КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и типы партийных систем
Под партийными системами понимается количество партий, реально участвующих в распределении государственной власти и механизмы их участия или соперничества за власть. Различают два основных типа партийных систем: однопартийные и многопартийные. 1. Однопартийные – когда одна партия монопольно находится у власти, не имея (или не допуская) реальных конкурентов, способных соперничать с нею за обладание государственной властью. Однопартийные системы характерны для тоталитарных и авторитарных, т.е. недемократических политических режимов (бывший СССР, современные КНР, КНДР, СРВ, Куба и др.). 2. Многопартийные системы. Разновидности: Двухпартийные системы, когда две ведущие партии попеременно сменяют друг друга у власти через механизм выборов. Классические примеры – США и Великобритания. Достоинства: устойчивость, стабильность, предсказуемость власти. Недостаток – недостаточная демократичность, потому что две партии, как правило, не способны выразить разнообразные интересы всех и даже большинства многочисленных социальных слоёв и групп населения. Между тем устоявшаяся двухпартийная система формально не закрывает, но практически затрудняет, а то и исключает возможность для третьих партий реально участвовать в распределении государственной власти. Так, в США насчитывается порядка пятидесяти различных политических партий, однако реальная верховная власть принадлежит только двум из них – Республиканской (традиционно именуемой «партией слона») и Демократической («партии осла»). · Двух с половиной партийные системы, когда за власть реально борются две мощные партии, неизменно завоёвывающие большинство мест в парламенте и одна небольшая, но также систематически получающая в парламенте незначительное количество депутатских мандатов. Вступая в коалицию с парламентской фракцией одной из крупных партией, эта небольшая партия, в конечном счёте, и предопределяет парламентское большинство – правящую коалицию. Достоинства: достаточно устойчива и в то же время более гибкая и демократичная, чем двухпартийная система. И все же классическому формальному критерию демократии как власти всего народа отвечает не в полной мере. Примеры: Германия, Канада, Австрия. · 3-х – максимально 5-и партийные системы, когда3-5 конкурирующих на выборах партий систематически получают места в парламенте. Достоинства – весьма высокая демократичность партийной системы. Недостаток – неустойчивость, конфликтность власти, её перманентная «беременность» политическими кризисами (парламентскими или правительственными). Внутриполитическая кризисность подобных партийных систем особенно остро и, как правило, неизбежно проявляется при отсутствии в парламенте доминирующей партии. Наиболее характерный и показательный пример последнего времени на постсоветском пространстве – партийная система современной Украины. В России в течение двух последних (2003 и 2007 гг.) думских выборов устанавливается 4-х партийная система при значительном доминировании одной партии – Единой России. · Атомарные партийные системы, в которых реальны е шансы на участие во власти имеют более 5-6 партий. Формально – это наиболее демократичная, но и крайне неустойчивая и заведомо кризисная партийная система. Как показывает политическая практика, в том числе России начала 90-х годов, большое количество партийных фракций, имеющих незначительное число мест в парламенте, крайне затрудняет, а то и делает невозможным достижение парламентом взаимосогласованных решений, а также конструктивных компромиссных взаимоотношений между парламентом, правительством и президентом. В не устоявшихся и неокрепших партийно-политических системах политические конфликты между различными ветвями власти нередко разрешаются с помощью военного насилия. Именно это, в частности, произошло в России в октябре 1993 года.
3. Проблемы становление пар тийной системы в России Партийная история России знает три основных исторических этапа: 1-й этап. Конец 19 – начало 20 в. – образование массовых партий и становление многопартийной системы. Сначала нелегально создавались преимущественно левые, социал-демократические партии. А с 17 октября 1905г., когда царский манифест даровал населению гражданские свободы, начали создаваться и многочисленные партии других идейно-политических ориентаций. 2-й этап. 20-е – 80-е годы 20 века – жёсткая однопартийная система – система одной партии, несколько раз за свою историю уточнявшей своё официальное название: РКП (б), ВКП (б), КПСС. 3-й этап, начавшийся в конце 80-х – начале 90-х годов 20 века и продолжающийся поныне – сложный, противоречивый период формирования многопартийной системы на основе Конституции РФ 1993 г. и Федерального закона «О политических партиях». Основные положения современного российского законодательства о политических партиях: 1.Признание многопартийности и идеологического многообразия как одной из основ конституционного строя России. 2.Равноправие всех партий перед законом. 3.Право граждан на создание партий или участие в их деятельности. Российским законодательством о партиях запрещены: · Любое принуждение граждан к вступлению в любую партию. · Общественные объединения, в том числе партии, нацеленные на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, на создание вооруженных формирований, разжигание социальной, национальной и религиозной розни. · Создание партийных организаций в органах государственной власти (министерствах, ведомствах, судах), в госучреждениях (школы, вузы, больницы) и на предприятиях, в Вооружённых Силах, органах МВД, ФСБ и других госструктурах. Формирование местных организаций партий допускается только по месту жительства граждан. · Ограничения для членства в партиях для судей и военнослужащих всех силовых структур государства.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 933; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |