Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование деятельности партий

 

Закреплению роли и повышению значения политических партий в политической системе общества способствовал процесс их институализации. Основным средством институализации деятельности партий являются различные нормативно-правовые акты (статьи о политических партиях в конституциях, законы о политических пар­тиях, законы о финансировании и деятельности партий, избира­тельные законодательства и др.).

Современное законодательство о политических партиях содержит весьма подробную регламентацию по вопросам, касающимся

- требований, предъявляемых к програм­ме и внутреннему уставу политических партий;

- условий возникно­вения партии и прекращения ее деятельности;

- прав и обязанностей партии.

Почти во всех странах разрешается свободное образование и деятельность политических партий. Ограничивается их создание в том случае, если партия преследует цели или использует средства, квалифицируемые как преступление, или если партия ставит цель ликвидировать существующий конституционный строй.

Среди объектов правовой регламентации политической партии особое место занимает ее финансовая деятельность. Имеются три основные группы финансовых источников политических партий:

-собственные средства партий,

-частное финансирование и

-государ­ственное финансирование.

Из собственных средств партий (вступительные и членские взносы; отчисления от жалования членов партии, занимающих по­литические посты; доходы от имущества и предпринимательской де­ятельности) регламентируются лишь доходы от имущества и пред­принимательской деятельности. В отдельных странах имеются строгие ограничения (например, Закон о политических партиях Словакии 1993 г. запрещает партиям быть собственниками имуще­ства, находящегося за рубежом, партии Египта и Эфиопии не имеют права заниматься какой-либо коммерческой или производ­ственной деятельностью).

Однако в большинстве стран регламентация носит общий характер (партии могут быть собственниками только такого имущества, которое необходимо им для осуществле­ния своей деятельности, и им разрешено заниматься деятельнос­тью, которая непосредственно связана с их уставными целями и за­дачами), что имеет и свою оборотную сторону, а именно: зачастую партии, активно участвуя в предпринимательской деятельности, на­лаживая контакты с финансово-промышленным капиталом, оказы­ваются втянутыми в политическую коррупцию.

Частное финансирование, основными источниками которого яв­ляются добровольные пожертвования физических и юридических лиц, подвергаются детальной регламентации в большинстве стран (исключение составляют немногие государства, например Вели­кобритания). При этом определяются легальные источники частно­го финансирования (запрещено финансирование из-за рубежа, ко­торое рассматривается, как вмешательство во внутренние дела го­сударства).

С целью исключить подчинение партий интересам отдельных групп финансового и промышленного капитала, в ряде стран (например США, Израиль) запрещены любые пожертвова­ния частных юридических лиц (обществ, фирм и т.д.). Устанавлива­ются лимиты нецелевого (пожертвования вносятся в партийную кассу не для финансирования какой-либо определенной деятель­ности партии) и особенно целевого (пожертвования вносятся для финансирования конкретной деятельности, например избиратель­ной кампании) финансирования.

В настоящее время в большинстве стран осуществляется государственное финансирование политических партий, начало кото­рому было положено в 50-60-х гг. Правовой основой государст­венного финансирования политических партий стало конституци­онное признание партий в качестве важнейшего института, игра­ющего большую роль в организации государственной власти. Такое признание обязывает государство содействовать партиям наиболее эффективно осуществлять свои функции.

Существует прямое (общее и специальное), связанное с выплатой субсидий из государственного бюджета, и косвенное (предоставление бесплат­ного эфирного времени, места для публикаций и заявлений партий в средствах массовой информации и др.) государственное финан­сирование.

Основные положения правового статуса политических партий, общественно-политических движений и иных общественных объ­единений России закреплены в Конституции Российской Федера­ции 1993 г. и в Федеральном законе «Об общественных объедине­ниях» (апрель 1995 г.).

В качестве одной из основ конституционного строя в Конституции закреплена многопартийность (ч. 2, ст. 13), что означает не только возможность существования ряда партий с различными программа­ми (идеологический плюрализм, ч. 1, ст. 13), но и равноправие всех созданных и действующих в соответствии с законом партий.

Согласно ст. 30 Конституции РФ, политические партии создают­ся свободно, без каких-либо разрешений, на учредительном съезде или конференции партии. Членство в партии добровольно и никто не может быть принужден к вступлению в нее или лишен возмож­ности выхода из нее. Свобода вступления в политическую партию ог­раничена законом для некоторых должностных лиц (судей, военнос­лужащих).

Запрещены создание и деятельность партий, цели и дей­ствия которых направлены на насильственное изменение основ кон­ституционного строя и нарушение целостности российской государ­ственности, подрыв безопасности государства, создание вооружен­ных формирований, разжигание социальной, национальной, религи­озной розни.

Действующим законодательством не допускается со­здание и деятельность организационных структур политических пар­тий в органах государственной власти (кроме представительных), в государственных учреждениях и на предприятиях, в вооруженных силах, органах госбезопасности и правоохранительных органах.

В Федеральном законе «О политических партиях» № 95-ФЗ (2001 г.) также признаются политическое многообразие, многопартийность. Государство гарантирует равенство политических партий перед законом и обеспечивает соблюдение прав и законных интересов политических партий.

В нем предусматриваются жесткие условия для официального существования и регистрации политических партий (наличие количества членов - не менее 10 тыс.). Стимулом к развитию многопартийности в обществе будет служить государственная финансовая поддержка партий прошедших в парламент. В этом случае речь может вестись о создании в ближайшей перспективе нескольких относительно крупных партий и многопартийной системы западно - европейского типа.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функции политических партий | Структура и типы политических партий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.