КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Регулирование и разрешение политических конфликтов
Регулирование предполагает направленные воздействия на предотвращение развития конфликтной ситуации или на минимизацию негативных последствий политического конфликта. В регулировании конфликта участвуют сами конфликтующие стороны, стремящиеся найти выход из создавшейся ситуации, и посредники, так называемая третья сторона, непосредственно не вовлеченная в конфликт. Принято выделять два основных вида регулирования конфликтов: а) предупреждение конфликта; б) собственно регулирование, или управление конфликтом. Рассмотрим особенности каждого из этих видов. Предупреждение конфликта предполагает принятие мер, исключающих появление конфликтных взаимодействий. Данная форма регулирования конфликта применима только к этапам выдвижения притязаний и взаимодействия по поводу выяснения позиций друг друга. Смысл действий по предупреждению конфликта должен заключаться в том, чтобы направить развитие событий в русло конкурентного взаимодействия, удовлетворения или отказа от притязаний, частичного или полного. В самом общем виде действия по предупреждению конфликта можно представить в следующих основных вариантах: а) стороны вступают в переговоры, пытаются понять взаимные претензии, найти компромиссные решения в рамках существующего законодательства или договариваются о новых правилах. Чтобы события начали развиваться по этому сценарию, необходимо признание каждой из сторон опасности развития конфликтной ситуации. Итогом таких переговоров должен стать перевод событий в русло конкурентного взаимодействия; б) одной из сторон удается рассеять противоположную сторону, не прибегая к насилию. Это достигается путем переключения внимания участника потенциального политического конфликта на другие проблемы. Например, шахтеров, готовящихся к политической стачке, убеждают в том, что виновник их проблем не правительство, а руководство шахты, в результате чего в рядах потенциального участника конфликта происходит дезорганизация, внимание переключается на внутренние проблемы; в) возможно использование комбинированных методов, когда одновременно стороны вступают в переговорный процесс, а параллельно идет работа по рассеиванию противника. В любом случае суть деятельности по предупреждению конфликта заключается в недопущении противостояния, перехода сторон к ненормативным действиям, к обострению напряженности. Собственно регулирование конфликта представляет собой комплекс мер, предпринимаемых уже в условиях явно выраженного противостояния сторон и направленных на снижение враждебности, на поиск совместного решения проблемы. В регулировании конфликта можно выделить следующие виды: а) регулирование, осуществляемое в ситуации, когда развитие событий свидетельствует, что участники конфликта готовы или уже предпринимают агрессивные действия в отношении друг друга, но характер этих действий еще не вылился в насильственные акты, в вооруженное противостояние; б) регулирование вооруженного конфликта. Каждый из этих видов регулирования конфликта имеет свои особенности, главной из которых является то, что развести стороны, уже втянутые в силовое противостояние, значительно труднее, но в любом случае центральным звеном регулирования конфликта является переговорный процесс. Урегулирование уже начавшегося конфликта только путем переговоров представляется возможным, если агрессивные действия не вылились в откровенные вооруженные столкновения. Стороны, втянутые в вооруженное противостояние, в меньшей степени склонны идти на компромиссы, и даже факт переговоров нередко рассматривается ими как уступка противнику. Поэтому в качестве предварительного условия в процессе урегулирования такого конфликта рассматривается необходимость достижения перемирия, в ходе которого стороны как бы получают возможность более рационально оценить ситуацию, взвесить цену своих притязаний. Перемирие в вооруженных конфликтах обычно бывает чрезвычайно хрупким, так как любое действие может быть воспринято противоположной стороной как нарушение перемирия, как угроза и может вызвать новый виток кровопролития. Важным фактором, влияющим на способность конфликтующих сторон удержаться от применения силы во время перемирия, являются их сплоченность и организованность. Этот же фактор может оказать значительное воздействие и на последующие шаги в урегулировании политического конфликта. Если хотя бы в одной из конфликтующих сторон наблюдается раскол, каждая группировка может руководствоваться своим пониманием ситуации, а следовательно, в любой момент способна нарушить и установленное перемирие, и переговорный процесс. В случае затянувшегося конфликта стороны нередко бывают вынуждены прибегать к помощи посредника, третьей нейтральной стороны. В международных конфликтах практика обращения к посредникам распространена очень широко. В роли посредников могут выступать как отдельные государства, так и международные организации и даже частные лица. Во внутриполитических конфликтах привлечение посредников распространено меньше, что связано, прежде всего, с позицией центрального государственного руководства, стремящегося к полному контролю за политической ситуацией. Однако в случае затяжных региональных конфликтов обращение к посредникам становится неизбежным. Достижение перемирия в вооруженном конфликте, обращение к посредникам являются не самоцелью, а предварительными условиями для налаживания переговорного процесса между конфликтующими сторонами. Таким образом, переговоры являются главным способом разрешения политического конфликта как на этапе его вызревания, так и в условиях откровенного противостояния сторон в мирной или насильственной форме. Только в ходе переговоров возможно достижение договоренности о правилах взаимодействия сторон, о нормах их взаимоотношений. Силовое навязывание нормативного порядка в ходе разворачивающегося конфликта неизбежно приведет либо к превращению его в затяжной, либо к обретению им скрытой, латентной формы. Итак, главным итогом регулирования конфликтов является совместная выработка норм и правил взаимодействия, которым почти всегда придается правовая форма. В итоге взаимодействие двух сторон переводится в русло конкурентных и кооперативных процессов, что не исключает проявления в их отношениях разногласий и противоречий, но характер их выражения, способ достижения целей обусловливаются уже нормативными рамками. Отношения между участниками конфликта институализируются на новом уровне, обретают упорядоченную и более предсказуемую форму. Выделяют три группы методов поиска мирного выхода из конфликта: а) методы, направленные на предотвращение насильственной стадии развития конфликта: ранняя диагностика и выявление причин конфликта (создание широкой сети государственных и негосударственных консультационных служб, важная роль системы образования, СМИ); б) методы, направленные на разрешение противоречий, вызвавших конфликт (правильно организованное общение между социальными группами, находящимися в конфликте, специальные встречи, дискуссии); в) методы, направленные на снижение уровня противостояния сторон (перевод конфликта в рациональный план так, чтобы участники конфликта либо стремились к разным целям, либо нашли общие интересы). Существует четыре способа разрешения конфликта: 1) соглашение в результате совпадения мнений всех сторон; 2) соглашение в соответствии с законодательной или моральной волей внешней среды; 3) соглашение, навязанное одной из сторон конфликта; 4) застарелый конфликт теряет свою актуальность, разрешается сам собой.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |