Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеология социализма

 

Идеи, родственные социалистическому учению, «бродят по Европе» вот уже 2,5 тыс. лет. «Намеки» на социализм можно найти уже у Платона в его учении о государстве, в христианстве (всеобщее равенство), в утопических учениях Томаса Мора (1478-1535), Томмазо Кампанеллы (1568-1639). Облик же идеологии эти идеи начинают при­нимать в XVIII - начале XIX в., когда их пытаются воплотить в конкретные политические программы: коммунистический «заго­вор равных» Гракха Бабёфа (1760-1797) в 1796 г. во Франции и развернутые модели желательного общественного устройства Анри де Сен-Симона (1760—1825), Шарля Фурье (1772-1837), Роберта Оуэна (1771 - 1858).

По Брокгаузу и Ефрону, социализм - это система народного хозяйства, при которой орудия производства, то есть земля и капитал, являются общей собственностью всех трудящихся; труд и производство, а равно распределение продуктов труда организованы таким образом, что эксплуатация одних членов общества другими становится невозможной: все трудящиеся при равных обязанностях и равных правах участия в общественном труде облечены равными правами в пользовании плодами своего труда.

Брокгауз и Ефрон различали три направления, различающиеся по форме осуществления социалистического идеала: 1) социализм в тесном смысле или коллективизм, 2) коммунизм и 3) анархизм.

В системах коллективизма нормируются размеры дохода, который каждый может получать от своего участия в общественном производстве (сами размеры могут быть неодинаковы для участников); область же потребления предоставлена в свободное распоряжение каждого члена общества.

При коммунистическом строе отсутствует категория личного дохода от труда. Все трудящиеся, независимо от размеров и интенсивности своего участия в общественном труде, имеют равное и свободное право участия в потреблении. Каждому из продуктов общего труда выдается по его потребностям или всем предоставляются равные доли в потреблении.

Обе эти системы - и коллективизм, и коммунизм, признают необходимость планомерной организации общественного труда и производства, причем организация эта должна иметь более или менее принудительный характер, то есть общественная власть должна иметь силу охранять и осуществлять установленный ею порядок производства независимо от усмотрения отдельных лиц.

Третье направление - анархизм, по своим задачам (обеспечение экономической равноправности и уничтожение эксплуатации человека человеком) общее с двумя вышеназванными, отличается от них в том, что анархизм безусловно отрицает принудительную организацию общественного труда и производства и признает возможным осуществление конечного идеала социализма посредством совершенно свободного сотрудничества людей.

Государственный социализм (State socialism) - в социалистических странах - тип общественного устройства, характеризующийся государственной собственностью на средства производства и централизованной политической властью, осуществляемой партийно-государственным аппаратом.

Демократический социализм (Democratic socialism) - концепция сочетания социалистического устройства общества с демократическими формами политической жизни. Демократический социализм провозглашает свободу, равенство, социальную справедливость и солидарность.

Этический социализм (Ethic socialism) - теория, обосновывающая социалистический идеал, исходя из нравственных принципов, и утверждающая, что переход к социализму может осуществляться путем нравственной эволюции человечества, достигаемой в результате выявления «идеи социализма», присущей людям, независимо от их социальной принадлежности.

Христианский социализм (Christian socialism) - направление социальной мысли, стремящееся совместить положения христианства с идеями социализма. Христианский социализм выводит социалистические идеи из мировоззрения ранних христиан.

Утопический социализм (Utopian socialism) - концепции социального устройства, основанные на утопии идеального бесклассового общества.

Коммунизм (Communism, от лат. Соmmunis - общий) - в марксизме -
идеальное общество, характеризующееся общественной собственностью на средства производства, соответствующей высокоразвитым производительным силам и обеспечивающей всестороннее развитие личности, ликвидацию классов, общественное самоуправление, реализацию принципа: от каждого по способностям - каждому по потребностям.

Наиболее внушительное и последовательное развитие идеи социализма получили в марксизме, в учении Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). Это учение пре­тендовало на статус строгой теории, в которой выявлены зако­ны исторического развития, однозначно указывающие на неиз­бежность движения истории в сторону социализма и коммуниз­ма (социализм в данном случае рассматривался как первая ста­дия коммунистического общества).

