Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Справочно. Представительной форм демократии

Представительной форм демократии

Достоинства и недостатки прямой, плебисцитарной и

Свою суверенную власть народ может осуществлять в трёх основных формах прямой, плебисцитарной или представительной демократии.

Прямая демократия

Прямая демократияполностью совпадает с идеалом народовластия. Она выражается в праве и реальной возможности для всех граждан самим предлагать, разрабатывать, участвовать в обсуждении и принятии законов или иных общественно значимых решений, а также в контроле их выполнения. Такая форма демократии доминировала лишь в сравнительно небольших по площади и количеству населения самоуправляемых городах-полисах (античная демократия в Афинах), а также в средневековом Новгороде (вечевая демократия).

 

В древнегреческих городах-государствах насчитывалось, по некоторым оценкам, не более 8–10 тысяч жителей. При этом женщины, дети и рабы, составлявшие, что очевидно, подавляющее большинство городского населения, не считались гражданами и не имели права участвовать в управлении жизнью города. Не менее социально ограниченной была и средневековая демократия в Великом Новгороде. Право решающего голоса на общегородских Вече (собраниях, напоминающих современные митинги), на которых обсуждались и принимались решения, касающиеся всех жителей, имела незначительная часть горожан, умещавшаяся на сравнительно небольшой городской площади.

Прямая демократия, как постоянно действующий институт, предполагала наличие высокого уровня материальной обеспеченности и экономической независимости граждан. Гражданином, т.е. полноправным жителем древних Афин или Рима мог быть только тот горожанин, который мог себе позволить повседневно не заботиться о «куске хлеба» для себя и своей семьи, т.е. физически не работать. Этим «недостойным» делом занимались его рабы. Только в этом случае хозяин мог быть политиком (греч. – политесом), т.е. на равных участвовать в управлении общественными делами полиса – заседать, спорить, голосовать, принимать решения, контролировать их исполнение и т.д.

В наше время, когда процесс управления значительно усложнился, прямая демократия возможна лишь в небольших коллективах или поселениях, да и то при условии, что принимаемые решения достаточно просты и не требуют для своей подготовки специальных знаний. Сегодня прямая демократия распространена преимущественно на уровне местного самоуправления. Например, в североамериканских и швейцарских общинах или в израильских кибуцах – небольших поселениях коммунистического типа. Прообразами института прямой демократии в России являются сельские и деревенские сходы, собрания жителей городских кварталов, дворов и подъездов, решающих текущие вопросы совместного проживания.

Сильной стороной прямой демократии является её полное совпадение с идеалом, т.е. с властью народа (при условии, конечно, если понятие «народ» подразумевает всё население). Её слабости заключаются в физической невозможности для всех граждан на постоянной основе участвовать в управлении общественными делами, т.е. заниматься политикой и быть профессионально компетентными во всех вопросах общественной жизнедеятельности людей, проживающих на больших территориях. Особенно острой проблемой для прямой демократии является подверженность массы сиюминутным порывам, эмоциям, идеологическим и религиозным пристрастиям, зависти к успеху, богатству и прочим людским порокам. Ещё Платон в своем известном сочинении «Государство» предупреждал, что из-за господства присущих толпе ложных мнений демократии угрожает потеря нравственных ориентиров и переоценка ценностей. «Наглость, – писал он, – они будут называть просвещённостью, разнузданность – свободою, распутство – великолепием, бесстыдство – мужеством». Противоречивость массового сознания и поведения заметно обостряется в условиях экономических и социальных кризисов. В результате демократия вырождается в охлократию, т.е. становится властью толпы – властью жестокой и неразумной, которуюПлатон называл тиранией. В его описании – это наихудший вид государственного устройства, где царит беззаконие, уничтожаются люди – реальные и потенциальные противники режима. Собственно охлократической тиранией масс и завершились демократии античности, после чего даже само понятие демократии на две с половиной тысячи лет было предано забвению.

В современных государствах, занимающих огромные территории с многомиллионным населением, прямая демократия как господство масс невозможна.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Идейно-теоретические обоснования моделей демократии | Представительная демократия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.