Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ГЛОССАРИЙ. 1.Каковы задачи и методы прикладной политологии?

Глава 8. МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Контрольные вопросы

1.Каковы задачи и методы прикладной политологии?

2. Что понимается под политическими технологиями и политическим маркетингом?

3. Каковы основные черты политического анализа?

4. Каковы прогностические возможности политологии?

Литература

1. Гаджиев, К. С. Политология: учебник для высших учебных заведений. – М.: Логос, 2004.

2. Ирхин, Ю. В. Политология: учебник. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006.

3. Ирхин, Ю.В., Зотов, В.Д., Зотова, Л.В. Политология: учебник. – М.: Юристъ, 2002.

4. Мухаев, Р. Т. Политология: учеб. для студентов вузов / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., пераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

5. Пугачев В.П., Соловьев А.И. введение в политологию, М., 199

   
 

 

   
   
 

 

   

АБСЕНТЕИЗМ (< лат. absentia от­сутствие) — уклонение от полити­ческого участия, политическая апатия. Причинами абсентеизма счи­таются: отсутствие у личности об­щепринятых норм политической культуры; утрата или отсутствие групповой идентичности; крайняя степень недоверия к политическим институтам; чувство собственной беспомощности и неспособности повлиять на власть; высокая сте­пень удовлетворенности личных интересов, порождающая ощуще­ние ненужности политики. А. может быть следствием крайней степени удовлетворенности или не­удовлетворенности социально-экономическими условиями жизни. А. можно рассматривать и как свиде­тельство политической стабильности и как следствие утраты поддержки власти со стороны общества. В со­временной России достаточно вели­ка доля населения, для которого ха­рактерен политический А.

АБСОЛЮТИЗМ (< лат absolutus безусловный) — форма правле­ния, разновидность авторитаризма, характеризующаяся сосредоточе­нием в руках монарха законодательной, исполнительной и судеб­ной властей. А. был наиболее рас­пространен в период позднего сре­дневековья в Западной Европе. Современными абсолютистскими монархиями являются Саудовская Аравия, Марокко, Непал. В России А. окончательно утвердился в пери­од правления Петра I и просущест­вовал до 1917г.

АВТАРКИЯ (< греч. autarkeia самоудовлетворение) — политика замкнутости и самоизоляции государства. Чаще всего проявляется в стремлении государства создать самодостаточную экономику, спо­собную функционировать вне ми­ровой хозяйственной системы. А. также может сводиться к культурной изоляции, борьбе с «космополитизмом», утверждению традици­онализма. В Советском Союзе черты автаркии проявлялись в по­литике «железного занавеса», про­водимой с 20-х по 70-е гг.

АВТОНОМНОСТЬ — развитость, дифференцированность и относи­тельная независимость политических институтов. Высокая степень автономности присуща в основном стабильным демократическим режимам. Низкая степень — для неконсолидированных демократий и диктатур.

АВТОРИТАРИЗМ (< лат. auctoritas власть, влияние) — политичес­кий режим, характеризующийся монополией на власть одного лица, группировки или партии. При авто­ритаризме, в отличие от тоталита­ризма, сохраняются дифференци­рованные отношения между госу­дарством и обществом. К автори­тарным режимам можно отнести восточные деспотии, тирании, оли­гархии, диктатуры древней римской империи; феодальные государства средневековой Европы; абсолю­тизм Нового времени; политичес­кие режимы части европейских стран в период между I и II мировы­ми войнами, а в наши дни — большинство государств Азии, Африки, Востока. А. считается антиподом демократии. Его отличительными признаками являются: 1) сильная централизация власти; 2) монопо­лия на власть одной группы, лица или партии; 3) формирование элиты на основе наследования или кооптации; 4) полный или частич­ный запрет оппозиции;5)насильст­венный характер смены власти; 5) ограниченный плюрализм; 6) широкое использование силовых структур для удержания власти. При авторитаризме могут сущест­вовать представительные органы власти, выборы, оппозиция. Одна­ко их функционирование достаточ­но ограничено и носит формальный характер. Причинами сохранения авторитаризма в современном мире являются: неразвитость граждан­ского общества и экономическая отсталость; преобладание верти­кальных связей и отношений патронажно-клиентального типа в обществе; господство подданнического типа политической культуры; высо­кая степень конфликтности в раз­вивающихся обществах. Существу­ют различные типы авторитариз­ма — военный, олигархический, популистский, бюрократический, развивающийся (А. развития).

АГРЕГАЦИЯ ИНТЕРЕСОВ — функция политической системы, заключающаяся в придании однородности множеству разнохарактерных требований и интересов, выработке общих требований и их иерархизации. А.И. также связана с согласованием разнонаправленных интересов (например, требований наемных работников и предпринимателей). Функцию А.И. в демократических политических систе­мах выполняют группы интересов, политические партии, парламент. В процессе агрегирования интересов могут вырабатываться как общие соглашения, так и поляризованные позиции, крайние альтернативы политики.

АДАПТАЦИЯ ПОЛИТИЧЕС­КАЯ — приспособление полити­ческой системы, политических структур к требованиям, исходящим от окружающей среды, выра­жающееся в изменении функций, определении новых целей и выра­ботке новых подходов к решению проблем.

АЛМОНД Габриэль (1911) — амер. политолог, специалист в об­ласти общетеоретической и сравнительной политологии. Основные работы: «Сравнительная политика: концепция развития» (1966), «По­литика развивающихся регионов» (1968), «Сравнительная политика сегодня» (1988). Наибольшую из­вестность Алмонду принесли рабо­ты по теории политической системы и политической культуры. В мо­дели политической системы, разра­ботанной Алмондом, наибольшее внимание уделялось функциям «входа» и «выхода». Американско­му политологу удалось убедительно показать взаимосвязь между поли­тическими ориентациями, состав­ляющими содержание политичес­кой культуры, и характером функционирования политической сис­темы.

АНАРХИЗМ (< греч. anarchia без­властие) — политическая идеоло­гия, провозглашающая необходимость уничтожения государства и замены любых форм принудитель­ной власти свободной и доброволь­ной ассоциацией граждан. Государ­ство в А. отождествляется с наси­лием и принуждением, несовмести­мыми с индивидуальной свободой как высшей социальной ценностью. Ведущими теоретиками А. были П.Ж. Прудон, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин и др.

АРТИКУЛЯЦИЯ ИНТЕРЕСОВ — одна из функций политической сис­темы, заключающаяся в формули­ровании требований, предъявляе­мых к структурам, принимающим решения. В демократических поли­тических системах эту функцию вы­полняют группы интересов, поли­тические партии, парламент, в ав­торитарных — корпоративные ин­ституты. Различают несколько видов требований, предъявляемых политической системе: 1) требова­ния о распределении благ и услуг (напр., принять законы о прожи­точном минимуме, об образовании, охране окружающей среды и т.п.); 2) требования о регулировании по­ведения (напр., об обеспечении правопорядка, регулировании тру­довых отношений, предоставления права на забастовки); 3) требова­ния, касающиеся коммуникации и информации (например: свободы слова, принятия законов о средст­вах массовой информации, информирования населения о целях про­водимой политики). А.И. способст­вует установлению коммуникации между окружающей средой и поли­тической системой.

