Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль в демократическом процессе


На первый взгляд может показаться, что сама по себе избирательная система как определённая «технология» перевода голосов в мандаты не может и не должна оказывать существенного воздействия ни на итоги, ни тем более на характер и политические последствия выборов. Ведь речь идёт о простых, преимущественно арифметических действиях. Однако практика свидетельствует об обратном.

Избирательная система влияет не только на персональный и партийный состав избираемого органа власти, но и на все этапы избирательного процесса в целом: от объявления до завершения выборов. Более того, она в значительной степени определяет их характер. Поэтому не следует удивляться, встретив понятия «мажоритарные» или «пропорциональные» выборы.

Не только выборы, как центральный институт демократии, но и другие важные аспекты политической жизни страны (региона) находятся под определенным, подчас существенным воздействием используемой модели избирательной системы. Это – функционирование партий и партийная система в целом; деятельность парламента, ее результаты и эффективность; стабильность правительства и всего механизма исполнительной и законодательной власти, отношение к выборам избирателей и многое другое.

Одни типы избирательной системы могут поощрять развитие партий и межпартийной борьбы, другие – создавать благоприятные условия для становления жёсткой двухпартийной системы; некоторые более выгодны для крупных, другие – для мелких партий и группировок; отдельные ее модели содействуют укреплению и централизации партий, иные, наоборот, стимулируют их дифференциацию.

Наиболее яркое сопоставление основных избирательных систем осуществил М. Дюверже. Он сформулировал три вектора взаимосвязи избирательной и партийной систем: «Выборы по мажоритарной системе в один тур помогают утверждению двухпартийной системы, состоящих из партий с сильной структурой. Мажоритарные выборы в два тура помогают рождению многопартийной системы из партий со слабой структурой, зависящих друг от друга. Пропорциональные выборы благоприятствуют многопартийной системе из партий взаимозависимых, с сильной структурой». [9] Данные выводы учёного названы политологами «законами Дюверже». С учётом всех этих и многих других обстоятельства путём острых, часто многолетних политических дискуссий (США шли к нынешней своей модели избирательной системы более 100 лет), формируются многочисленные разновидности и модификации основных избирательных систем, которые применяются в политической практике различных государств.



Существуют модели избирательных систем, которые могут эффективно применяться в условиях “партийного государства” и общества; другие формально сохраняют внепартийный характер. Как отмечают одни из самых авторитетных в научном мире исследователей избирательных систем Р. Таагепера и М. С. Шугарт: «Правила выборов могут привести к расколу партий – или даже страны»[10].

Наконец, и это необходимо иметь в виду: практически любая из известных разновидностей избирательных систем в той или иной мере искажает волю граждан, высказанную на выборах. В зависимости от того, какая избирательная система будет использована, политические результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. Поэтому действующие политические силы борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему. Не случайно её называют «самым специфичным манипулятивным инструментом политики». Хотя, надо признать, что характер и содержание этих искажений для разных ее моделей неодинаковы. Однако в любом случае манипулирование избирательными системами является одним из основных «цивилизованных» рычагов государственного и партийного контроля над выборами. Вот почему избирателю важно понимать и правильно оценивать: в силу каких причин и в чьих интересах устанавливается или модифицируется на выборах та или иная модель избирательной системы, какие политические цели она преследует, какие политические силы и почему выступают «за», а какие «против» неё.

В любом случае надо твёрдо уяснить: избирательная система отнюдь не нейтральный фактор в политическом процессе. Так, по мнению ряда исследователей, в числе других известных обстоятельств свою долю вины за приход в 1933 году правительства нацистов во главе с Гитлером к власти в Германии несет пропорциональная избирательная система, установленная здесь после Первой мировой войны, когда внутриполитическая жизнь в стране была крайне нестабильна.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные типы | Виды и разновидности

Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 195; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. VII. Работа продавца с покупателем в процессе принятии решения о покупке
  2. В процессе межличностной коммуникации осуществляется взаимодействие одного человека с другим или с группой.
  3. В процессе физического воспитания детей 7-17 лет
  4. В процессе хозяйственной деятельности выделяют четыре стадии: производство, распределение, обмен, потребление.
  5. В процессе эксплуатации буксы с роликовыми подшипниками чрезмерно нагреваются, что может быть вызвано
  6. Взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе
  7. Виды конфликтов в педагогическом процессе и способы их разрешения
  8. Внутрихозяйственной (управленческий) учет – система обработки и подготовки информации о деятельности предприятия для внутренних пользователей в процессе управления предприятием.
  9. ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
  10. Выработка навыков в процессе обучения
  11. Действия менеджеров в процессе набора
  12. Делегирование, полномочия и ответственность в управленческом процессе

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.