КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие легальности, легитимности и эффективности политической власти
Функции политической власти. Разделение властей
Политическая власть выполняет в обществе разные функции, а именно – устанавливает законы, осуществляет правосудие, руководит всеми аспектами жизнедеятельности и т.д. Поставленных целей она добивается разными средствами – экономическим стимулированием и принуждением, политическим и идеологическим влиянием, правовыми нормами и санкциями. Основными функциями власти являются: – интегрирующая – объединяет все социальные силы, социально-политические, идеологические, интеллектуальные ресурсы общества, подчиняя их общественно-значимым целям; – регулятивная – направляет политическую волю масс на создание политических механизмов регулирования жизнедеятельности общества; – социального контроля – обеспечивает необходимую контрольную деятельность в целях поддержания легитимности государства; – мотивационная – формирует мотивы политической деятельности; – стабилизирующая – способствует устойчивому развитию политической системы, гражданского общества. Власть может выполнять и роль социального дестабилизатора общества. Социальная дестабилизация может возникнуть в результате разрушительных преднамеренных действий определенных политических сил, бездеятельности и псевдодеятельности власти, некомпетентных действий властей, торможения развития общества. Принцип разделения власти. Доминирующим принципом механизма функционирования политической власти является принцип разделения власти. Основоположниками теории разделения власти считают английского философа Джона Локка и французского философа, просветителя, правоведа Ш. Монтескье. Хотя эту идею высказывал еще греческий философ Полибий. По этой теории для правильного и эффективного функционирования государства должны существовать независимо одна от другой законодательная, исполнительная и судебная власть. Это создает систему «сдержек и противовесов», против усиления одной ветви власти, сосредоточении власти в одном центре, злоупотребления нею, способствует продуманности, взвешенности, балансу в принятии решений, а, следовательно, действенности политического руководства и управления. Соответственно формируется особый механизм обеспечения свободы и независимости отдельного индивида, его защиты. Носителем законодательной власти, как известно, является высший представительский орган – парламент. Исполнительную власть осуществляют – президент, правительство, министерства и ведомства, государственно-административные органы. Судебную власть – суды, подчиняющиеся только закону. Впервые такая система власти была закреплена законодательно в Конституции США (1787 год). Зафиксирована она была и в Конституции Украинской казацкой республике (Конституции гетмана П. Орлика – 1710 год). Принцип разделения власти уже закреплен в большинстве конституций стран мира. Утвердился он и в Украине. Однако практика знает политические системы, которые существуют в условиях единства власти. В этих системах власть (прежде всего исполнительная) сосредоточена в одних руках (политической партии, военной элиты и т.д.) и подчиняет себе все другие ветви власти, которые действуют формально. Это возможно в тоталитарных либо в жестко авторитарных режимах (фашистский, полуфашистский, военной диктатуры, абсолютной монархии).
Имеет большое значение в политической теории проблема легитимности власти. Термин «легитимность» возник во Франции (legetime) и первоначально отождествлялся с термином «legalite» – законность, что не совсем верно. Законность, т.е. легальность власти, означает законно установленную власть, а не насильственно узурпированную, осуществляющуюся через закон и в соответствии с ним. Легитимность же означает добровольное признание населением власти, ее права принимать решения, управлять и согласие подчиняться. М. Вебер включил в принцип легитимности два положения: 1) признание власти правителей; 2) обязанность управляемых подчиниться ей. М. Вебер в зависимости от мотивов подчинения, признания власти народом выделил три типа легитимности. 1. Традиционная легитимность – основана на обычаях, традициях, привычках повиноваться власти, вере в нерушимости установленного порядка. Традиционная легитимность характерна для монархий. По своей мотивации это схоже с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном подчинении старшим. Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому, отмечал он, для стабильности демократии полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти. 2. Харизматическая легитимность – она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности. Харизматическая легитимность базируется на вере и на эмоциональном личностном отношении вождя и массы. Харизматическая легитимность возникает, как правило, в смутные времена, эпоху кардинальных перемен, и именно поэтому оказывается крайне ненадежной. Ее недолговечное могущество нередко подкрепляется прижизненным возвеличением, преувеличением вклада в государственную и общественную жизнь страны лидера государства или партии (личности Сталина, Гитлера, Мао-Цзедуна, Ким Ир Сена и пр.) 3. Рационально-правовая (демократическая) легитимность. Она базируется на рационально-понятийном интересе, который побуждает людей подчиняться законам, в рамках которых демократически избираются и действуют представители власти. В таком государстве подчиняются не личности, а законам. Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств. На практике в чистом виде идеальные типы легитимности не существуют. Они нередко дополняют друг друга. Легитимность власти не ограничивается ее тремя, ставшими классическими типами. Существуют и другие типы легитимности. Один из них – идеологическая легитимность. Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеологическая легитимация основывается на внедрении в сознание и подсознание людей определенной «официальной» идеологии с помощью методов убеждения и внушения. Идеологическая легитимность может быть классовой или националистической. Во второй половине ХХ в. Многие молодые государства в попытках получить признание и поддержку населения очень часто прибегают к националистической легитимации своей власти, нередко устанавливая этнократические режимы. Власть демократичного общества постоянно заботится о своей легитимности, исходя из необходимости править, с согласия народа. Однако и в демократических странах способность власти «создавать и поддерживать у людей убеждение в том, что существующие политические институты являются наилучшими» (С. Липсет) не безгранична. В социально дифференцированном обществе есть социальные группы, не разделяющие политический курс правительства, не принимающие его ни в деталях, ни в целом. И хотя ни в одном политическом режиме легитимность власти не бывает полной, абсолютной, она тем полнее, чем меньше социальная дистанция между различными группами населения. Легитимность власти коренится в политической культуре граждан, означает соответствие ее устройства ценностным представлениям граждан. Это ценностное отношение к власти. Но оно может быть инструментальным – оценивающим ее с точки зрения того, что она дает или может дать людям. Такое инструментальное отношение между гражданами и властью характеризуется понятием «эффективность» власти. Эффективность власти – это ее результативность, степень выполнения властью своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий граждан, и, прежде всего наиболее влиятельных слоев – элит. В современных условиях легитимность и эффективность власти – два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами. Легитимность и эффективность власти во многом связаны. В конечном счете, любые типы легитимности власти очень во многом определяются надеждами населения на ее эффективность, т.е. удовлетворение его требований. Так, многие авторитарные режимы, первоначально страдавшие дефицитом легитимности (Чили, Южная Корея, Бразилия) впоследствии приобрели ее в значительной мере благодаря успешной экономической политике, укреплению общественного порядка и повышению благосостояния населения. Однако, достичь эффективности, не обладая легитимностью, т.е. одобрением и поддержкой граждан, достаточно сложно. В наши дни многие государства переживают кризис легитимности. Особенно остро он проявляется в политической нестабильности, частых государственных переворотах, в «третьем мире». В последние годы проблема легитимности стала крайне актуальной для большинства посткоммунистических стран. Это связано с разрушением там традиционных, харизматических и идеологических механизмов легитимности, с отсутствием зрелых предпосылок, необходимых для демократии и с низкой эффективностью власти, сформированной по демократическим процедурам. Не способность правящих режимов таких государств вывести свои страны из кризиса подрывает доверие населения к рационально-правовой форме легитимности. Для большинства из них укрепление легитимности, возможно, прежде всего, на пути практической демонстрации способности решать острые экономические и социальные проблемы.
ТЕМА 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |