Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федеральная налоговая служба РФ

ФНС РФ — это централизованная система контроля за соблюдением налогового законодательства. Создание на местах самостоятельных налоговых органов, не входящих в систему ФНС, не допускается. ФНС РФ состоит из вертикальной трехуровневой иерархии подчиненных органов. Директор ФНС назначается на должность Председателем Правительства РФ. Назначение на должности руководителей регионального и местного уровня осуществляется руководителями вышестоящих налоговых органов. Структура и штатное расписание налоговых органов утверждаются руководителями соответствующих инспекций в пределах установленного фонда оплаты труда (например, Новочеркасская межрегиональная инспекция ФНС по Ростовской области).

Основной задачей деятельности ФНС как единственного специализированного органа является контроль за соблюдением налогового законодательства всеми обязанными лицами.

Единство такой системы обеспечивается соблюдением принципа единой налоговой политики. Соблюдение такого единства необходимо для однообразного применения налогового законодательства, причем в отношении всех налогов – федеральных, региональных и местных.

Независимость ФНС обеспечивается подчинением региональных и местных налоговых органов только вышестоящим налоговым органам. Нормативные акты, принятые с нарушением компетенции местных органов, а также иные решения местных органов власти не имеют обязательной силы для налоговых органов. Местные органы власти не вправе изменять или отменять решения налоговых органов, а также осуществлять оперативное руководство ими. Территориальные инспекции ФНС являются юридическими лицами, имеют самостоятельную смету расходов, бюджетное финансирование, текущие счета в учреждениях банков и печати.

По вертикали структура ФНС как система органов делится на три уровня. Федеральный уровень – федеральный орган государственного управления (ФНС РФ), возглавляемая директором. Региональный уровень – инспекции ФНС по субъектам федерации. Местный уровень – инспекции ФНС по районам, городам и районам в городах и межрайонные инспекции.

По горизонтали центральный аппарат ФНС РФ, а также налоговые органы регионального и местного звена организованы по функциональному признаку. Например, в этих органах могут создаваться управления (отделы) косвенных налогов, камеральных проверок, налогов и сборов во внешнеэкономической деятельности, налогообложения физических лиц и т. п.

Положение о территориальных органах ФНС РФ утверждено приказом Минфина РФ от 9 августа 2005 года № 101 н. Оно включает соответствующие положения об инспекции ФНС РФ по району, району в городе и инспекции ФНС России межрайонного уровня. Различным звеньям ФНС РФ свойственны различные функции.

Основные права и обязанности налоговых органов перечислены в виде открытых перечней, закреплённых в ст. 31 и 32 НК РФ. В тоже время отдельные права и обязанности предусмотрены в иных положениях Кодекса. Так в соответствии с п.7 ст. 45 НК РФ налоговый орган вправе требовать от банка копию поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счёт казначейства, оформленного налогоплательщиком на бумажном носителе. Согласно п. 4 ст. 80 налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе плательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату её получения.

К числу основных прав налоговых органов относятся:

– взыскание недоимки по налогам и сборам, а также пени;

– проведение налоговых проверок;

– привлечение частных субъектов к налоговой ответственности и взыскание налоговых санкций.

Прочие права (учёт налогоплательщиков, осмотр помещений и территорий, приостановления операций по счетам и др.) используются в целях реализации основных прав. Причём права по отношению к частным субъектам одновременно являются обязанностями налоговых органов по отношению к государству.

Исходя из функций налоговых органов можно выделить следующие группы полномочий:

1) Полномочия по учету налогоплательщиков:

– производить государственную регистрацию юридических лиц и граждан-предпринимателей;

– производить постановку указанных лиц на налоговый учет и присваивать им идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

– вести налоговый учет граждан-налогоплательщиков (физических лиц);

– определять круг лиц – плательщиков отдельных видов налогов.

2) Полномочия по контролю за выполнением налогоплательщиками налогового законодательства:

– производить проверки документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей на предприятиях, учреждениях, организациях любых форм собственности и любых организационно-правовых форм, а также у граждан;

– обследовать с соблюдением установленных правил при осуществлении своих полномочий любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан;

– получать от предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан с их согласия справки, документы, копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщиков и необходимые для правильного налогообложения;

– требовать от банков, кредитных учреждений, бирж и иных предприятий предоставления данных о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков - клиентов этих учреждений и предприятий за истекший финансовый год в порядке, установленном Минфином РФ;

– требовать от предприятий и предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, систематического предоставления сведений об этих выплатах;

– требовать от налогоплательщиков предоставления информации обо всех открытых ими счетах в банках и иных кредитных учреждениях;

– требовать и контролировать своевременное предоставление плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверять достоверность этих документов.

3) Полномочия налоговых органов по исчислению окладных налогов:

– требовать бесплатного предоставления информации, необходимой для исчисления налогов, от органов, осуществляющих учет и оценку налогооблагаемого имущества (ведение имущественных кадастров);

– требовать от органов, совершающих юридически значимые действия, являющиеся снованием для привлечения налогоплательщиков к уплате налогов, бесплатного своевременного предоставления информации об этих действиях;

– рассчитывать сумму налога, составлять и вручать налогоплательщику извещения об уплате налога.

4) Полномочия по ведению оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов и других платежей.

5) Полномочия по применению мер, направленных на пресечение (предотвращение) нарушений налогового законодательства:

– приостанавливать операции предприятий и граждан по расчетным и иным счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях при нарушении налогового законодательства;

– изымать у предприятий документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений;

– предъявлять в судебные органы иски, направленные на восстановление законности в предпринимательской деятельности;

– требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности;

– отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия их закону.

6) Полномочия по применению восстановительных мер для предотвращения или ликвидации убытков, нанесенных налогоплательщику или бюджету:

– взыскивать недоимки по налогам;

– взыскивать пени за несвоевременную уплату налога;

– производить возврат или зачет в счет будущих платежей излишне взысканной или уплаченной суммы налога;

– предъявлять иски, направленные на компенсацию понесенных бюджетом убытков;

– определять сумму налога и сумму дохода по аналогии или условным методом;

– заключать договоры залога, поручительства, гарантии.

7) Полномочия по применению мер ответственности к нарушителям налогового законодательства:

– обращаться в суд для решения вопроса о привлечении виновных к налоговой ответственности;

– налагать в установленных НК РФ случаях финансовые санкции на юридических и физических лиц и взыскивать их в бесспорном порядке;

– предоставлять отсрочки и рассрочки по уплате санкций за налоговые правонарушения.

8) Полномочия по контролю выполнения субъектами предпринимательской деятельности требований законодательства в отношении наличного денежного обращения:

– регистрировать контрольно-кассовые машины, используемые при осуществлении денежных расчетов с населением;

– проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовых машин;

– получать объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках;

– обращаться в суд о наложении штрафов на лиц, виновных в нарушении правил

– применения контрольно-кассовых машин;

– предъявлять в суд иск о ликвидации предприятия, в отношении которого выявлены факты повторного нарушения правил применения контрольно-кассовых машин;

– приостанавливать деятельность предприятия, связанную с денежными расчетами с населением.

9) Полномочия налоговых органов в сфере валютного контроля. Эта группа полномочий связана со вступлением в силу соответствующих положений ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

10) Полномочия инспекций ФНС РФ по взысканию сумм штрафов, наложенных иными государственными инспекциями и контрольными органами, по исполнению актов судебных органов.

По сфере действия полномочия ФНС подразделяются следующим образом: налоговые, т.е. предоставленные в соответствии с налоговым законодательством; валютные: ФНС, являясь агентом валютного контроля, вправе осуществлять контроль за соблюдением налогоплательщиками валютного законодательства; расчетные: главой 15 КоАП РФ определены составы административных правонарушений по нарушениям в работе с денежной наличностью, за совершение которых штрафные санкции налагаются ФНС. При осуществлении полномочий органы ФНС могут вступать в правоотношения, которые по своему содержанию разделяются на административные и гражданско-правовые.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Публичные субъекты налогового права | Таможенные органы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 911; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.