Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи, организационная структура, режимы функционирования Всероссийской службы медицины катастроф




Основные понятия и определения

Введение.

Технические средства обучения

Литература

ЛЕКЦИЯ

Тема № __ Задачи, организационная структура и органы управления Всероссийской службы медицины катастроф

Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф

Лечебный факультет

УНИВЕРСИТЕТ имени И.М.СЕЧЕНОВА

 

УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф профессор, д.м.н., чл.-корр. РАМН И.М.Чиж   «___»____________2013 г.

 

 

для студентов лечебного, медико-профилактического, стоматологического

и фармацевтического факультетов

 

 

Обсуждена на заседании кафедры «__»______________2013 г. Протокол №____

 

 

Москва 2013

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п Учебные вопросы Время (мин)
  Введение  
1. Основные понятия и определения  
2. Задачи, организационная структура, режимы функционирования Всероссийской службы медицины катастроф  
3. Задачи, организационная структура, режимы функционирования службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации  
4. Организация взаимодействия Всероссийской службы медицины катастроф  
  Заключение  
Всего:  

ОСНОВНАЯ

1. Левчук И.П., Третьяков Н.В. Медицина катастроф. Курс лекций. Учебное пособие для студентов. – ГЕОТАР-Медиа, 2013. – 240 с.

2. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова. - М.: Высшая шко-ла, 2009. — 616 с.

3. Чумаков Н.А. Безопасность жизнедеятельности и Медицина катастроф. Учебное пособие для студентов. – СПб.: Стратегия будущего, 2006.- 247 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2. Положение о Всероссийской службе медицины катастроф утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 года № 195.

3. Положение о службе медицины катастроф Министерства здравоохранения РФ утвержденное приказом Минздрава РФ от 27.10. 2000 г № 380.

 

1. Мультимедийный проектор.

2. Компьютер (программное обеспечение Microsoft Power Point 2013).


В постановлении Правительства Российской Федерации от 03.05.94 № 420 «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами» сохранение жизни и здоровья населения России в условиях ЧС признано важнейшей государственной задачей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. В решении данной проблемы большое внимание уделено подготовке населения, дальнейшему совершенствованию службы медицины катастроф, созданию условий для успешной ее деятельности. Этим постановлением было регламентировано создание единой Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), функционально объединяющей службы медицины катастроф Минздрава России, Минобороны России, МВД России, а также медицинские силы и средства других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. В развитие данного постановления было разработано Положение о Всероссийской службе медицины катастроф, которое было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.96 № 195.

Правительство Российской Федерации подтвердило приоритетное значение службы медицины катастроф в решении задачи по сохранению жизни и здоровья населения в ЧС. Таким образом, в настоящее время в медицинской науке и в системе здравоохранения нашей страны имеется три самостоятельных направления, занимающихся проблемами медицинского (медико-санитарного) обеспечения в ЧС.

Вопросы медицинского обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации в военное время разрабатывает военная медицина, а комплекс практических мероприятий выполняет медицинская служба Минобороны России.

Разработка научных основ медицинского обеспечения населения страны в военное время и выполнение комплекса соответствующих практических мероприятий возложены на МСГО.

Самым «молодым» разделом медицинской науки и отраслью системы здравоохранения являются соответственно медицина катастроф и служба медицины катастроф - теория и практика медико-санитарного обеспечения населения страны в ЧС мирного времени.

 

Медицина катастроф - отрасль медицины и служба системы здра­воохранения, изучающая медицинские последствия природных, техноген­ных и антропогенных аварий и катастроф; разрабатывающая принципы и организацию их ликвидации; организующая и непосредственно участ­вующая в выполнении комплекса лечебно-эвакуационных, санитарно­-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также в обеспече­нии медико-санитарным имуществом в районе (очаге) чрезвычайной си­туации.

Служба медицины катастроф - комплекс органов управления, сил и средств, методов управления здравоохранением и технологией оказания экстренной медицинской помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях. Она является отраслью системы здравоохранения, предназначенной для медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.

Экстренная медицинская помощь - комплекс лечебно­-диагностических и санитарно-эпидемиологических мероприятий, оказы­ваемых пораженным в кратчайшие сроки при угрожающих жизни и здоро­вью человека состояниях, травмах и внезапных заболеваниях.

Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) - функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционально объединяющая службы медицины катастроф Минздрава России, Минобороны России, а также силы и средства МПС, МВД России и других федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Основой ВСМК является служба медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Служба медицины катастроф Минздрава России - организационно-функциональная отрасль системы здравоохранения Российской Федерации, предназначенная для организации и осуществления медико-санитарного обес-печения при ликвидации ЧС мирного времени; она выполняет свои задачи при непосредственном взаимодействии с органами управления других отраслей этой системы (лечебно-профилактическими, санитарно-гигиеническими и про-тивоэпидемическими, охраны материнства и детства, подготовки кадров и др.).

Пораженные - это люди, у которых в результате воздействия различных факторов при чрезвычайных ситуациях возникли патологические нарушения в состоянии здоровья и потребность в получении медицинской помощи.

Пострадавшие в ЧС - пораженные и лица, понесшие при ЧС матери­альные убытки, моральный ущерб, а также лица, у которых возникли психо­генные и психосоматические нарушения психотического характера (неклини­ческого уровня), отличающиеся синдромальной неоформленностью, кратко­временностью и способностью к самокупированию.

Массовые потери - чрезвычайная ситуация, в которой число поражен­ных, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, превосходит возмож­ности в своевременном ее оказании имеющимися в зоне бедствия местными силами и средствами здравоохранения.

Общие людские потери, возникшие при ЧС, подразделяются на безвоз­вратные и санитарные потери. Безвозвратные потери - люди, погибшие в мо­мент возникновения ЧС, умершие до поступления на первый этап медицинской эвакуации (в медицинское учреждение) и пропавшие без вести. Санитарные потери - пораженные (оставшиеся в живых) и заболевшие при возникновении ЧС или в результате ЧС.

Служба медицины катастроф вступает в действие во всех случаях, когда количество нуждающихся в экстренной медицинской помощи превышает воз­можности лечебных учреждений местного здравоохранения.

В качестве возможных чрезвычайных ситуаций, при которых будет не­обходима крупномасштабная медицинская помощь пострадавшему населению, следует рассматривать, кроме технологических катастроф и стихийных бедст­вий, военные конфликты и войны.

Медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций - это сани­тарные потери среди населения, нарушение психики у людей в очагах пораже­ния, осложненная санитарно-гигиеническая и эпидемиологическая обстановка в районе чрезвычайной ситуации, дезорганизация системы управления терри­ториального здравоохранения, потери медицинских сил и средств.

 

В соответствии с Положение о Всероссийской службе медицины катастроф (далее именуется - Служба), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 года № 195, основными ее задачами являются:

Ø организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Ø оказание экстренной и консультативной медицинской помощи пострадавшим (больным) и осуществление медицинской эвакуации;

Ø обеспечение готовности органов управления, системы связи и оповещения, формирований и учреждений Службы к реагированию и действиям в чрезвычайных ситуациях;

Ø сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;

Ø участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;

Ø создание и рациональное использование резервов финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов для обеспечения работы Службы;

Ø участие в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций, обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

Ø разработка и постоянное совершенствование системы медицинского обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;

Ø прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

Ø участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях;

Ø методическое руководство системой подготовки и повышения квалификации, а также аттестацией специалистов Службы;

Ø научно-исследовательская работа по развитию и совершенствованию структуры и деятельности Службы;

Ø международное сотрудничество в области медицины катастроф.

Решение задач, стоящих перед службой, может быть обеспечено по­средством проведения в здравоохранении ряда научно-практических и орга­низационно-методических мероприятий. К ним прежде всего относятся:

1. Создание, оснащение, подготовка и поддержание в высокой степени готовности сил и средств службы, разработка и внедрение в практику здра­воохранения теоретических, методических и организационных основ меди­цинского обеспечения населения в ЧС.

2. Накопление, хранение, освежение, учет и контроль медицинского имущества, необходимого для работы формирований и учреждений службы. Подготовка медицинского состава к работе в ЧС и всего населения к оказа­нию первой помощи и обучение правилам адекватного поведе­ния при различных видах катастроф.

3. Оперативное управление силами службы, маневр ими и взаимодей­ствие с министерствами и ведомствами, принимающими участие в ликвида­ции последствий катастроф, с целью обеспечения своевременной медико­-санитарной помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

Служба медицины катастроф свою работу строит на основе принятых РСЧС режимов функционирования: режим повседневной деятельности, режим по­вышенной готовности и чрезвычайной ситуации.

В целях выполнения поставленных перед службой задач она проводит ряд мероприятий.

В режиме повседневной деятельности:

— планирование мероприятий на чрезвычайные ситуации мирного и воен­ного времени;

— создание, оснащение и обучение (подготовка) формирований службы;

— подготовку медицинских учреждений к работе в ЧС;

— создание запасов медицинского, санитарно-хозяйственного и специаль­ного имущества на ЧС мирного и военного времени;

— подготовку загородной зоны к развертыванию лечебных учреждений больничной базы (на военное время).

