Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эпохи Возрождения




Развитие гуманизма в политической мысли Беларуси

Как в Западной Европе, так и в Беларуси проникает идея гуманизма (15-16 вв), Реформации и просвещения. Они были направлены против церковных догматов, средневековой схоластики и акцентировали свое внимание на внутренний мир человека, на его права, свободу, достоинство и материальное благополучие.

В отличие от европейского гуманизма, который культивировал идею индивидуальной свободы, белорусские гуманисты ограничивали эту свободу в интересах общего блага, выражающиеся в национально-патриотических формах.

Особенностью отечественного гуманизм являются утверждение в массовом сознании таких национальных черт поведения как терпимость по отношению к позициям другого человека, сохранение общего блага, толерантность. Идея толерантности поддерживалась политикой правящих кругов.

У истоков гуманизма стоял белорусский просветитель и первопечатник Ф. Скорина. Он получил лучшее европейское образование, являлся доктором свободных искусств и доктором медицинских наук. В своих гуманистических взглядах пытался доказать, что человек – это высшая ценность, пытался пробудить стремление к знаниям, свободе и патриотической деятельности.

Политическое воззрение Скорины были направлены на утверждение в народе правосознания, а в государстве – правосудия и справедливости. Он утверждал, что закон должен быть основой общества, и закон должен базироваться на морали, нравственных ценностях – человеколюбии, справедливости. Законы должны трактоваться адекватно. Гуманизм Скорины отличается в демократичности, т.к. он в своих размышлениях обращен к народу, считая их полноправными гражданами. Каждый человек, по его мнению, обладает правом быть полноправным гражданином. Он был сторонником идей вечного мира. Будучи реформатором по своей гражданской позиции, он не призывал народ к открытым выступления, он считал, что народ должен дождаться своего часа. Политический идеал – сильная и гуманная власть. Государство должен возглавлять мудрый, справедливый и образованный монарх, который следит за выполнением законов и сам руководствоваться ими в своей деятельности.

С. Будный изложил свои взгляды в произведениях «Катехизис», «О светской власти». Он резко критиковал взгляды гуманистов-радикалов. Был сторонником частной собственности и зависимости крестьян от феодалов, он считал, что право на владение собственностью в государстве иметь все граждане. С. Будный осуждал идеи гуманистов-радикалов о ликвидации государственной власти. (так как злоупотребляли служебным положением чиновники). Выдвигал положение о божественном происхождении власти. С. Будный говорил о необходимости утверждения власти: установлении порядка в государстве, охране интересов личности и государства. Определил обязанности управляемых и управляющих в обществе:

1. правитель должен быть богопослушным, справедливым, защитником бедных;

2. господарь должен следить за выполнением законов, назначать на должности судей честных людей и искоренять безделье;

3. требовал равенство всех сословий перед законом.

М. Гусовский – гуманист, он отводил в своих суждениях о политике внимание идеальному правителю. Эти черты идеального правителя соотносит не с библейскими сказаниями, а с реальной жизнью, анализируя деятельность политиков конкретных политических деятелей. В качестве он выделил великого князя Витовта.

Главная заслуга в развитии белорусской политической мысли - разработка концепции правового общества и правового государства Андреем Воланом. Он использовал суждения о правовом государстве древнегреческого философа Платона, древнеримского мыслителя Цицерона, а также – Скорины, М. Литвина, С. Будного.

Формой государственного правления, приемлемой для Беларуси, Волан считал монархию, которая управляет и правит народом с помощью законов. На государственные должности должны назначаться образованные, знающие право люди.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.