КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государство и общество
В античные времена и Средневековье исследователи политики и государства не ставили себе задачу выделения общества и государства в отдельные категории. Тогда сама жизнь и мироощущение людей характеризовались целостностью и нерасчлененностью на отдельные сферы. В условиях отсутствия независимых от государства социальных институтов большинство житейских проблем решались на политическом уровне, общество отождествлялось с государством, а социальные отношения - с политическими. Возможно, поэтому Аристотель утверждал, что «человек по природе своей есть существо политическое». Хотя такое утверждение подходит не для каждого человека и не для любого общества. Необходимо отметить, что подобное отождествление (подмена понятий) социального и политического в той или иной мере существует и в тоталитарных государствах. Так, в период сталинизма в СССР невыполнение работником планового задания могло квалифицироваться как умышленный подрыв экономики страны, стильная одежда - как пропаганда буржуазного образа жизни и т. д. Иными словами, любой социальный, производственный или бытовой вопрос мог рассматриваться как политический с соответствующими выводами и последствиями. Первые попытки вычленения политического как особой сферы деятельности были предприняты Н. Макиавелли. Он считал возникновение государства делом рук человека, а не божьим промыслом, утверждал, что политическое состояние общества характеризуется определенными отношениями между людьми, между правителем и подданными. Более четкое вычленение гражданского общества из сферы политического происходит в теории общественного договора. Суть этой теории заключается в том, что для установления и поддержания порядка и стабильности в обществе граждане заключают общественный договор, отказавшись от части своих естественных прав и передав их в ведение государства. Таким образом, в результате конфликтных и договорных отношений между большими социальными группами, между обществом и государством возникают политические отношения. Общественный договор ограничивает права каждого члена общества, но взамен гарантирует мир и безопасность в обществе. В своей теории общественного договора Т. Гоббс во многом упростил причины возникновения государства, но суть взаимоотношений общества и государства им подмечена достаточно точно - это частичное ограничение прав каждого в обмен на общую безопасность. В то же время «ограничение прав» граждан и «наделение властью» государства, по мнению Т. Гоббса, не должно быть чрезмерным. В реальной жизни государство как институт управления всегда стремится к возможно большему контролю над обществом. Это обусловлено самой структурой политического управления, в основе которого лежат властные отношения - господство и подчинение. И чем жестче структура соподчинения, чем прямолинейней вертикаль власти, тем проще механизм управления. Поэтому государство стремится, насколько это возможно, придать обществу свои структурные формы. Если государству удается подчинить своей власти все иные социальные институты, возникают абсолютные монархии и тоталитарные режимы, которые структурируют общество по своему образу и подобию. Общество в лице представителей определенных социальных слоев и классов стремится, насколько это возможно, ограничить пределы полномочий государства. Для этих целей создаются различные органы контроля за деятельностью государства. В России в различные исторические периоды существовали такие органы ограничения государственных полномочий, как вече, Боярская дума, Святейший Синод, Государственная дума и др. В период формирования гражданского общества для ограничения пределов полномочий государства и регламентации поведения всех граждан общества появляется специальный свод законов - конституция. Доконституционный этап развития общества и государства считается традиционным. Наиболее типичным воплощением такого типа государства является монархия. Пределы властных полномочий традиционного государства определялись спонтанно, в зависимости от расстановки политических сил в обществе и государстве. С возникновением конституционных норм создаются правовые рамки, регламентирующие деятельность государства и общества. Пределы полномочий государства значительно сужаются и одновременно расширяются пределы компетенции негосударственных институтов и организаций. Таким образом, формируются условия для возникновения гражданского общества и правового государства. Конституция служит законодательной базой, общественным договором, на основе которого строятся взаимоотношения общества и государства. Конституция (от лат. constitution - устройство, установление) представляет собой свод законов (основной закон), в котором зафиксированы принципы политического, социально-экономического и общественного устройства страны. В конституции закрепляются также принципы и механизмы образования и функционирования государственных органов, политических и общественных организаций и институтов, права и обязанности граждан. Однако наличие конституции еще не является гарантией того, что в обществе будут соблюдаться права и свободы граждан, а государство будет действовать в строгом соответствии с принятыми законами. После 1918 г. в России конституции принимались в 1925, 1937, 1978 и 1993 гг., но от этого наша страна не стала более демократической. Напротив, самые жестокие (сталинские) репрессии пришлись на период действия наиболее демократической (по содержанию) Конституции РСФСР 1937 г. Объективности ради следует сказать, что и во многих других странах со времени принятия конституции до возникновения правового государства и гражданского общества проходили многие десятки и даже сотни лет. 5.8. Правовое государство и гражданское общество
Конституция является нормативно-правовой базой, на основании которой строятся взаимоотношения между гражданским обществом и государством. Идея правового государства имеет длительную историю и занимает важное место в политических учениях прошлого. Мысль о господстве закона в жизни народа, общества, государства родилась как противовес самовластию и произволу личности правителя. Еще древнегреческий философ Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Сходные взгляды развивались другим выдающимся древнегреческим философом Аристотелем: «Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем...». Таким образом, уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. Довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей, когда в государстве господствуют право, закон. Однако возникновение целостной концепции правового государства относится к концу XVIII - началу XIX в., к периоду становления буржуазного общества, когда в исторически прогрессивных политических теориях осуществлялась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, абсолютистских и полицейских режимов, утверждались идеи гуманизма, принципы свободы и равенства всех людей, неотчуждаемость прав человека, решительно отвергались узурпация публичной политической власти и её безответственность перед людьми и обществом. Правовое государство - вид демократического государства, действующего только в рамках принятых и единых для всех законов, уважающего и защищающего права и свободы граждан. Социальной базой правового государства являются свободные граждане, составляющие гражданское общество. В традиционном и тоталитарном государствах общество беспрекословно подчиняется политическому режиму. Правовое государство предполагает наличие не только «хороших» и «правильных» законов, но и определенный уровень развития граждан, которые соблюдают существующие законы и способны «заставить» государственные институты действовать в рамках принятых законов. Для правового государства характерны: • наличие развитого гражданского общества; • правовое равенство всех граждан и гарантированность законных прав и свобод; • всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и институты; • взаимная ответственность государства и личности, равенство сторон перед законом; • суверенитет народа, признание того, что народ является основным источником власти, а государственная власть носит представительный характер; • реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Гражданское общество - это общество, состоящее из свободных граждан, способных защищать свои права и интересы. Для координации совместной деятельности и защиты индивидуальных и общественных сфер жизни граждане входят в добровольно сформированные негосударственные институты гражданского общества. Такие институты придают организованный целенаправленный характер участию индивидов в общественной жизни. Они создают множество центров власти в различных сферах общества (экономической, политической, социальной и др.) и тем самым ограничивают всевластие государства. Во взаимодействии общество - государство первичным является общество. Во-первых, потому что общество возникло задолго до появления государства. Во-вторых, государство производно от общества, а не наоборот. Именно граждане через свои общественные структуры формируют государственные органы власти, которые, по сути, выполняют роль наемных управляющих (менеджеров). Произвол государства и его органов в отношении индивидов или общества в целом возникает, если этот произвол терпят сами граждане. Предполагается, что в условиях гражданского общества все государственные органы находятся под жестким общественным контролем и любые нарушения прав и свобод граждан со стороны государства строго пресекаются. Основными признаками гражданского общества являются: • разграничение компетенции государства и общества, независимость институтов гражданского общества от государства в рамках их компетенции; • демократия и плюрализм в политической сфере; • рыночная экономика, основу которой составляют негосударственные предприятия; • экономика, основанная на индустриальных и постиндустриальных технологиях; • социальную основу гражданского общества составляет средний класс - это экономически, политически, социально независимые от государства граждане, имеющие возможности и способности обеспечить себя сами; • в правовой сфере тесное взаимодействие с правовым государством. Приоритет прав и свобод индивида перед интересами государства; • идеологический и религиозный плюрализм; • свобода слова и средств массовой информации. Гражданское общество является самоорганизующейся и саморазвивающейся системой, в которой преобладают горизонтальные (невластные) связи и отношения. В государстве же преобладающими являются вертикальные связи. В основе функционального взаимодействия гражданского общества и правового государства лежит принцип единства и борьбы противоположностей. С одной стороны, они как бы противостоят друг другу, с другой - невозможны друг без друга. Гражданское общество и правовое государство возникают на определенной стадии развития человеческого общества. Для их возникновения необходим определенный уровень экономического, политического и социального развития и соответствующий уровень политической культуры. 5.9. Социальное государство
Правовое государство может обеспечить своим гражданам политические права, индивидуальную безопасность и свободу предпринимательской деятельности. Однако оно не гарантирует полную социальную обеспеченность и достойное существование каждого члена общества. В любом обществе существует определенная категория граждан, которые по тем или иным причинам не в состоянии воспользоваться имеющимися возможностями. Существует такое понятие, как экономическая зависимость (экономическое принуждение), когда те или иные социальные слои находятся в тяжелых материальных условиях. Важно подчеркнуть, что правовое государство не только провозглашает права и свободы, но и создает разветвленный механизм социально-правовой защищенности человека. В целом механизм обеспечения прав и свобод человека - это система взаимосвязанных форм и средств (нормативных, конституциональных и процессуальных), обеспечивающих надлежащую защиту и реализацию определенных прав и соответствующих обязанностей. Что касается функций правового государства, то необходимо иметь в виду, что они не остаются неизменными, а трансформируются и наполняются новым содержанием по мере развития самого правового государства. Важным этапом в этом направлении является формирование правового социального государства. В этой связи следует указать, что на ранних этапах буржуазного развития понятие правового государства, в соответствии с идеями либерализма означало, прежде всего, ограничение его вмешательства в экономику и обеспечение личной свободы индивида в распоряжении собственностью, в рыночной стихии. На данном этапе речь шла в основном о защите личностных (гражданских) и политических прав. Это было первое поколение прав человека, реализующих так называемую негативную свободу и обязывающих государство воздерживаться от вмешательства в сферы, регулируемые этими правами. Однако реализация идей либерализма, провозглашавшего формальное равенство всех людей, на практике привела к резкому расслоению общества, обогащению немногих и обнищанию широких масс трудящихся. В этих условиях формируется второе поколение прав человека (так называемые позитивные права), связанных с борьбой граждан за улучшение своего экономического положения, за социальные права и повышение культурного статуса. Для реализации позитивных прав требуется не отстранение государства, а напротив,- его организующая, координирующая и иная деятельность, необходимо определенное вмешательство в экономику и т.д. Но в таком случае государство должно быть социальным. Понятно, что функции этого государства (экономические, социальные, культурные, правоохранительные) значительно видоизменяются. Например, в экономике от позиции невмешательства социальное правовое государство переходит к определенному регулированию с целью смягчить отрицательные последствия для общества рыночной стихии. Идея социального государства была выдвинута немецким ученым Лоренцем фон Штайном во второй половине XIX в. Он писал, что социальное государство «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве». В 1930 г. немецкий ученый Герман Геллер ввел понятие «социальное правовое государство». В разных определениях социального государства, даваемых в западной и отечественной литературе, подчеркивается, что это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Историческая практика формирования правового социального государства в развитых западных странах (США, Германии, Англии, скандинавских странах и др.) позволяет сделать некоторые выводы об условиях, необходимых для формирования социального государства. Во-первых, социальное государство зарождается и формируется не спонтанно, а на основе целенаправленной политики. Во-вторых, необходимыми предпосылками становления социального государства в любой стране выступают правовое, преимущественно конституционное, закрепление частной собственности, принципов смешанной экономики рыночного типа, социальной и политической свободы и демократии в форме правового государства, наличие развитой системы гражданского, трудового, экономического и другого законодательства. В-третьих, так как сущность правового государства выражается в обеспечении всеобщего блага и блага отдельного человека, то это обусловливает общие принципы устройства и деятельности такого государства, а именно: открытость государственной власти, ее демократизм и либерализм, приверженность гражданскому миру и социальному согласию, социальной справедливости и солидаризму, предоставление всем равных возможностей, широкая социальная защита населения. В западной политологии выделяют три основных типа социального государства: консервативный, либеральный, социал-демократический. Разграничение этих типов осуществляется на основе следующих индикаторов: 1. Масштабность защиты от стихийных рыночных сил и недостаточного (низкого) уровня доходов населения. 2.Масштабность социальных прав и социальной поддержки наиболее уязвимых и бедных социальных групп населения. 3.Удельный вес частных (негосударствнных) ассигнований (расходов), направленных на страхование, пенсионное обеспечение, медицинскую страховку и иные социальные нужды населения и соотношение этой доли с официальными выплатами из бюджета. 4.Масштабы индивидуального или коллективного финансирования социальных программ и нужд, включая индивидуальные и коллективные вклады людей в социальном государстве. 5.Масштабы, в которых система социального обеспечения дифференцирована и организована по различным профессиональным группам и группам социального риска, включая социальные риски, связанные с безработицей, старостью, болезнями и др. 6. Емкость фондов перераспределения социальной политики, складывающихся из налоговых поступлений и поступлений в фонды социального страхования от предпринимателей и предприятий. 7. Масштабы гарантий и обеспечения полной занятости населения. Перечисленные индикаторы позволяют классифицировать разныетипы социального государства, а также увидеть вполне осязаемые и эмпирически измеряемые отличия либерального, консервативного и социал - демократического типов социального государства руг от друга. В табл. 5.1 приводятся различия типов по всем семи индикаторам. Таблица 5.1. СРАВНЕНИЕ ЛИБЕРАЛЬНОГО, КОНСЕРВАТИВНОГО И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
К числу основных принципов социального государства относятся: • принцип свободы - человек может заниматься любым видом законной деятельности, не опасаясь экономического и внеэкономического принуждения; • принцип справедливости - недопущение значительного имущественного и социального расслоения между людьми. В социальном государстве признается нормальным расхождение в доходах между 10 % наиболее бедных и 10 % наиболее богатых граждан (децильный коэффициент), не превышающее 1:8; • принцип солидарности - практическое выражение сострадания к жертвам несправедливости, т. е. оказание им всемерной поддержки; • принцип социальной защиты - гарантии экономической и иной обеспеченности каждому гражданину страны. Социальное государство - это государство, проводящее активную социальную политику, направленную на обеспечение достойного жизненного уровня всему населению страны. За счет перераспределения материальных благ социальное государство создает доступные всем гражданам системы здравоохранения, образования и социального обеспечения. Значительные средства выделяются на поддержание малоимущих и неимущих слоев населения. В таком государстве социальная политика является одним из приоритетных направлений. Социальная политика возникает в результате взаимодействия институтов власти и гражданского общества по поводу установления определенных социальных гарантий. Если узкий круг чиновников решает проблемы социально незащищенных граждан и определяет размеры социальных выплат, то это не социальная политика, а администрирование. Необходимой материальной предпосылкой возникновения социального государства является высокий экономический уровень развития общества и, в частности, доход на душу населения. Кроме того, социальное государство должно заботиться о росте образовательного (профессионального) уровня своих граждан и о вовлечении их в процесс общественного производства. Критериями оценки социального государства является также уровень развития общественного здравоохранения и общая продолжительность жизни населения. Многие развитые страны Запада в состоянии обеспечить каждому нуждающемуся своему гражданину или человеку, имеющему вид на жительство, определенный прожиточный уровень и другие социальные гарантии. Эти страны считаются социальными государствами. В социальном государстве, как и в любом другом, существуют свои «социальные» проблемы. Относительно высокий жизненный уровень и гарантированные социальные пособия малообеспеченным гражданам и негражданам привлекают в развитые страны мира значительное число мигрантов из слаборазвитых стран, которые в большинстве своем не могут адаптироваться в новых условиях. Весной 1981 г. начались стычки молодежи из иммигрантских общин с полицией в ряде британских городов; начиная с сентября 1981 г. подобные беспорядки стали происходить и во Франции, а затем и в Германии. Но, пожалуй, самым масштабным и разрушительным по своим последствиям стал бунт иммигрантской молодежи, вспыхнувший осенью 2005 г. в предместьях Парижа, который затем перекинулся на другие города Франции и на другие страны «благополучной» Европы (Бельгию, Германию, Италию и др.). Только в предместьях Парижа за две недели погромов были сожжены несколько тысяч автомобилей, десятки людей получили ранения (один из них скончался), сотни погромщиков арестованы полицией. В 2007 г. произошли новые погромы, хотя и не столь масштабные, как в 2005 г. Либерализация миграционного законодательства способствовала тому, что рабочие-мигранты стали полноправными гражданами страны пребывания и получили возможность перевезти в эти страны свои многочисленные семьи, которые селились компактно на окраинах городов и не желали (или не могли) адаптироваться и смешиваться с основной частью граждан. Такое «обособление» обусловлено тем, что мигранты являются не только представителями иной культуры и религии, но и другой (в основном традиционной) цивилизации. Их менталитет не предполагает индивидуальную обособленность, индивидуальную инициативу и ответственность. Большинство семей бывших мигрантов живут значительно беднее основной части граждан. Это обусловлено не только тем, что они меньше зарабатывают, но и тем, что они, как правило, многодетны. Парадокс социального государства заключается и в том, что мало зарабатывающим и безработным гражданам с экономической точки зрения выгодно иметь многодетные семьи. Ведь каждый рожденный ребенок - это дополнительное социальное пособие. Поэтому анклавы социальной напряженности в странах Запада растут в геометрической прогрессии. Например, если в 2000 г. доля европейцев (белых) в Лондоне составляла 72%, то по прогнозам на 2050 г. она снизится до 45 %. Относительно высокие социальные выплаты способствуют тому, что в обществе появляется социальный слой так называемых профессиональных безработных, которые предпочитают жить за счет других. При этом «благотворителям» завидуют и ненавидят их по определению (Ф. Ницше), и их же винят в своей неспособности (нежелании) самоутвердиться. Итак, социальные государства Запада в результате недальновидной политики аккумулировали в себе целый «букет» противоречий. Наряду с естественными для любого общества противоречиями экономического неравенства и статусной иерархии возникли цивилизационные, социокультурные, этнические, религиозные противоречия и др. Все они, «накладываясь» друг на друга, создают дополнительные очаги социальной напряженности.
5.10. Проблемы социального государства в современной России
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Однако говорить о том, что наше государство обеспечивает достойную жизнь своих граждан, к сожалению, не приходится. Данная конституционная норма носит декларативный характер и не отражает существующих реалий. Для подтверждения сказанного проведем сравнительный анализ дефиниций социального государства с российской действительностью. 1. Чтобы считаться социальным, государство должно быть экономически развитым. В России ВВП в расчете на душу населения в 2006 г. составлял всего 3410 долл. (69-е место в мире), тогда как в таких государствах (считающихся социально ориентированными), как Люксембург - 56 230, Норвегия - 52 030, Швейцария - 48 230 долл. Зато по количеству долларовых миллиардеров Россия в 2008 г. вышла на второе место в мире (после США), что не соответствует масштабам экономики нашей страны. По итогам 2012 года их число составило около полутора сотен, а столица Москва заняла первое место в мире по числу проживающих там сверхбогачей, оставив позади даже самый богатый город мира Нью-Йорк. 2. В социальном государстве, как уже говорилось, имущественное и социальное расслоение (децильный коэффициент) не должно превышать соотношения 1: 8. В России расхождение в доходах, по одним расчетам, составляет 1: 25, по другим - 1: 40 (в Москве 1: 60). Реальное соотношение определить весьма сложно из-за того, что 40 % российской экономики находится в «тени». 3. Значительные различия в доходах между отдельными территориями. Так, если в Москве средняя заработная плата в 2007 г. составляла примерно 18 тыс. руб., то в таких регионах, как Ингушетия, Калмыкия, Карачаево-Черкесия и др. - 1,5 - 2 тыс. руб. 4. В России целые социальные слои и профессиональные группы получают заработную плату, размеры которой не превышают прожиточного минимума. Минимальный размер оплаты труда в стране более чем в три раза ниже официально признанного прожиточного уровня. За чертой бедности живут более 30 % россиян. Работающие нищие - это нонсенс для социального государства. По мнению специалистов, развитие отечественной экономики тормозит низкая заработная плата работников, доля которой от стоимости производимой продукции составляет в среднем по стране 15 - 17 % против 40 - 60 % в развитых странах. Один час работы в России стоит в 25 раз меньше, чем в Дании, и в 20 раз меньше, чем в США. 5. Большинство социальных пособий, выплачиваемых нуждающимся российским гражданам, значительно ниже прожиточного уровня. Поэтому в стране, по разным подсчетам, насчитывается от 8 до 12 % нищих - людей, находящихся на грани биологического выживания. 6. Средняя продолжительность жизни российских мужчин составляет 57 - 58 лет, женщин – 70 - 72 года, что примерно на 10 - 15 лет меньше среднеевропейской. Смертность в стране значительно (почти в 2 раза) превышает рождаемость. 7. Более 60 % россиян нуждаются в улучшении своих жилищных условий, но лишь около 10 % имеют финансовые возможности купить себе квартиру или дом. 8. В России при населении около 143 млн. человек более 110 различных льготных категорий граждан. При этом льготами пользуются и весьма состоятельные (по российским меркам) граждане: депутаты, министры и т. д. Абсурдность такого положения для социального государства вполне очевидна. Во-первых, льготников не может быть больше, чем трудоспособных и эффективно работающих в общественном производстве граждан. Во-вторых, в категорию льготников не должны входить сравнительно обеспеченные граждане, которые к тому же сами определяют количество и размеры «необходимых» им самим льгот. 9. Пожалуй, главное несоответствие нашей страны стандартам социального государства западного типа заключается в преобладающем патернализме сознания россиян. Патернализм низов дополняется патернализмом верхов - правящего класса. В отличие от социального государства, в котором преобладают политические и социальные методы управления социальной сферой (предполагающие договорные отношения между социальными субъектами), в России доминируют административные методы. Правящий класс сам определяет, как, кому и в каких объемах расходовать общественные ресурсы, периодически «одаривая» основную часть зависимого населения очередной незначительной прибавкой к заработной плате или пенсии и, безусловно, не забывая себя. Такое положение дел, позволяющее держать в экономической и политической зависимости большинство россиян, вполне устраивает правящий класс. Можно сказать вполне определенно, что правящему классу и многочисленному чиновничеству выгодно иметь значительное число льготных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке. Чем больше детских домов, приютов для обездоленных, тюрем и колоний с ограниченными в своих правах людьми и т. п., тем больше «армия» тех, кто распределяет (и разворовывает) общественные ресурсы. Кроме того, правящему классу проще манипулировать социально зависимыми людьми. Поэтому консолидация граждан (не подданных), формирование гражданского общества и истинного социального государства не входит в планы правящего класса России. Выход из создавшегося положения видится в ускоренной («догоняющей») модернизации страны и развитии социальной сферы. Во второй половине 2005 г. по инициативе Президента РФ Правительство РФ разработало программу приоритетного развития четырех «национальных проектов»: жилье, образование, здравоохранение, сельское хозяйство. На их реализацию предусмотрено выделить более 500 млрд. руб. За прошедшие годы уже достигнуты определенные успехи в осуществлении этих проектов, однако для качественного улучшения жизни большинства россиян требуются коренные изменения в социальной политике. Таким образом, сказанное выше позволяет сделать вывод, что Россия, в которой даже большинство работоспособных граждан не имеют возможности обеспечить себе достойную жизнь, не может считаться социальным государством. Что же касается общей концепции социального государства (западного типа), то в условиях глобализации и конфликтного противостояния цивилизаций она переживает глубокий кризис и требует серьезного переосмысления.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 3932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |