Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности современного российского государства




Проблемы разделения власти

 

В обществе существует много видов власти. Если говорить о политической власти, то государственная власть – ее главный элемент. В средние века с нею соперничала власть церкви. В самом государстве также довольно рано происходило разделение власти. Прежде всего, нужно отметить разделение полномочий на центральном и местном (региональном) уровнях.

Проекты разделения единой государственной власти на несколько независимых, взаимоконтролируемых властей появились в XVII веке. В современном виде концепция разделения власти на 3 вида (законодательную, исполнительную, судебную) была представлена Ш. Монтескье в 18-м веке. Принцип разделения власти осуществлен в настоящее время повсеместно. Так, в статье 10-й Конституции РФ записано: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». В Конституции РФ закреплено верховенство выборной законодательной власти, которая, однако, действует в рамках Конституции. К функциям законодательной власти относится принятие законов, утверждение бюджета и др.

Целесообразность разделения власти обусловливается:

во-первых, необходимостью, четкого определения функций, компетентности и ответственности каждой ветви власти;

во-вторых, необходимостью предотвращения злоупотреблений властью, установления диктатуры;

в-третьих, необходимостью осуществления взаимного контроля ветвей власти;

в-четвертых, необходимостью создания механизмов сдержек и противовесов в осуществлении властных функций.

Отношения между властями всегда в той или иной мере конфликтны. Важно, чтобы эти конфликты протекали в мирных формах. Примером вооруженного противостояния ветвей власти являются события в октябре 1993 года в России, когда законодательная власть в лице Верховного Совета РФ вступила в конфликт с исполнительной властью в лице президента.

Конфликты между исполнительной и представительной властью существуют и в настоящее время. Так, законы, принятые Федеральным со-бранием, часто не подписываются президентом, Для разрешения конфликта создаются согласительные комиссии, в ходе работы которых противоречия сглаживаются. Затем закон вновь выносится на обсуждение Федерального собранием. В любом случае, если за закон проголосует более 2/3 депутатов, то вето президента преодолевается. Это примеры мирного, цивилизованного пути разрешения конфликтов.

На сегодняшний день исследователи, говоря о разделении власти в России, отмечают сравнительную слабость законодательной власти, отсутствие достаточного контроля над исполнительной властью в лице президента (см.: Иванов А.Ф., Устименко С.В. Самодержавная демократия: дуалистический характер российского государственного устройства // Полис. – 2007. - № 5. –С.57-58), инертность судебной власти, особенно Конституционного суда. Достаточно остро стоит вопрос и о распределении полномочий между федеральным и региональным уровнями власти.

 

 

 

Структура государственной власти в России определяется принципом разделения власти Так, в статье 10-й Конституции РФ записано: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». В Конституции РФ закреплено верховенство выборной законодательной власти, которая, однако, действует в рамках Конституции.

К высшим инстанциям государственной власти в России относятся:

1. Президент Российской Федерации – глава государства. Он согласно Конституции РФ «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (Ст.80). Президент как глава государства в России не входит в систему разделения властей, а возвышается над нею, осуществляя координирующие функции. Ныне действующей Конституцией РФ предусмотрена значительная концентрация власти в руках президента. Эта конституционная возможность централизации власти была затем усилена законами, например законом о порядке формировании правительства, созданием таким не зафиксированных в Конституции органов как Администрации Президента и др. Подобная концентрация власти в руках президента дает определенные основания для характеристики современного политического режима в России как авторитарного.

Президент России избирался ранее на четыре года, а о следующих выборах будет избираться на шесть лет гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом России более двух сроков подряд.

Хотя в Конституции это не зафиксировано, но по существу Президент РФ является носителем некой верховной власти, подобно власти императора в царской России или Генерального секретаря ЦК КПСС в советский период. В России существуют устойчивые массовые представленияо необходимости и благотворности верховной самодержавной власти (царя, генерального секретаря или президента) во многом основаны на вере в то, что такая власть, возвышаясь над противоборствующими группировками своекорыстного «начальства», способна обеспечить мир и согласие в стране.

Президент наряду с общим руководством государством в той или иной мере выполняет и функции трех ветвей власти: в большей мере исполнительной (осуществляет руководство правительством), законодательной (издает указы, подписывает законы принятые парламентом), в меньшей мере судебной (так он решает вопрос о помиловании преступников).

2. Федеральное собрание – парламент Российской Федерации – представительный и законодательный орган государства. Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации выражает интересы субъектов Федерации, в него входят по два представителя от каждого субъекта: по одному от представительного и исполнительного органа власти. Председателем Совета Федерации является В.И. Матвиенко.

От Белгородской области в Совет Федерации входят Н. И. Рыжков (от исполнительной власти) и В.Н. Мошкович (от законодательной власти) Н.И. Рыжков бывший Председатель Совета министров СССР, дважды избирался депутатом в ГД РФ от Белгородского избирательного округа. В.Н. Мошкович – бывший генеральный директор групп компаний «Русагро», сделавший много полезного для Белгородской области.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается населением. Председателем Государственной Думы является Нарышкин С.Е.

3. Правительство Российской Федерации – исполнительный орган государства. Оно подчиняется как президенту, так и Федеральному Собранию РФ. 6 апреля 2009 впервые состоялся, как мероприятие прописанное поправкой в Конституцию РФ, отчет Председателя правительства РФ перед ГД РФ. Это повышает авторитет ГД как инстанции власти, положительно сказывается на ее децентрализации

4. Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд – органы судебной власти.

Конституция РФ четко определяет, что наше государство – это республика. Российскую Федерацию можно определить как республику смешанного типа – парламентско-президентского, так как правительство подотчетно одновременно и парламенту, и президенту.

Российская Федерация состоит из более чем 80 (на начало 2012 г. – 83) государственных образований: республик, краев, областей, автономной области, автономных округов и двух городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга. Эти государственные образования называются субъектами Федерации. Число субъектов Федерации сокращается в силу слияния ряда из них: на сегодняшний день речь идет о вхождении нескольких автономных округов в более крупные образования (края, области). Субъекты Федерации, по Конституции, равноправны, они создают свои представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти, вправе устанавливать свои государственные языки при том, что государственным языком на всей ее территории является русский язык. Субъекты Федерации имеют свое законодательство, которое, однако, не должно противоречить федеральным законам. Так, в субъектах Федерации различны нормы избирательных законов, законов, регулирующих налогообложение и т.п.

Высшим законодательным органом Белгородской области является областная дума, которая состоит из 35 депутатов. Областная дума была образована в мае 1994 года. За истекшее время она приняла более 500 законов, регулирующих отношения в различных сферах жизни региона. Высшее должное лицо области – губернатор (в настоящее время Е.С. Савченко), ему принадлежит высшая исполнительная власть, одновременно он осуществляет и законодательную власть, утверждая законы, издаваемые областной думой. (В других субъектах Федерации высшим должностным лицом может быть президент (в республиках), глава администрации и др.) Исполнительная власть осуществляется администрацией и правительством Белгородской области.

Наряду с государственным управлением в Российской Федерации действует местное управление (самоуправление). Местное (муниципальное) самоуправление – это самоорганизация деятельности местного территориального сообщества для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения. В соответствии с новым законодательством выделяются два уровня субъектов местного самоуправления. Но первом «низовом» уровне – это сельские и городские поселения. Сельские поселения включают в себя одни или несколько населенных пунктов. При высокой плотности населения общая численность должна быть более 3 тыс. человек, при низкой – не менее 1 тыс. человек. Предполагается, что территория должна быть в пределах суточной пошаговой доступности: расстояние между крайними точками не должно превышать 40 км. Городские поселения включают в себя один город или поселок плюс прилегающие территории – сельские населенные пункты не являющиеся самостоятельными образованьями. На втором «верхнем» уровне находятся городские и муниципальные округа. Городской округ должен включать в себя не менее 100 тысяч населения. Это отдельный город или его часть. Муниципальный район включает в себя городские и сельские поселения на территории, размеры которой предполагают транспортную доступность в течение дня из одной крайней точки в другую.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.