Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Власть, осуществляемая государством, - стержень политики





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Благодаря этой власти осуществляется управление обще­ством, поддерживается его целостность и единство. Именно поэтому политику определяют как регулятивную сферу обще­ства, обеспечивающую согласование интересов различных социальных групп, управление общественными делами, достиже­ние общих целей.

Во-вторых, если есть власть, дающая огромные права тем, кто ее осуществляет, то неизбежно возникает борьба за право осуществлять эту власть. Эта борьба может иметь различные виды и формы, она может быть неявной и открытой, ведущей­ся в рамках закона и насильственной, в ней могут участвовать небольшие группы, а могут вовлекаться и массы. Эта особен­ность политики позволяет говорить о ней как о сфере конку­ренциии даже конфликтов между различными социальными и политическими силами в борьбе за влияние, за власть.

Теперь, когда мы знаем особенности политики как сферы социальной жизни, становится понятным, что определение по­литики как борьбы между классами или определение политики как регулятивной сферы общества не являются взаимоисклю­чающими. Авторы этих определений просто делают акценты на различные стороны этого сложного явления. Вместе с тем, научное определение политики исключает предельно широкое толкование термина, когда политикой обозначаются все виды влияния или власти в обществе.

В-третьих, вступая в политические властные отношения или вовле­каясь в политическую борьбу, люди создают особыеполити­ческие структуры - институты, организации, отношения. Парламент, правительство, политическая партия, избиратель­ное право - вот лишь некоторые из структур, существующих в поле политики. Политические структуры устойчивы, они мо­гут воспроизводиться в действиях многих поколений людей. Например, парламент в Англии существует с XIII в.

Вступая в политические взаимодействия и формируя поли­тические структуры, люди постепенно вырабатывали символы, понятия, суждения, ценности, идеи, с помощью которых они объясняли мир политики, оценивали политические события, действия руководителей государства, судили о справедливом и несправедливом государственном устройстве, рассуждали о смысле политики, о её назначении, её роли в достижении всеобщего блага и т.п. Так, в виде научных знаний о политике, мифов, ценностных суждений, идеологий формировалась по­литическая культура общества.



Политические структуры и политическая культураобъек­тивны, т.е. люди, занимающиеся политической деятельностью, вынуждены считаться со сложившимися в обществе полити­ческими институтами, они должны соотносить свои действия с принятыми в обществе политическими нормами, прислуши­ваться к общепринятым мнениям и суждениям о политике, присоединяться к тем или иным группам. Именно это свойство политики влиять на людей, их сознание и поведение позволяет рассматривать ее как объективную реальность.

Но, с другой стороны, политика - это не только нормы политической жизни, институты, организации, представления, идеалы, идеологии, но и люди, которые принимают законы, подписывают распоряжения, карают непокорных, борются за влияние на массы, ходят на политические митинги, голосуют за тех или иных лидеров. Люди, вовлеченные и вовлекаемые в водоворот политической жизни, как правило, обладают раз­личным политическим опытом, имеют несовпадающие инте­ресы и ценностные ориентации, разные устремления и жела­ния, они различаются по темпераменту, характеру и т.д.

Индивидуальные особенности делают поведение людей в политике необычайно разнообразным, не сводимым к воспро­изводству ранее сложившихся норм и правил политического взаимодействия. Каждый человек действует в политике исхо­дя из того, как он сам понимает сложившиеся обстоятельства, какие лично у него сформировались установки, представления о том, как надо решать ту или иную проблему, какой делать выбор. Вот почему можно говорить, что политика - это не только объективная реальность, но и субъективная деятель­ность людей.

Итак, политика - это особая сфера социальной жизни, сложившаяся в обществе по мере возникновения и развития политических властных отношений, предназначенных для поддержания целостности общества, регуляции социальных взаимодействий, и существующая в виде устойчивых струк­турных образований (политических институтов, организаций, политических норм и ценностей), но не сводимая к ним.

По­литика - это также конкретные действия и взаимодействия.

Второй аспект рассмотрения политики связан с ее интерпрета­цией как способа совокупной и индивидуальной активности социальных субъектов, вида человеческой деятельности и социального поведения. Именно в этом ракурсе М. Вебер анализирует политику как предприятие и профессиональную деятельность её субъектов, занимающихся политической деятельностью «по случаю», «по со­вместительству» и «профессионально».

Что же касается третьего аспекта, то уже Аристотель определяет политику как высший вид человеческого общения. Французские ис­торики периода Реставрации и марксисты трактуют политику как отношения классов по поводу государственной власти. В XX в. раз­рабатываются концепции «конфликта - консенсуса», характери­зующие политику как тип конфликтных отношений и социальных взаимодействий.

Для анализа политического феномена некоторые ученые прибе­гают к более удобным и адекватным понятиям, выделяя используе­мые в английском языке категории «polity», «policy», «politics», ко­торым в русском языке нет емких понятийных аналогов.

С понятием «polity» связывают институциональное измерение по­литики, установленное конституцией, правом, традициями в форме парламентов, правительств, судов и т.д.

Понятие «policy» увязыва­ется с нормативной ипостасью политического в форме политичес­ких потребностей и интересов, политических ценностей и целей, политических программ и доктрин (здесь все направлено на уясне­ние технологии принятия политических решений).

И, наконец, с по­нятием «politics» связано процессуальное истолкование политичес­кого, когда речь идет о процессе политического волеизъявления, имеющего интеллектуальные, волевые, оценочные и социально - психологические формы.



В структуре политики выделяются форма, содержание и процесс (отношения).

Форма политики - это её организационная структура (государ­ство, партии и т.д.), а также нормы, законы, придающие ей устой­чивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей.

Содержание политики выражается в её целях и ценностях, в мо­тивах и механизмах принятия политических решений, в проблемах, которые она решает.

В политическом процессе находит отражение сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, проявление и осуществление отношений различных социальных групп, организаций и индивидов.

Политика может осуществляться на нескольких уровнях:

1. Низший (местный) уровень включает решение местных проблем (жилищные условия, школа, университет, общественный транспорт и т.п.). Политическая деятельность на этом уровне осуществляется в основном отдельными индивидами, однако часть вопросов может решаться местными ассоциациями.

2. Локальный (региональный) уровень требует государственного вмешательства. Наиболее активно политика осуществляется группами и ассоциа­циями, заинтересованными в экономическом развитии своего ре­гиона.

3. Национальный уровень занимает центральное место в теории политики, что определяется положением государства как основного института распределения ресурсов.

4. Международный уровень, на котором основными субъектами политической деятельности выступают суверенные государства.

Роль политики как особой сферы общественной жизни обуслов­лена тремя ее свойствами:

- универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать на практически любые стороны жизни, элементы общества, отношения, события;

- вклю­ченностью, или проникающей способностью, т.е. возможностью безграничного проникновения и, как следствие,

- атрибутивностью (способностью сочетаться с неполитическими общественными яв­лениями, отношениями и сферами).

Многообразны и функции политики, характеризующие основ­ные направления воздействия политики на общество (схема 2).

 

 

Схема 2. Функции политики

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.