КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие правового, социального государства
Формы государства (форма правления и территориально-политического устройства).
Форма государства – совокупность его признаков, определенных характером и содержанием деятельности государства. В форме государства принято выделять два основных аспекта: форму правления и форму государственного устройства. Форма правления – система формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. Порядком замещения должности главы государства определяются две основные формы правления – монархия и республика. Их разновидности определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной сласти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования. Т.е формы правления делятся по способу организации власти, ее формальному источнику. В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глова государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительских органов власти. В переводе с греческого языка термин монархия означает единовластие. Однако в современном понимании монархия это не просто власть одного, но власть наследуемая. В истории власть монарха нередко обожествлялась, монарх рассматривался как наместник Бога на земле, помазанник Божий. Сегодня подобные установки не воспринимаются в качестве серьезного политического аргумента. В зависимости от полномочий монарха различают разновидности монархической формы правления: § неограниченная (абсолютная), § ограниченная (конституционная), которая в свою очередь подразделяется на дуалистическую и парламентскую. Неограниченная (абсолютная) монархия характеризуется сосредоточением в руках монарха всей полноты государственной власти. Современная абсолютная монархия наличествует в Омане, Катаре, Саудовской Аравии. Ограниченная монархия это форма правления, при которой полномочий монарха ограничены конституцией. В дуалистической монархии, как разновидности ограниченной монархии, монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето, т.е. без его утверждения закон в силу не вступит. Монарх может также издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона. Правительства отчитываются перед монархом в своей деятельности. Примерами дуалистической монархии на современном этапе могут служить Марокко, Иордания, Кувейт. Другая разновидность ограниченной монархии – парламентская – довольно распространенная форма правления среди промышленно развитых государств. В парламентской монархии монарх считается главой государства, но фактически обладает лишь представительскими функциями. Как правило, монарх лишен возможности действовать самостоятельно, все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и скрепляются главой кабинета или профильным министром без чего такие документы не имеют юридической силы. Главный отличительный признак парламентской монархии – политическая ответственность правительства перед парламентом за свою деятельность, т.к. правительство формируется парламентским большинством. Парламентская монархия на сегодня существует в Великобритании, Швеции, Японии, Испании, Дании. Республика – форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства именуемого обычно президентом. В республиках формальным источником власти является народное большинство и высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существуют три основных разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная, хотя история знает и другие виды республик – советскую, аристократическую, теократическую. В президентской республике президент, избираемый на всенародных выборах, соединяет полномочия главы государства и главы правительства (т.е. исполнительной власти). Президент осуществляет подбор министров и контроль их деятельности. Законодательная и исполнительная власть формируется на основе двойной системы выборов. Примером президентской республики являются США, Аргентина, Бразилия. Парламентская республика отличается от президентской наличием одной системы выборов. Правительство назначается парламентом из состава партий, получивших большинство голосов избирателей на выборах, и несет ответственность перед парламентом. Президент как глава государства выполняет лишь представительские функции. Такая форма правления существует в ФРГ, Италии, Индии, Финляндии. Смешанная республика сочетает в себе черты парламентской и президентской республик и характеризуется большим по сравнению с парламентской республикой объемом полномочий президента, который, при этом, не является главой исполнительной власти. Правительство в такой республике формируется и контролируется одновременно и парламентом, и президентом. На современном этапе к смешанным республикам относят Францию, Украину, Швейцарию. Государство расположено на определенной территории, состоящей из административно-территориальных единиц. Способы их объединения, формы отношения между верховной государственной властью и властью на уровне областей, провинций, штатов, кантонов анализируется с помощью понятия форма административно-территориального (государственного) устройства. Форма территориальной организации государства характеризует специфику взаимосвязи составных частей государства, соотношения центральных и региональных органов власти, их правовое положение. В современном мире выделяют унитарное и федеративное государственное устройство. Унитарное государство характеризуется единой системой органов государственной власти, единым законодательством, гражданством. Это политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Все государственные органы составляют одну систему, действуют на основе единых правовых норм. Такая форма устройства характерна для стран экономически и национально однородных. В отдельных случаях при наличии особых условий социально-экономического, этнического характера унитарные государства могут иметь в своем составе образования, автономии, т.