климат».

Содействовали развитию политической мысли французские философы-просветители Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций, Ж. Ламетри, американский философ и третий президент США Томас Джефферсон и др.

Весомый вклад в развитие политической мысли внесли представители немецкой классической философии Кант и Гегель. Иммануил Кант (1724 – 1804)считается одним из главных основателей идеологии либерализма. Он отстаивал идею автономии личности и равенства всех граждан перед законом. Кант дал философское обоснование правового государства. Трактат Канта «К вечному миру» предлагает достижение вечного мира путем создания всеохватывающей федерации равноправных государств, функционирующих по республиканскому типу. Вечный мир, по его мнению, далекая, но вполне достижимая цель.

Георг Гегель (1770 – 1831) в своей работе «Философия права» показал роль государства в общественной жизни, его взаимодействие с гражданским обществом. Гражданское общество, по его мнению, это совокупность формально равных индивидов, реализующих свои личные интересы и разделенных на сословия. Гегель высоко оценивал государство, говоря о нем как о «шествии бога в мире». Вся история человечества, по Гегелю, это процесс осознания человеком свободы. Свободным человек становится, осознавая свою принадлежность к всеобщему. Государство, выражая всеобщий интерес, является воплощением свободы. Идеальной формой государства он считал конституционную монархию.

Существенно обогатили мировую политическую мысль идеи, высказанные основоположниками марксизма. Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1896)главным фактором в общественной жизни считали экономику. Экономика, по их мнению, определяет развитие других сфер общественной жизни, в том числе и политики. Движущей силой истории они считали классовую борьбу. Решение всех проблем общественной жизни они видели в революции и переходе к коммунистическому обществу, обществу социального равенства, где не будет государства как силы, стоящей над обществом. Общество будет функционировать на началах самоуправления. В переходный период от капитализма к коммунизму они считали необходимым наличие диктатуры пролетариата с государством особого типа.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.