Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Партийная система. Разновидности партийных систем

Литература

Борисов А.П. Политология. М., 1996. Василюк М.И. Мельник В.А. Политология. Мн., 2005 Пугачев В.Политический плюрализм. СПб, 1992. Кривогуз И.М. Политология. М., 1999. Матвеев Л.Ф. Теоретическая и практическая политология. М., 1993. П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995.

Важное место в политической системе общества занимают разнообразные общественные объединения граждан, т.к пол-ие партии, общественные организации и движения, профсоюзные, молодёжные и женские организации, фонды, союзы. (Под общественным объединением понимается добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов).

Самой влиятельной среди реальных политических сил, открыто действующих на политической арене, являются партии. Они представляют и выражают групповые и индивидуальные интересы определённых классов и соц-х групп, они принимают активное участие в функционировании политической власти и служат главным элементом ГО. Главным стремлением партии является достижение власти, прежде всего, власти государственной, для реализации своих интересов. Всякая партия стремится достичь господства в государстве, участия в разработках политического курса страны и его осуществлении. Партии оказывают влияние на выдвижение лидеров государства, на формирование состава правительства (являются главными поставщиками кадров для всех сфер власти).

Т.о партии (возникая в ГО, выражая и представляя интересы его групп), являются связующим звеном м\д ГО и государством (властью). Именно партии являются механизмом саморегуляции общественной жизни, они направляют валну соц-х протестов в русло легитимной борьбы за лучшее будущее.

Термин «партия» происходит от лат. сл. Part – часть чего-либо. Это понятие уже в древнем мире использовалось для обозначения групп политических союзников, стремящихся к общей цели. Однако это были временные образования, которые не могли играть значительной роли в общественной и пол-й жизни.

Полит-ие партии в современном понимании возникли сравнительно недавно – во второй половине 19в. и связано с появлением парламентаризма, как формы осуществления гос-й власти, распространением всеобщего избирательного права, что существенно расширившего сферу участия в политике. (В формировании этого политического института М. Вебер выделил 3 этапа).

В политической науке широко распространена предложенная М.Вебером классификация этапов в истории становления политических партий:

1. 16-17 в.в. в Европе партии - это аристократические группировки, объединяющие немногочисленных представителей политической элиты;

2. 18-19 в.в. партии (как) - это уже политические клубы ориентированные на привлечение и активность политической деятельности людей, пользующихся влиянием не только в политике, но и в других важных сферах общественной жизни;

3. 19-20 в.в. формируются современные массовые партии. От клубов они отличались своей многочисленностью, большей организованностью и влиятельностью на широкие слои общества.

Однако необходимо заметить, что в своем развитии три названных Вебером этапа становления прошли очень немногие партии (к таким партиям можно отнести лишь английские партии либеральную (виги) и консервативную (тори)).

История политических партий в других странах значительно короче. Так. в США в 1828 г. оформилась Демократическая (либералы) выражает интересы интеллигенции, ср.класса, нац-х и религ-х меншинств), а в 1854 г. - Республиканская партия (выражает интересы предпринимателей, фермеров, военных; основана на требованиях минимального вмешательства гос-ва в дела ГО, уменьшение налогов, наращивание военной мощи), в Англии в середине столетия виги и тори трансформировались соответственно в Либеральную и Консервативную партии. В России первой политической организацией, официально присвоившей себе название партии, была "Народная воля" (1879). До этого "партиями" здесь называли на западный манер то разного рода придворные группиро вки или кружки гвардейский офицеров, нередко делавших в 18 в. в России большую политику, то литературно-философско-политические течения, как, например, славянофилов и западников.

Политическая партияэто добровольное объединение людей (добровольные политические организации), представляющее определенные общественные классы, социальные группы, стремящиеся к реализации общих интересов и целей путем завоевания государственной власти либо участия в ней и стремящиеся с этой целью к народной поддержке.

Политические партии отличаются от общественных движений более высокой степенью организованности (институционализации), продолжительностью существования, а главное своей целью — борьбой за политическую власть". Не всякую группу людей, организованную для выражения их целей, можно назвать партией.

Любая политическая партия обладает целым рядом признаков.

Определенная продолжительность существования пол-ой организации. Пария - это достаточно устойчивое и продолжительное во времени объединение людей (Больше чем продолж-ть жизни её членов, так считают политологи).

Наличие политической программы, т.е. документа, в котором формируются цели и задачи партии, свидетельствующие о её готовности участвовать в политической жизни и управлении обществом, если придёт к власти.

Она имеет устав, т.е. документ, в котором устанавливаются важнейшие нормы внутренней жизни.

Стремление центральных и местных партийных организаций к власти. Главная цель – завоевать и осуществлять власть.

Наличие руководящих органов, как центральных, так и местных организаций, поддерживающих регулярные связи с центром (от их поддержки зависит активность партии). Как свидетельствует практика, партия, которая не способна создать организации на местном уров не, быстро исчезает. Чем больше членов общества поддерживают пол-ю партию, тем она сильнее и влиятельнее.

Наличие фиксированного членства, т.е. партия, состоит из строго определённого числа членов, которые обычно платят членские взносы и определённым образом участвуют в деятельности партии.

Партии возникают при достижении обществом определённого уровня зрелости, а возникнув, сами становятся доминирующим фактором политической жизни.

Практика показывает, что политическая система, демократического общества, не может функционировать, без такого элемента, как политические.

 

2. Типы партий. Функции партии.

 

Функции политических партий.

Деятельность политических партий весьма разнообразна. Исследователями называются более дюжины присущих им функций. Обычно выделяются следующие.

Функция коммуникации. Во-первых, партия является связующим звеном между гражданским обществом и государством. Партия в этом отношении представляет канал передачи информации, между правящими и управляемыми.

Функция согласования и обобщения разнородных интересов и потребностей различных групп индивидов.

Функция представительства интересов. Партии осуществляют постановку коллективных целей для всего общества, партии занимаются разработкой идеологии и политических доктрин.

 

Важным направлением деятельности партий является политическое рекрутирование и политическая социализация. Функц-я социализации закл-ся в передаче пол-го опыта, традиций культуры. Для привлечения на свою сторону наибольшего числа людей политические партии ведут активную пропаганду, ч/з СМИ, разъясняют свои идеи. Т.о они невольно повышают политическую грамотность населения.

 

Под функцией рекрутирования понимается подбор и выдвижение кадров (партией), как для самой партии, так и для других организаций политической системы. Партии подготавливают государственных деятелей. Участие в деятельности пол-й партии-прямой путь во власть. Любая партия более или менее значимая имеет отношение к власти (даже если не победит на выборах, члены партии могут получить важные гос-ые посты). Члены политических партий более компетентны, чем «люди с улицы», они представляют, чего хочет население, что необходимо обществу, как должны развиваться сферы общества.

 

 

Типология политических партий.

 

В дем-х общ-х действует, как правило, много пол-х партий. Вместе с тем пол-е партии имеют и некоторые общие признаки, на основе которых их можно объединить в определённые группы, или типы.

Современные типологии партий основываются, как правило, на классификации, разработанной в середине ХХ в. французским исследователем, политологом М. Дюверже. Он предложил первую научную типологию партий. В работе «Политические партии»(1951г) предложил подразделить партии на два основных типа - " кадровые" и "массовые ".

"Кадровые" и "массовые" партии, по типологии М. Дюверже, различаются по количеству членов, организационной структуре, основным направлениям деятельности и типу связей, соединяющих граждан с партией.

"Кадровые" партии представляют собой партии "нотаблей" то есть авторитетных в обществе лиц, умелых организаторов избирательных компаний, крупных финансистов. Они концентрируются вокруг одного политического лидера. Осн-я их цель- победа на выборах. Такие партии не имеют постоянного жесткого членства, они не централизованы, хотя основные решения принимаются центральным руководством, которое состоит из небольшого числа влиятельные политики. Фактическими членами таких партий являются профессион-ые политики, которые стремятся получить власть. А также деятели сферы экономики(олигархи), за счёт которых финансируются избирательные компании. Характерна приверженность либеральной или консервативной идеологии. В качестве примера можно привести либеральные и консервативные партии Великобритании, Республиканскую и Демократическую партии в США.

"Массовые" партии характеризуются многочисленностью состава, более тесной и постоянной связью своих членов, имеют жёсткую структурную организацию, центральный орган которой обладает всей полнотой власти. Его решения обязательны для исполнения всеми членами партии. Характеризуется высокой партийной дисциплиной, фиксированным членством. Основная цель - захватить власть. Финансируются такие партии за счёт членских взносов (кадровая – материальная поддержка отдельных лиц). Приверженность к радикальной идеологии. Типичный пример массовой партии – коммунистические партии и лейбористская партия в Великобритании. В свою очередь, массовые партии подразделяются по М. Дюверже на три вида: 1) социалистические 2) коммунистические, 3) фашистские.

В кон.60г. фр. политолог Ж. Шарло и амер. Дж. Сартори дополнили типологию Дюверже ещё одним видом партии – это партия избирателей. Цель партии – победа на выборах, осн-я задача – борьба за электорат. Они стремятся объединить вокруг себя максимальное количество избирателей самой разной соц-ой, религ-ойи прочей принадлежности и т.о обеспечить себе победу на выборах. Эти партии стремятся выразить общенациональные интересы, не связанные с какой-то идеологией, отстаивают идеи согласия и прогресса. Характер деятельности «сезонный»: от выборов к выборам (республиканская партия США, европейские соц.-дем. партии).

В политологии нашли отражение многие классификации, которые позволяют с большей или меньшей точностью описать любую партию.

-- По отношению к правящему режиму выделяют правящие и оппозиционные партии

Правящие партии обладают реальной властью и стремятся её сохранить. Победив на выборах и сформировав правительство, они могут реализовать собственный пол-й курс и свои цели.

Оппозиционные партии – это те партии, которые по результатам выборов лишены такой возможности. Поэтому анализируют деятельность правящей партии, критикуют её недостатки и готовятся её сместить.

-- По идеологии (и политическим ценностям) пол-е партии подразделяют на

Консервативные – стремятся сохранить существующие порядки, оградить общество от преобразований, ориентироваться на естественный ход событий. Консерв-е и либеральные партии – ориентируются на разгосударствление экон-ки и некоторых др. сфер жизни, т.е. на минимизацию участия гос-ва в жизни общ-ва. Примером консервативного типа партий явл-ся конс-я партия Велик-и, либерально – дем-я партия Японии, Союз правых сил России; либеральных – Либ-я партия Италии, Либ-но-дем-я партия России, Объединённая гражданская партия Беларуси и др.

Социал-демократические партии – выступают за активное участие гос-ва в жизни общества, в управлении экон-й при сохранении основных свобод.

Коммунистические партии – стремятся к полному огосударствлению экон-ки, к распределению богатств с учётом интересов всех соц-х слоёв общества, к полному контролю со стороны гос-ва над сферами образования, здравоохранения и т.д.

Клерикальные партии, которые придерживаются религиозной идеологии.

Националистические партии - которые строят свою деятельность на основе националистических и фашистских идей.

-- По месту в политическом спектре (по приоритету ценностей).

1. Левые – пропагандируют идею соц-го гос-ва, имеющего большое влияние, на общественную жизнь в эко-й, культурной духовной сферах. На первом плане защита таких ценностей как, общественная собственность, соц-ое равенство, соц-я справедливость. Относятся – социалистические и коммунист-е партии.

2. Правые партии – строят свою деятельность а соответствии с идеей Г.О, которое характеризуется слабой ролью гос-ва в экон-й, идеологической и прочих сферах. На 1-й план выдвигаются: индивидуализм, свобода. Права человека, бизнес, конкуренция, ч/с и т. д. Либеральные и консерв-е.

3. Центристские партии – занимают среднее положение м/д левыми и правыми, могут содержать ценности как левых так и правых, пытаются избежать недостатков, которые есть в этих партиях, выработать более гуманистическую программу своих действий.

-- По способу деятельности выделяют.

1. Реформистские партии – стремятся к постепенному преобразованию общества с использованием легитимных (законных) средств воздействия на власть и легитимных средств достижения власти.

2. Революционные партии – нацелены на радикальные перемены в обществе. Стремятся к преобразованию общества с использованием не законных средств борьбы (свержение существ-го режима или руководителя).

-- С т.з членства принято выделять партии открытого типа и закрытого.

1. Партии открытого типа хар-ся свободным членством. В них может вступать любой человек – независимо от того, к какому соц-му слою он принадлежит, обладает ли он необходимыми для этого качествами и признаками.

2. Закрытые партии относятся к пополнению своих рядов более осторожно. Для того, чтобы стать членом такой партии, надо в течении длительного срока находится в составе партии на испытательном сроке. Членом партии человек становится, если он соответствует достаточно сложному списку критериев.

Однако название той или иной партии не всегда отражает её типологическую характеристику. Например Либ.-дем. партия Японии и Либер-я партия Италии. 1-я – конс-я, 2-я – партия либерального типа.

 

политических организаций занимают политические партии. Однозначного определения партии в современной политологии нет. Многие предложенные в разное время определения партии восходят к схеме, намеченной еще в XVIII в. Д. Юмом. Он различал три типа: партий - партии принципов, партии интересов и партии пристрастности. В начале XIX в. англичанин Э. Берк предложил называть партиями группы людей, объединившихся на основе общих взглядов для обеспечения совместными усилиями национальных интересов. Его современник Б. Констан считал, что партия – это объединение людей, исповедующих одну и ту же политическую доктрину. В этом случае партия выступает, прежде всего, как носитель идеологии. Позже М. Вебер рассматривал партию как ассоциацию добровольных членов, цель деятельности которых обеспечить власть внутри корпоративной группы для своих лидеров, с тем, чтобы добиться духовных или материальных преимуществ для своих членов. В марксистском понимании партии акцент делается на классовый характер. Партия в этом случае рассматривается как политическая организация, выражающая интересы общественного класса или слоя, наиболее активная, сознательная и организованная его часть.

Современными исследователями выделяется, как правило, четыре, характеризующих партию признака: партия является носителем определенной идеологии; партия - это организация, то есть длительное объединение людей; цель партии – завоевание или участие в осуществлении власти; каждая партия стремится обеспечить себе поддержку народа. Можно использовать определение партии Кермона: партия есть организационная сила, объединяющая людей одного политического направления для мобилизации общественного мнения по определенным целям, для участия в органах власти или для ориентации властей на достижение своих требований.

Политические партии необходимо отличать от других организаций в политической системе: политических движений, заинтересованных и вооруженных групп.

Политические движения представляют собой форму общественного движения, имеющего цель изменить или закрепить существующие условия. Политическое движение в отличие от партии более аморфно в организационном отношении, не всегда ориентировано на завоевание власти. По достижении своих целей движение часто прекращает свое существование. Политическое движение может стать базой для возникновения партий.

Заинтересованные группы - это группы лиц, стремящихся воздействовать на процесс принятия решений по тем или иным вопросам, не претендуя на высшую политическую власть в обществе. Заинтересованные группы пытаются влиять на политическую элиту, а не управлять непосредственно. В этом их главное отличие от политических партий, которые стремятся завоевать власть или участвовать в ее осуществлении.

Вооруженные группы - это группы лиц или организации, использующие для достижения политических целей средства физического насилия. Обычно выделяются регулярные вооруженные силы, военизированные группы, партизанские движения и террористические группы. Как правило, они ведут нелегальную борьбу.

Партии, как явление политической жизни, возникли сравнительно недавно. Первые в современном смысле слова партии, начали формироваться в 70-80-е годы XVII в. в Англии. В других странах они возникли преимущественно во второй половине XIX в.

В современной политологии вслед за М.Вебером, выделяют три этапа формирования партий: 1) аристократическая группировка; 2) политический клуб; 3) массовая партия. Полностью все три этапа в своем развитии прошли только английские партии. Первоначально они сформировались в качестве аристократических группировок "тори" и "вигов". Политические клубы появились в 30-50-е годы XIX в. и отличались от аристократических группировок более широкой социальной базой, крепостью идеологических связей, более совершенной организационной структурой.

После изменения избирательного законодательства в Англии в первой половине XIX в. на базе клубов и комитетов по поддержке кандидатов стали формироваться массовые партии. В других странах Европы образование массовых партий происходит преимущественно во второй половине XIX в., что также было обусловлено расширением избирательного права. Массовые партии с момента возникновения были ориентированы на увеличение своей численности, расширение политической деятельности.

В настоящее время процесс возникновения новых партий продолжается. М. Дюверже выделил два основных пути создания современных партий.

Электорально-парламентский. Первоначальным этапом новой партии является возникновение парламентской группы, объединяющей депутатов одного политического направления. Затем формируются комитеты поддержки разных уровней. Объединение этих элементов и приводит к возникновению партии.

Внешнее происхождение. В этом случае новые партии возникают независимо от парламентских выборов, на основе различных групп интересов и общественных организаций - профсоюзов, философских обществ, религиозных групп, промышленных и финансовых группировок, нелегальных организаций. Лейбористская партия Великобритании (1899 г.) сформировалась на основе профсоюзов, философского Фабианского общества, Социал-демократической ассоциации. Крестьянские объединения в Скандинавских странах стали базой формирования крестьянских партий.

Позже Кеннет выделил еще один путь создания партий - унитарный (слияние или раскол партий).

 

Однако в 60-е годы нашего столетия появились партии, которые не вписывались в данную типологию. Авторитетные политологи - Ла Паломбара, Дж.Сартори, не отвергая схему М.Дюверже, предложили дополнить ее, выделив третий тип партий - "партии избирателей". Эти партии, не являясь массовыми, ориентировались на объединение максимального количества избирателей самой различной социальной принадлежности вокруг своей программы для решения основных вопросов текущего момента. Позже такие партии получили название "универсальных". В последние годы этот тип партий стал наиболее динамично развивающимся в Европе и в Америке. В значительной степени это было обусловлено ослаблением идеологических разногласий, ростом интереса граждан к универсальным, общечеловеческим ценностям. Многие политологи считают, что универсальным партиям принадлежит будущее в постиндустриальном обществе. Наблюдается в последнее время определенная трансформация и традиционных партий в универсальные.

Кроме этой типологии встречаются и другие. В зависимости от социального состава партии подразделяются на буржуазные, рабочие, крестьянские и т.п. Партии различаются и по отношению к общественному строю: консервативные, стремящиеся сохранить общество в неизменном виде; реакционные, ориентирующие на возвращение прошлого; реформаторские, ориентирующиеся на изменение общества посредством реформ; революционные, стремящиеся радикально изменить общественную систему в целом.

В дем-х общ-х действует, как правило, много пол-х партий. Обычно в конкретной стране существует несколько партий. Политическая система – это совокупность всех политических партий, существующих в данном гос-ве. В пол-ой литературе различают 3 типа пол-их систем: Однопартийные (монопартизм), двухпартийные (бипартизм), многопартийные (мультипартизм) полит-е системы.

Однопартийная система характеризуется господством одной пол-ой партии, которая монополизирует гос-ю власть, хотя формально могут существовать и другие партии. Однопартийные системы устанавливаются, как правило, при автор-х и тоталит-х режимах. Одна партия устанавливает монополию на власть, на истину, политику, идеологию. + Она способна интегрировать соц-е группы, сочетать их различные интересы, концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем. – Но отсутствие оппозиции, конкуренции обрекает партию на застой.

Ныне однопартийные пол-е системы хар-ны для социалистических стран, где руководящая и направляющая роль в обществе закреплена за коммун-ой партией. К таким странам относятся Китай, Корея, Вьетнам, Куба. Одноп-е ПС существуют и в странах, которые относятся к развивающимся. Так, в некоторых из них (Алжир, Гвинея и др.) действует 1 партия, т.к. деятельность других запрещена. В др-х (Тунис) нет запрета, но фактически в них действует 1 партия.

Двухпартийная ПС – это ПС, где могут существовать несколько партий, но только 2 из них оказывают значительное воздействие на пол-ю жизнь страны. И эти 2сильные партии периодически приходят к власти. Остальные партии не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти. Как правило, двухпартийные системы устанавливаются в экон-ки развитых странах. При этом 1 из партий стремится к экон-му росту страны, а другая, ориентируется на решение социальных вопросов. Типичным примером двухпартийной ПС явл-ся – Великобритания, где к власти приходит, то лейбористская, то консервативная партии, но действуют и др.партии. Также США – республиканская и демократическая партии.

+Двухпартийная система обеспечивает создание стабильного правительства, которое опирается на поддержку парламентского большинства, где победившая на выборах партия обладает большинством депутатских мест в парламенте. Такое правит-во способно проводить глубокие преобразования в обществе. – Но двухпартийная система имеет недостатки – это смена политического курса на очередных выборах, в случае победы оппозиционной партии.

Многопартийная система характ-ся как систем, где в пол-ой жизни существует много политических партий, конкурирующих между собой. Ни одна из партий не обладает явным политическим доминированием. Многопартийные системы формируются в развитых демократических обществах, где соблюдается большинство свобод граждан, высокий уровень экон-го развития, что ведёт к наличию мощного и большого среднего класса. Количество партий отражает и наличие большого количества различных соц-х интересов. Многопартийные системы существуют в странах Западной Европы, где религиозные, экономические, национальные, идеологические различия порождают многообразие партий. Так в Италии насчитывается 14 партий, Голландии – 12, в Швеции, Дании, Норвегии –более-5, т.ж Польше, Литве, России.

Конечно, не существует единого стандарта в оценках эффек­тивности тех или иных партийных систем. В то же время важней­шим основанием сопоставления их деятельности является обес­печиваемая политической системой чуткость к социальным за­просам и нуждам населения, возможность включения в процесс принятия решений как можно большего числа граждан, способность населения к демократическому контролю, за деятельностью правящих элит.

Связи и отношения пар­тий различного типа друг с другом, а также с государством и иными инсти­тутами власти образуют партийные системы. Взаимодействуя друг с другом и с государством, партии, так или иначе, влияют на при­нятие решений, выявляя тем самым свое место в политической жизни.

Партийные системы противостоят таким фор­мам организации политической власти, где либо совсем не су­ществует партийных объединений, либо их наличие носит сугубо декларативный характер, партия сливается с гос-й властью (как это было, например, в СССР, Алба­нии или происходит и сейчас на Кубе, в Северной Корее).

Собственно партийные системы принято классифицировать прежде всего по качественному и количе­ственному критерию (составу). Так, в зависимости от числа партий выделяют однопартийные (неконкурентные) системы, внутри которых раз­личают деспотические и демократические разновидности, много-партийные (конкурентные, состязательные) — с одной доминант­ной партией, двухпартийные (бипартийные) и мультипартийные. Однако, несмотря на то, что сложившиеся в том или ином госу­дарстве партии легко подсчитать, количественный метод типологизации партийных систем несовершенен: демонстрируя числен­ность партийных институтов, он не выявляет, сколько партий действительно включено в процесс принятия государственных решений. (Например, во Франции в избирательных кампаниях участвуют более 20 партий, в то время как реально правят одна-две, предпочитаемые обществом.)

Таким образом, типологизация партийных систем по качест­венным характеристикам их деятельности предпочтительней. В этом контексте, учитывая характер правления, можно говорить о демократических, авторитарных и тоталитарных партийных сис­темах, а учитывая доминирующие в государстве ценности, — о системах социалистических и буржуазных и т.д.

Итальянский политолог Дж. Сартори дает более сложную клас­сификацию, основанную на идеологической дистанции («поляр­ности») между партиями. По его мнению, существуют семь типов партийных систем, размещающихся между полюсами: «однопартайной» (моноидеологической) системой и «атомизированной» (идейно разнородной). Промежуточные типы — системы с «пар­тией-гегемоном», «доминирующей партией», «двухпартийные», «ограниченного плюрализма» и «радикального плюрализма» — выражают степень развития и варианты идеологического плюра­лизма в деятельности одной или нескольких партий.

Чаще всего в формировании партийных систем наибольшую роль играют характер социальной структуры общества, действую­щее законодательство (и прежде всего избирательные законы), а также социокультурные традиции. Например, в странах, где нет значительных крестьянских слоев, как правило, не возникают аграрные партии. В странах же, где определяющую роль играет какой-либо один, например средний, класс, существуют предпо­сылки для создания системы с доминирующей партией. Если со­циальная структура общества пронизана полярными противоре­чиями тех или иных страт, то и партийная система будет носить конфликтный характер, лишь подогревая напряженность обще­ственных отношений. Если же социальные группы ориентируют­ся на единую систему ценностей и идеалов, то и партийная сис­тема будет характеризоваться более мягкими формами межпар­тийных и партийно-государственных связей.

Законы также могут влиять на характер партийных систем, накладывая, например, ограничения на деятельность немного­численных партий, препятствуя допуску к выборам оппозицион­ных партий определенной направленности, разрешая насильст­венные действия по отношению к нелегальным партийным объ­единениям. Там, где действуют избирательные системы мажори­тарного типа (определяя одного победителя по большинству по­лученных голосов), как правило, формируются двухпартийные системы или системы с одной доминирующей партией. Пропор­циональные избирательные системы, напротив, давая шансы на представительство в органах власти большему числу политичес­ких сил, инициируют создание многопартийных систем и пар­тийных коалиций, облегчают возникновение новых партий.

В обществах с множеством экономических укладов, разнооб­разием культур и языков, многочисленными каналами и инсти­тутами артикуляции социальных, национальных, религиозных и прочих интересов, как правило, больше предпосылок для созда­ния многопартийных систем. Именно последние, как показал мировой опыт политического развития, выступают наиболее оптимальной формой и одновременно условием демократического развития общества.

Правда, ученые и практики расходятся в оценках, какая кон­кретно система предпочтительнее: с большим числом партий или бипартийная, с доминантной партией или же без нее. Например, Дж. Сартори считает, что появление пяти и более партий создает «крайнюю многопартийность», опасную для существования госу­дарства. Опыт Японии, Сирии, Испании и ряда других стран сви­детельствует в пользу преимуществ многопартийной системы с монопольно правящей партией. А политически стабильное раз­витие Нидерландов, Дании, Бельгии, Австрии и некоторых дру­гих государств говорит о пользе многопартийности без доминант­ной партии. Немало преимуществ и у установившейся в США, Англии, Ирландии, Канаде, Австралии и других странах двухпар­тийной модели, которая предоставляет гражданам возможность выбора, правительствам — смены курса, а обществу — стабиль­ность. Даже оппозиционные партии действуют здесь в русле од­них и тех же базовых ценностей. Впрочем, такая система тоже не идеальна, снижая возможности полноправного участия незави­симых кандидатов или же «третьих сил» в процессе принятия ре­шений. Там же, где «третья» партия все же может внести сущест­венные коррективы в установившийся порядок (т.е. отобрать зна­чительную часть голосов у партий, которым отдают предпочте­ние 70—80% избирателей), формируется так называемая «2,5 пар­тийная система» (ФРГ).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 10. Политические партии и партийные системы | Понятие и отличительные признаки общественных организаций и движений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.