К. Маркс и Ф. Энгельс смогли создать очень цельную, содержательную, логически стройную концепцию общественного развития, достаточно про­сто и наглядно переводившуюся на язык политических целей и программ. Ключевые положения марксизма хорошо известны. Центральное место среди них занимают три радикальные цели-требования:

- социалистическая революция, - диктатура пролета­риата, - установление общественной собственности на средства производства.

Именно по ним до сих пор идентифицируют мар­ксистский социализм. Следует отметить, что марксистская идеология была первой в истории теоретической концепцией, которая открыто объяви­ла, что она защищает интересы определенного класса. (Правда, сами К. Маркс и Ф. Энгельс предпочитали свои построения идеологией не называть, считая, что идеология - это ложное, иллюзорное сознание. Для своих убеждений они выбрали тер­мин «коммунистическое мировоззрение».)

Создатели этого уче­ния были уверены, что их историческое предназначение - дать рабочему движению теоретически выверенную стратегию, опре­делить четкие конечные цели политической борьбы рабочего класса. И у такой уверенности, в общем, были серьезные основа­ния - европейское рабочее движение второй половины XIX в. в целом благодарно восприняло идеи марксистской идеологии и развивалось в тот период в основном под ее флагом.

Однако в конце XIX в., когда социалистическое движение уже достигло серьезных политических успехов (были созданы и окрепли социал-демократические партии, демократизировалось избирательное право и пр.), в нем произошел идеологический раскол, связанный с разным видением способов завоевания по­литической власти пролетариатом.

Сторонники плавного, «эво­люционного» пути вхождения во власть, поэтапного осуществ­ления реформ для достижения целей социализма — Эдуард Бернштейн (1850-1932), Карл Каутский (1854-1938) - пересмотрели наиболее радикальные требования марксизма (типа обязательной диктатуры пролетариата), хотя при этом и сохра­нили общие социалистические лозунги. Это движение в XX в. оставило за собой название социал - демократического.

Наиболее же ортодоксальные защитники революционного духа марксизма, обвинив эволюционистов в ревизии идей Мар­кса, занялись организацией новых, коммунистических рабочих партий, которым было суждено сыграть значительную роль в истории XX в. Многие из них смогли получить власть и попы­тались построить новое, коммунистическое общество. Неудача коммунистического эксперимента в странах так называемого реального социализма заставила критически оценить содержа­ние марксистско-ленинской (коммунистической) идеологии.

Правда, противники марксистской идеологии утверждают, что эта неудача - лишь следствие невер­ного решения исходной, базовой проблемы - соотношения планово-централизованного и рыночно - саморегулирующегося начал в общественной жизни. Выбор планово-централизо­ванной экономики влечет за собой необходимость столь же цен­трализованной, жесткой политической власти. Последняя неиз­бежно скатывается в тоталитаризм, а в нем в свою очередь воз­можна только одна, разумеется, «единственно верная» идеология.

У идеологии социал-демократии судьба оказалась более сча­стливой. Изначальный реформистский уклон этого варианта социалистической идеологии со временем только усиливался, и в конце концов из составленных на его основе политических программ полностью выветрились основополагающие постулаты марксизма - диктатура пролетариата, уничтожение частной собственности и пр.

Целью социал-демократов был объявлен демократический социализм, предполагающий длительный про­цесс постепенных, не ограниченных во времени социальных преобразований. Идея классовой борьбы была заменена кон­цепцией социального партнерства, приверженность принципу консенсуса при решении спорных проблем привела к задаче поддержания равновесия между трудом и капиталом.

Главным же достижением социал-демократической политической теории и практики стало создание в Западной Европе системы соци­ального государства (ФРГ, страны Скандинавии), один из важ­нейших приоритетов которого - социальная защищенность тру­дящихся. Пик политических успехов социал-демократов и их идеологии приходится на 60-70-е годы XX в. С накатом неоконсервативной волны 80-х они уходят в тень. Да и распад системы социализма, с которой они имели хотя и отдаленное, но все же идеологическое родство, также понизил рейтинг идеологии социал-демократизма.

9.6. Идеология национализма

 

Националистические идеологии разрабатываются и поддерживаются теми политиче­скими силами, которые надеются получить политические (а также экономические, социальные и пр.) преимущества от воз­ведения национальной принадлежности в ранг основной ценно­сти. Это могут быть и целые народы, отстаивающие свою на­циональную независимость и самобытность, и политические элиты, стремящиеся к повышению своего статуса (как в случае распада СССР).

Национализм (Nationalism) - идеология и политика, трактующие нацию как основу самостоятельного государства и высшую форму общественного единства. Национализм - гипертрофированная форма национального сознания, провозглашающая идеи национальной исключительности, замкнутости, превосходства.

Национализм - специфическое состояние сознания этноса и социально-психологических ориентации людей, а также сопряженные с ними идеология, теория и социальная практика. Суть национализма составляет проповедь собственной национальной выделенности и (или) исключительности, с необходимостью дополняемая недоверием к чужим (конкретно определяемым) этническим общностям и (в крайних проявлениях) - отказом им в праве на существование. Национализм типичен для цивилизаций, чья культура организована осевой оппозицией: «Мы - Они».

Национализм возникает как реакция этноса на деструктивные воздействия внешней среды (экономические, социальные и политические процессы, инородные этнические воздействия).

Национализм как политический принцип воплотился в процессах образования национальных государств, распада империй и отделения колоний от метрополий. Таким образом национализм как «фактор влияния» превзошел и мировые религии докапиталистических обществ, и государственные образования имперского типа Нового времени.

Сначала национализм противостоял христианству и космополитизму, затем - интернационализму и империализму. В рамках мононациональных государств национализм может варьироваться от изоляционизма (Албания 1960-1980-х) до экспансионизма («японская модель»).

В зависимости от исторической судьбы, численности, специфики доминирующих в его границах способов деятельности, степени различия его культурных норм с соседями и т. д. - реакция этноса (так называемый «градус» национализма) может кардинально изменяться.

Национализм выступил, в частности, ответной реакцией многих этнических общностей на усиливающийся общемировой процесс интернационализации.

Идеология национализма устанавливает также приоритет национальных ценностей перед личностными, приоритет государственности перед любыми иными формами социальной самоорганизации этноса, приоритет мифологизируемого национального прошлого и желаемого будущего перед настоящим, приоритет «культурной» и «народной» самобытности перед установками «бескорневой» интеллигенции.

Для индивида в условиях кризиса традиционных общественных институтов этнос - наиболее устойчивая и комфортная группа ближнего общения, а национализм - самый доступный психологический выход из состояний подавленности, стресса.

Неизбежно недооценивая всю сложную систему созданной этносом хозяйственной, политической, духовной культуры, результаты многочисленных межэтнических взаимопроникновений (в том числе и генетических), имевших место в исторической судьбе данного народа, национализм абсолютизирует этническую замкнутость, ведущую к застою, упрощению и упадку данной национальной культуры.

Политические движения, инициируемые националистическими идеологиями, не поддаются однозначной оценке. Они могут иметь как созидательно-охранительный характер, когда проти­востоят угрозе потери национальной самобытности, так и раз­рушительный - когда в них берут верх идеи этнической исклю­чительности и превосходства, приводящие в конечном счете к усилению национальной розни и открытым конфликтам.

Отметим также, что, как ни печально, но проповедь исключительности, безусловного превосходства характеристик тех или иных социальных групп также может быть связующей нитью многих идеологических форм, которые все еще находят сторон­ников: таковы фашизм, расизм, религиозный фундаментализм и пр.

В таких идеологических образованиях очень мало собст­венно идейного содержания, но очень много предложений ра­дикальных способов решения всех социальных проблем разом - насилие, террор, агрессия и т.д. Это своеобразные «идеологии отчаяния», социальной базой которых могут выступать любые социальные группы, попавшие силой исторических обстоя­тельств в бедственное, критическое положение, из которого не видно достойного выхода. Поэтому, к сожалению, опасность возрождения таких идеологий не уходит в прошлое, она сущест­вует везде, где разрастаются социальные и политические кризи­сы, с цивилизованной регулировкой которых современное об­щество справляется далеко не всегда.

Традиционно консерваторы считаются правыми, националисты - ультра-правыми, социалисты - левыми, коммунисты - ультра­левыми, а либералы, в зависимости от социальной составляющей их политических программ, тяготеют либо к правым (классический либерализм), либо к левым (социальный либерализм).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Идеология консерватизма | Современная идеологическая ситуация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.