Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности и функции политической идеологии

Читайте также:
  1. Float average_value(int, int); // Прототип функции
  2. I. Место и роль МПВО в советском военном строительстве. Структура и функции МПВО к началу Великой Отечественной войны.
  3. I. Особенности национальной деловой культуры
  4. II. Вехи развития политической мысли
  5. II. ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА.
  6. III. ОСОБЕННОСТИ НАПАЛМОВЫХ ОЖОГОВ
  7. VII.2. Основные особенности восприятия.
  8. Административно-правовые отношения и их особенности.
  9. Административное принуждение и его особенности.
  10. Алгоритм разложения функции в ряд Тейлора
  11. Александр I добивался ликвидации любой революционности и установления тотального контроля над обществом и стабилизации политической ситуации.
  12. Аналитическое получение дискретной передаточной функции из непрерывной с помощью ZOH



Политическую идеологиючасто называют ядром политического сознания. Аналогия с физическим миром здесь не случайна: по­добно тому как практически вся масса атома приходится на его ядро, так и в политическом сознании основная «тяжесть» идей и концепций сосредоточена в идеологиях. Именно они разрабатывают концептуальные политические схемы, объясняют и оправдывают возникающие политические коллизии, проявляют и рационализируют смутные и неопределенные политические «чувства» народных масс.

Центральное положение идеологий в структуре политического сознания изначально обусловлено рядом отличительных особенностей их формирования и функцио­нирования, к которым обычно относят:

целостность, систематичность представленного в идеологии знания, использование средств познания теоретиче­ского уровня;

• появление на свет в результате деятельности идеологов, профессионалов интеллектуальной деятельности (стихий­но, «сама собой» идеология не складывается);

• изначальную нацеленность на изменение или закрепление существующих политических отношений и институтов;

обусловленность интересами различных социальных групп (классов, слоев, сословий, элит и пр.);

апелляцию к целям и ценностям общественной жизни в качестве одного из главных аргументов;

• склонность к некоторой лакировке действительности.

Большинство отмеченных особенностей идеологии доста­точно очевидны и не требуют комментариев, за исключением последней. Данная неординарная особенность функционирова­ния идеологии вызвана к жизни двумя обстоятельствами.

(1) Идеология - это взгляд на социум с позиций определен­ной социальной группы, преследующей свои интересы. Но в условиях идеологической конкуренции с другими социальными группами возникает большой соблазн обнаружить в мыслях и действиях соперников скрытые, корыстные мотивы, далекие от искреннего стремления к «чистой» истине. Поэтому любая кри­тика «своей» идеологии рассматривается прежде всего как про­явление предвзятости, ангажированности критикующей стороны интересами явно вненаучного порядка.

Так, марксизм, напри­мер, сомнение в истинности своих идей нередко истолковывал как стремление буржуазии извратить реальное положение дел в интересах сохранения своего господства.

Либерализм любую критику в свой адрес подает как попытку покушения на неот­чуждаемые права и свободы индивида и т.д. Такой способ защи­ты «идейной чистоты» в пропагандистском плане достаточно эффективен, однако, делая идеологию маловосприимчивой к критике, он уменьшает ее шанс на объективное воспроизведе­ние реальности. Идеологи начинают видеть в последней то, что они хотят увидеть, то, что «разрешается» видеть идеологически­ми постулатами.



(2) Идеология стремится переустроить, преобразить мир в соответствии с определенным идеалом, она всегда нацелена в будущее. А будущее должно быть прекрасно. Ведь когда любой из нас пытается представить себе свое индивидуальное будущее, оно непременно бывает выдержано в «розовых», благополучных тонах. Идеология делает то же самое, только на социально-групповом уровне.

Мечты индивидуальные сбываются чаще, чем общественные. Коммунизм ли или «свобода - равенство - братство» - этим конечным целям наиболее популярных идеологий еще не суж­дено было реализоваться. Да от них, впрочем, этого всерьез и не требуется, их главное назначение - дать социальный ориентир, побудить массы людей к практическому действию.

А для этого данный «ориентир» должен быть немного приподнят, возвышен над реальностью. Защищать, к примеру, «жизненные интересы нации», «идеалы свободы и демократии», «конституционный порядок» и прочее благороднее и почетнее, чем просто контро­лировать какие-либо ресурсы вроде нефти и газа, хотя послед­нее в современных условиях как раз и является в большинстве случаев подлинной основой первого. Это, конечно, не означает, что все выдвигаемые идеологиями цели иллюзорны или лице­мерны, просто такова специфика выполнения идеологией своих главных задач и функций.

К числу ведущих функций политической идеологии относятся:

целеобразующая- формулировка целей общественного развития, придающих смысл и обоснование притязаниям социальных групп на власть;

программно-практическая- перевод теории в практику: разработка конкретных программ, средств, методов дос­тижения власти и ее использования;

интегративная - сплочение, формирование единства со­циальной группы;

мотивирующая - побуждение людей к политической ак­тивности;

коммуникативная - формирование особого языка политического общения - знаков, символов, ритуалов, по ко­торому приверженцы идеологии идентифицируют своих сторонников и отделяют «чужаков».

К основным функциям идеологии можно также отнести

познавательную –способствует осмыслению и познанию политической реальности;

аксиологическую (ценностную) – утверждает ценности определенного класса, социальной группы;

пропагандистскую –способствует распространению определенных взглядов и идей;

апологетическую (защиты политического имиджа власт­вующей элиты) и др. Таково в целом назначение идеологий в современном мире.

К наиболее влиятельным идеологиям современности приня­то относить либерализм, консерватизм, социализм и национализм. Все они имеют давние исторические традиции и ныне это разветвленные комплексы идей, принципов, установок, составляющие основу программ и стратегий различных политических сил. Данные системы воззрений оказываются настолько мощными, что фак­тически перешагивают формальные рамки собственно полити­ческой сферы и превращаются в своеобразные типы или спосо­бы мышления, определяющие отношение людей ко всему окру­жающему миру. Приведем их краткие характеристики.

9.3. Идеология либерализма

Либерализм (Liberalism) от лат. Liberalis - касающийся свободы, идеологическая ориентация и политическое движение, провозглашающее свободу индивида во всех областях жизни как условие развития общества; поддерживающее в экономике - свободу частного предпринимательства и конкуренции; поддерживающее в политике - правовое государство, парламентскую демократию, расширение политических и гражданских прав и свобод.

Брокгауз и Ефрон указывали, что либерализм - это направление в политике, противоположное консерватизму, стремление к реформам и организации государства и общества на началах свободы личности, свободы от притеснений, налагаемых церковью, деспотизмом власти, полицейской регламентацией, обычаями и т. д.

Политический либерализм нашел классическое выражение во французской «Декларации прав человека и гражданина», где были установлены основы гражданских свобод: народный суверенитет, личная неприкосновенность, свобода совести и мысли, слова и печати, гражданское равенство.

Либерализм отстаивает начала народовластия и конституционных ограничений против абсолютизма, местное самоуправление против бюрократической централизации, равенство граждан против сословных привилегий, участие общества в отправлении правосудия и проч.

Истоки либеральной идеологии отчетливо прослеживаются в английской и француз­ской политической философии XVII-XVIII вв. Идеи выдающихся мыслителей эпохи Просвещения - Джона Локка, Томаса Гоббса, Шарля Монтескье, Жан-Жака Руссо, Адама Смита, французских энциклопедистов - и составили ос­нову либеральной доктрины. В ней можно выделить три кон­цептуальных постулата, вокруг которых концентрируется все богатство и разнообразие либеральной мысли:

(1) безграничная вера в возможности человеческого разума, в его способность рационально осмыслить и переустро­ить общественную жизнь на «разумных» началах;

(2) концепция естественных, неотчуждаемых прав и свобод человека;

(3) требование полной свободы рынка и конкуренции в экономической и социальной сферах, невмешательства го­сударства в экономику.

Таким образом, исходным базисом либеральной идеологии можно считать признание безусловной свободы индивидаво всех возможных формах - гражданской, политической, религиозной, нравственной и пр. Человек - независимое, ответственное и ра­зумное существо, которое вправе самостоятельно определять свою судьбу без обязательного внешнего (государственного, цер­ковного и т.д.) контроля. При этом либерализм вовсе не стремит­ся утвердить ничем не ограниченную, анархическую по сути сво­боду каждого человека делать все, что ему заблагорассудится.

