Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура политики как общественного явления




Важно уяснить, что «расчленение» политики на составляющие её структурные элементы носит исключительно познавательный характер. Оно осуществляется для более всестороннего и глубокого понимания сущности этого явления.

С познавательной целью политику можно представить состоящей из следующих взаимообуславливающих друг друга элементов, которые и составляют её структуру:

1. Политические институты и иные политические субъекты, как носители властных функций в обществе. Следует различать публичные политические институты – государство, политические партии, общественно-политические организации, объединения, союзы и их лидеров, и неформальные, непубличные субъекты политики – политические элиты, группы давления, политическое лобби и т.д. К числу субъектов политики следует относить также общественные классы, нации, социальные слои и группы населения. Их противоречивое единство олицетворяет народ, который составляет социальную базу политики, а в условиях демократии является единственным источником власти.

Наиболее существенными являются отличия между государством и всеми иными институтами и субъектами политики. Последние, как правило, соперничают или сотрудничают с государством, а также между собой, стремясь «к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти». На это обстоятельство, кстати, и акцентирует наше внимание М. Вебер в выше приведенном определении политики.

2. Политические отношения – следующий структурный элемент политики. Имеются в виду отношения, складывающиеся между институтами и субъектами политики по поводу власти и к самой власти. Эти отношения могут быть: отношениями союза, сотрудничества, солидарности, согласия, взаимопомощи; или же отношениями конфронтации, соперничества, вражды, борьбы. В основе политических отношений лежат интересы: собственно политические (властные), экономические (богатства), социальные (статусные), национальные, идеологические и т.д. Не уяснив природу и характер этих интересов, невозможно понять «внутренние пружины» или основы политики.

3. Политическая деятельность это тоткомпонент политики, благодаря которому мы или непосредственно наблюдаем политическую жизнь или практически участвуем в ней, стремясь к желаемым результатам. Речь идёт о деятельности политических институтов и субъектов по обретению (завоеванию), использованию (применению) власти или влиянию на неё. Эта деятельность осуществляется в соответствии с более или менее осознанными интересами и потребностями тех или иных субъектов политики.

4. Политическое сознание – определяет и политические отношения, и политическую деятельность субъектов политики. Это одна из ведущих форм общественного сознания наряду с философским, экономическим, моральным (нравственным), эстетическим, религиозным и т. д. Политическое сознание представляет собой отражение в головах людей политических отношений, явлений и процессов в виде знаний, чувств и побуждений воли.

В зависимости от глубины отражения политических явлений и мира политики в целом различают два уровня политического сознания – рациональный (теоретико-идеологический) и обыденно-психологический (эмпирический). Рациональный уровень представляют политические теории, идеи и идеологии, разрабатываемые профессиональными теоретиками и политиками в книгах, программах, манифестах, заявлениях, призывах, лозунгах. Обыденно-психологический уровень политического сознания включает представления, мнения и оценочные суждения о политике, а также политические чувства, эмоции и настроения людей. Специфика обыденно-психологического политического сознания состоит в том, что в отличие от рационального оно складывается преимущественно стихийно, под воздействием повседневных условий жизни людей, а также на основе прошлого жизненного опыта, особенностей традиционной политической культуры без профессионального научно-теоретического исследования и осмысления.

В реальной политической жизни рациональный и обыденно-психологический уровни политического сознания как отдельных людей (индивидуальное сознание), так и общества, его различных классов, слоёв и групп (общественное, классовое, групповое, коллективное и т.д. сознание) взаимопроникают, взаимодополняют друг друга. Проявляясь в виде политических знаний и представлений различной глубины, политических эмоций и чувств различной устойчивости и направленности и проявлений политической воли, политическое сознание воплощаетсяв отношениях, поступках и деятельности (равно как и бездеятельности) людей в политической сфере жизни общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.