Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налогоплательщики, как частные субъекты налогового права

 

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

В данной статье под налогоплательщиками конкретного налога понимаются только те субъекты, которые уже несут обязанность уплачивать налог, т.е. участвующие в правоотношении по уплате в качестве обязанного лица. Но следует учесть, что в законодательстве подразумеваются и лица, которые в конкретный момент времени могут и не иметь обязанности по уплате, т.е. быть как бы потенциальными налогоплательщиками. Поэтому можно дать определение: налогоплательщик по НК РФ – это лицо, признаваемое субъектом возможных отношений по уплате налогов.

Организации исполняют обязанности по уплате налогов и сборов по месту нахождения своих филиалов (обособленных подразделений). Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций специально исключены НК РФ из числа налогоплательщиков, поскольку они не обладают собственной гражданской правоспособностью. Ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов несёт юридическое лицо, в состав которого входит филиал (представительство).

В то же время филиалы и представительства иностранных организаций, созданные на территории РФ согласно п. 2 ст. 11 НК РФ признаются разновидностью организаций налогоплательщиков, поскольку было бы затруднительно требовать исполнения обязательств по уплате налогов с организаций, зарегистрированных в другом государстве, но создавших на территории РФ филиал.

Налогоплательщиками российских налогов могут быть любые физические лица (а не только граждане РФ). В особенной части НК РФ специально выделяются отдельные категории лиц. Так, в силу п. 2 ст. 207 налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих месяцев.

В п. 2 ст. 11 НК РФ специально выделены особая группа физических лиц – индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридическое лицо (ПБОЮЛ), главы крестьянских (фермерских) хозяйств. ПБОЮЛ, но не зарегистрировавшие в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них налоговым кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями. Поскольку объём прав и обязанностей должны соответствовать друг другу, если зарегистрированный индивидуальный предприниматель эффективно осуществляет свою деятельность, то у него, как правило, возникают более высокие доходы и налоговые обязательства. Налогоплательщиками многих налогов являются физические лица, которые зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей (НДС, акцизы). Кроме того, с индивидуальных предпринимателей, как и с организаций, налоги, пени, штрафы могут быть взысканы во внесудебном порядке (п.2 ст. 45, ст. 46, ст. 47 НК РФ).

В действующем законодательстве особым образом определён статус таких налогоплательщиков, как нотариусы и адвокаты. Их деятельность, согласно законодательству не является предпринимательской, однако для лиц занимающихся частной практикой, предусмотрен повышенный объём обязанностей, сравнимый с объёмом обязанностей индивидуальных предпринимателей (по запросу налогового органа обязаны представлять книгу учёта доходов и расходов хозяйственных операций) (п. 5 ч.1 ст. 23, ч. 3 ст. 23 НК РФ).

Налоговое законодательство выделяет категорию налогоплательщиков – взаимозависимые лица. Согласно п. 1 ст. 20 НК РФ взаимозависимые лица, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности: одна организация участвует в другой и суммарная доля составляет более 20 %; одно физическое лицо подчиняется по должностному положению другому; лица состоят в брачных, родственных отношениях.

Основу правового статуса налогоплательщика составляет совокупность закреплённых субъективных прав (ст. 21 НК РФ) и обязанностей (ст.23 НК РФ) в сфере налогообложения.

Следует различать общий налогово-правовой статус, которым наделяются все налогоплательщики и специальный, вытекающий из принадлежности лица к выделяемой по определённым критериям (вид деятельности, организационно-правовая форма, объём выручки) категории налогоплательщиков либо связанный с уплатой конкретного налога.

Целесообразно как права, так обязанности условно поделить на 2 группы – основные и прочие. Основным правом налогоплательщика является право на информацию (полную и непротиворечивую: об услолную и непртиворечивую: об усоменее 183 календарных дней в течении 12 следующих месяцев.венных операций)рен повышенный объём оовиях налогообложения, правах и обязанностях участников налоговых правоотношений). Каждое лицо имеет право точно знать, какие налоговые обязательства у него могут возникнуть и в каком случае. Гарантией этого права является п.7 ст.3 НК РФ, согласно которому все неустранимые противоречия и неясности актов законодательства о налогах толкуются в пользу налогоплательщика. Кроме того, в силу п./п. 1 п.1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать по месту своего учёта от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменном виде) о действующих налогах и сборах и принятых в соответствии с ними нормативные правовые акты о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщика, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчётов) и разъяснений об их заполнении.

Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами (утверждённый приказом ФНС РФ от 9. 09 2005 г. № САЭ- 3- 01/ 444@) в пункте 4.3.2.3 устанавливает, что ответ должен быть дан налогоплательщику в течение 30 календарных дней с даты поступления запроса от налогоплательщика (лично или по почте). При необходимости срок рассмотрения письменного обращения может быть продлён заместителем руководителя, но не более, чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

Обязанности по информированию законодательство предусматривает не только для налоговых, но и финансовых органов (в том числе Минфина РФ). В соответствии с п./п. 2 п. 1 ст.21 налогоплательщик имеет право получать от Минфина РФ письменное разъяснение по вопросам применения законодательства, от финансовых органов субъектов о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах. Ст. 34.2 НК РФ устанавливает, что эти органы дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение 2 месяцев со дня поступления запроса. Срок может быть продлён, но не более, чем на 1 месяц. Поскольку ФНС РФ входит в систему Минфина РФ в п./п. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ установлено, что налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина РФ по вопросам законодательства.

Подготовленный органом власти ответ на запрос обычно направляется по почте. В число прочих прав можно отнести право на сохранение налоговой тайны (п./п.13 п.1 ст.21) на обжалование в установленном порядке ненормативных актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц. Налогоплательщик может быть обязан к определённому поведению ненормативным актом уполномоченного органа (например, уплатить налог по требованию об уплате налога – ст. 69 НК РФ; представить необходимые для проверки документы по требованию о представлении документов – ст. 93 НК РФ). Процессуальные кодексы (п. 1 ст. 249 ГПК РФ, п. 5 ст. 200 АПК РФ) в этом случае возникают обязанности по доказыванию законности оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействий) на налоговый орган или лицо, которые приняли акт.

Естественно, перечисленные права налогоплательщиков являются отражением общегражданских прав в сфере налогообложения. НК РФ в п. 2 ст. 22 предусматривает, что права налогоплательщика обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц. Обязанности налогоплательщиков определяются основной целью правового регулирования в сфере налогообложения – формирование государственных доходов по результатам экономической деятельности налогоплательщиков за счёт их имущества

Основной обязанностью налогоплательщиков является уплата законно установленных налогов. При наличии объекта налогообложения и при отсутствии льгот (освобождение, вычеты) налоги должны выплачиваться своевременно, в полном объёме, в бюджет.

Все прочие обязанности налогоплательщиков, так или иначе, сопряжены с основной обязанностью. Большинство их можно характеризовать как обязанность по формированию, хранению и представлению государству определённой информации о своей деятельности.

По ряду налогов на налогоплательщиков возлагается обязанность по представлению налоговой декларации (ст.80 НК РФ). Она даёт возможность государству без проведения налоговых проверок взыскать налог принудительно в случае его неуплаты в срок. По этой причине срок представления налоговой декларации обычно устанавливается до наступления срока уплаты налога либо в тот же срок.

В силу п. 2 ст.23 налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщить в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, места жительства индивидуального предпринимателя об открытии или закрытии счетов в течение 7 дней. Индивидуальные предприниматели о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности. Эта информация может быть использована при принятии решения о взыскании налога за счёт денежных средств (ст.46 НК РФ). Как следует из п./п. 8 п. 1 ст.23 налогоплательщики обязаны хранить данные бухгалтерского и налогового учёта и другие документы, необходимые для исчисления налога и их уплаты в течение 4 лет. Если не сохранили, то согласно п./п.7 п. 1 ст.31 налоговые органы имеют особое право самим определять сумму налога, необходимого к уплате в бюджетную систему РФ, расчётным путём.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Частные субъекты налогового права | Отличие налоговых платежей от иных государственных изъятий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 868; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.