Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Справочно




Республика

(или республиканская форма правления)

Республика – форма правления, при которой высшие органы государства либо избираются всенародным голосованием, либо формируются общенациональным представительным учреждением (например, парламентом).Таким образом, источником власти в республиканской форме правления, в отличие от монархии, выступает народ, народное большинство.

Республиканская форма правления известна с рабовладельческих времён. Её историческими разновидностями являются: рабовладельческая (Древняя Греция и Рим); аристократическая, феодальная (средневековая Новгородская республика); советская (СССР); теократическая (Иран) республики.

В современном мире существуют три основные разновидности республиканской формы правления: парламентская, президентская и смешанная (или полупрезидентская). Последняя разновидность республиканской формы правления в зависимости от того, чьи властные полномочия (парламента или президента) являются преобладающими, может называться соответственно парламентско-президентской или президентстко-парламентской.

 

Существует еще и так называемые «суперпрезидентские республики». К ним относят современные Туркестан, Сирию, Судан, Ливию и др.).

Парламентская республика

Парламентская республика – государство, в котором высшим органом власти является парламент. Её формальный показатель – наличие должности премьер-министра, возглавляющего исполнительную власть. Наибольшее распространение парламентская форма правления получила в Западной Европе: Италия, Германия, Швейцария, Ирландия, Турция и др.Считается наиболее демократичной формой правления, однако не лишена слабостей и противоречий.

Основные признаки парламентской формы правления:

1. Высший орган государственной власти – парламент избирается на всенародных выборах. Выборы проводятся, как правило, по пропорциональной избирательной системе – избиратели голосуют за политические партии, выставляющие свои партийные списки кандидатов (подробно о выборах и избирательных системах см. лекции № 9 и 10 настоящего курса). Партия, собравшая наибольшее число голосов избирателей, становится правящей.

2. Парламентом (или иным представительным органом власти) избирается глава государства – президент с достаточно широкими полномочиями. Однако, фактически, его полномочия осуществляет правительство. Таким образом, глава государства играет номинальную, формальную роль в его управлении. Он выполняет в основном представительские функции (как монарх в парламентской монархии) и частично – исполнительские.

3. Формально парламент формирует правительство (что значительно важнее, чем выборы президента). Однако, фактически, решения депутатов парламента предопределяют результаты всенародных выборов – должности в правительстве получают представители той партии, которая завоевала на выборах большинство мест в парламенте, т.е. правящей партии.

4. Правительство ответственно за свою деятельность перед парламентом. Парламентможет отправить любого члена кабинета министров и всё правительство в отставку. Однако и партийное правительство, имеющее, как правило, большинство в парламенте, может инициировать роспуск парламента, исходя из собственных политических интересов. Таким образом, верховенство парламента оказывается фикцией, так как фактически он работает под контролем партийного правительства, то есть победившей на выборах партии и её лидера. Иными словами, парламент и правительство оказываются связанными между собой взаимными партийными обязательствами и ответственностью, между ними устанавливаются отношения сдержек и противовесов.

В целом же для парламентской, наиболее демократичной формы правления, характерны значительный разрыв между юридическим и фактическим положением высших органов власти, значительный бюрократизм в процессе выработки и принятия решений, а также угрозы политических кризисов. Парламентские или правительственные кризисы особенно часто возникают в тех случаях, когда в стране ещё не стабилизировалась партийная система, а правящая партия не имеет подавляющего большинства (не доминирует) в парламенте. Ярким примером последних лет в этом отношении являются политические кризисы в современной Италии и некоторых других парламентских республиках.

 

Президентская республика

Главная особенность президентской формы правления состоит в том, чтопрезидент осуществляет исполнительную власть, совмещая должности главы государства и главы правительства. Формальный показатель президентской республики отсутствие должности премьер-министра.

Президентская форма правления распространена в странах с длительными тоталитарными традициями, прежде всего в Латинской Америке (Мексика, Аргентина, Бразилия, Колумбия, Боливия, Венесуэла, Уругвай), в африканских и азиатских странах, а также в южных республиках бывшего СССР.Классический пример – США, где эта форма правления существует с 1789 года, когда принятая ранее Конституция вступила в действие и был избран первый президент. В Западной Европе, с её либерально-демократическими традициями, президентская форма правления широкого распространения не получила.

Отличительные признаки президентской формы правления:

1. Глава государства – президент, как и парламент, но независимо от него, избирается на всенародных выборах. Сравним: в парламентской республике президент, также являющийся главой государства, избирается парламентом или иным представительным органом; парламентом же избирается премьер-министр, но как лидер партии, победившей на всенародных выборах.

2. Президент сам, практически без участия парламента (в США с одобрения Сената), формирует правительство (кабинет министров) и сам же руководит им.В парламентской же республике, как мы помним, правительство формируется парламентом.

3. Правительство подотчётно не парламенту (в отличие от парламентской республики), а только президенту. Оно не зависит от парламента и не отчитывается перед ним о результатах своей работы. Законодательная и исполнительная власти, следовательно, жёстко разделены между собой, обладают практически полной самостоятельностью и независимостью друг от друга. Это обеспечивает им обеим политическую «непотопляемость» и стабильность. Для президентской формы правления характерно взаимное статус-кво законодательной и исполнительной ветвей власти: парламент не может вынести правительству вотум недоверия, а президент, возглавляющий правительство, не может распустить парламент. Формально возможен импичмент президента – отрешение его от должности парламентом. Но это крайне сложная и трудно исполнимая процедура. Она предусмотрена не за результаты практической деятельности президента в качестве главы государства, а за его личные преступления или серьезные правонарушения.

4. Отношения между парламентом и президентом основываются и строятся на системе сдержек и противовесов: парламент может ограничивать президента с помощью законов и через утверждение бюджета, а президент обладает правом отлагательного вето на решения парламента. Такая взаимозависимость заставляет и президента, и парламент приспосабливаться друг к другу, подталкивает их к компромиссам, к поиску консенсусных, устраивающих обе стороны решений по спорным вопросам.

 

Положительные стороны президентской формы правления:

· Сравнительно высокая управляемость государственной машиной благодаря сосредоточению всей полноты исполнительной власти в руках одного человека – президента.

· Высокий уровень политической стабильности верховной власти, исполнительная и законодательная ветви которой жёстко разделены, самостоятельны и малозависимы друг от друга.

· Персонифицированость ответственности верховной власти перед народом в лице президента, избираемого всенародным голосованием.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.