В режиме повышенной готовности:

— приведение в готовность органов управления, сил и средств;

— усиление медицинского наблюдения и лабораторного контроля за со­стоянием внешней среды;

— обеспечение населения средствами оказания первой медицинской по­мощи;

— вывод медицинских формирований и эвакуация в загородную зону ме­дицинских учреждений и развертывание больничной базы (на военное время).

В режиме чрезвычайной ситуации осуществляет:

— медицинскую разведку района катастрофы (очага поражения);

— организацию ввода сил службы в район поражения (очаг поражения);

— организацию работы сил службы по оказанию медицинской помощи пораженным и их эвакуация за пределы очага для последующего лече­ния;

— проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

 

Служба организована на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и локальном (объектовом) уровнях. На каждом уровне служба имеются органы управления, формирования и учреждения. Руководителем Службы является Министр здравоохранения Российской Федерации.

Федеральный уровень ВСМК (в масштабе Российской Федерации) включает:

1. Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России (ВЦМК «Защита») с входящими в него штатными формированиями и учреждениями.

2. Федеральное медико-биологическое агентство.

3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

4. Федеральный центр гигиены и эпидемиологии со специализированными формированиями и учреждениями Роспотребнадзора и Федеральное управление «Медбиоэкстрем».

5. ГВМУ МО РФ и медицинские формирования и учреждения Минобороны России.

6. Силы и средствами формирований и учреждений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

7. Учреждения и формирования центрального подчинения МВД России, Российской академии медицинских наук, ОАО «РЖД», других министерств и ведомств, предназначенные для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Кроме того, в интересах ВСМК используются нештатные формирования (медицинские подразделения (группы, бригады и др.), формируемые на базе больниц, поликлиник, станций скорой медицинской помощи, центров гигиены и эпидемиологии, не входящие в штаты центров медицины катастроф и выполняющие задачи в системе ВСМК), клинические базы Минздрава России, других министерств и ведомств, а также научные базы, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказания экстренной и консультативной, скорой и неотложной медицинской помощи населению.

Межрегиональный уровень ВСМК (в масштабе региона) представлен:

1. Филиалами ВЦМК «Защита» (МРЦМК) с входящими в них штатными формированиями и учреждениями в федеральных округах (Северо-Западный, Центральный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный).

2. Межрегиональными центрами гигиены и эпидемиологии по чрезвычайным ситуациям в Москве и Новосибирске и центрами гигиены и эпидемиологии регионального уровня с входящими в них формированиями.

3. Формированиями на межрегиональном уровне Минобороны, МВД, МЧС России и ОАО» РЖД» России, других министерств и ведомств, предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также клиническими и научными базами.

Региональный уровень ВСМК (в масштабе территории субъектов Российской Федерации - республик, краев, областей, национальных округов, гг. Москвы и Санкт-Петербурга) представлен:

1. Территориальными центрами медицины катастроф с входящими в них штатными формированиями.

2. Центрами гигиены и эпидемиологии территориального уровня с входящими в них формированиями.

3. Нештатными формированиями ВСМК.

4. Формированиями Минобороны, МВД и ОАО «РЖД» России, других ведомств, расположенными на данной территории и предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

5. Клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.

Муниципальный уровень ВСМК (в масштабе отдельных районов, городов, городских районов, муниципальных образований) включает:

1. Центры медицины катастроф (там, где они создаются) или станции (подстанции) скорой медицинской помощи (с входящими в них и формируемыми в других ЛПУ формированиями), выполняющие функции органов управления службы медицины катастроф.

2. Центры гиены и эпидемиологии в городах и районах, формирующие санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки.

3. Формирования постоянной готовности военно-медицинских учреждений, формирования органов МВД, ОАО «РЖД» России, учреждения Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России, другие федеральные органы исполнительной власти, участвующие в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации ЧС.

4. Лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС, включая станции (подстанции) скорой медицинской помощи.

Локальный уровень ВСМК (в масштабе объекта) включает:

1. Должностных лиц по медико-санитарному обеспечению объекта в ЧС.

2. Медицинские формирования; подразделения санитарно-эпидемиологического надзора.

3. Лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.

На всех уровнях ВСМК на базе медицинских образовательных, научно-исследовательских, лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений создаются нештатные формирования (отряды, бригады, группы). Обеспечение их готовности к работе возлагается на руководителей соответствующих учреждений, при возникновении чрезвычайных ситуаций они поступают в оперативное подчинение органов управления ВСМК соответствующего уровня.

На всех уровнях через соответствующие органы управления Службы организуется взаимодействие с учреждениями и предприятиями снабжения медицинским имуществом и техникой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.303 сек.