Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Классификация природных ресурсов




Контрольные вопросы

Классификация природных ресурсов

По источникам и местоположению: энергетические
ресурсы, атмосферные газовые ресурсы, водные ресурсы,
ресурсы литосферы, ресурсы растений-продуцентов, ре­
сурсы консументов, ресурсы редуцентов, климатические
ресурсы и др. (приложение 1).

По сфере их использования: производственные (сель­
скохозяйственные и промышленные), здравоохранительные
(или рекреационные), эстетические, научные и др.

По принципу используемости человеком в настоящее
время
(иначе говоря, по техническим возможностям эксп­
луатации): реальные природные ресурсы используются в
настоящее время человеком в производственной деятель­
ности; потенциальные природные ресурсы в настоящее
время не используются человеком вообще либо использу­
ются в недостаточной степени (энергия Солнца, морских
приливов, ветра и др.).

По принципу заменимости: заменимые природные
ресурсы можно заменить другими сейчас или в обозримом
будущем (все полезные ископаемые, энергоресурсы); неза­
менимые
природные ресурсы нельзя заменить другими
природными ресурсами (атмосферный воздух, вода, гене­
тический фонд живых организмов).

По принципу исчерпаемости и возобновимости:
Исчерпаемые природные ресурсы
— ресурсы, коли­
чество которых ограничено и абсолютно, и относительно.
Исчерпаемые ресурсы подразделяют на невозобновимые и
возобновимые.

Невозобновимые природные ресурсы абсолютно не восстанавливаются (каменный уголь, нефть и большинство других полезных ископаемых) или восстанавливаются значительно медленнее, чем идет их использование (торфяники, многие осадочные породы). Использование этих ресурсов неминуемо ведет к их истощению. Охрана невозобновимых природных ресурсов сводится к рациональному, экономному использованию, борьбе с потерями при добывании, перевозке, обработке и применении, поиску заменителей.

Возобновимые природные ресурсы по мере использо­вания постоянно восстанавливаются (животный мир, растительность, почва). Однако для сохранения их способности к восстановлению необходимы определенные условия, нарушение которых замедляет или вовсе прекращает процесс восстановления. Процессы восстановления протекают с разной скоростью для разных ресурсов: для восстановления животных требуется несколько лет, леса — 60—80 лет, почвы — несколько тысячелетий. Охрана возобновимых природных ресурсов должна осуществляться путем рациональ­ного их использования и расширенного воспроизводства. Темпы расходования возобновимых природных ресурсов должны соответствовать темпам их восстановления.

Неисчерпаемые природные ресурсы — ресурсы, количество которых не ограничено, но не абсолютно, а относительно наших потребностей и сроков существования. Неис­черпаемые природные ресурсы включают ресурсы водные (воды Мирового океана, пресные воды), климатические (ат­мосферный воздух, энергия ветра) и космические (солнечная радиация, энергия морских приливов). Однако если количество неисчерпаемых природных ресурсов относительно не ограничено, то их качество может ограничить возможность их использования человеком (например, количество воды не ограничено, но ограничено количество питьевой воды).

По направлению их использования в деятельности человека:

А — непосредственные источники существования лю­дей, их воспроизводства: Ах — жизненно необходимые (воздух, вода, земля и др.); А2 — рекреационные, оздоровительные, эстетические.

В — источники средств материального производства, важнейшие факторы его развития: Вх — ресурсы, непосредственно потребляемые материальным производством (сырье, энергия, материалы); В2 — ресурсы, используемые, но не изымаемые из природной среды (например, вода для речного и морского транспорта).

С — ресурсы, непосредственно человеком и в его материальном производстве не используемые, но составляющие необходимое звено в круговороте вещества и энергии в природе (например, планктон океанов, деструкторы в почве). Также их можно назвать природными условиями.

По критерию собственности: частные, государственные и общественные, а также собственные и арендуемые.

1. В чем разница между природными ресурсами и природными
условиями? Приведите примеры.

2. В чем причины неопределенности прогнозов момента исчер­
пания того или иного природного ресурса?

3. Как классифицируют природные ресурсы по источникам и
местоположению? Приведите примеры.

4. Как классифицируют природные ресурсы по сфере их ис­
пользования? Приведите примеры.

5. Как классифицируют природные ресурсы по принципу ис­
пользуемости человеком в настоящее время? Приведите при­
меры.

6. Как классифицируют природные ресурсы по принципу за­
менимости? Приведите примеры.

7. Как классифицируют природные ресурсы по принципу ис-
черпаемости и возобновимости? Приведите примеры.

8. Как классифицируют природные ресурсы по направлению
их использования в деятельности человека? Приведите при­
меры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.