Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Легитимность политической власти и ее типы

Контроль всех сфер общественной жизни и др.

Мобилизация ресурсов общества и государства на решение общественно - значимых проблем и задач.

Организация общественных преобразований.

Регулирование общественных отношений, их координация и гармонизация.

Руководство и управление общественными процессами.

Функции политической власти

Функции политической власти характеризуют её роль в жизни общества. К основным из них относятся:

Заметим:степень и пределы влияния политической и, особенно, государственной власти на другие (неполитические) сферы жизни общества, – это отдельная, весьма сложная и неоднозначная проблема, о которой речь пойдет в последующих разделах настоящего курса.

Политическая власть, как никакая другая, нуждается в признании, поддержке и одобрении общества. Отсутствие такого признания неизбежно приводит к крушению политических институтов, их разрушению, а то и революционному уничтожению. Этим соображением определяется смысл понятия «легитимность», которое ввёл в научный оборот и обосновал М. Вебер.

Дословно легитимность (лат.) означает – согласный с законами, законный, правомочный. Таким образом, с формальной точки зрения легитимность власти – это её правомочие, законность. Однако научное содержание понятия значительно шире и ёмче формального значения слова. Легитимность политической власти можно определить как сознательное принятие и одобрение обществом существующего порядка формирования и деятельности властных структур, доверие граждан к власти, готовность подчиняться ей.

Чем определяется легитимность политической власти?

Среди большого количества слагаемых, определяющих легитимность власти, следует выделить три основных:

1. Законность власти, то есть она должна быть сформирована в строгом соответствии с предписаниями действующих законов. В монархиях это законы о престолонаследии, в республиках – законы о выборах государственных органов и должностных лиц.

2. Нравственность власти. Важно не только и не просто формально юридическое правомочие власти, но и моральные измерения её деятельности, концентрирующиеся в доверии общества к властным структурам и политическим лидерам. Например, последний российский император Николай II получил высшую государственную власть на законном основании, но, утратив к 1917 году доверие общества, был отвергнут им, т.е. в глазах большинства российского общества лишился моральной легитимности как глава государства, получив в общественном мнении прозвище «Николай кровавый».

3. Рациональность или эффективность власти, т. е. её способность дать обществу то, чего в тот или иной исторический период оно от неё ожидает: прекратить или выиграть войну, остановить спад производства, инфляцию, рост цен, преступность, защитить права человека, повысить уровень жизни и т.д. В этом смысле власть порой может оказаться формально-юридически незаконной, но поддерживаемой значительной частью общества, пользоваться в нём авторитетом и доверием. Подобного рода легитимность иногда возникает даже в диктаторских, авторитарных и тоталитарных политических режимах.

Утрата доверия, лишение власти общественного кредита называется делегитимацией власти.

В зависимости от того, на чем основывается легитимность, М. Вебер различал типы легитимности политической власти (легитимного господства). Сразу отметим, что типы легитимности могут взаимно дополнять друг друга, проявляясь в деятельности партийного или государственного лидера, равно как и органа власти.

М. Вебер о типах легитимного господства (легитимности власти).

1-й тип – традиционное господство. Основывается на вере не только в законность, но и в священность вековых порядков формирования и функционирования власти. К этому типу легитимности Вебер относил власть старейшин, вождей племен и монархов.

2-й тип – харизматическое господство. Основывается на безграничной вере в конкретного человека – вождя, лидера, руководителя. Харизма (греч. – божественный дар) – экстраординарная способность, свойство, качество личности, выделяющее её среди остальных людей. Харизматический лидер не связан действующими нормами и правилами. Он их разрушитель и именно за это его чаще всего обожает масса, толпа. Она слепо верит и идет за ним в готовности на любые жертвы. Лидер, в свою очередь, верит в свое особое призвание и связан, ограничен в своих действиях и словах любовью толпы. Харизматические лидеры появляются в эпоху кризисов. Кризис – отец харизматических вождей. Их ореол обычно угасает в спокойные времена.

3-й тип легитимности – легальное или рационально-правовое господство. Основывается на признании юридических норм и процедур формирования и деятельности власти. В результате люди подчиняются не личности, а законам, посредством которых личность исполняет предписанные ей властные функции и полномочия. Эта личность – специалист-управленец, осуществляющий предписанные законом властные функции на профессиональной основе. Это наемный политический менеджер, чиновник (или бюрократ – «владеющий столом»). Бюрократия, по Веберу, технически является самым чистым типом легального господства. Данный тип легитимности власти характерен для демократических политических режимов.

Вебер сформулировал основные требования к чиновнику, актуальные и по сей день:

1) Лично свободен, подчиняется только закону и служебному долгу.

2) Имеет устойчивую служебную иерархию.

3) Имеет твёрдо определённую компетенцию.

4) Работает в силу контракта (на основе свободного выбора).

5) Работает в соответствии со специальной квалификацией.

6) Вознаграждается постоянными денежными окладами.

7) Рассматривает свою работу, службу как единственную или

главную профессию.

8) Предвидит свою служебную карьеру.

9) Работает в полном отрыве от средств управления и без присвоения служебных мест.

10) Подлежит строгой, единой служебной дисциплине и контролю.

Возможна бюрократизация власти. Это происходит, когда чиновники, владеющие властью, превращаются в замкнутую касту, начинают работать «на себя», а не на общество, не на народ, которые их содержат.

Основные способы ограничения бюрократии:

1. Строгие законы, регламентирующие деятельность чиновников.

2. Ротация кадров, т.е. перемещения по горизонтали и вертикали служебной лестницы.

3. Контроль за чиновниками как со стороны специальных государственных институтов (внутричиновничий контроль), так и, особенно, извне – со стороны гражданского общества, включая политические партии, общественные организации, независимые СМИ и др.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отличительные особенности политической власти | Политическая система общества и политические режимы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.