Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Важными условиями политического развития является правильное определение времени и основных этапов политических преобразований, а также их постепенность


Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Политическое развитие – это сложный процесс, который всегда сопровождается целым рядом кризисов, характеризующиеся резким снижением политической системы регулировать и контролировать общественные процессы и возникновением политических конфликтов. К наиболее типичным кризисам обычно относят кризисы идентичности, участия, легитимности, распределения и проникновения.

Кризис идентичности проявляется, прежде всего, в том, что граждане не идентифицируют себя с государством и нацией, рассматривая государственную власть как чуждую и даже враждебную им силу.

Кризис участия возникает тогда, когда политические институты неспособны, обеспечить политически корректную активность граждан, которая приобретает формы таких радикальных массовых выступлений как бунты, революции и т.п.

Кризис легитимности выражается в несоответствии деятельности власти ценностным представлениям граждан, которые определяют эту деятельность как аморальную, несправедливую и т.п.

Кризис распределения возникает при неспособности правительства обеспечить приемлемый для граждан правительства обеспечить приемлемый для граждан уровень (стандарт) потребления вследствие экономических трудностей или чрезмерно непропорционального распределения доходов, резкой поляризации богатства и бедности.

Кризис проникновения проявляется в неспособности правительства реализовывать принятые решения.

В периоды социальных преобразований отмеченные выше кризисы часто присутствуют одновременно, что вызывает эффект их аккумуляции – резкого усиления их дезорганизующего влияния на власть, и, как следствие, паралич государственного управления и обострения конфликтов.

В политологии существует несколько теорий политического развития, которые можно свести к двум альтернативным концепциям: модернизации и зависимого развития.

Концепция модернизации утверждает, что в мире происходит переход от традиционного к современному обществу, которое представлено западной цивилизацией. В ходе этого процесса осуществляется внедрение западных политических, экономических, культурных ценностей, институтов, образцов поведения. Базируется такое представление на понимании общественного развития как единого, универсального для всех стран и народов процесса, в основе которого лежат одни и те же закономерности. Правда, этот переход в разных странах имеет свои специфические отличия, обусловленные их географическими, политическими, культурными, религиозными, экономическими и т. п. особенностями.



Концепции политической модернизации можно разделить на две группы: либеральные и консервативные теории. Либеральные теории рассматривает политическую модернизацию как процесс, идущий одновременно и параллельно с экономической, социальной и духовной модернизацией. Правда, действительность в большей мере соответствует консервативным теориям, согласно которым модернизация в развивающихся странах, в силу слабости экономики и неразвитости политических институтов, может осуществляться только в форме авторитарного политического режима. Другими словами, собственно политической модернизации как раз и не происходит, хотя общество может модернизироваться в других своих сферах, в первую очередь, технологической и экономической.

Концепция зависимого развития возникла как альтернатива концепции модернизации, задачей которой является выявление причин отставания различных стран от индустриально развитых государств. Так, например, главных причин отсталости указываются структурная зависимость и скрытая эксплуатация стран третьего мира, которые осуществляются и в виде вывоза получаемых в развивающихся странах доходов, и в форме асимметричного обмена ценностями и информацией. В результате этого такие страны попадают в структурную зависимость от индустриально развитых стран, что предопределяет однобокость и своеобразие их технологического и экономического развития. А это, в свою очередь, приводит к фактической утрате ими своего государственного суверенитета.

В силу социально-экономической отсталости стран третьего мира, которая консервируется странами первого мира, блокируется развитие демократии, а значит, происходит отчуждение граждан от политики, а также возникают разного рода социальные и политические конфликты. Наиболее адекватной политической формой зависимого развития являются демократически приукрашенные авторитарные в большей или меньшей степени марионеточные режимы, псевдо- или полудемократические полицейские государства, широко использующие клановую солидарность, неконкурентные или полуконкурентные выборы, манипулирование массовым сознанием и электоральным поведением, подкуп политических и этнических элит, репрессии против оппозиции и т.п.

Опыт исторического развития, накопленный после появления теорий модернизации и зависимого развития, позволяет сделать вывод, что ни одну из этих альтернативных концепций нельзя считать универсальной или полностью истинной, применимой ко всем странам. В этом смысле теории модернизации представляют определенную ценность с точки зрения образцов тех политических ценностей (правовая государственность, политическое участие граждан, конкурентные выборы, социальная и политическая справедливость и т. д.), к реализации которых они призывают. Концепции зависимого развития во многом раскрывают причины существования отсталости и архаичных форм политической жизни, выявляют структурные факторы, блокирующие демократическое развитие и консервирующие разрыв между индустриально развитыми государствами и остальным миром.

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория политического развития | Процесс глобализации в современном мире

Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.