КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Справочно. В польском Сейме (парламенте) 460 депутатских мест
Справочно В польском Сейме (парламенте) 460 депутатских мест. В 1989 – 1993 гг. одна из крупных фракций Сейма насчитывала менее полутора десятков депутатов. Положение удалось исправить введением на выборах следующего состава парламента высокого заградительного барьера для партий.
Такой «квазидемократический» парламент будет неспособен сформировать дееспособное правительство и плодотворно с ним взаимодействовать, конструктивно обсуждать и консолидировано принимать общественно-важные решения и законы. Объединение же разнородных по своим целям карликовых фракций в искусственное парламентское большинство часто приводит к обострению противоречий между ними, к распаду межпартийных коалиций и правительственному кризису. Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей малых партий, используется заградительный барьер (или, одно и то же – пункт, оговорка). Он представляет собой минимальный процент голосов, который должна собрать партия для того, чтобы получить право участия в распределении депутатских мандатов.
Одной из первых заградительный барьер в виде 5% оговорки установила Федеративная Республика Германия. В дальнейшем он стал применяться довольно широко, включая постсоциалистические страны, и обычно колеблется от 3 до 5%. В Польше же с 1993 г. для выборов по территориальным избирательным округам он составляет от 5 до 8%, а по всепольскому округу – 7%. Таким способом малые партии, не пользующиеся доверием необходимого числа избирателей, отсекаются от парламента. Мандаты же, которые могли бы им достаться, фактически распределяются между другими партиями. Так разрешается противоречие между справедливостью и целесообразностью. Хотя справедливость при этом оказывается весьма условной. В странах со сложившейся партийной системой ущерб для демократии от заградительного барьера незначителен. Там же, где стабильной партийной системы ещё нет, он может быть весьма серьёзным, «работая» против формальной парламентской демократии, механически оценивающей себя по принципу «больше фракций – больше демократии». 2. Ещё одна слабость пропорциональной системы в том, что она лишает избирателей возможности определять персональный состав корпуса народных избранников. Поскольку прямое самовыдвижение кандидатов пропорциональная система не допускает, избиратель вынужден выбирать не между персонами, как при мажоритарной системе, а исключительно между партиями (блоками, объединениями), их партийными списками. Между тем в партийных списках избирателю известны, в лучшем случае, несколько лидеров. Голосуя за список, он «пропускает» в парламент и таких личностей, которых не знает, а то и не доверяет им. А люди в списке, по различным причинам, могут оказаться самые разные. Например, нужные партийным функционерам, но далёкие от нужд страны и простых граждан. 3. С голосованием за список связана ещё одна проблема – фактическое лишение избирателя возможности прямого контакта с избранным им депутатом. Между ними встаёт партия, к которой голосовавшему за неё гражданину теперь нужно обращаться со своими проблемами и предложениями. Существуют, правда, местные отделения, через которые можно связаться и с партией. Однако прямые человеческие контакты с депутатом, несомненно, были бы желательнее и, как обычно полагает рядовой избиратель, – эффективнее. И хотя подобное мнение не бесспорно (независимый, «политически одинокий» депутат по сравнению с партийным, обладает незначительными возможностями в решении крупных общественно значимых проблем), психологически понять это рядовому избирателю не всегда легко. 4. Списочное голосование и самих депутатов отрывает от избирателей, ставя их в прямую зависимость от своих партий. Высокая зависимость от своей партии лишает депутата личной свободы при голосовании в парламенте. В случае «плохого» с точки зрения партийных руководителей поведения, партийный депутат может и не обнаружить в списке родной партии свою фамилию накануне следующих выборов. Таковы самые общие базовые принципы, а также основные сильные и слабые стороны пропорциональной избирательной системы.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |