Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Участники международных отношений




 

Современная политическая наука рассматривает в качестве ос­новных участников (акторов) международных отношений

· суверен­ные государства,

· межгосударственные объединения и

· международ­ные (правительственные и неправительственные) организации.

Важ­нейшим признаком государства как участника международных отношений является государственный суверенитет.

Суверенитет означает, что данный социальный субъект не признает в отношении себя никакой другой власти, кроме собственной, никаких других обязательств, кроме тех, которые были взяты им на себя доброволь­но или под воздействием объективных обстоятельств.

Следует различать понятия государственного и национального суверенитета.

Национальный суверенитет - совокупность прав нации, позволяющая ей сохранять свое существование, национальную самобытность и обеспечивать благоприятные условия для своего развития. Для достижения национального суверенитета не обяза­тельно образовывать национальное государство.

Национальный суверенитет может быть реализован в таких формах, как нацио­нально-культурная автономия, федеративное или конфедеративное государственное устройство.

Наряду с отдельными национальными государствами в между­народных отношениях принимают участие также различные коали­ции государств, блоки, интеграционные группировки, т.е. межгосу­дарственные объединения, участники которых не теряют своей са­мостоятельной роли в системе межгосударственных отношений. В межгосударственном объединении могут возникать специальные механизмы для координации внешнеполитического поведения его участников. Функции таких механизмов состоят как в простом об­мене информацией, так и в согласовании отдельных элементов внеш­неполитической идеологии, политики и стратегии на международ­ной арене, в совместной разработке и совместном осуществлении внешнеполитических акций.

В прошлом основным видом межгосударственных объединений были коалиции, создававшиеся, как правило, лишь для подготовки и ведения военных действий. После Второй мировой войны сложи­лись различные военно - политические союзы: НАТО, ОВД, СЕАТО, СЕНТО, АНЗЮС и некоторые др. Большинство этих союзов распа­лось еще в ходе «холодной войны», а Варшавский договор прекра­тил свое существование после ее окончания. Сохранился лишь Североатлантический договор - НАТО, но эта организация в современных условиях меняет стратегию и приспосабливает функ­ции к новой международной действительности, одновременно рас­ширяя число своих членов.

Сегодня возрастает значение интеграционных группировок ино­го характера, ярким примером которых может служить Европей­ское сообщество, преобразовавшееся в ходе экономической и поли­тической интеграции в Европейский союз. Фактически и СНГ на сегодняшний день представляет собой межгосударственное объ­единение, правда, аморфное, с неясными перспективами.

Близким, но не тождественным понятию «межгосударственное объединение» является понятие «международная организация». Международные организации во второй половине XX столетия стали важным фактором международных отношений.

Основные призна­ки международной организации следующие:

· объединение государств на основе организационно-правового единства его членов;

· объединение, образованное в силу межгосударственного со­глашения - учредительного акта - для достижения провозглашен­ных целей;

· объединение, осуществляющее в соответствии с учредитель­ным актом и другими правилами организации установленные функ­ции и полномочия в международном общении через посредство своих органов и выступающее во взаимоотношениях с государства­ми-членами, с государствами - нечленами и другими субъектами международного общения от своего имени.

Положение о том, что международная организация выступает исключительно от своего имени, во-первых, отражает тот факт, что она проявляет тем самым свою волю, во-вторых, позволяет отличать международную организацию от наднациональной, организации.

Каждая международная организация - это форум государств - участников межгосударственных отношений, где проходят интен­сивные переговоры по общим и специальным вопросам, изыскива­ются пути решения спорных вопросов между ними, устанавлива­ются и развиваются их отношения.

Международная организация относительно самостоятельна: она вступает в межгосударствен­ные отношения от своего имени, представляет все участвующие в ней государства в собственных решениях, в заключаемых ею меж­дународных договорах и соглашениях с другими государствами или международными организациями.

Подобная организация меж­государственного характера признается субъектом международ­ного права. Как субъект межгосударственных отношений, а, следо­вательно, и международного права международная организация призвана играть конструктивную роль в упрочении международ­ной законности, укреплении взаимопонимания, развитии взаимо­выгодных отношений между государствами, решении спорных воп­росов, поддержании мира и безопасности. Такая роль междуна­родной организации делает ее важным элементом системы межгосударственных отношений как отношений мира и мирного сосуществования.

Международные организации отражают объективную тенден­цию усиления взаимосвязи и взаимозависимости всех явлений и процессов в современных межгосударственных отношениях. Бу­дучи порождением таких объективных закономерностей развития межгосударственных отношений, как мирное сосуществование государств, международное разделение труда, интернационализа­ция мирохозяйственных и иных связей государств, международ­ные организации в свою очередь оказывают влияние на реализа­цию данных закономерностей, создавая для этого благоприятные условия.

Вместе с тем международные организации действуют и разви­ваются, подчиняясь собственным законам. К их числу, в частности, можно отнести необходимость соответствия структуры и принци­пов создания и деятельности международных организаций обще­признанным принципам и нормам международного права, целесо­образность функционирования именно в той области междуна­родных отношений, рамки которой определены уставом данной организации.

В научной литературе предлагается несколько принципов классификации международных организаций. При этом наиболее суще­ственным является их деление на межгосударственные и неправи­тельственные (т.е. на основе характера членства). Наряду с этим делением существует целый ряд международных организаций смешанного типа. В них участвуют как правительства или государ­ственные ведомства, так и общественные организации и индивиду­альные члены.

Особое место в современном мире, несомненно, принадлежит Организации Объединенных Наций. Созданная в 1945 г., ООН замышлялась как универсальный инструмент поддержания всеоб­щего мира и безопасности. Однако начавшаяся в период «холод­ной войны» конфронтация между крупнейшими державами, их попытки использовать ООН в собственных интересах подорвали эффективность деятельности этой организации в целом. В новых условиях возродилась надежда на то, что цели и задачи, провозгла­шенные Уставом ООН в момент ее создания, не будут больше просто декларацией.

В структуре ООН можно выделить следующие, наиболее значимые:

- ЮНЕСКО, занимающаяся проблемами развития науки и культуры,

- ЮНЕП, в задачи которой входит разработка и осуществление мер по защите среды обитания,

- МАГАТЭ, решающее вопросы предотвращения распростра­нения ядерного оружия и вопросы развития атомной энергии в мирных целях;

- Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО)и др., которые занимаются вопросами экономического сотрудничества и развития.

К наиболее крупным регио­нальным международным организациям можно отнести следующие:

- Европейский союз (ЕС),

- Содружество независимых государств (СНГ),

- Организация аме­риканских государств (ОАГ),

- Организация африканского един­ства (ОАЕ),

- Азиатско-тихоокеанский экономический совет (АПЕК),

- Организация «Исламская конференция» (ОИК) и др.

Любые внутриобщественные явления превращаются в объект межгосударственных политических отношений лишь тогда, когда они опосредованно становятся предметом внешней политики госу­дарств, воплощаются во внешнеполитические цели, внешнеполити­ческую деятельность.

Отделить собственно политические отношения государств, ина­че говоря, отношения по поводу конкретно-исторических проблем - в отличие, например, от экономических, научно-технических, куль­турных и т.д. - весьма трудно, а порою невозможно. Всякое такое «отделение» носит условный характер и предполагает постоянный учет реального взаимодействия собственно политических проблем с другими.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.