Важнейшим достоинством либерального образа мышления стало понимание необходимости обеспечения и регулирования преде­лов свободы индивида. Это составило суть второго, более широ­кого круга идей и концепций, вошедших в общую доктрину ли­берализма. К ним относятся:

• идея договорного характера отношений между государст­вом и индивидом (теория общественного договора);

• концепция гражданского общества как неполитической части социума, сферы индивидуальной и общественной активности, не подлежащей вмешательству со стороны государства (новизна этой идеи заключается в том, что не государство определяет и структурирует жизнь общества, а, наоборот, общество, свободно развиваясь, создает для осуществления некоторых своих функций обслуживаю­щую его организацию - государство, которое существует лишь для того, чтобы защищать человека от насилия со стороны других людей или групп и расширять рамки осуществления индивидуальной свободы; при этом носителем государственного суверенитета, источником политической власти являются не правители, а сам народ, нация в це­лом);

• концепция правового государства, базирующегося на принципах категорического соблюдения прав и свобод индивида, верховенства закона и разделения властей;

• идея изначального равенства возможностей самореализа­ции индивида и равных прав в достижении своих целей и интересов;

• отождествление свободы с частной собственностью, кото­рая трактуется как гарант и мера свободы;

• признание основополагающего значения и разработка принципов конституционализма, парламентаризма и де­мократии;

• признание принципа плюрализма во всех сферах общест­венной жизни - политической, социальной, культурной, религиозной и пр.

Таковы основные принципы классического либерализма, рожденного эпохой буржуазных революций и сформировавшего остов системы ценностей раннебуржуазного общества, центром которого стали индивидуализм и свободная конкуренция.

Со­держание либеральной доктрины этой эпохи было достаточно революционно: признавалось, что дефекты «естественного со­стояния» общества могут быть исправлены его разумной организацией.

В сфере политики либерализм возник как реакция на авторитарные режимы. Либералы стремились ограничить права наследственной власти, установить институты парламентского правления, расширить круг лиц, имеющих право голоса, и обеспечить гарантии гражданских свобод. Такого рода меры рассматривались одновременно и как реализация политической свободы, и как средство достижения экономических реформ, на которых настаивали либералы.

В экономической области либерализм был реакцией на вмешательство государства в решение экономических вопросов. Либералы выступали за свободную конкуренцию внутри страны и свободу торговли между различными странами. С их точки зрения, частное предпринимательство, действующее на рынке согласно принципу конкуренции, является прямым выражением фундаментальных экономических свобод и источником политической свободы.

Идеи своеобразной социальной инженерии и в самом деле способствовали кардинальному обновлению общественных порядков XVIII - начала XIX в. Однако столь радикальным ли­берализм был недолго. Как выяснилось ближе к XX в., следова­ние базовым принципам либерализма почему-то никак не при­ближало к социальной гармонии и справедливости, а скорее наоборот - вело ко все более резкому экономическому и соци­альному расслоению общества, что автоматически ставило ли­берализм с его требованием свободной конкуренции в положе­ние доктрины, обслуживающей интересы привилегированных слоев.

Такая ситуация заставила идеологов этого направления пе­ресмотреть отдельные принципы классического либерализма. Суть пересмотра - в признании большей позитивной роли го­сударства в социальной и экономической жизни, расширении его регулирующих функций.

Позаимствовав у социал-демократии идею социальной справедливости, неолибералыпри­нялись разрабатывать системы и механизмы государственного регулирования экономики, провоз­гласили необходимость осуществления государством широко­масштабных социальных программ в целях поддержки мало­обеспеченных слоев населения. В их работах зазвучали идеи де­мократизации управления производством, необходимости ши­рокого участия масс в политическом процессе и т.д.

В целом коррекция идей классического либерализма приме­нительно к реалиям XX в. оказалась достаточно успешной. Наи­более заметные достижения социально-политического реформаторства прошлого столетия («Новый курс» Ф. Рузвельта в 30-е годы в США, строительство «государства всеобщего благо­состояния» в 50-60-е годы в Западной Европе) были в значи­тельной степени вдохновлены именно идеями неолиберализма (или социального либерализма). Однако позже, в 70-80-е годы, когда прояснились существенные негативные последствия уси­ленной государственной регламентации в экономической и со­циальной сферах, популярность неолиберальной идеологии по­шла на спад. Появились программы возрождения идей класси­ческого либерализма (либертаризм), усилилось влияние главного конкурента либерального мышления - идеологии консерватизма.





Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 125; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.158.21.160
Генерация страницы за: 0.007 сек.