е. закрепленные в законодательстве формы самоуправления территориальной единицы государства, проявляющиеся в самостоятельном решении вопросов местного значения. Выделяют политическую (государственную) и административную (местную) автономии. Современные унитарные государства – Украина, Дания, КНР. Федерация как форма государственного устройства характеризуется наличием в составе государства ряда государственных образований – субъектов федерации – обладающих определенной самостоятельностью, своим административно-территориальным делением и законодательством. Федерация строится на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом часть вопросов является исключительной компетенцией союзных органов, другая часть вопросов является исключительной компетенцией субъектов федерации, третья – совместной компетенцией союза и его членов. Т.о. в федерации существуют два уровня власти: федеральный и республиканский, полномочия которых разграничены федеральной конституцией. Федеративное устройство характерно для стран со значительным многообразием национальных, социально-экономических, исторических условий. Это многообразие учитывается при выборе типа федерации – исторический, национальный, территориальный, смешанный (национально-территориальный). Примерами федерального государства являются США, ФРГ, Швейцария, Мексика. Кроме указанных видов административно-территориального устройства государства выделяют еще т.н. исторические разновидности – конфедерация, империя, союз.
Стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, излишней опекой со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности вызвало к жизни понятие правого государства и попытки реализовать его на практике. Правовое государство представляет собой государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности. Взаимоотношения между личностью и властью определяются в паровом государстве конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями. Правовое государство формировалось постепенно на базе соответствующих идей и элементов государственности. Сегодня формирование правового государства является всемирной тенденцией. Этот процесс требует последовательного внедрения в практику государственного правления ряда важных принципов. Среди них: § верховенство права во всех сферах общественной жизни, ответственность перед законом государственных органов и граждан; § подзаконность государственной власти, ограничение сферы ее деятельности, невмешательство государства в дела гражданского общества; § охрана государством неотъемлемых прав человека и гражданских свобод; § равенство закона для всех и равенство всех перед законом; § взаимная ответственность государства и личности, правовая ответственность официальных лиц за действия, которые они предпринимают от имени государства; § разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, их взаимная открытость и уравновешенность; § независимость судов и судей; § существование эффективных форм контроля соблюдения законов. Таким образом, правовое государство – это форма организации и деятельности публичной политической власти, которая функционирует в соответствии с принципом верховенства права, при которой действуют устоявшиеся правовые нормы, установленные Конституцией, гарантируются права и свободы человека и властные структуры не вмешиваются в сферу гражданского общества. Глубокое фактическое неравенство обесценивало равноправие граждан, превращало использование конституционных прав в привилегию имущих классов. Конструктивным ответом на несовершенство правового государства в его классическом либеральном варианте, а также на неудавшуюся попытку командно-административного социализма обеспечить каждому материальную свободу и установить в обществе социальную справедливость и равенство явились теория и практика социального государства. Социальные государства начинают возникать в 60-х гг. ХХ века, основанием для их появления стал высокий уровень экономического развития ведущих стран Запада, который позволял обеспечивать прожиточный минимум каждому нуждающемуся. Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале – примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении консенсуса в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды. Социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, однако идет значительно дальше по пути гуманизации общества – стремиться расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. В этой связи необходимо подчеркнуть, что правовое государство обеспечивает физическую безопасность граждан по отношению к власти и друг к другу, индивидуальную свободу и основополагающие, в основном личные и политические права человека с помощью установления четких границ государственного вмешательства и гарантий против деспотии. Социальное государство сориентировано на обеспечение социальной безопасности, материальные условия свободы и достойного существования каждого человека. Сегодня демократические государства стремятся найти меру оптимального сочетания правового и социального государства. При этом консерваторы делают больший акцент на правовом, а социал-демократы концентрируют внимание на социальном подходе в реализации государственного проекта.
ТЕМА 8 Политические партии и партийные системы
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |