Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы государственного устройства

 

Под государственным устройством понимается внутритеррито-риальнаяорганизация (структура) государства.

Форма государственного устройства зависит от исторических условий образования и существования государства, традиций, сте­пени территориальной и этнической общности в государстве и т.д. В конечном счете форма государственного устройства отражает степень централизации или децентрализации государственного управления, соотношение центра и мест.

В настоящее время встречаются следующие формы государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация.

Унитарное государство - единое государственное образова­ние, разделенное на административно-территориальные едини­цы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладаю­щие политической самостоятельностью. Для такого государства характерно наличие единых представительных, исполнительных и судебных органов власти, единое гражданство и единая право­вая система. Административно-территориальные единицы, од­нако, самостоятельны в хозяйственной, социальной и культур­ной сферах. Унитарными государствами являются, например, Франция, Польша, Португалия, Украина и др.

Для унитарного государства характерны следующие признаки: единая конституция, единая правовая система, единая система высших органов государственной власти и управления, единое гражданство, единство судебной системы, деление на административно территориальные единицы, статус органов управления в которых определяется общегосударственными правовыми нормами, подчинение этих органов центральным. В зависимости от степени централизации можно выделить несколько разновидностей унитарных государств:

1) выборные местные органы отсутствуют, функции управления осуществляют назначаемые из центра чиновники;

2) есть местные выборные органы управления, но они поставлены под контроль назначаемых представителей центра;

3) выборные местные органы самоуправления косвенно контролируются центром;

4) в государстве существует определенная автономия для отдельных территорий, включающая внутреннее самоуправление и ограниченное право издания законодательных актов по вопросам местного значения.

Такая автономия не меняет унитарного характера государства, однако может рассматриваться либо как особая, переходная форма от унитаризма к федерализму, либо как попытка совмещения и уравновешивания позитивных сторон унитаризма и федерализма.

Практическим выражением данных тенденций является регионализм, наиболее полно реализованный в развитии государственного устройства Италии и Испании, где основы регионализма заложены демократическими конституциями, принятыми в Италии в 1947 г и в Испании в 1978 г. Но прошли годы, прежде чем положения конституций были осуществлены на практике. В отличие от государств, в которых отдельные автономные образования созданы по различным основаниям, в том числе с учетом компактно проживающих национальных групп (Аланские острова в Финляндии), в Италии и Испании автономия предоставлена всем административно-территориальным образованиям. В Италии таких областей 20, и них 5 обладают более широкими полномочиями и их статус утвержден конституционным законом республики. В Испании автоном­ных образований 17, некоторые из них (исторические регионы - Страна Басков, Галисия, Каталония) тоже имеют более широкие полномочия.

Как и в федеративном государстве, регионам принадлежит законодательная и исполнительная власть (при сохранении единой, централизованной судебной системы). Они формируют законодатель­ные собрания и коллегиальные исполнительные органы. В консти­туции содержится перечень вопросов, по которым регионы могут издавать местные законы, что напоминает размежевание компетен­ции между федерацией и ее субъектами. В областях есть особые акты-статуты, которыми определяется их организация. Это еще не конституции, но и не обычные правовые акты. Статуты разрабаты­ваются и принимаются органами законодательной власти облас­тей.

В то же время по ряду признаков регионализм близок к унита­ризму. Так, в областях отсутствуют конституции, а их статуты под­лежат утверждению конституционными законами. В регионы назначается правительственный комиссар, который визирует акты законодательных органов регионов. Он может отказать в визе, что напоминает институт административной опеки в унитарном госу­дарстве. Правительство вправе при определенных условиях распус­тить законодательный орган региона. Изменение границ между автономными образованиями также осуществляется актами цент­ральной власти и т.д. Региональный подход имеет несомненные плюсы, обеспечивая, в частности, сочетание необходимой централизации в государстве с обширными правами территорий. Но есть и минусы, поскольку регионализм может выйти за пределы унитарно­го принципа, не превратившись в федерализм со свойственными ему институтами сохранения единства государства, т.е. он спосо­бен вызвать сепаратизм и чреват распадом государственности.

Значительная часть автономных образований создана по историко-географическому признаку (большинство областей Италии, острова Мадейра и Азорские в Португалии и др.), а по националь­но-территориальному признаку - некоторые автономные образо­вания в Испании и бывшем СССР.

Историко-географические и национальные признаки сочетают автономии Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии в рамках Ве­ликобритании. Согласно акту об унии 1707 г. Шотландия получила право на собственную правовую и судебную систему, свою (пресви­терианскую) церковь, специальное представительство в обеих пала­тах национального парламента. В 1980-е гг. в Шотландии и Уэльсе были созданы законодательные ассамблеи, взявшие на себя часть полномочий центральной власти (сельское хозяйство, образование, туризм).

Федерация - союзное государство, в которое входят состав­ные единицы (республики, земли, штаты, кантоны и т. п.), на­деленные определенными, иногда весьма ощутимыми правами, сопоставимыми с правами центра. Для федерации характерно наличие двух уровней власти (федеральной и местной), а также двойной правовой системы, двухпалатного парламента, пред­ставляющего (попалатно) интересы субъектов федерации и общенациональные интересы в целом.

Идея федеративного государства восходит к Древней Греции и Риму. В обоих случаях федерализм выражался в объединении независимых городов-полисов перед лицом внешней военной угро­зы. Известно, что Рим сначала был просто центром Латинской фе­дерации и лишь со временем, благодаря военной мощи, превратился в политическое средоточие огромной централизованной империи.

Сегодня примерно девятая часть государств мира является фе­дерациями, это США, Российская Федерация, Канада, Швейцария, ФРГ, Австрия, Аргентина, Бразилия, Индия, Австралия и др. Для федера­тивного государства характерны следующие признаки:

- федерацию составляют государственные образования (штаты в США и Австралии, земли в ФРГ и Австрии, кантоны в Швейцарии, провинции в Канаде и Бельгии, республики в Югославии и бывшем СССР и др.), являющиеся ее субъектами и имеющие собственный круг властных полномочий;

- субъекты федерации не обладают полным суверенитетом не­смотря на его формальное провозглашение в некоторых федераци­ях (Российская Федерация);

- наряду с общефедеральной конституцией и законами действуют конституции и законы субъектов федерации при верховенстве об­щефедеральных;

- помимо законодательных, исполнительных, судебных органов федерации имеются такие же органы субъектов федерации, при этом проводится (по-разному) разграничение компетенции в сфере зако­нодательства и управления между федерацией и ее субъектами;

- в федеральном парламенте обеспечивается в разных формах представительство субъектов федерации (как правило, палата пред­ставительства субъектов);

- еще один возможный признак - наличие двойного гражданства.

Субъект федерации, как правило, лишен политического суверенитета, то есть права са­мостоятельного выхода из состава федерации. В России парла­ментом является Федеральное Собрание Российской Федера­ции, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государст­венной Думы РФ. Образование единиц федерации может осуществляться как по административному принципу (США, ФРГ), так и по национальному (Россия, Индия). История показывает, что федеративное устройство государств, сформированное по национальному признаку, часто оказывается весьма неустойчи­вым. Здесь очень сильны центробежные тенденции. Построен­ная таким образом федерация способна разрушиться, как только ослабевает власть центра или скрепляющая общество идеология.

Конфедерация - государственное правовое объединение (со­юз) юридически независимых государств. Цель подобного объе­динения - проведение единой политики, решение совместных задач в области экономики, обороны, транспорта и т.п. Для проведения согласованной политики создаются совместные ор­ганы управления. Однако решения данных органов вступают в силу только после утверждения их парламентами государств, входящих в состав конфедерации. Страны такого союза - само­стоятельные субъекты международного права. В современной истории примеров конфедераций немного. Среди них - ОАР (Объединенная Арабская Республика - союз Сирии и Египта, 1958-1961 гг.), Сенегамбия (Сенегал и Гамбия, 1982-1989 гг.) и некоторые другие.

Швейцарская конфедерация фактически яв­ляется федерацией, так как кантоны Швейцарии добровольно передали функции обороны, дипломатического представитель­ства и другие в ведение центральных органов этого государства. Конфедерация, пожалуй, - самая неустойчивая из всех форм государственного устройства в силу слабого характера взаимо­связей и отсутствия сколько-нибудь серьезной ответственности сторон за самостоятельные действия, а также возможности в любой момент выхода из состава конфедеративного союза.

В последние десятилетия мир переживает очевидную тягу к мирному сосуществованию, объединению и интеграции самых различных стран, к тесному не только военному, но политиче­скому и экономическому сотрудничеству. Примером может слу­жить новая объединенная Европа с такими мощными интегра­ционными составляющими, как Совет Европы, Европейская парламентская ассамблея, бестаможенные и безвизовые грани­цы, единая валюта (евро). Пример европейских государств от­крывает пути к дальнейшему широчайшему и перспективному сотрудничеству между государствами различных континентов. Добровольное объединение в рамках такой новой интеграции способствует изживанию фактического неравенства государств мира, их более быстрому развитию.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эволюция государства. Каковы перспективы дальнейшего существо­вания и развития государства? | Формы правления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.