БИХЕВИОРИЗМ (< лат. behaviour поведение) — подход в политологии, основывающийся на изучении политического поведения, применении количественных методов к изучению и сравнению политичес­ких объектов. Б. возник и активно развивался в политической науке в 30—50-е гг. как реакция на неудовлетворенность историческим и институциональным подходами, страдавших описательностью и бессистемностью. Его основопо­ложниками считаются американ­ские политологи Ч. Мерриам и Г. Лассуэлл. «Единицей» полити­ческого исследования в рамках дан­ного подхода было признано наблюдаемое поведение индивидов и групп в различных политических ситуациях. Основные принципы бихевиорального движения были сформулированы Д. Истоном: 1) стремление к обнаружению элементов единообразия в политичес­ком поведении, их обобщение и выражение в теориях и моделях, имеющих эвристическую и про­гностическую ценность; 2) любые выводы должны соотноситься с эмпирическими фактами и строиться на их основе; 3) для получения дан­ных необходимо использовать аде­кватные методы; 4) интерпретация полученных данных и их оценка должны быть дифференцированы, их нельзя путать; 5) исследование должно носить системный харак­тер, т.е. стремиться раскрыть ос­новные причинно-следственные связи, все многообразие наблюдае­мых структур; 6) политическая наука должна активно использовать результаты и данные других наук: психологии, антропологии, социологии и т.д. Значительный вклад Б. внес в изучение поведения электората, политического лидерства, процесса принятия ре­шений. Б. сыграл заметную роль в становлении и развитии сравни­тельной и прикладной политологии. В то же самое время неодно­кратно высказывались критичес­кие замечания по поводу злоупотребления количественными мето­дами анализа. Подчеркивалось, что увлеченность методами мате­матического и статистического анализа в ущерб качественным снижает потенциал и результативность исследований.

БЮРОКРАТИЯ (< франц. bureau бюро, канцелярия и греч. kratos сила, власть, господство) — прослойка людей, профессионально занимающихся вопросами управ­ления и выполнением решений высших органов власти. Деятель­ность этой прослойки основана на разделении ролей и функций посредством четких правил и про­цедур.

ВЕБЕР Макс (1864—1929) — один из крупнейших представите­лей западной социологии и политологии. В. нередко называли вели­ким буржуазным антиподом К. Маркса или «Марксом буржуа­зии». Труды В. сегодня являются классикой западной социальной и политической науки. В центре по­литической социологии Вебера — проблема власти. Власть, основан­ную на приказе и подчинении, В. называл господством. Основой гос­подства является легитимность. Проблема легитимного господ­ства — одна из главных в научном творчестве Вебера. Методологи­ческие подходы, сформулирован­ные выдающимся ученым, оказали большое влияние на характер и направление развития всей после­дующей политической науки.

ВЛАСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — один из видов власти в обществе, отличительными чертами которого являются: а) легальность в исполь­зовании силы и других средств властвования в пределах страны; б) верховенство, обязательность решений В.П. для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти; в) публичность, т.е. всеобщность и безличность, обра­щение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права(закона); г) моноцентричность, т.е. наличие единого центра при­нятия решений (в отличие, напри­мер, от власти экономической); д) многообразие ресурсов (прину­дительных, экономических, ин­формационных и др.). В.П. под­разделяется на государственную и общественную власть. Государст­венная власть обеспечивается со­ответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы и т.д.), органами правопорядка (армия, прокуратура и т.д.), а также юриди­ческой базой. Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средст­вами массовой информации, общественным мнением.

ГЕОПОЛИТИКА (< греч. gё Земля, politike политика) — наука, изучающая обусловленность политических процессов в больших со­циальных системах географичес­ким положением страны (региона) и другими физико- и экономико-географическими факторами. В геополитическом анализе выделяются три аспекта: исследование социально-политической ситуации с точки зрения конкретных географи­ческих и временных условий их раз­вития; сопоставление реальных данных с различными и часто противоположными представлениями об одной и той же территории; про­гноз и рекомендации по проведе­нию политической стратегии преобразования пространства. Основ­ными геополитическими фактора­ми выступают: географические (пространственное положение, природные ресурсы); политические (политический строй и особенности государства, его границ, социаль­ная структура общества, наличие основных свобод и т.д.); экономи­ческие (мощность и структура производительных сил, уровень жизни населения, инфраструктура, стра­тегические запасы и др.); военные (величина, мощь, боеготовность и боеспособность вооруженных сил и т.д.); культурные (конфессио­нальные, национальные традиции, уровень развития науки, образова­ния, здравоохранения, урбанизации и др.); демографические (плотность и состав населения, динамика его развития); экологические (демографическое давление на ограни­ченные ресурсы страны и планеты, истощение сырьевых ресурсов, изменение жизнеспособности насе­ления различных стран и т.д.).

ГЛОБАЛИСТИКА — система междисциплинарных научных зна­ний о жизненно важных общечеловеческих проблемах. Глобальные проблемы: а) затрагивают жизнен­ные интересы всего человечества, всех государств и народов, каждого отдельного жителя нашей планеты; б) выступают в качестве объектив­ного фактора развития современ­ной цивилизации; в) приобретают чрезвычайно острый характер и угрожают не только позитивному развитию человечества, но и гибе­лью цивилизации, если не будут найдены конструктивные пути их преодоления; г) требуют для своего разрешения коллективных усилий всего мирового сообщества. К гло­бальным проблемам современнос­ти ученые относят такие, как предотвращение ядерной войны и со­хранение мира во всем мире, охра­на окружающей среды, этнополитическая, энергетическая, сырье­вая, продовольственная и демографическая проблемы, мирное освое­ние космоса и богатств Мирового океана, ликвидация опасных болез­ней и т.д. В рамках исследований по Г. оформляется новое научное на­правление — политическая глобалистика, изучающая мировые про­блемы, которые имеют политичес­кий характер или связаны с полити­ческой сферой.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА — нижняя палата Федерального Со­брания. Включает 450 депутатов, избираемых по пропорциональной избира­тельной системе. Депутатом Госу­дарственной Думы может быть избран любой гражданин, достигший 21 года. К сфере ведения Государственной Думы относятся: утверж­дение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от нее Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам чело­века; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности; принятие федеральных законов; ра­тификация или денонсация междуна­родных договоров РФ; вопросы войны и мира. Г.Д. может быть распущена Президентом РФ в случае трехкратного отклонения кандидату­ры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом, а также в случае двукратного выраже­ния недоверия Правительству РФ в течение трех месяцев.

ГОСУДАРСТВО — центральный институт политической системы, особая форма организации политической власти в обществе, обла­дающая суверенитетом, монопо­лией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управ­ление обществом с помощью спе­циального механизма (аппарата). Важнейшими конституирующими элементами государства выступают территория, население (народ) и суверенная власть. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исключительна, неотчуждаема. Население как эле­мент государства есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и под­чиняющееся его власти. Государст­венная власть суверенна, т.е. обла­дает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами. Будучи су­веренной, государственная власть, во-первых, является универсаль­ной, распространяясь на все насе­ление и все общественные органи­зации; во-вторых, обладает преро­гативой отменить любые проявле­ния всех иных общественных влас­тей; в-третьих, имеет исключитель­ные средства воздействия, которы­ми никто, кроме нее, не располага­ет (армия, полиция, тюрьмы и т.д.).

ГРАЖДАНСКОЕ общество -совокупность социальных образо­ваний: групп, коллективов, организаций, ассоциаций, объединенных специфическими экономическими, этническими, культурными, рели­гиозными и др. интересами, реали­зуемыми вне сферы деятельности государства. По некоторым сведениям термин Г. О. был впервые употреблен в Англии в 1594 г., а свое специфическое значение он приобрел в Шотландии в XVII в. и в Германии в XIX в. Первоначально Г. О. трактовалось как общество в недеспотическом государстве, но уже в философии Гегеля Г.О. опре­деляется как сфера общественной жизни, находящаяся между семьей и государством. Согласно Гегелю, Г.О. возникает из физических и со­циальных потребностей, в нем ин­дивиды преследуют свои интересы в установленных пределах. В современной науке принято считать, что в структуру гражданского общества входят: частная собственность и различные негосударственные эко­номические структуры, семья, ас­социации, образованные по этническому, религиозному или какому-либо другому признаку, органы местного самоуправления и т.д. Г.О. выполняет ряд важнейших функций: обеспечивает автономию человека и возможности реализа­ции частных интересов независимо от государства, обеспечивает га­рантии прав человека, ограничива­ет сферу деятельности государства, является социальной основой де­мократии и правового государства. Впервые Г.О. возникло в Западной Европе. Его формирование нача­лось в период зарождения капита­лизма. Отсутствие и неразвитость гражданского общества является одной из причин существования и воспроизводства авторитаризма. В России Г.О. начинает формиро­ваться в период царствования Александра I. Именно в это время возникают отдельные сферы граж­данской жизни, не связанные с го­сударством. Частная жизнь светского общества начинает протекать в салонах, клубах и др. относитель­но самостоятельных учреждениях. После реформ Александра II Г.О. формируется в виде земств, различ­ных союзов предпринимателей, ин­ститутов милосердия, обществ, содействующих развитию науки и ис­кусства. Процесс формирования Г.О. был прерван Первой мировой войной, революцией 1917 г. и гражданской войной. В 30-е гг. процесс тотального огосударствле­ния всех сфер человеческой дея­тельности довершил разрушение остатков еще неразвитого Г.О. Тоталитаризм блокировал саму воз­можность возникновения и разви­тия Г.О. Становление правового государства связано с формированием Г.О., предпосылками которо­го являются: переход к рыночной экономике, появление специфичес­ких групповых интересов, рост чис­ленности среднего класса, появление независимых гражданских ас­социаций, создание правовых га­рантий для свободной деятельности независимых общественных объ­единений, установление горизон­тальных связей между социальны­ми группами, коллективами, организациями.

ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ — объ­единения индивидов на основе общих интересов, стремящиеся оказать влияние на политические институты в целях обеспечения принятия наиболее благоприятных и выгодных для себя решений. Главными функциями групп интересов являются: артикуляция и агрегирование интересов, коммуни­кация и рекрутация. Американские политологи Г. Алмонд и Д. Пауэлл подразделяют Г.И. на: 1) аномические и институциональные. Группы первого вида плохо организованы, возникают спонтанно и имеют склонность к насильственным ме­тодам деятельности (толпы, демон­страции, митинги и т.п.). Вторые действуют на постоянной основе, имеют высокую степень результа­тивности, хорошо организованы (профсоюзы, предпринимательские ассоциации и др.). 2) Ассоци­ативные (добровольные) и неассоциативные (недобровольные). Французский политолог Ж. Блондель выделяет среди групп интере­сов: 1) группы по обычаю, возникающие на основе общинных, кас­товых или плановых связей; 2) ин­ституциональные группы, основы­вающиеся на формальных организа­циях внутри государственного аппа­рата (лоббистские группировки в парламенте и правительстве);3) группы защиты, стремящиеся к реализации своих интересов (проф­союзы, банковские союзы, общества защиты прав потребителей и т.п.);4) группы поддержки, ориентиро­ванные на строго ограниченные цели (экономические и антивоенные движения, ассоциации защиты прав потребителей). По сферам деятель­ности выделяют экономические, со­циальные, социокультурные Г.И. По сферам влияния Г.И. делятся на об­щегосударственные и региональные. В отличие от политических партий Г.И. не ставят своей целью борьбу за власть. Деятельность Г.И. получила название «лоббизм».

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яков­левич (1822—1885) — философ, публицист, естествоиспытатель. Д. — создатель оригинальной философско-исторической системы, известной в научной литературе как теория культурно-исторических типов. Эта теория стала предтечей концепции локальных цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби. В исто­рии русской мысли антизападная позиция Д. выделяется своей последовательностью и радикализмом. Европа и Россия, по Д., принадле­жат к совершенно различным культурно-историческим типам. В цент­ре геополитической концепции Д. — идея славянства, остаивание славянской независимости и само­бытности, Россия как «солнце сла­вянства». Согласно Д., в мире должна появиться Всеславянская федерация с центром в Константи­нополе, который мог стать «Тре­тьим Римом» в образе «славянско-православного Рима». Основные работы Д.: «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политичес­кие отношения славянского мира к германо-романскому» (1871), «Сборник политических и экономических статей» (1890).

ДЕМАГОГИЯ (< греч. demagogia, demos народ, ago вести) — заявле­ния, высказывания, выступления, в которых для достижения полити­ческих целей используются ложь, обман, спекуляции, методы манипулирования сознанием.

ДЕМОКРАТИЯ (< греч. demos народ, kratos власть; власть наро­да) — политический режим, характеризующийся следующими при­знаками: 1)гарантиями прав и сво­бод человека; 2) наличием всеоб­щего избирательного права и сво­бодных выборов; 3) уважением прав меньшинства; 4) политичес­ким плюрализмом; 5) публичнос­тью власти; 6) разделением влас­тей; 7) политической конкурен­цией. В политологии выделяются две основные линии, две трактовки демократии: идентитарная и представительная. Первая из них, беру­щая свое начало от античной тради­ции, была наиболее полно разрабо­тана Ж.Ж. Руссо. Ее главными по­ложениями являются: тождество (идентичность) правителей и уп­равляемых, стремление власти к выражению общего интереса, единой воли народа и реализации всеобщего блага, подчинение частных интересов всеобщим, меньшинства большинству. Согласно представи­тельной теории, при демократии сохраняются различия между пра­вящими и управляемыми. Однако власть осуществляется всенародно избранными представителями. Представительная демократия сво­дится к совокупности способов вы­явления и согласования различных социальных интересов. Вторая трактовка является доминирующей в современной политической науке. Существует несколько теоретичес­ких моделей демократии: теория элитистской демократии (демократического господства элит), теория либеральной демократии, теория плюралистической демократии, теория плебисцитарной демокра­тии, теория партисипаторной демо­кратии, теория полиархии Р. Даля.

ДЕПРИВАЦИЯ — состояние недо­вольства, вызываемое расхождени­ем между реальным и/или оценива­емым состоянием, к которому стре­мится субъект. Концепция депривации является исходной для объ­яснения протестных форм полити­ческого поведения. Существует несколько моделей Д. Согласно Дж. Дэвису и Т. Гурру, «относи­тельная Д.» — это представления людей о несправедливом характере распределения ценностей, порож­дающие недовольство и готовность к действию. Т. Гурр определяет Д. как результат расхождения между «ценностными ожиданиями» и «ценностными возможностями». При изменении ценностных ориен­таций социальные возможности и уровень потребления, считавшиеся ранее удовлетворительными, ста­новятся неприемлемыми. Возни­кающее стремление к новым стан­дартам жизни значительно расхо­дится с существующими возмож­ностями. Данный феномен получил название «революции растущих ожиданий». Вторая модель строит­ся на допущении сохранения преж­него типа ориентации и уровня на­дежд при резком падении жизнен­ных стандартов, сокращении объе­ма ценностей, которыми распола­гает субъект. Такое состояние об­разно обозначается как «револю­ция отобранных выгод». Третья модель, известная под названием «прогрессивной депривации», включает в себя концепты первой и второй модели. Дж. Дэвис связывает прогрессивную Д. с таким пе­риодом, когда возраставшие и удов­летворявшиеся ранее потребности начинают блокироваться, что вы­ывает раздражение и озлоблен­ность.

ДЕСПОТИЯ — одна из разновид­ностей авторитарного режима, су­ществовавшая в странах Древнего Востока. Специфическими чертами этого режима являлись: концентра­ция власти в руках деспота, опирав­шегося на широкий слой государст­венных чиновников; теократичес­кий характер государства; государственная и общинная собствен­ность на землю.

ДИКТАТУРА (< лат. dictatura не­ограниченная власть) — полити­ческий режим, характеризующийся неограниченной властью одного лица, небольшой группы или организации. В Древнем Риме диктатором назывался правитель, назна­чавшийся на высшую должность и наделявшийся для выполнения осо­бых поручений или в случаях угро­зы государству широкими полномо­чиями. Время правления диктатора было строго ограничено — не более 6 месяцев, но полномочия часто слагались сразу же после исполнения поручений. Само правле­ние диктатора и обозначалось сло­вом «Д.». Первыми диктаторами были Тит Ларций (498 г. до н.э.) и Марк Рутий (356 г. до н.э.). Пос­ледним историческим диктатором в Римской империи был Марк Юний Каннах (82 г. до н.э.). Д. Юлия Це­заря (47, 45—44 гг. до н.э.) носила уже более «современный» харак­тер и была, по существу, бессроч­ной узурпацией власти. После смерти Цезаря Антоний навсегда отменил диктатуру как форму правления. Однако история диктатуры на этом не заканчивается. Тирания, азиатский деспотизм, цезаризм, Д. пролетариата, фашизм, авторита­ризм, тоталитаризм и др. — исто­рические разновидности диктатуры. Всем им присущ ряд общих черт: неограниченный и бесконтрольный характер власти, отсутствие разде­ления властей, монополизация власти, бесправность человека, низкая степень легитимности власти, применение преимущественно репрессивных форм и методов со­циального контроля. XX в. знает две разновидности диктатуры — авторитаризм и тоталитаризм. Причины возникновения диктатур весьма разнообразны. Их усмат­ривают в кризисах и разрушении традиционных структур общества, традициях, политической культуре народов, психологии масс, отсут­ствии развитого гражданского общества.

ДИСКРИМИНАЦИЯ (< лат. discriminatio различение) — ограни­чение или лишение прав определенной категории граждан по при­знаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям и т.д. Д. нарушает права человека. Формами дискриминации являются: сегрегация — переселение лиц какой-либо наци­ональности на специально отведенные территории (резервации, гетто) и геноцид — намеренное и систематическое физическое унич­тожение представителей опреде­ленной этнической, религиозный или социальной группы.

ДИССИДЕНТ (< лат. dissidens не­согласный) — лицо, находящееся в нравственно-политической оппозиции к существующей власти и официальным политико-правовым нормам и ценностям. Диссидентами называли в средневековой Европе вероотступников и еретиков, а в более поздние исторические перио­ды — тех индивидов, которые не придерживались господствующей религии. В Советском Союзе дис­сидентами называли членов право­защитного движения, которое уделяло основное внимание отстаива­нию таких прав и свобод, как сво­бода совести, слова, передвиже­ния, право на честь и достоинство личности и др.

ДЮВЕРЖЕ Морис (1917) — франц. социолог и политолог, спе­циалист в области политической социологии. Основные работы: «Политические партии» (1951), «Идея политики. Применение власти в обществе» (1966) и др. Наибольшую известность ему принесли работы, посвященные иссле­дованию партий. Д. предложил под­разделять современные партии на массовые и кадровые. Им также были сформулированы «три социо­логических закона» взаимосвязи избирательных и партийных сис­тем. Их содержание сводится к сле­дующим положениям:1)пропорци­ональная избирательная система обусловливает возникновение многопартийной системы, характе­ризующейся существованием автономных партий с жесткой внутрен­ней структурой; 2) абсолютная ма­жоритарная избирательная систе­ма порождает партийную систему, в которой партии занимают гибкие позиции и стремятся к взаимному компромиссу; 3) относительная ма­жоритарная избирательная систе­ма влияет на формирование двухпартийной системы.

ЕВРАЗИЙСТВО — идейное и общественно-политическое движение русской эмиграции 20—30-х гг. XX в. Главные представители евразийской мысли — Н.С. Трубецкой (1890—1938), П.Н. Савицкий (1895—1965), Л.П. Красавин (1882—1952), Г.В. Флоровский (1893—1979) и др. представители Е. обосновывали развитие России как особой цивилизации — Евра­зии — нового историко-культурного и геополитического феномена. Евразийцами было разработано учение об идеократическом государстве с «единой культурно-государственной евразийской идеоло­гией правящего слоя», выдвигае­мого путем отбора из народа.

ЗАПАДНИЧЕСТВО — идейно-политическое течение русской обще­ственной мысли. Существует предположение, что термин «З.» ввел в оборот Н.В. Гоголь. Идеалом за­падников было приобщение России к ценностям и достижениям запад­ной цивилизации. По своему содер­жанию, идейной направленности 3. было неоднородно. В нем просле­живаются два основных течения: умеренное и радикальное (револю­ционное). Представители первого течения — Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, П. В. Анненков и др. — провозглашали целью общественного развития утверждение правового порядка, парламента­ризма и конституционной монар­хии. Сторонники второго — В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский — видели бу­дущее России в утверждении социалистического идеала.

ИДЕНТИЧНОСТЬ (< лат. Identifico отождествление) — осознание личностью своей принадлежности к определенной группе, своего стату­са и роли. Понятие «И.» было вве­дено в науку 3. Фрейдом. Более по­дробно концепция идентичности была разработана Э. Эриксоном. Американский ученый выделял персональную И. как результат осознания личностью подлинности и неизменности бытия, своей принадлежности к определенному вре­мени и пространству и социальную

И. как ощущение личностью своей принадлежности к некоей группе, сообществу, осознание некоторых групповых ценностей. В политологии под идентичностью понимается чувство принадлежности личности к определенной группе, согласие с определенными политическими ценностями, выражение симпатий к определенной политической пар­тии или лидеру и оказание им под­держки.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА — совокупность избирательных прав и процедур, на основе которых осуществляются выборы в пред­ставительные органы власти или высших должностных лиц. При демократии выборы носят всеоб­щий, равный и тайный характер. Существует три типа избиратель­ных систем: мажоритарная, про­порциональная и смешанная. При мажоритарной системе избран­ным считается депутат, набрав­ший большинство голосов в своем избирательном округе. В зависи­мости от законодательной трак­товки понятия «большинство», мажоритарные системы подразде­ляются на: а) абсолютные, в кото­рых для победы кандидата на вы­борах необходимо собрать как ми­нимум 50% +1 голос избирателей (Австралия) и б) относительные, где для избрания необходимо со­брать простое большинство голо­сов (Великобритания, Канада, США, Новая Зеландия). В случае использования абсолютной мажо­ритарной системы выборы, как правило, проводят в два тура. Если в первом ни один из кандидатов не набирает абсолютного большинст­ва голосов, проводится второй тур. В нем принимают участие два кан­дидата, набравшие наибольшее ко­личество голосов. Победитель определяется здесь простым большинством голосов. При пропорци­ональной системе избиратели отдают свои голоса за партии, включенные в избирательный бюллетень (Бельгия, Швеция). Партия, перешагнувшая процентный барьер (более 5% голосов в Германии и России или более 4% в Швеции) получает депутатские мандаты, пропорционально доле голосов избирателей, полученных на выборах. Пропорциональные избирательные системы могут действовать на двух уровнях: а) на общегосударствен­ном уровне и б) на уровне много­мандатных округов. При смешан­ной избирательной системе часть депутатов избирается по мажори­тарному, а часть по пропорцио­нальному принципу. В России вы­боры в Государственную Думу осуществляются на основе смешанной системы: 225 депутатов избирают­ся по абсолютной мажоритарной системе и 225 по пропорциональной.

ИЛЬИН Иван Александрович (1883—1954) — религиозный фи­лософ и правовед. Область политических исследований И. не ограничивалась философскими трактата­ми о власти, государстве и праве и включала в себя поиски политичес­кого идеала, решение проблемы со­отношения нравственности и политики, анализ вопросов перехода от тоталитаризма к демократии. И. — идеолог неомонархизма. Монархи­ческий идеал, по И., не обязательно должен быть воплощен для всех стран и народов, так как основу мо­нархии составляет определенный уклад нации, ее правосознание. Те народы, у которых эти качества раз­рушены или отсутствуют, не способны воспринять монархию как высший политический строй. Для России после крушения коммуниз­ма И. считал необходимым найти разумное сочетание монархических и республиканских предпочтений с аристократическим, ведущим слоем «национальной диктатуры». Основные работы И.: «Понятие права и силы: опыт методологичес­кого анализа» (1910), «О сопротивлении злу силою» (1925), «Наши задачи» (1956).

ИМПЕРИЯ (< лат. imperium власть, государство) — одна из древнейших форм государственно­го устройства. Признаками импе­рии являются: высокая концентра­ция власти, ее распространение на обширную территорию; значитель­но этнически и культурно разнород­ный состав населения; экспансионистские стремления элиты; силь­ный бюрократический аппарат. Империи возникают в результате широкой территориальной экспансии, осуществляемой правящими элитами. Для создания и сохране­ния империй политические элиты вынуждены не только осущест­влять физическое насилие, но и создавать мощный и эффективный бюрократический аппарат, способ­ствовать экономическому развитию провинций и периферии. Примера­ми империй могут служить Римская империя, империя инков, Россий­ская империя.

ИМПИЧМЕНТ (< англ. impeachement обвинение) — процедура вы­движения обвинения против президента и отстранения его от должнос­ти. Как правило, отрешение президента от власти возможно в случаях нарушения Конституции или госу­дарственной измены. Для отстране­ния президента от власти необходимо решение не менее 2/3 депутатов обеих палат парламента. Затем дело передается на рассмотрение в выс­шие судебные органы власти.

ИНАУГУРАЦИЯ (< лат. inaugurare посвящать) — процедура вступле­ния в должность главы государства.

ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ — организация политической дея­тельности и политических отношений на основе определенных норм и процедур. В политические институ­ты включаются: 1) общепринятые и признанные политические нормы и ценности: 2) общепринятые модели политического поведения: 3) формы организации политических от­ношений; 4) контроль за соблюде­нием правил и норм. К политичес­ким институтам относятся государ­ственные органы власти (парла­мент, правительство, суд), структу­ры, осуществляющие представи­тельство интересов (политические партии, группы интересов, лоббизм), способы избрания долж­ностных лиц (избирательные систе­мы) и др. Каждый И.П. специали­зируется на выполнении специфических функций.

ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — процесс образова­ния, закрепления и признания основными политическими акторами политических норм, процедур, цен­ностей и эталонов политического поведения, а также способов кон­троля за их соблюдением. И.П. — важнейшее условие политической стабильности. Она зависит от степени автономности политических структур, их адаптации и интегра­ции.

КИСТЯКОВСКИЙ Богдан Алек­сандрович (1868—1920) — рус. юрист, правовед. Один из представителей рус. «возрожденного естественного права», либерализма. Одна из главных тем творчества К. — правовое государство, кото­рое он считал высшей формой госу­дарственности, выработанной человечеством. Суть правового госу­дарства, по Кистяковскому, — ог­раниченность власти признанием за личностью неотъемлемых, непри­косновенных прав. Наиболее характерными признаками правового государства являются: безличность и абстрактность власти, ее пре­стиж, обаяние, авторитет, тради­ция, привычка, сила, нравственное оправдание. Последнее — главный признак власти, закрепленный в правовых нормах. Отсюда следует вывод о том, что правовая идея, связанная с нравственным оправ­данием, — это идея должного. И главная проблема состоит в приведении фактических реальных обще­ственных отношений в соответст­вие с идеей должного, т.е. с право­вой идеей. Основным содержанием правовой идеи выступает свобода. По мне­нию Кистяковского, неосвоенность комплекса правовых идей русской интеллигенцией — причина того, что она полностью упустила из виду правовую природу конституцион­ного права и, тем самым, продемон­стрировала свое правовое убожест­во. Поскольку, как считал Кистяковский, правосознание народа от­ражается в его способности созда­вать организации и вырабатывать для них известные формы, постоль­ку убожество правосознания, низ­кий уровень правовой и политичес­кой культуры приводят к примитив­ному толкованию права как чисто нормативных актов, а воплощени­ем подобного толкования права яв­ляется полицейское государство. Не случайно, отмечал русский мыс­литель, государство в русском по­нимании — это всеохватывающее государство. Но такое государст­во — отклонение от должного. Во­площением же должного Кистяковский считал правовое государство, которое, с одной стороны, ограни­чено правами личности, а с дру­гой — обеспечивает их соблюде­ние. В правовом государстве народ и государство разделены не как нечто чуждое друг другу, а как стороны, основой взаимного существования которых являются общие интересы.

КЛИКА (< франц. clique шайка, банда) — небольшая группа людей, основанная на неформаль­ных и личных связях и объединен­ная вокруг определенного полити­ческого лидера. Как правило, целью деятельности клики являет­ся захват и удержание государст­венной власти насильственным путем.

КОАЛИЦИЯ (< лат. coalitio союз) — политический союз, воз­никающий в результате соглаше­ния различных политических сил, партий относительно целей и мето­дов проводимой политики. Существуют государственные, партийные и правительственные коалиции. Государственные коалиции образу­ются на основе общих внешнеполи­тических интересов и целей. Партийные коалиции возникают в ус­ловиях многопартийности (см. пар­тийная система), когда ни одна из политических партий не имеет большинства в парламенте. Прави­тельство, формирующееся из пред­ставителей различных политических сил, называется коалиционным или правительственной коалицией.

КОММУНИЗМ (< греч. сommunis общий) — политическая идеология, предполагающая устройство общества на основе принципов коллективизма, социального ра­венства и социальной справедли­вости. Ведущими теоретиками К. были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др. Анализ общест­венного положения классов, слоев, социальных групп в К. является ис­ходным пунктом для понимания политического поведения масс, от­дельных лидеров, их интересов. Стержень коммунистической идеологии — учение о классовой борь­бе, ориентация на преимуществен­но насильственную реализацию классовых целей. Раскрывая содер­жание и формы классовой борьбы пролетариата, Маркс и Энгельс определили ее основную цель: установление диктатуры пролетариата, являющейся антиподом диктатуры эксплуататорских классов и приво­дящей к построению бесклассового общества, созданию условий для отмирания государства.

КОММУНИКАЦИЯ (< лат. communicatio связь) — совокупность процессов и институтов, осуществляющих информационную связь между политической системой и ок­ружающей средой, а также между элементами политической системы. Коммуникативную функцию осу­ществляют партии, группы интере­сов, средства массовой информа­ции. Неразвитость политической коммуникации является одной из причин низкой степени адаптации политической системы, ведет к ут­рате поддержки и нестабильности.

КОНСЕНСУС (< лат. consensus согласие, единодушие) — состоя­ние согласия большинства общест­ва, основных социально-полити­ческих сил относительно наиболее важных принципов политической организации, распределения цен­ностей, власти и прав в обществе. Чаще всего идея консенсуса трактуется в форме «справедливости», т.е. приемлемости того или иного положения. Ее прообразом счита­ется концепция «общественного договора» Гоббса, Локка и Руссо. У философов Нового времени и эпохи Просвещения общественное согласие основывается на знании большинством того, что делает правительство в его интересах. Принцип консенсуса предполагает учет мнения как большинства, так и меньшинства. Достижению консен­суса способствует высокий уровень жизни, уважение прав и свобод че­ловека, наличие толерантности в обществе, существование институ­циональных форм разрешения кон­фликта, этнолингвистическая и ре­лигиозная однородность общества. Выделяют три объекта консенсуса: ценности, процедуры и политика. К. по поводу ценностей означает согласие по базовым нормам и принципам большинства общества. К. по поводу процедур означает со­гласие большинства относительно главных «правил игры» (напр., признание результатов состояв­шихся выборов). К. по поводу по­литики означает согласие большинства относительно основных форм организации политической власти (напр., согласие с сущест­вованием данной формы правле­ния). Кризис консенсуса обычно связан с кризисом отношений церковь — государство, традици­онной политики и включением в нее нетрадиционных групп, пере­распределением ролей и статусов, политизацией масс.

КОНСЕРВАТИЗМ (< лат. conservare сохранять, охранять, заботить­ся о сохранении) — политическая идеология. Термин «К.» впервые был употреблен французским писа­телем-романтиком Ф.Р. Шатобрианом, который в 1818 г. стал изда­вать журнал «Консерватор». «Отцом-основателем», «проро­ком», «Миллем и Марксом» клас­сического К. считается английский политический деятель, философ и публицист Э. Берк (1729—1797). Наряду с ним, большой вклад в раз­работку консервативной идеологии в XIX в. внесли Ж. де Местр, Л. де Бональд, X. Доносо Кортес и др. Основные «заповеди», принципы консерватизма: 1) ограниченность сферы человеческого разума и, следовательно, важность универ­сального морального порядка, сан­кционированного и поддерживае­мого религией; 2) «то, что можно не менять, менять не нужно», 3) вера в «право давности» и тра­диции народа; 4) убеждение в том, что существование строгих границ между классами и сословиями не­обходимо для социальной стабильности; 5) частная собственность — продукт человеческого разнообра­зия, без нее свобода невозможна, а общество обречено на гибель; 6) рассмотрение человека как не­совершенного и неразумного суще­ства, подверженного греховному поведению; 7) презумпция «в поль­зу любой установленной системы правления против любого неис­пользованного проекта» и др. «Быть консерватором... означает предпочитать известное неизвест­ному, то, что испытано, тому, что не прошло проверку практикой, факт — выдумке, действитель­ность — тому, что возможно, огра­ниченное — безграничному, близ­кое — далекому, достаточное — изобилию, сегодняшнее веселье — утопическому блаженству» (М. Оукшотт) В конце XIX — начале XX в. К. интегрировал важнейшие элементы классического либера­лизма: индивидуализм, принципы свободного рынка, конкуренции. Во второй половине XX в. консерваторы стали руководствоваться принципами, которые раньше от­вергали (разделение властей, пар­ламентаризм, всеобщее избира­тельное право). Консерватор в от­личие от либерала — носитель интегративного сознания, для него интересы государства, нации, об­щности выше, чем интересы инди­вида или какой-либо группы. По­требность в переходе от «индустри­ального общества» к «постинду­стриальному» («информационно­му»), в более радикальных средст­вах для обеспечения экономическо­го подъема привела в 70-х гг. к оформлению «неоконсерватиз­ма». В экономической области не­оконсерваторы обратились к классической либеральной теории рыночного хозяйства, предусмат­ривающей решительное ограни­чение вмешательства государства. В противовес либеральной док­трине «государства всеобщего благоденствия» неоконсерваторы разработали концепцию «право­вого социального государства». Они выступают за сильное государство, рассматривая его прежде всего как охранительный инсти­тут, обеспечивающий порядок и стабильность. В современном К. органически сочетаются две тен­денции: уважение классического либерализма к свободе отдельно­го индивида и традиционная для консерваторов защита таких цен­ностей, как религия, семья, закон, порядок, протестантская этика.

КОНФЕДЕРАЦИЯ — форма го­сударственного устройства, представляющая собой союз суверенных государств. В точном смысле конфедерацию нельзя назвать единым государством, так как в ее состав входят суверенные образования. В рамках конфедерации каждое государст­во — участник сохраняет свою политическую самостоятельность, конституцию, правовую и национальную финансовую системы, собственные вооруженные силы. Для выработки общей по­литики учреждаются общие ор­ганы власти, в которые делеги­руются представители от каждо­го государства-участника. Одна­ко решения этих органов носят рекомендательный характер и не обязательны для исполнения каждым членом конфедерации. К. до­статочно неустойчивый союз, ко­торый со временем либо распада­ется, либо преобразуется в феде­рацию. Историческими примера­ми конфедерации являются Швейцарский союз (1291—1798 и 1815—1848), Рейнский союз (1806—1813), существовавший под протекторатом Наполеона, США (1781—1789).

ЛЕГАЛЬНОСТЬ — законность. Понятие «Л.» означает формаль­но-юридическую законность, объектом которой может быть власть, политические институты, полити­ческая деятельность.

ЛЕГИТИМАЦИЯ (ЛЕГИТИМИЗАЦИЯ) — процесс, в результате которого обеспечивается легитимность власти. В политической науке выделяются несколько уни­версальных механизмов легитимации власти: 1) социально-пси­хологический, основанный на пси­хологических свойствах групп и больших масс. При обеспечении легитимности акцент делается на конформизм массы, стремление «маленького» человека ориенти­роваться на авторитеты и мнение большинства, веру в «справедли­вость» существующего порядка и принципы распределения ценнос­тей, чувство компетентности и ил­люзии контроля, т.е. на представ­лениях о контроле за властью; 2) политическое участие и, преж­де всего, участие граждан в выбо­рах; 3) политическая социализация; 4) демонстрация эффектив­ности власти; 5) убеждение в су­ществовании серьезной угрозы обществу со стороны внешних и внутренних врагов.

