КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функционирование политической системы
Политическая система – это совокупность государственных и общественных организаций, объединений, политических и правовых норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе. Понятие и структура политической системы
Термин «политическая система» был введен в политологию в 50–60-х гг. XX в. Его использование отражало нарастающее понимание политики как системы. Основателями классической теории политической системы являются американские политологи Д. Истон и Г. Алмонд. Данное понятие позволяет трактовать политику как определенную целостность, а значит анализировать способы и формы ее взаимодействия с окружающей средой, различными сферами общества, выявлять способы поддержания равновесия, стабильности в обществе. Оно показывает, каким образом происходит регулирование политических процессов, формирование и функционирование политической власти. Оно используется для характеристики взаимоотношений между государством и обществом, между различными социальными субъектами на негосударственном уровне. «Политическая система» как понятие показывает: · как организована власть в данном обществе; · каковы основные институты власти; · как складываются отношения между обществом и государством; · как организован и протекает политический процесс; · каково состояние политической деятельности; · каков уровень политического участия и др. Политическая система выступает подсистемой более широкой общественной системы. «Системой» она является потому, что в ней имеет место взаимодействие частей внутри единого целого, «политической» – потому, что это взаимодействие происходит по поводу распределения власти, богатства, ресурсов в обществе. Стержнем политической системы выступает политическая власть, определяющая сущность, природу, структуру и границы политической системы. Через политическую систему выявляются и аккумулируются основные интересы общества, выстраиваются социальные приоритеты. Политическая система состоит из следующих составляющих (подсистем): 1. Институциональная подсистема, включающая в себя основные политические институты (государство, политические партии), общественные движения, организации, лоббистские группы, средства массовой информации, церковь. Главное место в этой подсистеме занимает государство. Среди институтов политической системы выделяют собственно политические институты: государство и политические партии, основное назначение которых – осуществление политической власти. Общественные объединения, организации, профсоюзы не являются собственно политическими институтами. Их влияние на процессы управления обществом и осуществление власти носит косвенный характер. Все эти институты создаются для решения определенных неполитических задач. Но достижение задач так или иначе требует от них участия в политическом процессе. Так, политическое лоббирование заключается в оказании давления на различные органы власти с целью обеспечить интересы конкретных слоев и социальных групп. Лоббирование предполагает определенный прессинг (вплоть до подкупа, запугивания, шантажа) отдельных депутатов, министров, членов муниципалитетов и т. д. 2. Функциональная, т. е. методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима. 3. Нормативная, включающая в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции и обычаи. Через них политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан. 4. Коммуникативная, включающая все формы политического взаимодействия как внутри системы, так и с политическими системами других стран. 5. Идеологическая, включающая в себя совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое сознание, политическая культура, политическая социализация). Данная подсистема обеспечивает: · стабильность политической системы; · единство различных слоев населения; · прочность социальной базы политической власти; · возможность предвидеть реакцию на принимаемые решения; · преемственность и воспроизводство политических традиций. Одна из общепризнанных моделей функционирования политической системы была разработана Дж. Истоном. В данной модели политическая система представлена как саморегулирующийся и саморазвивающийся механизм, активно реагирующий на поступающие извне импульсы-команды. Обмен ресурсами и взаимодействие системы с окружающей средой осуществляются по принципу «вход-выход». «Вход» в политическую систему представляет собой требования и проявления поддержки со стороны общества. Требования варьируются от призывов поднять жизненный уровень, улучшить ситуацию с занятостью, увеличить выплаты по социальным пособиям до лозунгов защиты меньшинств и прав человека. Требования ослабляют политическую систему. Поддержка означает усиление политической системы. Она охватывает все варианты поведения и позиции, благоприятные для системы. Формы проявления поддержки: исправная уплата налогов, патриотизм, выполнение воинского долга, уважение власти, преданность политическому руководству. Реакция системы на «выходе» осуществляется в виде решений и действий. Политические решения могут иметь форму новых законов, заявлений, субсидий и т.д.; их выполнение обеспечивается силой закона. Политические действия не имеют такого принудительного характера, но оказывают существенное влияние на различные стороны общественной жизни. Они осуществляются в форме системы мер по регулированию и решению актуальных проблем в области экономики, социальной политики и т. д. Если эти решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям различных слоев общества, то поддержка, оказываемая политической системе, усиливается. Система, таким образом, работает стабильно, что, в свою очередь, обеспечивает стабильность общества. Если власть безразлична к требованиям членов общества, ее решения и действия поддержки не вызывают (или вызывают с трудом). Такие политические решения влекут за собой негативные последствия и могут привести к частичному или полному кризису политической системы. Главная идея Истона заключается в том, что политическая система всегда стремится к долгосрочному равновесию (к политической стабильности) и стабильность этой системы зависит от того, насколько «выход» уравновешен по отношению к «входу» (рис. 3).
Рис. 3. Функционирование политической системы (по Д. Истону)
Функции политической системы: 1) политическое целеполагание (определение целей, задач, программ деятельности); 2) мобилизация ресурсов для достижения целей, выполнения программ;; 3) интеграция общества и организация его деятельности по выполнению поставленных задач; 4) регулирование режима социально-политической деятельности; 5) распределение ресурсов; 6) легитимация; 7) разработка правил поведения в обществе – нормотворчество; 8) контроль соблюдения правил; 9) политическая социализация, т. е. приобщение членов общества к политическому участию, формирование политического сознания. Таким образом, становится ясно, что функции политической системы в концентрированном виде отражают именно те функции, которые призваны выполнять в обществе политика и политическая власть. Не всякая политическая система справляется со своими функциями, что сказывается не только на ее собственном состоянии, но в силу ее верховенства отражается на показателях стабильности, прогресса и процветания всего общества. Можно выделить следующие показатели эффективности политической системы: · устойчивость, т. е. продолжительность существования данной системы; · адаптивность, т. е. способность системы реагировать на внешние вызовы, изменения окружающей среды; · продуктивность – способность системы решать проблемы, достигать поставленной цели; · поддержка гражданами, что обеспечивает легитимность системы. Эффективна та политическая система, которая справляется с поставленными целям, задачами, выполняет функции, обеспечивает целостность, стабильность общества, его поступательное развитие.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2166; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |