Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы государств




Хотя в некоторых федерациях встречаются элементы асимметричности (т.е. правовой статус ее членов может различаться), тем не менее. Один из важнейших принципов федеративного устройства – это равноправие всех субъектов федерации. Члены федерации в большинстве случаев не обладают правом одностороннего выхода (сецессии) из союзного государства, т.к. это не только подрывает целостность и стабильность федерации в целом, но и может нанести серьезный ущерб интересам других субъектов федерации (Конституции США, ФРГ, Индии, Швейцарии и др.).Конфедерация – союз юридически и политически самостоятельных государственных образований, которые создаются на время для осуществления конкретных совместных целей. Государства – члены конфедерации – сохраняют государственный суверенитет, самостоятельное гражданство, независимую систему органов власти, свое законодательство и передают в компетенцию союза лишь решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи.

Гос. устройство - это внутреннее строение гос-ва, т.е. его деление на территориальные образования, которые одновременно являются составными частями гос-ва и обладают определённой степенью самостоятельности либо её отсутствием. В зависимости от распределения власти, между центром и на местах (периферией) выделяют 3 основные формы территориального устройства гос-ва: унитарное государство, федерацию, конфедерацию.

Унитарное гос- во (единое) не имеет в своём составе иных гос-х образований. Онопредставляет собой единое государство, которое делится на административно–территориальные части (это области, округа, департаменты, провинции), не ОБЛАДАЮЩИЕ СУВЕРЕНИТЕТОМ, и политической самостоятельностью, имеющие одинаковый юридический статус. Однако они самостоятельны в хозяйственной и социально-культурной сферах. Унитарное государство имеет единую Конституцию, единое гражданство, единую правовую и денежную систему, единую систему высших органов закон-й, исп-й и суд-й власти и управления.

Унитарными государствами являются Швеция, Дания - централизованы, Турция, Эстония, Франция, Беларусь и многие другие страны. Подавляющее большинство унитарных государств имеет мононациональное население, но есть и исключения – Испания, Китай, Вьетнам. В рамках унитарных государств возможна административная и национальная автономия для некоторых структурных подразделений (крупных регионов).Они децентрализованы. Они имеют возможность самостоятельно решать ряд вопросов переданных им, согласно конституции страны (например, во Франция, Италии, Испании, Великобритании).

Ф едерация – (с лат.–союз объединение) это сложное, союзное государство, состоящее из (государственных образований) объединений нескольких гос-в, которые являются равными членами федерации и обладают определенной политической самостоятельностью. Члены федерации (штаты, кантоны, республики, земли и т.п.), имеют собственную конституцию, законодательство, гражданство, высшие органы власти. Но верховенство принадлежит федеральной (общегосударственной) власти и федеральному праву и конституции. Т.о в федерации существует 2 уровня власти: федеральный и республиканский. Полномочия органов власти обоих уровней разграничены федеральной конституцией. Для федерациихарактерно наличие двойной правовой системы, двойного гражданства, двухпалатного парламента, одна палата которого представляет интересы субъектов федерации, а вторая - общенациональные интересы. (Федерация обеспечивает оборону страны и взимает налоги со всей своей территории). Федерации формируются как на территориально-административной основе (США, Германия, Канада, Мексика, Бразилия, Бельгия и др.), так и на национально-территориальной (Индия) и на смешанной (Российская Федерация).Федерациями в настоящее время являются 20 стран мира: Австралия, Аргентина, Австрия, Венесуэла, Индия, Малайзия.

Центральное правительство конфедерации (органы управления конфедерации) зависит от правительств независимых гос-в, т.к. создаётся на их средства. Они создаются только для координации действий в определённых условиях. Кроме того, решения принятые центральными органами конфедерации, не являются строго обязательными, к выполнению для членов конфедерации. Они могут по своей воли покинуть конфедерацию и расторгнуть конфедеративный договор. (Решения по общим для союзных государств вопросам не обязательно действуют на территории каждого входящего в конфедерацию государства, т.к. их органы власти обладают в ряде случаев нуллификацией, т.е. правом неприменения акта конфедеративного органа на своей территории).

Конфедерациянеустойчивая форма государственности. Она имеет временный характер и, достигнув своей цели, обычно либо преобразовываются в федерацию, либо распадается (как это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.).

Конфедерации имели место в США (1776-1787 гг.), Швейцарии (1291-1848 гг.), Германии (1815-1867 гг.), Не исключено, что черты конфедерации могут сложиться в ходе дальнейшего развития СНГ. После распада СССР на его территории появилась новая форма ассоциированного государственного объединения – Содружество Независимых Государств (СНГ). Эта форма ещё более аморфная и неопределенная чем конфедерация. В последние годы на территории бывшего СССР сделана по­пытка создать Содружество Независимых Государств (СНГ) — союз суверенных государств, координирующих свою деятельность в различных сферах. Такая форма государственных образований не может быть устойчивой и эффективной, поскольку не обеспе­чивает единство деятельности содружества, не создает властных гарантий выполнения ими своих обязательств. Опыт развития Европейского Союза свидетельствует, что долговременное объ­единение и сближение государств возможно на пути экономи­ческой интеграции и постепенной реализации федеративных прин­ципов.

Пример ЕС, СБСЕ, СНГ.

 

На современном этапе стоит выделить правовой и социальный тип государства.

Западная политическая мысль в понимании природы государства исходила из того, что оно не может быть ни добрым, ни справедливым. Государство все время стремится к тирании. Для ограничения власти государства и был введен принцип конституционализма: подчинение власти и граждан конституции (основному закону). Введение этого принципа создало правовое государство.

Правовое государство представляет собой такую форму организации и деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельный индивид уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. В этом случае право выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида. Принцип правового государства предполагает, что все правовые акты соответствуют основному закону страны — конституции.

Правовое государство имеет ряд отличительных признаков.

1. Наличие развитого гражданского общества.

2. Первым признаком его является верховенство закона во всех сферах жизни общества. Закон устанавливает права и обязанности участников общественных отношений. В законах учитываются тенденции социального развития, требования равенства и справедливости, защищаются нравственные ценности общества. В этом смысле закон имеет правовой характер, а не является результатом произвола государства.

3. Вторым отличительным признаком правового государства служат гарантии прав личности, возможности ее свободного развития. Реализация этих гарантий обеспечивается благодаря осуществлению принципам невмешательства государства в дела гражданского общества и обязанностью создавать условия для реализации прав личности (право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту, собственность и т.д.).

4. Третьим существенным признаком является взаимная ответственность государства и личности. Это означает, что государство и индивид, в равной мере, ответственны за свои действия перед законом. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности связан с тем, что, подчиняясь праву, государство и граждане не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушение взятых на себя обязанностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.