ЛЕГИТИМНОСТЬ (< лат. legitimus согласный с законами, закон­ный, правомерный). Смысл поня­тия Л. переводится на рус. язык как правомочность власти, лояльность и поддержка со стороны граждан. История понятия Л. восходит к средним векам, когда складывается понимание легитимности как согласия с обычаями, традициями и установленными нормами поведе­ния. Преимущественно Л. трактовалась как право должностных лиц поступать согласно обычаям, но уже около XIV в. начинает употреб­ляться в смысле правомочия вы­борной власти. Указанный термин ввел в политическую науку и де­тально его разработал М. Вебер. Немецкий ученый указывал на то, что любая власть нуждается в само­оправдании, признании и поддерж­ке. Именно признание власти, вера в ее справедливый характер, согласие со сложившимся распределе­нием ценностей и ресурсов состав­ляет, по Веберу, основу легитим­ности. Основоположник концепции легитимности выделял три ее «чис­тых» типа: традиционный, харизматический и рационально-легаль­ный. Традиционный тип легитим­ности означает, что индивиды, общество подчиняются власти в силу традиций, обычаев и привычки. Харизматический — основан на вере в необыкновенные качества поли­тического лидера. При рациональ­но-легальном типе общество ориентировано на поддержку закона и власти, которая носит легальный характер. В реальной политической жизни можно обнаружить различные комбинации этих типов легитимности. Д. Истон выделяет три источника легитимности: а) веру в существующие политические цен­ности; б) убеждение в законности установленных процедур, норм и политических структур; в) призна­ние и одобрение личности, осу­ществляющей власть. Им также были выделены основные объекты легитимности: режим и авторитеты. Выделяют три формы легитимнос­ти: «народная», «внешняя» и «для себя». Народная Л. означает под­держку элиты со стороны общест­ва. «Внешняя» Л. — международ­ное признание режима. Л. «для себя» представляет собой набор идеологем, с помощью которых элита обосновывает власть в своих собственных глазах. Кризис леги­тимности — серьезная угроза стабильности политической системы. Его результатом могут быть массо­вые неповиновения властям; протестное поведение, связанное с на­силием; государственные перевороты; революции; гражданские войны и др. Признаками кризиса легитимности являются: рост пре­ступности; «бегство» капиталов за рубеж; рост оппозиционных на­строений в обществе; рост абсенте­изма.

ЛЕОНТЬЕВ Константин Николае­вич (1831—1891) — известный рус. мыслитель консервативного направления. Оценки Л. в литера­туре: «Кромвель без меча», «дик­татор без диктатуры», «политичес­кий Торквемада», «более Ницше, чем сам Ницше», «самый острый ум, рожденный русской культурой в XIX веке» (П.Б. Струве). Развитие государства, согласно леонтьевскому закону «первичной простоты, цветущей сложности и вторичного смесительного упрощения», вы­глядит следующим образом: снача­ла совершается обособление свой­ственной ему политической формы, затем наступает период «наибольшей сложности и высшего единст­ва», а после происходит падение го­сударства. На начальной стадии развития государственности, как правило, превалирует аристократи­ческая форма; на стадии цветущей сложности «является наклонность к единоличной власти... а к старости и к смерти воцаряется демократическое, эгалитарное и либераль­ное начало». Формула сильного го­сударства — диктатура, жесткая централизация, слабого и умираю­щего — уравнение, «демократиза­ция жизни и ума». Особенность России Л. осознавал и деклариро­вал через концепцию византизма. Основание России (по Л.) состави­ли три исходных начала: византий­ское православие, византийское самодержавие и византийские нравы. В отличие от славянофилов Л. считал государственное начало в России более самобытным, чем об­щественно-народное. Политичес­ким кредо Л. могли бы стать слова Данилевского: «Если дерево нача­ло расти криво, то, чтобы его вы­прямить, надо насильственно пере­гнуть его в противоположную сто­рону». «Леонтьев — выдающийся представитель великой контрреволюции XIX века, которая защищала качество от количества; даровитое меньшинство от бездарного боль­шинства; яркую мысль от серой массы; дух от материи; природу от техники; истину от рекламы и про­паганды; творческую свободу от плутократии и бюрократии...» (И.П. Иваск). Основные работы Л.: «Восток, Россия и славянство» (Т. 1—2, 1885—1886), «Нацио­нальная политика как орудие все­мирной революции»(1889).

ЛИБЕРАЛИЗМ (< лат. liberalis свободный) — политичес­кая идеология. Основоположники Л. Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, А. Смит, Дж. С. Милль. В центре внимания Л. — проблема свободы. Свобода трактуется в негативном смысле как «свобода от...», как ос­вобождение человека от социаль­но-политических форм контроля со стороны государства. Свобода че­ловека предполагает незыблемость таких принципов, как достоинство личности, ее автономность, терпи­мость. Идея индивидуальной свобо­ды связывалась с частной собст­венностью, которая рассматрива­лась как гарант и мера свободы. Доктрина Л. воплотилась в прин­ципах свободного рынка, конкурен­ции. К указанным принципам присоединяются и политические: плю­рализм, парламентский демокра­тизм, разделение властей, равенст­во перед законом. Государству от­водилась роль «ночного сторожа». Предполагалось, что свобода, ра­венство (понимаемое как равенство перед законом), конкуренция и ин­дивидуализм в рамках саморегу­лирующегося рынка гарантиру­ют социальную гармонию и про­гресс. Кризисы конца 20-х — нача­ла 30-х гг. XX в., потрясшие основы западного общества, заставили пересмотреть либеральные трак­товки рыночных сил как основы гармоничного развития общества. Возникло стремление ограничить власть монополий и гарантировать определенный минимум социально-экономических прав каждому чело­веку. Во второй половине XX в. раз­витие Л. привело к возникновению неолиберализма, более терпимо относящегося к государственному вмешательству (концепция «госу­дарства всеобщего благоденст­вия») и усилившего этические тре­бования к политическому поведе­нию граждан и правительства. Со­временный Л. — весьма сложное и неоднородное явление, которое развивается под влиянием и во вза­имодействии с другими идейно-политическими течениями, прежде всего с консерватизмом.

ЛИБЕРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ДЕМО­КРАТИИ — концепция, согласно которой демократия — это полити­ческая организация, гарантирую­щая права и свободы человека. Ос­новными признаками демократии в рамках данной теории считаются: 1) автономия личности; 2) ограниченность власти правами человека; 3) максимально широкие и равные возможности для политического участия; 4) представительный ха­рактер власти; 5) политическая от­ветственность власти. В отличие от радикальной теории власти демократии, здесь акцент делается на представительном характере влас­ти. Воля народа выражается не не­посредственно, а через избираемых посредников, которые представля­ют специфические интересы. Госу­дарству отводится роль «ночного сторожа» и третейского судьи, регулирующего возникающие соци­альные конфликты.

ЛИДЕРСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ (< англ. leader руководитель, вождь) — постоянное, приоритет­ное влияние определенного лица на общество, политическую организа­цию или социальную группу. Специфическими особенностями ли­дерства в политике являются: 1) от­сутствие, как правило, прямого взаимодействия между лидером и обществом; 2) многоролевой ха­рактер, т.е. ориентированность на согласование различных социаль­ных интересов; 3) корпоратив­ность, т.е. влияние на решения, принимаемые лидером, его ближайшего окружения, советников, экспертов; 4) институциональный характер, т.е. ограниченность дея­тельности лидера существующими социальными и политическими отношениями, традициями, нормами. Политический лидер выполняет ряд функций: а)определяет и формули­рует социальные интересы, наме­чает способы и методы их реализа­ции; б) принимает наиболее важ­ные решения; в) мобилизует массы на достижение политических целей; г) осуществляет интеграцию и ком­муникации; д) обеспечивает леги­тимацию власти. В политической науке выделяется ряд теорий поли­тического лидерства: теория «лич­ностных черт», согласно которой лидерами становятся лица с определенными чертами характера; си­туативные теории, утверждающие, что лидерство зависит от ситуации, каждая новая ситуация требует и порождает новых лидеров; личностно-ситуативные теории, основ­ным положением которых является соотнесение особенностей пережи­ваемой ситуации с необходимыми качествами лидера для решения ак­туальных проблем; теории конституентов, рассматривающие лидер­ство как производную от ожиданий последователей; психологические теории, ориентирующиеся на изу­чение психологических качеств и мотиваций лидеров. Существуют различные типологизации полити­ческого лидерства. По характеру легитимности политическое лидер­ство подразделяется на традицион­ное, харизматическое и рациональ­но-легальное. Согласно М. Херманн, лидеров можно типологизировать по имиджу на «знаменос­цев», «служителей», «торговцев» и «пожарных». По стилю подразде­ляют лидерство на авторитарное, демократическое и невмешивающееся. Р. Такер различает два типа лидеров: «реформаторов» и «рево­люционеров». Для «реформато­ров» характерно стремление к мир­ной тактике постепенных измене­ний, в основном путем убеждения. Лидер-«реформатор» верит в об­щественные идеалы и видит проти­воречия между ними и фактическим поведением людей, поэтому он при­зывает их изменить свое поведение. Лидеры-«революционеры» стре­мятся разрушить влияние на умы людей провозглашенных общест­вом принципов, чтобы обеспечить себе желанную поддержку.

ЛИПСЕТ Сеймур (1922) — амер. социолог и политолог, специалист в области политической социологии и сравнительной политологии. Ос­новные работы: «Политический че­ловек» (1960), «Класс, статус и власть в сравнительной перспекти­ве» (1966), «Диалоги об американ­ской политике» (1978), «Конти­нентальное различие. Ценности и институты США и Канады» (1990). Значительный вклад Л. внес в ис­следование современных демокра­тических режимов. Он выдвинул гипотезу и убедительно доказал, что возникновение и утверждение де­мократии зависит от уровня и дина­мики экономического развития. Значительное внимание им было уделено проблеме политической стабильности. Липсетом была обо­снована зависимость политической стабильности от эффективности и легитимности власти.

ЛОББИЗМ (< англ. lobby кулуары, крытые галереи) — целенаправ­ленные воздействия групп интере­сов на органы власти с целью реализации своих специфических ин­тересов. Существование лоббизма обусловлено функциональным представительством интересов. Методами лоббистской деятель­ности являются: 1) работа по под­готовке законопроектов в комите­тах и комиссиях парламента; 2) парламентские слушания и дебаты; 3) личные встречи, контакты и переговоры; 4) использование средств массовой информации для формирования общественного мнения; 5) организация кампаний «давления с мест»; 6) подготовка и распространение результатов науч­ных (прежде всего социологических) исследований; 7) организация деятельности «своих» людей внут­ри органов власти; 8) финансирова­ние избирательных кампаний; 9) прямой подкуп должностных лиц. Л. подразделяется на легальный и нелегальный. Под последним понимается прямой подкуп долж­ностных лиц. В ряде демократичес­ких стран с целью отделения лоббизма от коррупции приняты зако­ны о лоббизме (США, Канада), ко­торые регулируют лоббистскую де­ятельность. По целям, преследуе­мым группами интересов, Л. подразделяется на экономический, со­циальный и социокультурный. В за­висимости от объектов лоббирова­ния выделяются президентский, парламентский и правительствен­ный Л. По отношению к политичес­ким институтам Л. делится на внешний (давление на органы влас­ти со стороны) и внутренний (когда лоббистами выступают депутаты, члены правительства, президент). К лоббистским организациям относятся многие юридические фирмы, различные консультативные бюро и агентства по связям с обществен­ностью. Основным источником их кадров являются профессиональные адвокаты, специалисты в об­ласти рекламы, бывшие депутаты и чиновники.

МАНИПУЛИРОВАНИЕ СОЗНА­НИЕМ — скрытое воздействие на политическое сознание в целях формирования определенного политического поведения. Американ­ским ученым Р. Гудином были сформулированы и описаны две основополагающие модели манипу­лирования — «рациональная» и «психологическая».Для первой из них характерно использование лжи, обмана и секретности. Общей чер­той этих методов являются либо полное или частичное сокрытие информации, которая может повлиять на принятие решений, либо ее искажение. Наряду с вышеописан­ными методами используются и такие, как предоставление слиш­ком обширной информации, в кото­рой индивид не может сам разобраться и потому нуждается в ее интерпретации. Еще один метод — это «лингвистические ловушки», т.е. навязывание нужных представ­лений и оценок событий через их соотношение с определенными ценностями. Противоположным ему считается другой метод «лин­гвистической депривации», состоя­щий в исключении из политическо­го лексикона отдельных понятий и терминов (по принципу: нет терми­на — нет проблемы). Широко используется в политической практи­ке и такой метод манипулирования сознанием, как политическая номи­нация — целенаправленный выбор терминов, понятий и выражений, способных произвести нужное впе­чатление. К методам манипулирования сознанием относятся также технологии по созданию имиджа ведущих политических лидеров, по­литических мифов и политических стереотипов. Для второй, «психологической» модели характерно ис­пользование бессознательных ре­акций индивида, которые «прово­цируются» специально смоделиро­ванным поведением. Так, напри­мер, в предвыборной кампании используется такой метод, как «якорение пикового опыта». Суть его за­ключается в следующем: выступаю­щий перед избирателями кандидат вызывает у слушателей положительные эмоции и в момент пика пережи­ваний аудитории подкрепляет свою речь запоминающимся жестом (яко­рем). В дальнейшем жест повторяет­ся, вызывая у аудитории положи­тельные переживания. Последние могут воспроизводиться для позитивного восприятия наиболее важ­ных положений выступления.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ (< лат. marginalis находящийся на краю) — пограничность, промежуточность. В социологии и политологии под маргинальностью понимается: 1) потеря или отсутствие принадлежности к какой-либо социальной группе или классу; 2) соответствующая утрата горизонтальных экономических, социальных и ду­ховных связей; 3) разрушение сис­темы ценностных ориентаций. Про­цесс маргинализации значительной части общества означает его деструктуризацию (разрушение соци­альной структуры) и деморализа­цию. Маргинализация общества является одной из предпосылок ус­тановления диктатуры.

МЕРИТОКРАТИЯ (< лат. meritus достойный, лучший и греч. cratos власть) — элита заслуг. Основоположником меритократического подхода считается В. Парето. В со­временной политической науке приверженцами теории элиты за­слуг являются М. Янг и Д. Белл.

МИХЕЛЬС Роберт (1876— 1936) — нем. политолог, один из ос­нователей партологии (раздела политических наук, изучающего партию как политический институт). Из­вестность ученому принесло иссле­дование «Политические партии: со­циологическое исследование олигар­хических тенденций современной де­мократии», вышедшее в виде от­дельной книги в 1911 г. в Лейпциге. Исследуя социальные отношения, М. пришел к выводу о невозможнос­ти прямой демократии, прямого гос­подства масс. Следствием этого яв­ляется делегирование от масс от­дельных членов в специальные орга­ны для выражения и защиты интере­сов. С появлением партий, предста­вительных органов власти и др. возникают первые признаки олигархизации — отрыв властвующей вер­хушки от масс и превращение ее в замкнутую касту. М. указывает на три главных причины, способствую­щие олигархизации. Первая — узкая специализация в управлении, которая препятствует контролю за управляющим. Эта специализация, усложнение управления растут вмес­те с расширением организации. Вто­рая причина состоит в психологичес­ких свойствах самой массы — поли­тической индифферентности, пани­ческом страхе и тяге к сильной власти, чувстве благодарности вождю и т.п. Перечисленные свойства создают тягу к сильной власти и к подчинению ей. Третье условие олигархиза­ции — харизматические качества самого вождя, его способность навязывать свою волю подвластным. Совокупность причин и методов воз­никновения олигархической власти в любой организации М. назвал «же­лезным законом олигархизации».

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕС­КАЯ — изменение политической системы в

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политические технологии и политический маркетинг | Тестовые задания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.