КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Легитимность власти
Важной характеристикой власти является легитимность. В научный обиход термин «легитимность» ввел М. Вебер, указав на то, что любая власть нуждается в самооправдании, признании и поддержке. Существуют два основных подхода к определению легитимности власти: - европейский, отождествляющий легитимность и легальность политической власти; - американский, согласно которому легитимна любая власть, которая эффективно решает поставленные задачи. Не всякая легальная власть легитимна (Б. Ельцин во второй срок своего президентства не был легитимен). Но и не всякая легитимная власть легальна (представители мафиозные структур нелегальны, но могут пользоваться поддержкой со стороны населения). Легитимность (лат. legitimus – законный) – признание народом и политическими силами правомерности, законности политической власти, ее инструментов, механизмов деятельности и способов ее избрания. Легитимность власти фиксирует факт признания ее народом, т. е. народ доверяет власти осуществление определенных функций, а власть обязуется их выполнять. Признаки легитимной политической власти: 1. резкое снижение уровня гражданского неповиновения (люди подчиняются властям, выполняют их распоряжения, соблюдают законы, не выступают за насильственное свержение правительства, ведут политическую борьбу в соответствии с общепринятыми правилами); 2. доминирование в массовом сознании представлений об естественности, необходимости, целесообразности сложившегося политического порядка; 3. сокращение репрессивного аппарата, обеспечивающего внешнее насильственное принуждение. М. Вебер различил три модели легитимности (табл.1). 1. Традиционная легитимность основана на обычаях, силе и верности традициям, сложившимся в конкретном обществе. Традиционная власть воспринимается как легитимная потому, что она «существовала всегда»: она освящена историей, ее признавали предшествующие поколения. Как правило, такая власть опирается на свод конкретных норм – прочных и не подлежащих никаким сомнениям обычаев, которым не требуется обоснование, ибо они существуют испокон веку. Наиболее характерные примеры традиционной власти можно найти в племенах или небольших группах, где она существует в форме патриархата (главенства отца в семье или хозяина над своими слугами) или геронтократии (власть старших, обычно наиболее авторитетных деревенских старейшин). Этот тип проявляет себя и в системах наследования власти и привилегий, свойственных, например, династическим системам правления, сохранившимся в Саудовской Аравии, Кувейте и Марокко. Хотя в развитых индустриальных странах реальная роль монархии незначительна, ее существование, пусть даже и в конституционной форме, в таких странах, как Великобритания, Бельгия, Голландия и Испания, тоже имеет значение, сохраняя в их политической культуре ценности: уважение к традиции и чувство долга. 2. Рационально-правовая легитимность основана на принципе законности, с помощью которого устанавливается политическая власть. При этом власть ассоциируется с четко определенными правилами, получившими выражение в праве, законе. Эта власть характерна для большинства современных государств: полномочия президента, премьер-министра или любого иного официального лица высшего ранга в конечном итоге всегда опираются на четко сформулированные конституционные нормы, которыми и прописано, что именно человек, занимающий этот пост или должность, вправе или не вправе делать. Преимущество этой формы власти заключается в том, что, поскольку она связана с «местом», а не с «человеком», здесь не столь велика опасность злоупотреблений. Этот тип власти создает ограничения для государства или правительства, а кроме того, благодаря рациональному разделению труда содействует эффективности государственного управления. Вебер видел и негативную сторону этого вида политической легитимности: эффективность, полагал он, всегда чревата дегуманизацией власти – тем формализмом и безразличием к человеку, который распространен в бюрократических организациях. 3. Харизматическая легитимность характеризуется личной преданностью лидеру, вождю в силу его необычайных качеств. Здесь речь идет об авторитете – о той власти, что как будто сама собой исходит от сильной личности, от ее харизмы. Совершенно не связанная со статусом, общественным положением или местом в государственной иерархии, харизматическая власть основывается исключительно на способности лидера притягивать к себе людей. Исторически такой властью обладали те, в ком видели героев или святых. Хотя многие политические лидеры новейшей истории масштаба де Голля, Кеннеди и Тэтчер и обладали какими-то элементами именно такого авторитета, назвать носителями харизматической власти их все же нельзя: все они были государственными деятелями в современном понимании проблемы. Более подходящими к данному случаю примерами считаются Наполеон, Муссолини, Гитлер, Сталин, аятолла Хомейни, Фидель Кастро. Харизматическая власть – это не просто «дар Божий», в таких системах всегда есть свой «культ личности» как дополнительный фактор «порождения» харизмы. Харизматическая власть имеет два последствия. Во-первых, поскольку такая власть не нуждается в формальных правилах и процедурах, у нее в большинстве случаев нет и границ: лидер здесь превращается в совершенно непогрешимого мессию, а массы – в верных его последователей, от которых требуется лишь подчинение и послушание. Во-вторых, власть и авторитет здесь столь полно ассоциируются с одним человеком, что созданной им системе не удается пережить своего создателя: в любом случае это относится к режимам Наполеона, Муссолини или Гитлера.
Таблица 1. Типы политического господства по Веберу
Политические отношения на определенных этапах развития могут привести к кризису легитимности. Кризис легитимности чаще всего возникает тогда, когда требования социальных групп не воспринимаются властью, или в том случае, если власти не удается в течение длительного времени оправдать надежд широких общественных слоев. Поскольку легитимность власти обеспечивает политическую стабильность, то, в случае ее утраты власть выбирает одно из двух – либо вставать на путь репрессий, либо осуществлять коренные политические изменения. Для поддержания легитимности используются различные средства и методы: изменение законодательства и социального управления; создание такой политической системы, законность которой основана на традициях, харизме; успешное осуществление государственной политики в стране. Легитимация – процедура общественного признания какого-либо действия, события или факта, действующего лица. Она призвана обеспечить повиновение, согласие, политическое участие без принуждения, в противном случае – оправдание такого принуждения, использование силы. Подведем итоги: 1. Власть – один из важнейших видов социального взаимодействия, специфические отношения, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого. 2. В структуру власти включаются субъект и объект власти, источники, основания, ресурсы власти. 3. Власть выполняет в обществе определенные функции: управление, руководство, организация, регулирование, контроль. 4. Политическая власть является верховной в обществе, она подразделяется на общественную и государственную. 5. Государственная власть имеет сложную структуру, представленную разделением властей (законодательная, исполнительная и судебная). 6. Важной характеристикой власти является легитимность, которая определяется взаимоотношениями между управляющими и управляемыми по поводу происхождения, использования и подчинения власти.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |