КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Русская политическая мысль XIX – начала XX в
Развитие политических учений в России имеет ряд особенностей: - до XVIII в. русская политическая мысль в целом развивалась в религиозной форме; - политическое развитие России запоздало по сравнению с западноевропейским. В Европе уже в период Средневековья складываются представительные органы власти, в XVI–XVIII вв. появляются гражданские и политические права, возникают партии и обосновывается идеология либерализма. Россия же с XV в. до Февральской революции 1917 г. оставалась самодержавным авторитарно-бюрократическим государством; - основой социальной организации общества выступала община, предполагавшая полновластие большинства и исключавшая существование автономной личности, что способствовало сохранению авторитарной власти; - всевластие князя, царя на века стало определяющим принципом политического устройства российского общества; - после падения Константинополя русский народ становился главным хранителем православной веры, Москва стала называться Третьим Римом, все другие христианские течения рассматривались как ложные, что вело к духовному обособлению России (религия была главным фактором, влияющим на формирование ценностей, взглядов людей, на их отношение к власти); - следствием изоляции стало укоренение в сознании элиты и широких масс идей о самобытности русского народа, его преданности идеям православия и самодержавия; - в основе идеи самодержавия лежало представление о божественном происхождении власти; государство понималось не как союз народа, управляемый верховной властью, а как государево хозяйство, где все остальные люди были его слугами, над которым он имел абсолютную власть. Политическая мысль России развивалась параллельно с развитием государства, которое относилось к идеократическому типу: объединение индивидов в нем происходит на основе общей для всех идеи, которую берет на вооружение власть («Москва – Третий Рим», «православие, самодержавие, народность», «светлое будущее» и т. д.). То обстоятельство, что русская политическая мысль развивалась в рамках религиозной, обусловило ее отставание от западных политических учений. Это выразилось в более позднем осознании значимости идей парламентаризма, демократии, гражданского общества и др. В XIX в. в России сложилось три направления общественно-политической мысли: либеральное, консервативное и революционно-демократическое. Либерализм как политическая идеология исходит из верховенства прав и свобод личности над интересами государства и общества. Поскольку социально-экономические (наличие самостоятельно хозяйствующего индивида, среднего класса) и политико-правовые (верховенство права и закона, наличие гражданского общества) основы для развития либерализма в России отсутствовали, то его влияние на политическую мысль было ограниченным. Либерализм в России был представлен различными направлениями. Первую волну российского либерализма представляли М. М. Сперанский (1772–1839), П. Я. Чаадаев (1794–1856), Н. В. Станкевич (1813–1840), Т. Н. Грановский (1813–1855). М. М. Сперанский являлся сторонником конституционной монархии на основе разделения властей, предлагал постепенную отмену крепостного права. Россия, по его мнению, в своем историческом развитии прошла три ступени: в Средние века – удельщина; в Новое время – абсолютная монархия; а в настоящий период (первая половина XIX в.) – промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным (безопасность личности, сохранность собственности и обеспечение личных политических прав). Россия, полагал он, ждет перемен, но не революционным путем, как в странах Запада, а исключительно эволюционным, «через правильные законы», жалованные императором народу. В основе Конституционной монархии, о которой он мечтал, должен быть закон. Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей. Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно. Глава исполнительной власти – монарх – участвует в деятельности Думы, но без ее согласия монарх не правомочен издавать законы. Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом – Сенатом. Конституционная монархия, основанная на законе, должна опираться на квалифицированный чиновничий аппарат. На сословный строй общества Сперанский в целом не покушался, но предлагал произвести его правовое оформление с закреплением прав и обязанностей сословий. В работах П. Я. Чаадаева, Н. В. Станкевича, Т. Н. Грановского излагались идеи правового государства, гражданских прав, суждения о том, что путь развития западных стран является более эффективным, прогрессивным, России следовало бы перенять ряд основных принципов западноевропейского государственно-общественного устройства. Из-за ориентации на западную политическую традицию этих мыслителей стали называть западниками. Западники считали, что будущее России состоит в ее приобщении к европейской либеральной цивилизации, ее политическим и социально-экономическим институтам (парламенту, частной собственности и т. д.). Охранительный либерализм был основан Б. Н. Чичериным (1828–1904), который развивал идеи правового государства и верховенства закона, ограничивающего всякую власть. Также Чичерин критиковал социалистические идеи всеобщего равенства, полагая, что государство должно защищать права человека, но не должно брать на себя функцию заботы о неимущих. Политическим идеалом он считал конституционную монархию. П. И. Новгородцев (1866–1924) развивал идеи социального государства, которое должно гарантировать каждому человеку достойное существование. Свобода возможна лишь при наличии условий нормальной материальной обеспеченности. Ориентация на западные ценности, стремление к реформам части российского общества обусловили усиление консерватизма. Его представители стремились обосновать принципиальные различия в развитии Запада и России, они идеализировали историческое прошлое страны и выступали за сохранение вековых традиций, самобытности России. Данное идейно-политическое течение получило название славянофильства, в котором можно выделить два направления: - ортодоксально-реакционное – С. С. Уваров (1786–1855), Н. М. Карамзин (1766–1826), К. П. Победоносцев (1827–1905), которое утверждало глубокую религиозность русского народа, его преданность самодержавию; доказывало, что в России, где власть держится на вере, нельзя строить государство на принципах западного либерализма. «Православие, самодержавие, народность» – так сформулировал С. С. Уваров главный принцип российской государственности. Самодержавие объявлялось главным устоем, обеспечивающим мощь и величие России; православие считалось основой духовной жизни; народность истолковывалась как проявление многовековой традиции патриархального единения народа со своим царем. - реформаторское – (А. С. Хомяков (1804–1860), И. В. Киреевский (1806–1856), К. С. Аксаков (1817–1860), И. С. Аксаков (1823–1886)) не отрицало необходимости реформ, выступало за отмену крепостного права. Но представители данного направления считали европейский путь преобразования общества губительным для России, поскольку тот разрушит ее духовное единство. Славянофилы акцентировали внимание на самобытности исторического прошлого России и считали, что Россия и Запад – это два особых мира, закономерности развития которых различны. К. С. Аксаков отмечал, что в основании государства западного – насилие, рабство и вражда, а в основании государства русского – добровольность, свобода и мир. По мнению славянофилов, самобытность исторического пути России определяют: 1) крестьянская община – «мир» – единственный уцелевший гражданский институт всей русской истории; 2) православие, сочетание свободы и единства, по Хомякову, – «соборность» (свободная братская общность и единение людей на принципах любви, «собирание» всех их способностей). Славянофилы проводили идею о «добровольном призвании» власти как начальном моменте русской государственности: власть была «желанна» русскому народу. Православие они трактовали как фундамент мировоззрения, монархию считали идеальной формой правления, а крестьянскую общину – идеальным нравственным миром. Разрушение этих трех начал русской культуры ведется со времени Петра I, «исказившего» Россию насаждением европейских порядков. Революционно-демократическое направление в российской политической мысли представлено В. Г. Белинским (1811–1848), А. И. Герценом (1812–1870), Н. Г. Чернышевским (1828–1889), М. А. Бакуниным (1814–1876), П. А. Кропоткиным (1842–1921). Революционеры-демократы считали, что переход России к демократии необходим и будет совершен путем революционных преобразований. Это будет вооруженное восстание в форме крестьянской революции, которая установит «социальную республику» с верховной властью народа. Основой будущего экономического и политического строя станет крестьянская община. Власть в такой республике будет осуществлять народ, перед которым должно быть ответственно правительство. Традиции революционно-демократической идеологии продолжили народники – П. Л. Лавров (1823–1900), П. Н. Ткачев (1844–1885). В качестве идеала народники видели некапиталистический путь развития России, переход к социализму должен был осуществиться через использование коллективистских традиций докапиталистических институтов (артели, общины). Различные фракции революционных народников объединял лозунг «Земля и воля». Реализуя свою программу, народники предлагали различные средства: пропагандисты во главе с П. Л. Лавровым выступали за путь длительной социалистической пропаганды в народе как предварительной работы для совершения революции; заговорщики во главе с П. Н. Ткачевым предлагали захват власти революционным меньшинством. Сторонники русского анархизма М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин негативно относились не только конкретно к русскому, но и к любому государству и праву, ограничивающим свободу индивидов, и призывали к свержению государства. Они исходили из тезиса, что государство есть зло, поскольку мешает естественному существованию людей. Идеалом для них был союз самоуправляющихся общин, основой которого станет взаимопонимание свободных людей, над которыми не будет никакой верховной власти. В конце XIX в. в России складываются социалистические теории марксистского направления. Их отличали негативное отношение к идеям либерализма, к частнокапиталистическому способу производства, вера в возможности нарождающегося пролетариата построить справедливое демократичное общество, где нет места эксплуатации, где существует подлинное народовластие. Большую роль в разработке теории марксизма и пропаганде его идей в России сыграл Г. В. Плеханов (1856–1918). Признавая, что Россия должна пройти через фазу капиталистического развития, в которую она уже вступила, он отстаивал демократические политико-правовые институты (конституцию, парламентское представительство) и считал их необходимыми для политической подготовки рабочего класса к грядущей революции. Конечная цель рабочего воспитания – социализм, предусматривающий прямое народное законодательство, подлинную демократию народа через утверждение законов на референдумах. В. И. Ленин (1879–1924) разрабатывал теорию социалистической революции, теорию государства, социалистической демократии. Являлся практиком пролетарского революционного движения, вдохновителем и руководителем пролетарской революции 1917 г. и процесса формирования советской политической системы. Политические идеи развивали и представители русской религиозной философии, особенно В. С. Соловьев (1853–1900) и Н. А. Бердяев (1874–1948). Для них государство перестает быть лишь политическим институтом. Государство должно быть «деятельно нравственным», подчинить себя религиозному началу. В основе политики должна лежать идея не внешнего устроения общества, а внутреннего совершенствования человека. Политика должна быть подчинена идее воспитания. Для Соловьева политика немыслима вне нравственности. Каждый человек имеет право на достойное существование, и государство обязано гарантировать это право всем гражданам. Государство – это «воплощенное право». Власть должна быть ограничена правом и быть «дееспособной законностью». Соловьев – сторонник разделения властей, при котором верховная власть – законодательная. Бердяев одним из первых в мировой политологии выявил основания и признаки тоталитаризма: 1) претензии частичного (одной идеи, нации, класса, группы, личности) на всеобщность; 2) всепоглощающие структуры властвования; 3) массовидность системы; 4) «машина», разрушающая духовность личности и «массовляющая сознание». Демократия для Бердяева – это прежде всего власть над собой, «самодисциплина и самовоспитание личности». Проблема демократии в России требует решения задачи «образования как личного характера, так и национального характера русского народа», т.е. искоренения рабства через практику самоуправления, избрания во власть лучших – личностей, осознающих великую ответственность и возлагающих на себя великие обязанности.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |